Становление современной молодежной политической элиты, как конфликтный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить, как происходит становление молодежной политической элиты в политической сфере. Избежать конфликты, связанные с этим процессом.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть современную молодежную политическую активность, которая ведет молодежь к власти и накоплению политического опыта
2. Выявить конфликты, происходящие между молодежной политической элитой и «обычной» молодежью

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Проблемы и концепции становления молодежной политической элиты в современной России………………………………………………….…….7
§1.Содержание понятия «политическая элита» и концептуальные подходы к его объяснению …………………………………………………….…...7
§2. Особенности становления молодежной политической элиты……..…17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...…36
ГЛАВА 2. Становление молодежной политической элиты в современной России – проблемы и противоречия…………………………………....39
§1. Возможности формирования молодежной политической элиты в России ……………………………………………………………………39
§2. Процесс вхождения молодежи в политическую элиту, проблемы и противоречия……………………………………………………………..42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….…63

Файлы: 1 файл

курсовая работа ОКОНЧАТЕЛЬНО.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Для общественно-политических молодежных объединений и движений, партий и парламентов,  характерно длительное сотрудничество с государственными институтами или противостояние власть имущим, когда рядовые молодые граждане требуют социальных реформ и изменений в системе распределения власти и влияния.  Несмотря на то, что многие движения стремятся к социальным и политическим реформам, они, однако не присоединяются к государственным или партийным организациям, а свободно выражают непосредственные политические, социальные, профессиональные, культурные и религиозные интересы различных социальных групп и слоев молодежи. Таким образом, некоторые молодежные общественно-политические движения вступают в длительный социально-политический конфликт с властями.

Так как молодежь объединяется в политические группы, партии, то может произойти столкновение взглядов по различным аспектам, между этими объединениями.  Кто - то выступает за существующую власть, поддерживает ее во всех вопросах. Кто – то поддерживает оппозицию, кто- то за новшество и за более радикальные изменения в стране.  Различия во взглядах ценностях, идеях и задачах,  могут дать почву конфликтам в политической сфере.

Обратим внимание на разделение молодежи на политическую элиту и «обычную» молодежь, а  точнее на конфликт между ними.

Для начала хотелось бы дать определение политической элите и молодежной политической элите.

Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов

Молодежная  политическая элита - слой молодых людей, осуществляющих власть в рамках молодежных политических организаций, либо занимающих приближенные к власти должности в управленческом аппарате, а также участвующих в принятии значимых для управления гордом и страной решений и/или влияющих на подобные решения.

В качестве индикаторов  вхождения в молодежную политическую элиту, таким образом, можно выделить факт наличия у субъектов власти у субъектов власти внутри общественно- политических молодежных организаций, а также их участие в принятии властных решений в организациях или в структуре государственного управления. Именно та часть молодежи, которая обладает указанными свойствами , стремится в будущем попасть во власть, т.е. в поле политической элиты, внутри которого происходит разделение и соревнование за властные функции и права.

Именно эта  часть молодежи репрезентируется в  дискурсе современной политической элиты и СМИ как переставшая  быть аполитичной , ставшая  активной и проявляющая свою гражданскую позицию, в том числе путем стремления к участию в управлении государством. Молодежная политическая элита представляется как «верхушка» той страты молодежной когорты, которая обладает максимально выраженной активностью общественно - политической деятельности. Тем не менее, под вопросом остается соотношение заявляемого властями и СМИ участия молодежи в политике  и реального участия молодежи в борьбе за специфический капитал внутри поля властвующей элиты и влияния на процессы разработки и принятия  политических решений.

 

Также следует  поговорить о молодежи, которая не интересуется политическими и общественными  делами. Ее в нашей стране довольно много, что неизменно подтверждают любые выборы – молодые избиратели участвуют в них гораздо реже, чем представители старших поколений.

Это неправильно, так как за молодым поколением стоит будущее всей страны, новые  идеи, свежие мысли, образованность, энергия, прагматизм, смелость. Участие молодежи в политике позволит ей отстаивать свои интересы,  будет содействовать личностному росту и самореализации. Молодежь не должна быть равнодушна и безразлична к своему настоящему и будущему. Молодежь, неинтересующаяся политикой, опасна для общества с точки зрения политической безнравственности и инфантильности. Таким молодым людям неинтересно, что происходит в мире, стране, своем родном городе. Согласно данным статистики, в Ярославской области 32% молодежи в возрасте от 15 до 29 лет совершенно не интересуются проблемами города, региона, можно сказать «плывут по течению». Аргументируя свою не заитересованность, многие ссылаются на тотальную занятость, невозможность что-то изменить своими силами. Влияние государственной молодежной политики на политическую культуру молодежи возрастает с каждым годом , но в тоже время молодежная политика не может претендовать на  "всеобъемлющий закон о молодежи".

Государственная молодежная политика предполагает предоставление определенных возможностей каждому  человеку .Чтобы ими воспользоваться , необходимо иметь ряд установок , идущим навстречу мерам государства .

