Становление современной молодежной политической элиты, как конфликтный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить, как происходит становление молодежной политической элиты в политической сфере. Избежать конфликты, связанные с этим процессом.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть современную молодежную политическую активность, которая ведет молодежь к власти и накоплению политического опыта
2. Выявить конфликты, происходящие между молодежной политической элитой и «обычной» молодежью

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Проблемы и концепции становления молодежной политической элиты в современной России………………………………………………….…….7
§1.Содержание понятия «политическая элита» и концептуальные подходы к его объяснению …………………………………………………….…...7
§2. Особенности становления молодежной политической элиты……..…17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...…36
ГЛАВА 2. Становление молодежной политической элиты в современной России – проблемы и противоречия…………………………………....39
§1. Возможности формирования молодежной политической элиты в России ……………………………………………………………………39
§2. Процесс вхождения молодежи в политическую элиту, проблемы и противоречия……………………………………………………………..42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….…63

Файлы: 1 файл

курсовая работа ОКОНЧАТЕЛЬНО.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

или профсоюзную  должность в крупной организации. Это был "резерв", из

которого черпались  кадры для номенклатуры всех уровней.

Таким образом, в политический процесс вовлекалось почти все население

страны, с детских  лет усваивавшее основы идеологии, нормы и правила партийной  жизни, страх перед остракизмом  номенклатуры, которая закрывала  возможности дальнейшего роста. Номенклатурная система имела возможность  выбора лучших кадров по всей стране. Отчасти это позволяло

включаться  в общественную жизнь общества всем желающим. Наиболее

способные к  управленческой деятельности молодые  люди ясно понимали,

что такое общественная деятельность, какие качества требуются  для продвижения по комсомольской или партийной линии, каковы "правила игры". Ясны были и возможные результаты и перспективы карьерного роста;

впереди была лестница восхождения: комсомольский активист, заместитель секретаря, секретарь  партийного или комсомольского комитета с освобождением от основной работы, инструктор в райкоме и т.п., в соответствии с "табелью о рангах". Такой способ вхождения в советскую

политическую  жизнь был вполне прогнозируем и  полностью контролировался государством.

Однако парадоксом этой системы было то, что, постоянно работая с молодежью и включая ее на самых ранних этапах в различные формы общественной активности, государство далее предлагало столь медленный темп политической карьеры, что путь на вершины власти теоретически занимал всю жизнь. Каналы рекрутации общественно активной молодежи на верх политической лестницы были связаны главным образом с комсомолом, откуда шел наиболее массовый поток пополнения руководящих партийных кадров. Но из-за того, что сменяемость кадров на высших должностях происходила слишком медленно, движение наверх нижестоящих номенклатурных рангов также замедлялось. Комсомол также старел: руководящие посты в комсомоле все чаще занимали люди "с седыми висками". Так, один из последних лидеров советского комсомола Борис Пастухов (первый секретарь ЦК ВЛКСМ с 1977 по 1982 гг.) занял этот высокий пост в возрасте 44 лет, хотя формально комсомол охватывал молодежь от 14 до 28 лет. В других общественных организациях советского периода и профсоюзах происходили те же процессы. Отсутствие демократических выборов и общественного контроля над властью, кадровый застой привели к тому, что советская власть постепенно становилась геронтократией - властью стариков.

 

Перестройка 
 
К началу 80-х годов тенденция кадрового застоя и катастрофического старения властвующей элиты стала очевидна уже не только жителям СССР, но и мировой общественности. Трансляция партийных съездов поражала: в огромном президиуме на сцене восседали седовласые старцы, которые с трудом читали "по бумажке" многочасовые доклады. В период позднего Брежнева изменился сам смысл понятия "молодой" по отношению к политикам. Пятидесятидвухлетний М.С. Горбачев считался "молодым" в момент своего избрания на пост Генерального секретаря ЦК, а средний возраст высшей элиты приближался к 70 годам. Возрастного ограничения для занятия ответственных постов не существовало. 

В то же время  процессу старения сама элита пыталась противопоставить квотирование по возрасту: ЦК КПСС требовал от всех структур власти отчетов о представительстве  молодежи в структурах власти. Однако это не приводило к желаемым результатам. Молодежь привлекалась лишь в наименее значимые органы - как правило, в декоративные парламенты, профсоюзы и проч. Благодаря вмененным квотам средний возраст Верховного Совета СССР был на 20 лет (!) меньше, нежели средний возраст Политбюро ЦК КПСС, и составлял 40 с небольшим лет.

