Становление современной молодежной политической элиты, как конфликтный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить, как происходит становление молодежной политической элиты в политической сфере. Избежать конфликты, связанные с этим процессом.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть современную молодежную политическую активность, которая ведет молодежь к власти и накоплению политического опыта
2. Выявить конфликты, происходящие между молодежной политической элитой и «обычной» молодежью

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Проблемы и концепции становления молодежной политической элиты в современной России………………………………………………….…….7
§1.Содержание понятия «политическая элита» и концептуальные подходы к его объяснению …………………………………………………….…...7
§2. Особенности становления молодежной политической элиты……..…17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...…36
ГЛАВА 2. Становление молодежной политической элиты в современной России – проблемы и противоречия…………………………………....39
§1. Возможности формирования молодежной политической элиты в России ……………………………………………………………………39
§2. Процесс вхождения молодежи в политическую элиту, проблемы и противоречия……………………………………………………………..42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….…63

Файлы: 1 файл

курсовая работа ОКОНЧАТЕЛЬНО.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Нет ничего удивительного  в том, что молодежные слои не способны тонко улавливать изменчивость политического пульса времени. Дело не в их аполитичности, а в том, что политически грамотного, а точнее, политически культурного человека надо воспитывать. При этом, разумеется, помня, что современная политическая культура формируется в рамках концепции гражданского общества, в котором политика - хоть и существенно важная сфера жизни общества, но не единственная. Важно только, чтобы молодежь это не только ощущала, но и понимала.

Сколько у нас в  стране людей в возрасте до 30 лет? Примерно 28% населения. А если отсюда вычесть половину в возрасте до 14 лет, как вы думаете: каждый шестой-седьмой житель страны имеет право голоса? Ответив на это, можно понять роль и место молодежных организаций в системе политических объединений общества. Если их встроить в единую политическую систему, думаю, что эта, наиболее активная ее часть, сыграет решающую роль.

Сегодня процент молодых  людей, работающих в различных органах  власти, крайне незначителен. Например, в Государственной Думе Российской Федерации депутатов в возрасте от 21 до 23 лет всего восемь человек из 450. С сожалением нужно констатировать факт, что Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы не оправдал возлагаемых на него надежд по разработке законопроектов, улучшающих жизнь школьников, молодежи и студентов (из всего состава комитета только один депутат молодого возраста). Работа в комитете ведется так вяло, что неоднократно поднимался вопрос о его упразднении.

На сегодня в сфере  управления статус молодого специалиста так малопривлекателен, что молодые люди совсем не стремятся попасть на работу в государственные структуры. Например, в этом году из выпускников Института государственного управления и социальных исследований МГУ только три человека изъявили желание работать в госструктурах. Это наглядно показывает грубейшие просчеты системы образования и степень разбазаривания квалификационного потенциала населения нашей страны. Мы видим почти полное отчуждение молодежи от государственной сферы и политики. Для российской молодежи, обладающей знаниями, энергией и горячим желанием своими руками строить свою будущую жизнь, отвели роль наблюдателя взрослых политических “игр”, роль жертв политических амбиций политиков.

В начале перестройки  многие предполагали необычайный взлет политической активности молодежи, что должно было стать основой для многих перемен в жизни общества. Однако этого не случилось. Политизированность молодежи, как показал опрос на родине творца нового мышления, оказалась мнимой. Термин "перестройка" стал для многих молодых жителей России "просто надоевшим словом".

Возвращаясь к событиям сегодняшним, нельзя не вспомнить о  предвыборной суете 2007 - 2008 года, когда  вся рекламная сторона кампаний легла на плечи молодежи. Чего только стоил модный слоган "Голосуй или проиграешь!", в унисон, скандируемый в 2007-м на стадионах. Конечно же, говорить здесь о разумном, взвешенном выборе трудно. Так, к примеру, тусовка со двора решала - идти или нет на выборы - на спор. Проигравший отправлялся на избирательный участок под общее осмеяние и препирание.

А на парламентских выборах  юные избиратели в равной степени  голосовали как за серьезные фракции, так и за "Партию любителей  пива", которая получила 4,5% голосов  молодых избирателей, что лишь на 2-3% меньше, чем было у ЛДПР, КПРФ, Справедливая Россия.

