Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 19:57, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену по предмету "Политология".
- опора на силу, позволяющую
в случае необходимости по
своему усмотрению
- формирование политической
- разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;
- наличие элементов демократии.
26 Характеристика авторитаризма как политического режима.
Характеризуется монополией на власть одной партии или одним лицом.
Признаки:
1. Монопольная власть одной группы.
2. Полный или частичный запрет оппозиции.
3. Централизованная структура власти.
4. Сохранение ограниченного плюрализма.
5. Наследование как способ рекрутации правящей элиты.
6. Отсутствие возможностей ненасильственной смены власти.
7. Использование
силовых структур для
17. Демократия: сущность, предпосылки возникновения, исторические формы.
Основные черты: реальная полнота прав и свобод личности
Источником власти в общ-ве явл народ прямая и представительная дем-ия , выборность основных органов гос-ва, подчинение меньшинства большинству, гарантия прав и свобод каждому гражданину, открытый хар-ер общества в стране. Гл принцип - разрешено всё, что не запрещено законом, принцип предельно широко раскрыв творческий потенциал народа. 27 Демократический режим. Модели демократии
- существование в обществе множества интересов
- гарантированный доступ групп к политическим институтам
- всеобщее избирательное право
- контроль представительных институтов за деятельностью власти
- согласие большинства относительно норм и процедур
- разрешение возникающих конфликтов мирным путём
- признание решающей роли большинства, при учёте мнения меньшинства
Модели демократии:
1 Либерально-демократическая
(свобода человека означает
2 Радикально-демократическая
(разумный человек может
3 Конкурентно-элипсическая демократия (Вебер, Шумпетер) (определение деятельности через систему верования в легитимность существования порядка)
4 Модель Липсета-Лернера (Д-я – результат развития соц-х и эк-х условий)
5 Полиархическая демократия (Р.Даль) Полиархия - реальная демократия с высокой степенью управления отзывчивостью к политическим предпочтениям.
6 Эк-я модель дем-ии Энтони Даунса (принципы рыночной экономики сочетаются с демократией)
7 Дем-я модель прав человека (при изучении демократии нужно учитывать права человека и их соблюдение)
18. Современные модели демократии.
Классический либерализм рассматривает демократию не столько, как порядок, позволяющий гражданам участвовать в политической жизни, сколько как механизм, защищающий их от произвола власти и беззаконных действий других людей. В данном случае суверенитет принадлежит гражданам, но они делегируют его избранным представителям, так как только сильное государство в состоянии защитить своих граждан. Вводятся основные ограничители власти, выраженные в разделении полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей ("власть останавливает власть").
Концепция охранительной демократии так же исходит из идеи защиты индивидуальных интересов с помощью обеспечения всеобщего права голоса. Согласие подчиняться выражается в процессе голосования на выборах. Это обеспечивает ответственность управителей перед избирателями, которая достигается через такие механизмы, как тайное голосование, регулярные выборы, конкуренция на выборах, правления большинства, дающие гражданам возможность выбирать себе власть имущих и контролировать ее решения.
Прямая демократия способна привести к "тирании большинства", при которой индивидуальные свободы и права меньшинства могут быть нарушены от имени народа.
Подобные опасения разделяли и теоретики представительной демократии. Они утверждали, что большинство людей слишком необразованно, чтобы управлять, чересчур подвержено влиянию демагогии популистов и непременно будет ущемлять интересы меньшинства, а прямая демократия может выродиться в правление толпы.
19. Политический режим в современной России.
Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.
Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, ее неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена: либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества. Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели, политический строй в нашей стране отягощен признаками нескольких предыдущих политических режимов.
20. Государство как политический институт: понятие, теории происхождения, признаки государства.
Государство как политический институт представляет собой институционализированную политическую власть.
Для государства характерны следующие признаки : 1) его власть распространяется на все общество;2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими);3) население подразделяется по территориальному принципу;4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.);5) система налогов и сборов;6) наличие права;7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.