Описанная тенденция рано или поздно неизбежно должна была спровоцировать конфликт между поколениями "старых" (70-80 лет) и "молодых" (45-55 лет) политиков: первые не желали уходить с насиженных мест, а вторые чувствовали себя "перестарками", от которых уплывает власть. Этот конфликт можно назвать причиной революционных изменений, которые претерпело российское общество вообще, власть в частности, в 80-90-е годы. После избрания Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева "молодая" номенклатура получила шанс изменить ситуацию и всячески способствовала реформам. Реформаторская деятельность Горбачева начинается с активного поиска сторонников. Политбюро, избравшее Горбачева своим лидером, более чем на 80% состояло из людей Брежнева. Только четверо из состава Политбюро 1985 г. были назначены Андроповым. Средний возраст команды, начавшей перестройку, равнялся 68, 5 годам. Каждый второй член высшего руководства того периода начал свою партийную карьеру еще при Сталине . 
 
Горбачев устраивает настоящую "кадровую мясорубку", избавляясь от брежневцев. Беспрецедентную чистку элиты он проводит в 1989 г., когда отправляет в отставку 74 члена и 24 кандидата в члены ЦК КПСС, из Политбюро к тому времени он вывел уже 23 человека, заменив их своими сторонниками. После этих многочисленных замен Политбюро "молодеет" на семь лет, а ЦК КПСС - на пять. Обнаруживается тенденция ускорения темпа карьеры для номенклатурных работников. Все структуры власти и управления приходят в движение: начинается быстрое продвижение наверх вторых и третьих эшелонов чиновников. Вытеснение старшего поколения номенклатуры со своих постов сопровождалось общим ослаблением роли партии и началом распада советского государства. А новое поколение номенклатуры, пришедшее с Горбачевым, так и не успеет воспользоваться результатами своей победы и будет погребено под обломками развалившегося Советского Союза.   Тармитоьасвфя  
 
Молодежь и "вторая власть" 
 
Само занятие легальной коммерцией в горбачевский период было привилегией. Только "классу уполномоченных" номенклатура позволила заниматься бизнесом, который приносил сверхприбыли. Засидевшиеся в пыльных кабинетах комсомольские функционеры энергично занялись шоу-бизнесом, международным туризмом, созданием банков, строительных и риэлтерских фирм, экспортно-импортными операциями. Все это были молодые люди, многим из них не было еще и тридцати. 
 
Чем очевиднее становилось, что обмен власти на собственность чрезвычайно выгоден и коммерческие риски минимальны, тем шире становился поток партийной и комсомольской номенклатуры, вливающийся в новые структуры "альтернативной" экономики. Согласно данным исследования сектора изучения элиты Института социологии РАН "Молодые миллионеры" (1994 г.), за период с 1987 по 1992 гг. доля выходцев из номенклатуры в бизнес-элите увеличилась с 38% до 61%.Наиболее интенсивный переток кадров в бизнес-структуры приходится на период с 1987 по 1989 гг. - 60, 8% от общего числа перешедших. После 1989 г. отток экс-номенклатурщиков в бизнес сокращался и после 1991 г. фактически сошел на нет. 
 
Надо отметить, что средний возраст "новых русских" был не так уж и мал: по данным исследования "Лидеры российского бизнеса", проведенного сектором изучения элиты в 1993-1995 гг., в 1992 г. он равнялся 42, 1 годам, а в 1994 - 44, 6 годам (N = 135). Это говорит о том, что кроме молодых комсомольцев, в частный сектор экономики еще до массовой приватизации переходили и представители среднего, и даже старшего возраста, занимавшие руководящие посты в экономике. Довольно типичной ситуацией тех лет была смена поста управляющего государственного банка или директора предприятия на пост президента коммерческой структуры. Такое "пересаживание" и переименование существенно отличалось от создания коммерческих структур с нуля, так же как ментальность старых директоров отличалась от ментальности "молодых волков", которые не были отягощены грузом советского опыта. "Пересаживанием" объясняется и высокий средний возраст "производственников", к которым по преимуществу относятся директора промышленных предприятий. Старше "производственников" оказались только "бизнес-чиновники" - высшие государственные чиновники, курирующие бизнес и имеющие тесную взаимосвязь с бизнес-элитой - 48, 3 и 51, 8 лет соответственно. Доля лиц до 40 лет у этих двух групп также не велика - 23, 5% и 25% соответственно. Самыми молодыми оказались "торговцы", их средний возраст - 37, 8 лет, а доля молодежи до 40 лет - 75%. К ним относятся в основном бывшие комсомольцы, а также молодые люди, не связанные с номенклатурной политической системой, создавшие свои малые предприятия (кооперативы) и добившиеся успеха на этом поприще.