Политика была, есть и  будет важнейшей сферой социальной жизни общества, и степень включенности или не включенности молодежи в политические процессы во многом определяет и общую  политическую ситуацию в стране. В нашем исследовании мы оценивали отношение молодежи к политике по нескольким параметрам, начиная с прямо поставленных вопросов и заканчивая косвенными ответами на некоторые из них. За основу взята оценка политики молодежью, т.е. политические факторы представлены в преломлении призмой общественного сознания.

В процессе исследования предполагалось выявить следующие  вопросы: степень политической самоидентификации  молодежи; преобладающие ориентации и предпочтения лидерам, партиям  и движениям в предверии предстоящих выборов в Государственную Думу; главные жизненные ценности молодежи; отношение молодежи к основным политическим событиям за рубежом.

Как показали результаты исследования, большинство студентов (43% и 49%) политикой интересуются изредка. Каждый третий постоянно следит за политическими событиями в стране и за рубежом. И только каждый шестой обсуждает эти события с друзьями и родственниками. Хотя 4% респондентов заявили, что являются активными участниками политических партий, движений, но по сравнению с московскими показателями (15%) уровень довольно низкий.

Молодежь отдает предпочтение как президенту России В.Путину и  в следующей последовательности: Д. Медведев, В. Жириновский, Г. Зюганов. Но 13% респондентов проголосовали против всех кандидатов

Тот факт, что наибольшей симпатией у молодежи пользуется В.Путин, скорее всего не случаен. Так  как он олицетворяет в общественном мнении, профессионала-руководителя, соединяющего в своей деятельности различные  идеи и проекты.

Практически все респонденты пришли к единому мнению по общественному устройству России. Это должно быть свободное общество, в котором нет эксплуатации, где каждый человек является собственником результатов своего труда и имеет равные возможности для жизни и развития. Хотелось бы отметить, что российская молодежь в своем большинстве принимает идеи демократического общества (33% и 53%), свободы мнений, свободы выбора собственного пути. Для большинства респондентов характерным является реализация таких ценностей, как семья, карьера, личная свобода, равенство возможностей для жизни и развития.

Нельзя отрицать, что  для молодежи одним из главных  аспектов жизни стали деньги. И  это во многом определяет социально-профессиональные ориентиры молодых людей. И, наконец, мнение студентов по поводу выборов в президенты Российской Федерации. Как показал опрос, 63% респондентов отметили, что выборы в президенты были справедливыми.

И все таки молодежь является политическим резервом прежде всего  для сил, заинтересованных в проведении реформаторского курса. Основная масса молодежи нацелена на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой. Молодежь свободна в своей идейной и политической ориентации. И, наконец, главное: современное молодое поколение в большей своей части настроено весьма патриотично и верит в будущее России.

Считаю, что наше движение, прежде всего, должно обратить на это  внимание. К сожалению, необходимо констатировать, что в молодежной среде усиливается  недоверие к институтам власти и  ее представителям. В сознании молодых  людей происходит формирование образа криминального государства, в котором преступность выступает как новый центр власти.

В связи с этим хотелось бы коснуться проблем политической культуры молодежи. Овладение политической культурой - это, прежде всего, процесс  вхождения человека в политику. Вовлечение личности в политику представляет собой сложный, многоступенчатый процесс. У истоков этого стоит семья, которая является важнейшим источником политической информации для молодого поколения. Также это и СМИ, и армия, это может быть различные учебные заведения и группа сверстников.

Укрепление  позиций России в мировом сообществе, обеспечение ее конкурентоспособности, повышение качества жизни граждан  возможно только при эффективном  использовании огромного потенциала, носителем которого является молодое поколение. С этой целью необходимо как на государственном, так и на региональном уровне создавать условия для самореализации молодых людей, стимулировать их включение в общественные процессы.

Без широкого политического  участия молодежи невозможно создание гражданского общества и правового государства. 

Участие молодежи в общероссийском политическом процессе есть проявление политической активности данной социальной группы.

Наиболее ярко политическая активность проявляется в работе общественно-политических движений, партий, различного рода объединений, правозащитных организаций и т.д.

Одной из форм молодежной политической активности является парламент.

Начал он развиваться  еще в 90х годах 20 века. Молодежные парламенты формируются с целью привлечь молодежь к участию в законодательных процессах, предоставить возможность высказывать свои идеи и быть услышанными. Эта возможность позволяет молодым гражданам лучше разбираться в процессах, происходящих в стране.