Она формируется и  реализуется с учетом времени  и специфики регионов .Это резко  повышает спрос на варианты (модели) молодежной политики , которые лучше  всего отвечают той или иной локальной  ситуации, ее специфики. Можно говорить о широком спектре вариантов молодежной политики на местах. Государственная молодежная политика как инновационный институт обладает специфическими характеристиками, определяющей из которых является то, что это специализированная деятельность, построенная на инновационных формах деятельности. Эти формы связаны с глубокими процессами познания и управления. Они требуют политической воли и больших ресурсов для своего осуществления. Но платой за это является гарантированность результатов деятельности, без которой общество далее уже не может существовать и развиваться.

Для развитых стран и  мирового сообщества в целом молодежная политика, в том числе и государственная, - явление, исторически сложившееся  сравнительно недавно, то для России, даже в статусе правопреемницы СССР, это вообще событие лишь последних лет. Все здание государственная молодежная политика в России строится на базе совсем недавно возникших документов, таких, как: Закон СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР", Президентский проект "Основные направления государственной молодежной политики в России" и Принятые Верховным Советом РФ "Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации". Последние, кстати, до сих пор являются единственным работающим правовым документом федерального уровня, ибо проект федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" принят только в первом чтении в ноябре 1998 года.

Государственная молодежная политика  ныне не является    неким экзотическим явлением, каковым она была еще несколько лет назад и   для страны, и для области. Иными словами, прошло достаточно времени для того чтобы деятельность министерства по делам молодежи спорту и туризму и районных структур, там, где они занимаются реальными делами, получила достаточное   освещение и привлекла бы к себе внимание молодых людей. Это - с  одной стороны. С другой стороны, молодые люди могут принимать участие в любых мероприятиях и пользоваться услугами структур,     созданных министерством по делам молодежи спорту и туризму, не подозревая о том, что это и есть молодежная  политика. Вся государственная молодежная политика выступает всего лишь одним из средств  политической  социализации молодежи .

Что касается предпринимательства, то здесь мы видим интересную ситуацию, когда стремление молодежи заняться собственным     делом как будто находит поддержку у властей, но реально все-таки эта    часть молодых людей, скорее, решает свои проблемы сама, хотя    законодательно и финансово определенная поддержка имеется, и это   неплохо для области. Значительно сложнее решать проблемы занятости, жилья и творческой самореализациии. Здесь уже требуются большие капитальные затраты, причем постоянные, на спонсорах далеко не уедешь, да и не их это дело. Если с творческой самореализацией власти еще могут отослать молодежь к спонсорам, то вот с занятостью и жильем этот вариант не проходит. Еще больше он не подходит и к самой главной и трудно решаемой проблеме - проблеме молодых семей, ибо здесь имеется сразу целый комплекс проблем, начиная с жилья и трудоустройства молодых супругов и заканчивая пособиями на детей, на которые и ничего не купишь из детского ассортимента, но и то не дают годами. Смешно было бы не замечать эти процессы. Молодежь возвращает родной власти в своих оценках ровно столько, сколько от нее получает. У нас нет оснований не верить этим цифрам, потому что в данном вопросе каждый молодой человек, независимо от уровня его образования и даже возраста, может выступить экспертом. Так что надо воспринимать эту оценку и, исходя из нее, далее пытаться изменить ситуацию, по крайней мере в том, что находится в компетенции областных и местных властных  структур.

На примере молодежного парламента г. *******а ,  других городов России , проанализируем степень  влияния государственной молодежной политики на политическую культуру молодежи .

В здании ПАГСа (Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина) 31 октября состоялось первое заседание молодежного парламента *******а. Он создан летом 2010 года при поддержке министерства по делам молодежи спорту и туризму. Целью заседавших стал выбор президиума молодежного парламента. Перед началом голосования кандидаты рассказали о  своих предвыборных программах. В результате тайного голосования избраны пять членов президиума. Председателем стал Эдуард Чекмарев. Теперь парламентариям от лица всей молодежи *******ской области предстоит решать проблемы и отстаивать права молодого поколения в правительстве.

Рассмотрим молодежные парламенты других городов:

Молодежный парламент  в Архангельске.

28 февраля 2001 г. состоялась  первая сессия   Молодежного     парламента.        

 В сессии приняли  участие депутаты, избранные  молодежью Архангельска 20 декабря прошлого года. В выборах участвовали   43 школы, 4 техникума и 2 Вуза. В   парламенте представлены различные   молодежные   организации и фракции .Три    политических партий: Единство, СПС и ЛДПР. Наиболее многочисленной и     активной является фракция СПС - 30 человек. На ближайшей сессии   Парламента   в середине марта   молодежь будет принимать бюджет города Архангельска, в День борьбы с наркотиками, по инициативе   молодежной   организации  СПС начнется "Правый Интернет-марафон "Молодежь против наркотиков".