Теологическая теория. По мнению представителей данной теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Основоположники этой теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально- экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.
Патриархальная. Суть теории: гос-во продукт разросшейся семьи. Согласно этой теории люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию гос-ва.
Органическая. Суть теории, что государство соотносится с биологией организма, т. е. функции организма совпадают с функциями государства.
Психологическая. Человек не может существовать индивидуально, а жить и развиваться может только в коллективе; есть 2 группы лиц - те, кто руководит и те, кто подчиняется
Теория насилия. Внешнее насилие – завоевание одних народов другими с целью увеличения его благосостояния. Внутреннее – оно выражалось в экономической и политической формах.
Договорная теория. Население делигирует часть своих свобод и прав лицу либо органу на договорной основе.
Иррациональная. Основана для проведения масштабных работ, создано государство с целью управления большими группами народа.
Классовая. Появился институт семьи; произошло расслоение – социальное и экономическое.
21. Структура и функции государства.
Функции государства:
внутренние: политическая, экономическая, идеологическая, социальная, экологическая.
внешние: международная деятельность (внешнеэкономическая, внешнеполитическая), оборона страны.
Структуры государства: аппарат управления (представительные органы(парламент), исполнительные органы(президент, правительство), судебная система, граждане); аппарат принуждения (вооруженные силы, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, надзорно - контрольные органы).
22. Формы государственного
устройства и формы
Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей.
Унитарное государство – это единое, простое государство,
состоящее из административно-
Федеративное государство –
это союз государственных образований,
обладающих юридической и определенной
политической самостоятельностью. Эти
образования называются субъектами федерации
и имеют собственное административно-
Конфедерации – это государственно-правовые объединения юридически независимых государств. Цель подобного объединения – решение совместных задач в области экономики, обороны, культуры и т. д.
Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности).
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;
Монархия может быть:
абсолютная (всевластие главы государства);
конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).
Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.
Республика может быть:
парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);
23. Федерализм в современном мире. Особенности российского федерализма.
Федерализм-система разделения властей и принятия решений между отдельными управляющими системами различного уровня, осуществляющими властные полномочия над тем же населением и географическим регионом.
Федерализм как путь объединения может выступать в двух формах : национально - государственный, когда объединяются в одну политическую организацию разные, до этого момента, разрозненные части политической системы. международный путь объединения, когда независимые государства ( нации ) объединяются друг с другом в одну общую систему.
Политико - правовые причины привлекательности современного федерализма
Прежде всего, это федеративное государство, по своей сущности являющееся демократическим и децентрализованным. В этом качестве федерация соответствует требованиям демократического пути развития общества и государства, связанных как с поиском компромиссов внутри каждой из федераций, так и отношениями между субъектами и самой федерации, т. е. введения Системы сдержек и противовесов. Тот факт, что из семи крупнейших по территории государств мира шесть являются федеративными - Австралия, Бразилия, Индия, Канада, США и Россия, за исключением Китая. Следовательно, существует некая зависимость между величиной территории и типом территориально - политического устройства страны. Развитие динамики интеграции и глобализации в масштабах всего мира, повышение актуальности и значимости вопросов общего руководства развитием мировых процессов в целом, требующих использования федеративных и конфедеративных политических форм. Происходящее реформирование и становление нового, реального федерализма в странах СНГ и во многих других, решение вопросов политико - правового статуса различных национально - территориальных и территориальных образований ( например, Абхазии и Южной Осетии и др.), которые могут потребовать использования федерализма или отдельных его элементов. Активизация и углубление интеграционных процессов в ряде регионов мира, в виде созданных конфедеративных ( государственных ) и иных, в том числе коммерческих объединений.
Особенности современного российского федерализма заключаются в том, что в нем сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала; что это сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления, неразрывно связанный с дальнейшей демократизацией страны; что это самая большая в мире федерация.