Номенклатурный  сектор проторыночной экономики  создавался несколькими основными  способами: 1) с помощью акционирования (то есть фактически приватизации) министерств и ведомств (так был создан "Газпром", большинство коммерческих банков); 2) путем создания коммерческой структуры по инициативе и при непосредственном участии государственных структур, которые поручали руководить бизнесом своим "уполномоченным" (особенно много фирм было создано Министерством внешней торговли СССР и Госкомитетом СССР по внешним экономическим связям); 3) путем создания коммерческой структуры госчиновником "под себя", с последующим пересаживанием; 4) использованием личных неформальных связей, по знакомству (см. табл. 3). Способы 1 и 2 были особо распространены среди "производственников". Это директора, которые остались на своем посту после акционирования, или сотрудники министерств, уходившие в отрасль производства, которую они раньше курировали. "Торговцы" же, как правило, переходили в бизнес, используя служебное положение с целью первоначального накопления (например, ЦНТТМ). Самым распространенным способом создания номенклатурной коммерческой структуры было "пересаживание", или прямой обмен власти на собственность. 
 
Другим распространенным способом обмена власти на собственность стало делегирование каким-либо государственным органом полномочий по ведению коммерческих дел своим уполномоченным лицам. В качестве "уполномоченных" избирались, как правило, молодые люди, которые сразу становились первыми лицами мощных финансовых структур. Эти молодые миллионеры вырастали как грибы после дождя, и не было ясно, каким образом в советское время они смогли накопить такие средства. 
 
Эти советские яппи вовсе не были "self-made men". За ними всегда стояли могущественные структуры старой власти. 
 
Изучение процесса вхождения различных поколений в бизнес важно не только для понимания процесса формирования в России рыночной экономики, но и для осмысления того, почему "новая буржуазия" оказывала столь большое влияние на политику. И если первые попытки политического реванша "новых русских" были достаточно наивны, то уже через несколько лет агрессивные попытки молодого бизнеса "купить власть" принимают все более изощренные формы. К 1997 г. практически все ветви и уровни государственной власти испытывают на себе лоббистское давление бизнеса. О могущественных "олигархах" ежедневно пишут газеты. Согласно исследованию сектора изучения элиты "Путинская элита", в 2001 г. ставленники крупного бизнеса составляют 17, 3% депутатов Государственной Думы; 4, 2% состава кабинета министров РФ; 8, 1% губернаторов. 
 
Изменился не только "вход" в элиту, но и выход из нее. Вместо принятой в прежней советской системе "дипломатической ссылки" возник новый путь ухода из власти -переход в бизнес. Структуры, созданные при содействии органов управления, быстро стали наполняться отставниками, "персональными пенсионерами". Как неоднократно рассказывали нам в своих интервью бывшие партийные и государственные руководители, в таких коммерческих структурах принимались на работу только "свои" люди, бывшие коллеги. Такие коммерческие "отстойники" образовывались, главным образом, на базе старых министерств и ведомств.

Делают ли сами Российские партии ставку на молодежь? Это определенно можно утверждать лишь относительно двух парламентских  партий - ЛДПР и Союза правых сил. Причины тому разные: ЛДПР строит свою деятельность на популярности Жириновского, а для харизматических лидеров типично обращаться к молодежи за поддержкой "через голову" действующей власти. Союз правых сил опирается на молодежь, исходя из того, что именно новое поколение более склонно следовать демократическим идеалам и западным ценностям. Согласно данным, которые приводят американские исследователи из Центра Карнеги Колтон и Макфол , молодежь до 30 лет по сравнению с другими возрастными группами наиболее склонна считать самой предпочтительной политической системой демократию западного типа (таких - 15%). Однако представители той же возрастной группы еще более склонны считать, что лучшим путем для России было бы реформирование старой советской системы, причем число таких более чем вдвое превышает число сторонников западной демократии (36%). Об этом же свидетельствуют и данные РОМИР, приводимые британским социологом С. Уайтом: молодежь до 30 лет на выборах в Государственную Думу 1995 г. отдавала предпочтение партии Яблоко (за нее проголосовало 21, 9%). НДР (18, 95%) и ЛДПР (18, 3%) .