Молодежный     парламент Санкт-Петербурга.

На сегодняшний момент многие   молодежные   организации города не имеют достаточных средств и сил   для реализации собственных идей и задач: нет денежных средств, не  добиться разрешения у городских  властей, налицо отсутствие   поддержки органов местного самоуправления.    Молодежный     парламент    призван решать такие проблемы. Цель его создания - объединить  силы молодежи Санкт-Петербурга, для осуществления своего   влияния на общественную и политическую жизнь города. В работе   парламента   смогут  принять участие (через своих представителей) все   молодежные   организации города, подписавшие  соглашение о его Создании, и делегирующие своих представителей   до 1 декабря 2000 года.        

 Молодежный     парламент   г. Ломоносова.

Молодежный     парламент   г. Ломоносова - орган   молодежного    самоуправления, состоящий из депутатов в возрасте от 14 до 18 лет.Главная задача Молодежного  парламента  - развитие подросткового       самоуправления, деятельность   молодежного   актива города по реализации       комплексной программы "Молодежь г. Ломоносова 2000-2003 гг.".   Молодежный парламент объединяет делегатов из актива школ и   молодежных объединений; стал организатором общественных акций: " Библиотека   защитников Отечества", "Зеленый наряд Отчизны", "Трудовая четверть" и др. В   Молодежном  парламенте   работает пресс-служба, занимающаяся  подготовкой радио передач, фотоинформационного стенда, связью со СМИ.       

 Молодежный     Парламент   участвует в игре КВН, проводит вечера отдыха       для   молодежного   актива г. Ломоносова, организует семинары по       гражданскому воспитанию, тренинги по экологии, туристические походы и       слеты, пропагандирует здоровый образ жизни и любовь к родному краю.      Одним из проектов МП является создание на территории г. Ломоносова       Молодежного клуба международной дружбы "Балтийский мост", куда входят       учащиеся школ, заинтересованные в информационном обмене с молодежью других       стран.  

Молодежный     парламент в Котласе.

Различные опросы, проведенные в школах, показывали разброс мнений по

поводу предстоящей  деятельности парламента: от веры в  свои силы и надежды на то, что  он сможет защищать интересы молодежи, до полного отрицания   любых его возможностей.      

 Во всех одномандатных округах было не по одному претенденту, так что       побороться за собственную популярность возможность была. Как сообщила       городская избирательная комиссия, в целом по Котласу голосовало чуть более       50 процентов молодежи - активность почти в два раза выше, чем на летних       взрослых выборах В муниципальном списке значилось около 20 общественных молодежных  объединений и движений города. Кому же особое предпочтение отдала молодежь? Как выяснилось, ЛДПР. У сторонников этой партии в местном    парламенте целых четыре мандата. На втором месте - движение "Уютный город". 

Молодежный парламент  Волгограда.

Программа парламента   на    первое полугодие и на перспективу включает в себя не только вопросы  молодежной   политики. Сейчас 6 комитетов, каждый из них нацелен на разработку законопроектов, постановлений или иных    нормативно-правовых актов. Но у всех в центре внимания будут вопросы    молодежной политики. Прежде всего, Комитет по социальной политике, второй - по     организации культурно-образовательной занятости, спорту, туризму и  досугу молодежи. Третий комитет - по экономико-финансовому развитию    региона. Он достаточно проблемный , т. к. экономическое положение молодежи учитывать надо, надо анализировать и необходимо соответствующие решения выносить на обсуждение областной думы. В качестве членов - молодые экономисты, работники банков, Комитет по законности и безопасности. и уже принято обращение к депутатам    областной Думы по поводу роста наркомании, алкоголизма и  преступности. И подготовлено второе обращение схожего содержания к  депутатам, а также к главам администраций всех уровней Волгоградской    области. Вопросы борьбы с этими явлениями четко     поставлены перед главой городской администрации. Другая важная функция - образовательная для   молодых парламентариев, была не только законодательным    органом в области молодежной политики, но и хорошей школой для   будущих политиков. Разработан план семинарских занятий и "круглых столов" по  различным проблемам. Первый семинар с приглашением крупных специалистов на тему "Основы парламентаризма в России" проведен. Состоялась лекция по представительным органам  местного самоуправления, прошел также ряд "круглых столов" по самым   актуальным проблемам .Буквально на днях областная Дума приняла в первом чтении закон "О      государственной молодежной политике в Волгоградской области". До этого,  законопроект был рассмотрен   Молодежным     парламентом  , и были внесены в текст необходимые,  поправки и дополнения. Поскольку организация еще  молодая, слабо с  юридической базой помогает руководство Комитета по делам молодежи. И сейчас в парламенте готовятся несколько проектов (пока, естественно, в рекомендательном плане) для обсуждения депутатами областной думы в сфере социальной защиты учащихся профессионально-технических училищ и, в дальнейшем, других слоев студенчества.

Информация о работе Становление современной молодежной политической элиты, как конфликтный процесс