Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа
Цель исследования: Выявить, как происходит становление молодежной политической элиты в политической сфере. Избежать конфликты, связанные с этим процессом.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть современную молодежную политическую активность, которая ведет молодежь к власти и накоплению политического опыта
2. Выявить конфликты, происходящие между молодежной политической элитой и «обычной» молодежью
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Проблемы и концепции становления молодежной политической элиты в современной России………………………………………………….…….7
§1.Содержание понятия «политическая элита» и концептуальные подходы к его объяснению …………………………………………………….…...7
§2. Особенности становления молодежной политической элиты……..…17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...…36
ГЛАВА 2. Становление молодежной политической элиты в современной России – проблемы и противоречия…………………………………....39
§1. Возможности формирования молодежной политической элиты в России ……………………………………………………………………39
§2. Процесс вхождения молодежи в политическую элиту, проблемы и противоречия……………………………………………………………..42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….…63
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Ярославский государственный педагогический
университет им. К. Д. Ушинского»
Институт педагогики и психологии
Кафедра конфликтологии
Курсовая работа
Становление современной молодежной политической элиты,
как конфликтный процесс
Титова Людмила Григорьевна,
доктор политических наук, профессор кафедры социально- политических теорий ЯрГУ им.П.Г.Демидова
Ярославль, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Проблемы и концепции становления молодежной политической элиты в современной России………………………………………………….…….7
§1.Содержание понятия «политическая элита» и концептуальные подходы к его объяснению …………………………………………………….…...7
§2. Особенности становления молодежной политической элиты……..…17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...…36
ГЛАВА 2. Становление молодежной
политической элиты в современной России
– проблемы и противоречия…………………………………....
§1. Возможности формирования молодежной политической элиты в России ……………………………………………………………………39
§2. Процесс вхождения молодежи
в политическую элиту, проблемы и противоречия………………………………………………
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….…63
Введение
Современное общество переживает
сегодня непростой этап своего развития,
связанный с
В настоящее время
назрела необходимость
Молодежь представляет
собой особый интерес для оценки
современного политического процесса в
России как группа, в значительной степени
являющаяся индикатором социально-политических
преобразований.
Анализ состояния политического становления
молодежи показывает, что поколение молодых
людей, так же как и общество в целом, в
достаточно высокой степени фрагментировано.
Отдельные группы молодежи отличаются
между собой интересом к политике, уровнем
включенности в политическую жизнь, взглядами
на различные политические идейные течения
в современной России.
С точки зрения интереса к исследованию проблемы политического становления молодежи, необходимо обратить внимание на то, что по мере взросления, накопления жизненного опыта, интерес к политике со стороны молодежи растет. Так, из состава молодежи в возрасте до 20 лет внимательно следят за политической информацией только 6,5%, а в возрасте 24-26 - уже 13,7%, то есть в два раза больше.
Несмотря на значительные разработки теории социализации, политического становления, сегодня эти проблемы скорее намечены, чем глубоко проанализированы. Если раньше это было связано, прежде всего, с эмпирической не изученностью проблем, то сегодня это обусловлено в первую очередь недостаточностью концептуальных наработок.
Цель исследования: Выявить, как происходит становление молодежной политической элиты в политической сфере. Избежать конфликты, связанные с этим процессом.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: Молодежная политическая элита
Предмет исследования: Причины, условия и факторы конфликтогенности молодежной политической элиты
Общая гипотеза: В процессе становления молодежи, как политической элиты, происходят трудности и конфликты, связанные с этим процессом.
В работе был использован комплекс основных методологических приемов и подходов, особое место среди них занимает структурно функциональный, деятельностный, генетический, диалектический и аналитический подходы, сравнительный анализ социологических данных и нормативно-правовых документов. Методологическую значимость изучения проблем молодежи представляют труды К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Дюркгейма, Э.Фромма, Э. Эриксона, Дж. Мида. Положения о закономерностях формирования потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации личности, рассмотренные в работах И.С. Кона и другие, посвященные изучению проблем политического самоопределения, социализации молодежи и политического становления молодежи, а также принципы мультипарадигмального подхода, позволяющие на основе привлечения наиболее серьезных теорий и концепций осуществить исследование проблемы: структурно-функциональный анализ Парсонса, принципы понимающей социологии М. Вебера, теория социально-структурной флуктуации П. Сорокина, развернутые принципы экономической детерминации марксистской теории, теория социальной эксклюзии. Эмпирическая база исследования. В процессе написания работы использовался значительный эмпирический материал, имеющийся в статистических источниках, научных статьях, конкретных социально-политологических исследованиях проблемы.
В ходе работы
я опиралась на материалы
Актуальность исследования определяется, таким образом, с одной стороны тем, что назрела необходимость определения места молодежи в современной политической жизни страны, с другой, отставанием теоретической разработки и изученности проблемы политического становления российской молодежи в современной политической социологии.