Молодежь и  госслужба 
 
В начале 90-х гг. начался процесс "открытия" элиты, когда старые каналы рекрутации наверх были разрушены, законы формирования советской номенклатуры не соблюдались, и государство с трудом контролировало воспроизводство управленцев. В течение примерно десяти лет путь в элиту оставался открытым, и туда устремились представители самых разных поколений. Долгие годы кадрового застоя сменились периодом бурных перемен на политической арене страны. Этот процесс затронул не только законодательную власть. В самых недрах исполнительных структур начались глобальные изменения. В Кремле, в окружении Б.Н. Ельцина, в администрации президента, в правительстве происходила кадровая революция - во власть приходили совсем молодые люди, не имевшие никакого номенклатурного опыта. Этот процесс в меньшей степени затронул регионы, где темп политических перемен был значительно медленнее. Институт номенклатуры как главный инструмент подготовки кадрового резерва и воспроизводства элиты был практически разрушен. Его восстановлением занялись лишь в 1995 г., когда был принят закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" . К тому моменту численность работников органов государственной власти и местного самоуправления РФ составила 1, 1 млн. чел.  
 
Высшее чиновничество при Ельцине помолодело на 10 лет: если в 1985 г. средний возраст этой группы равнялся 61 году, то в 1993 г. он приближался к 50 годам . Но новая российская элита не только помолодела, но и изменила свой социальный бэкграунд и привнесла в политическую жизнь новые представления и ценности. Это были не просто более молодые люди, они были значительно образованнее своих предшественников (в брежневской когорте элиты высшее образование имели 87, 8%, в горбачевской - 89, 1%, а при Ельцине таких было уже 97, 8%). Доля кандидатов и докторов наук также существенно увеличилась: в брежневской элите имеющие ученую степень составляли 22, 2%, в горбачевской элите - 29, 1%, в ельцинской элите - 48, 2%. Демократизация политической системы в России привела к тому, что парламентская элита год от года старела (главным образом, в связи с отменой квотного принципа формирования представительных органов власти). В то же время элита, представляющая исполнительную ветвь власти, становилась все моложе. Процесс омолаживания постепенно охватывает не только правящую верхушку общества, но и всю систему государственной службы. 
 
Формирование политической элиты в исполнительных структурах власти в период "открытой" элиты часто происходило путем карьеры "большого скачка", когда кандидат, приглашавшийся на ответственный пост, был молодым человеком, не имевшим управленческого опыта. Первые примеры такого вхождения во власть можно было наблюдать в начале 90-х годов, когда Б.Н. Ельцин пригласил в Кремль многих депутатов Съезда народных депутатов СССР созыва 1989 г., членов межрегиональной группы. Советниками Президента РФ стали бывшие сотрудники Академии наук историк С. Станкевич, социолог Г. Старовойтова, математик Г. Сатаров, бывшие доценты С. Шахрай и Г. Бурбулис. Ельцин приглашал в правительство молодых и неопытных в управлении Е. Гайдара, С. Глазьева, И. Хакамаду, С. Генералова и др. Молодые назначенцы Ельцина в 1991-1992 гг. возглавили региональные администрации: М. Прусак в Новгороде, Б. Немцов - в Нижнем. Такие невероятные восхождения наверх в какой-то степени характеризовали самого президента, но в то же время отражали и веяние времени - демократическая система России формировалась по своим законам. 
 
Наряду с "большим скачком" продолжал существовать и другой, более традиционный путь в элиту - постепенное восхождение по лестнице государственной службы. Основная масса молодежи входила во властные структуры через низовые звенья госслужбы. В регионах этот поступательный процесс нарушался лишь изредка выборами, которые в первые годы демократии потрясали всю региональную политическую систему. Институт номенклатуры, практически разрушенный в эпоху Ельцина, с 1995 г. стал восстанавливаться, что привело к возврату постепенности в движении карьеры. К началу 2000 г. случаев карьеры "большого скачка", столь типичной для ельцинского периода, почти не наблюдается. Исключение составаляют люди из ближайшего окружения В.В. Путина, что вполне логично для нового президента, который сам в свое время сделал карьеру "большого скачка". Со временем региональные власти овладели мастерством использования "административного ресурса", а революция кадров ельцинского периода постепенно сменялась предсказуемым кадровым продвижением, связанным с возрождением института государственной службы по образу и подобию советской номенклатуры.