Задачи  молодежного парламента:

  • Расширить представления молодежи об истории избирательного права
  • Разработать механизм, в ходе которого каждый молодой человек может попробовать себя в роли участника избирательной компании
  • Организовать  переговорные площадки с представителями молодежной и территориальной избирательных комиссий, представителями власти, политических партий, молодежных общественных организаций
  • Повышение гражданского статуса молодых избирателей
  • Воспитание лидерских качеств будущих молодых парламентариев

Целевая аудитория: молодежь в возрасте от 14 до 19 лет 
         (школы района, аграрно-строительный техникум) 

 

Такая форма  организации ведет молодое поколение  к накапливанию политического опыта  и к возможности реализовать  себя в политической сфере. Так например, в 2010 году с 17 по 19 февраля проходил образовательный семинар «Курс молодого политика - 2010», организованный Молодежным парламентом 3 созыва при Новошахтинской городской Думе совместно с отделом по работе с молодежью и общественными организациями Администрации города Новошахтинска. Три дня молодые парламентарии общались с успешными людьми города и области. Проходили различные лекции, семинары, тренинги, дискуссии, в результате которых молодое поколение получило колоссальный опыт по разработке проектов и выявлению проблем молодежи. Был повышен уровень познаний, как политических, так и социальных.

 

«Ассоциация Молодежных правительств»

Это проект, целью  которого является вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь, объединение усилий талантливых  молодых управленцев России для развития экономики нашей страны. В настоящее время Ассоциация включает около 1000 молодых человек из 57 субъектов Российской Федерации. 

Приоритетами данного проекта является:  
- содействие созданию новых Молодежных правительств в субъектах Российской Федерации;  
- координация деятельности по обмену опытом, поиску и продвижению лучших практик деятельности Молодежных правительств на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;  
- координация контактов с органами государственной власти, в т.ч. на федеральном уровне;  
- реализация образовательных проектов, направленных на повышение профессиональной компетенции и личностного развития членов Молодежных правительств;  
-обеспечение информационно-аналитической деятельности Молодежных правительств  
- популяризация деятельности Молодежных правительств;  
-популяризация технологии Молодежного правительства на федеральном уровне;  

Молодежная Общественная Палата (МОП) - это негосударственная общественная организация, призванная объединить молодежных лидеров в возрасте от 18 до 35 лет, представляющих различные сегменты гражданского общества. Ее основная задача – отражение позиции молодежи по вопросам государственной политики, формулирование молодежной проблематики, представляющей общественный интерес, и деятельность, направленная на решение этих проблем.

МОП позиционирует себя как институт гражданского общества, созданный в качестве альтернативы уличной молодежной политике, и видит  своей задачей расширение форм легального участия молодежи в деятельности государственных и представительных органов власти.

Определяющими для МОП  направлениями работы являются:

  • налаживание публичного диалога и взаимодействия между различными молодежными политическими и общественными организациями; 
  • законотворчество: инициирование и общественная экспертиза законопроектов, затрагивающих интересы молодого поколения (через Совет Попечителей МОП, в который войдут представители органов государственной власти, члены Общественной палаты, ведущие политики);
  • разработка и поддержка молодежных общественных программ и проектов, как на локальном уровне, так и в масштабах страны;
  • взаимодействие с различными органами власти и общественными организациям и с целью защиты и учета интересов молодежи;
  • формирование кадрового резерва для органов представительной и государственной власти, создание центра притяжения молодых специалистов, обладающих большим политическим потенциалом; 
  • образовательная и просвещенческая деятельность, направленная на пропаганду идей гражданского согласия, социальной ответственности и общественного компромисса.

Существует  огромное количество других молодежных политических движений и организаций.

Их условно  можно разделить на четыре вида: работающие в интересах власти, среди  которых условно говоря консервативные движения - "Молодая гвардия", "Наши", "Россия молодая"; работающие в интересах власти "патриоты", чья идеология национал-патриотическая или левая. Вторая категория - оппозиционные молодежные организации - левые (СКМ, АКМ) и правые "Оборона", "Да!" и множество других. Особняком здесь стоят организации, которые создаются как бизнес-проекты ("Пора", московское отделение "Идущих без Путина", "Мы"). 

Информация о работе Становление современной молодежной политической элиты, как конфликтный процесс