Степень разработанности
проблемы состоит в том, что основные
трудности при анализе научно-
Краткое описание структуры представляемой работы – работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка
Глава 1. Проблемы и концепции становления молодежной политической элиты в современной России
§1. Содержание понятия «политическая элита» и концептуальные подходы к его объяснению
Опыт современных модернизаций в целом ряде стран, в том числе и в России, демонстрирует их многофакторный характер. Модернизирующимся странам приходится своевременно отвечать на вызовы не только внутреннего, но и внешнего порядка. Мировой экономический и финансовый кризис, взаимосвязанность глобализирующегося мира до предела обострили проблему качества молодежного социума и его способности завершить начатые преобразования, сделать Россию великой державой, научиться квалифицированно управлять политическими процессами. Решать эти сложные задачи молодым людям придется в условиях небывалого сокращения численности молодежи. По данным ООН, к 2025г., по сравнению с нынешними днями, юношей и девушек в России в возрасте 20–25 лет станет на 44% меньше. Только новые качественные стандарты молодежного ресурса страны в состоянии дать ответ на вызов времени. Залогом на пути совершенствования российского общества становится государственная политика, обозначенная в целом ряде современных документов, в том числе и в Послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию в ноябре 2008г. В нем особо подчеркнуто, что в первую очередь необходимо «открыть дорогу способным и деятельным молодым людям. Они – ровесники новой демократической России. В них ее открытость, ее свободный дух, стремление ко всему передовому. И им придется нести ответственность за сохранение наших фундаментальных ценностей. Оценивая модернизационные процессы политического становления молодежи за последние 15 лет, выделим этапы модернизации в России:
1) модернизация, осуществляемая в 1990–1995гг., может быть названа модернизацией прорыва;
2) модернизация
1996–1999гг. может характеризоваться
как модернизация сознания
3) стабилизирующая модернизация, на наш взгляд, стала формироваться с начала нового века и продолжалась до 2005г.;
4) в настоящее
время, точнее с 2005г., идет становление
современного этапа модернизаци
Основное отличие современной модернизации России от прежних ее волн состоит прежде всего в том, что она развернулась в условиях мирного времени, однако по своим разрушительным последствиям она сопоставима с войной. Что же касается морального состояния общества, положение было еще хуже. В ходе войны происходило единение народа, в ходе модернизации первого этапа – раскол общества, углубление конфликтов межпоколенческих, этнических, религиозных, социальных. Передел собственности, общественных отношений, безвластие, деидеологизация этого этапа наложили определенный отпечаток на формирование мировоззрения молодого поколения, поэтому корни современного экстремизма находятся именно там. В демографической структуре экстремизма преобладают молодые люди в возрасте до 30 лет.
Распад молодежных организаций, ослабление патерналистской политики государства делали молодежь уязвимой в определении собственной позиции в меняющемся мире. На фоне зарождающейся многопартийности появилась тенденция отношения к молодежи, которую сами молодые люди расценили как «борьбу за голоса» молодежного социума. Социальные институты – семья, школа, армия, церковь – оказались разобщенными и не смогли стать «компасом» для российской молодежи.
Ситуация усугубилась и резким отставанием провинции от центра. В своем социальном под вижничестве и в политическом оживлении, как достаточно метко подчеркнули С.И.Барзилов и А.Г.Чернышев, современная российская провинция незаметно для себя «проскочила» уже два этапа идеологического процесса. Для первого этапа, отмечают указанные авторы, характер, но внедрение в провинциальный менталитет леворадикальной идеологии, а в столичный – либерально антикоммунистической. На втором этапе произошло оформление мировоззрения демократической номенклатуры. Это дало возможность административными средствами с помощью СМИ влиять на умонастроения молодежи.
Колоссальная ошибка содержания модернизации начала 1990-х гг., как нам представляется, состояла в том, что социальные издержки экономических реформ затронули молодежь, не обладающую политическим весом и не имеющую рычагов политического влияния на власть. Как обоснованно утверждает З.Романова, «шоковая терапия в ее чистом виде – это разновидность экономического насилия». Если бы не самоотверженная помощь со стороны старшего поколения, и прежде всего родителей, Россия уже к середине 90-х гг. могла бы столкнуться с молодежным бунтом. Согласно социологическим опросам, в помощи родителей реально нуждались 93% молодых людей. Существенно выделялась в этом отношении сельская молодежь, которая еще больше нуждалась в попечении родителей. По нашим опросам, на помощь родителей в получении, например, образования надеются свыше 90% сельских юношей и девушек. Помощь родителей исключительно высока в решении жилищных проблем молодежи. В начале 1990-х гг. среди молодежи почти половина (43%) имела комнату в квартире родителей, 6,6% жили в общей комнате с родителями, 21% – проживали в общежитии и 17% молодых людей, или каждая тринадцатая молодая семья, вынуждены были снимать жилье. Таким образом, первый этап модернизации России для молодежи оказался противоречивым. С одной стороны, она приняла идеи модернизации и демократизации, а с другой – оказалась под прессом проводимых в стране преобразований.
Информация о работе Становление современной молодежной политической элиты, как конфликтный процесс