 Приток "новичков" в высшее руководство страны (от 0 при Брежневе до 25% при Ельцине) сопровождался и его омоложением (от 61, 8 лет при Брежневе до 53, 1 при Ельцине). При этом важно отметить, что хотя изменение доли новичков между эпохами Брежнева и Горбачева было не столь велико количественно по сравнению с горбачевским и ельцинским периодами (8, 5% против 16, 5%), оно сопровождалось заметным омоложением элиты (омоложение на 7, 8 лет при Горбачеве против 0, 9 лет при Ельцине). Горбачев делал ставку на более молодых людей, имеющих опыт работы в системе, тогда как целью Ельцина было не омоложение высшей элиты, но ее "деноменклатуризация". Что до парламентской элиты, то здесь налицо корреляция между уменьшением числа неопытных с повышением среднего возраста. Наиболее радикальным возрастным изменениям подверглось правительство, постоянно омоложивающееся с периода Брежнева до Путина. Характерно привлечение Ельциным "новичков" на посты глав регионов, которое, тем не менее, не сопровождалось серьезным омоложением региональной элиты в целом: средний возраст уменьшился по сравнению с прошлым периодом всего на 3 года. Надо отметить, что М.С. Горбачев, "омолодил" региональную элиту куда серьезнее - на 7 лет. 
 
Итак, когортный анализ элиты, представляющей различные ветви власти, позволяет выявить следующие особенности кадровой политики: Горбачев хотел повысить эффективность системы за счет привлечения в элиту более молодых, активных кадров в рамках номенклатурной системы. Целью Ельцина было разрушение этой системы за счет, возможно, не столь молодых, но не связанных с системой людей. По сути дела, привлекавшиеся в исполнительную власть Ельциным кадры были не моложе, а старше привлекавшихся командой Горбачева. При Путине процесс омоложения элиты был остановлен, и сейчас возраст элиты поддерживается на стабильной отметке 50-51 год. 
 
Ельцинские кадры, хотя и не столь опытные, как горбачевские, были, несомненно, более образованными. Новая российская элита изменила свой социальный бэкграунд, привнесла в политическую жизнь новые представления и ценности. Если раньше в элиту попадали главным образом лица с инженерно-техническим образованием, то теперь существенно возросла доля экономистов и юристов: 25% при Ельцине в отличие от 7, 9% при Брежневе и 8, 8% при Горбачеве. 
 
Самыми "старыми" элитными группами в составе ельцинской когорты являются Президентский Совет и лидеры партий (посчитано по [9; 10]). Средний год рождения членов Президентского Совета - 1936, доля лиц моложе 40 - 8, 3%, у партийных лидеров - соответственно 1941 и 5, 5% (это самая низкая доля молодежи из всех элитных подразделений). Если Президентский Совет формировался как своеобразный "совет старейшин", то средний возраст лидеров партий в то время составлял 50 лет. что показывает как влияние советского времени, так и почти полное отсутствие у молодежи интереса к партийному строительству. Самой молодой группой ельцинской элиты является правительство: средний год рождения - 1945, а доля лиц моложе 40 лет - 22, 8%. В аппарате Президента РФ лиц моложе 40 лет - 14, 3%, средний год рождения - 1942, в составе губернаторов - 9, 3% (1943). 
 
Демократические реформы политической системы в России привели к тому, что парламентская элита год от года старела в связи с отменой квотного принципа формирования представительных органов власти, а группы элит, представляющих исполнительную власть, становились все моложе. Процесс омоложения постепенно охватывает не только правящую верхушку общества, но и всю систему государственной службы. По данным Госкомстата РФ, в 1998 г. основная часть работников, замещающих государственные должности, имеет возраст от 30 до 50 лет. Лица пенсионного возраста (старше 60) составляют 3, 9%. Почти треть государственных должностей в законодательных и других государственных органах замещены работниками в возрасте 50 лет и старше, из них 8% - пенсионного возраста. Доля молодежи в госструктурах равна - 22%, причем наиболее высока она в органах судебной (30, 8%) и исполнительной (20, 5%) власти. В законодательной власти молодежи - только 12, 6%. 
 
Молодежь до 30 лет предпочитает государственную службу муниципальной: удельный вес молодежи до 30 лет на муниципальных должностях составляет 12, 3%, что почти на 10 процентных пунктов меньше, чем на государственных должностях (22%) , что можно объяснить большими возможностями для карьеры. Основная часть молодежи в возрасте до 30 лет занята на "старших" и "младших" должностях государственных служащих категории "В" (соответственно 43, 6% и 39, 3%). На выборных должностях (категория "А") занято 0, 3% служащих этой возрастной группы, на "высших" и "главных" должностях категории "В" - 0, 6%. В органах судебной власти и прокуратуры больше половины работников, имеющих возраст до 30 лет. занято на "младших" должностях категории "В", более трети - на должностях прокурорских работников. Молодежь до 30 лет занимает 17, 0% должностей категории "В". на должностях категории "Б" - 9, 8%, на выборных должностях категории "А" - 2, 1%. В муниципальных органах эти цифры равны соответственно 13, 3%, 6, 3% и 1, 3%. 
 
Среди муниципальных служащих более высокая, чем на государственных должностях, доля работников пенсионного возраста - в среднем по группе 2, 5% против 2, 3% [8, с. 21]. В категории "А" - 3, 9% пенсионеров на муниципальной службе против 3, 8% на государственной, в категории "Б" - соответственно 3, 2% и 5, 6%, в категории "В" - 2, 4% и 3, 9%. 
 
Почти треть лиц, замещающих муниципальные должности, проработала в государственных и муниципальных органах от 1 до 5 лет, 26, 1% - от 5 до 10 лет, почти пятая часть имела опыт работы в этих структурах свыше 15 лет. В целом 26% лиц. замещающих государственные должности, проработали в государственных органах свыше 15 лет. В законодательных органах этот контингент составил 47, 2%, в исполнительных - 25, 4%, в судебных органах и органах прокуратуры - 26, 1%, в других государственных органах - 38, 8%. В 1998 г. на государственную службу поступили 31, 5 тыс. чел. (6, 5% от общей численности замещающих государственные должности). не имевших опыта работы в государственных органах, из них 41, 3% приняты на "младшие" государственные должности категории "В". В законодательных органах доля работников, не имевших практики работы в государственных органах, составила 5.2%, в исполнительных - 6, 3%, в органах судебной власти и прокуратуры - 7, 7%, в "других государственных органах" - 4, 5%. В исполнительной и судебной власти большинство работников имеют стаж от 1 до 5 лет, в законодательной и "других государственных органах" - очень опытные, со стажем более 15 лет. Промежуточные группы -от 5 до 10и от 10 до 15 лет - представлены слабее. 
 
Таким образом, за последние 15 лет в России заметно изменилась роль поколений в общественно-политической жизни общества. Хотя элита только на время "открылась", вобрав в себя новых людей, возникли иные - не номенклатурные - пути проникновения наверх, которые не всегда контролировались государством. В элиту хлынул поток молодых людей, не имеющих опыта управления в советской системе, и она в целом помолодела как за счет смещения патриархов советских времен, так и благодаря появлению новых каналов рекрутации. В то же время были отменены все квоты при формировании представительных органов власти, что привело к существенному увеличению среднего возраста депутатов всех уровней. Изменилась форма отставок: "пенсионеры от элиты" стали моложе и активнее. Отставка перестала означать политическую смерть. Напротив, подчас, только уйдя с госслужбы, такой "пенсионер" начинал новую жизнь в бизнесе или публичной политике. В настоящее время молодежь является самой политически пассивной группой общества: подавляющее большинство молодежи не состоит в каких-либо политических партиях или общественных организациях. 
 
Включение поколений в политическую жизнь общества и властные структуры в целом претерпело следующие изменения: после разрушения советской системы включения молодежи в общественно-политическую жизнь обществ новое поколение оказалось в политическом вакууме, в отрыве от принятия решений, лишенное опыта общественной деятельности; в то же время в 90-е годы появились новые возможности для молодежи сделать карьеру в исполнительных органах власти, высшее чиновничество России заметно помолодело; в органах представительной власти происходил обратный процесс - с развитием демократического процесса в стране депутатский корпус всех уровней старел в связи с отменой квотного принципа формирования парламентов.

Информация о работе Становление современной молодежной политической элиты, как конфликтный процесс