Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа
Цель исследования: Выявить, как происходит становление молодежной политической элиты в политической сфере. Избежать конфликты, связанные с этим процессом.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть современную молодежную политическую активность, которая ведет молодежь к власти и накоплению политического опыта
2. Выявить конфликты, происходящие между молодежной политической элитой и «обычной» молодежью
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Проблемы и концепции становления молодежной политической элиты в современной России………………………………………………….…….7
§1.Содержание понятия «политическая элита» и концептуальные подходы к его объяснению …………………………………………………….…...7
§2. Особенности становления молодежной политической элиты……..…17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...…36
ГЛАВА 2. Становление молодежной политической элиты в современной России – проблемы и противоречия…………………………………....39
§1. Возможности формирования молодежной политической элиты в России ……………………………………………………………………39
§2. Процесс вхождения молодежи в политическую элиту, проблемы и противоречия……………………………………………………………..42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….…63
Молодежный парламент Алтайского края.
В декабре 1999 года в Тальменском районе Алтайского края прошли выборы в Совет учащейся молодежи - в самый настоящий «молодежный парламент». Эта организация будет представлять интересы молодых людей в органах местного самоуправления. В совет вошли 26 школьников со всего района; владельцы специальных депутатских удостоверений смогут присутствовать на собраниях и сессиях местного Совета депутатов и будут обладать депутатской неприкосновенностью. А также, что для сельской местности актуально, получат право на бесплатный проезд по всему району.
Молодежный парламент должен стать школой для будущих политиков. Нынешняя модель Молодежного парламента не пополнит у молодых людей багаж знаний правовых и экономических вопросов, но однозначно обогатит их опыт политической борьбы. Молодежные парламенты в России возникают как грибы после дождя , это дань государственной молодежной политике , проводимой с начала 2000 года «Центром». На сегодняшний день государство занимает доминирующее положение , молодежные парламенты не исключение и развиваются под жестоким патронажем государства , при участии центристского объединения «Единство», министерства по делам молодежи спорту и туризму *******а. В настоящее время, многие нюансы, связанные с деятельностью (или с существованием) молодежных парламентов, остаются и, вероятно, будут оставаться непонятыми широкой молодежной городской общественностью. Депутаты и юристы отмечают несовершенство положения об этой структуре, а также то, что создание такого органа не предусмотрено ни конституцией, ни законодательством.
Также, государственная молодежная политика проявляется в виде деятельности молодежных либеральных дискуссионных клубов.
В октябре и ноябре в *******е работали молодежные дискуссионные клубы .Возможность поговорить ,поспорить на волнующие темы смогли учащиеся из школ, техникумов, училищ . Заседания дискуссионных клубов также проходили и в Вузах города. Организатором проведения клуба является Управление по делам молодежной политики, физической культуры и спорта совместно с фондом Фридриха Науманна. Каждая дискуссия состоит из двух частей .Сначала самопредставление ,информация о ФФН, проекте либеральные клубы ФФН, программы «Дискуссионное пространство студенчества и актива молодежи города *******а», Власть и молодежь : взаимодействие или противостояние? Интересует ли молодежь политическая или общественная деятельность? Карьера молодого политика – ответственность или двойной стандарт ? И вторая часть Молодежное собрание города *******а – возможно ли реальное участие молодежи в управлении городом ? Обсуждение проекта программы «молодежь г. *******а (2009-2012гг.)И подведение итогов : заполнение анкеты, итоговые выступления экспертов, критика и анализ .
Молодежные дискуссионные клубы организованы уже во всех районах города и почти во всех Вузах. На них определились делегаты в молодежное общественное собрание при мере *******а. Дискуссии помогают выявить мнение молодых людей и одновременно учат правильно вести спор , высказывать и отстаивать свою точку зрения. Молодые люди смогли пообщаться с различными специалистами ,экспертами и представителями власти.
Вывод по 1 главе
Можно сделать вывод о том, что пока только происходит декларирование (заявление, обобщение) государством принципов политической культуры участия , культуры гражданственности. Действия правящей элиты, в области молодежной государственной политики, не сочетаются с реально доминирующей подданнической политической культурой молодежи.
Проанализировав этапы модернизации политического становления молодежи в России за последние 15 лет, можно сделать вывод о том, что для молодежи они были противоречивыми.
В 1990–1995гг безвластие, деидеологизация наложили определенный отпечаток на формирование мировоззрения молодого поколения, поэтому корни современного экстремизма зародились именно в это время. Распад молодежных организаций, ослабление патерналистской политики государства делали молодежь уязвимой в определении собственной позиции в меняющемся мире.
Далее, этап 1996–1999 гг. характеризуется
стабилизацией общественных отношений.
Применительно к молодежи сделаны
попытки определения роли молодых
людей в законодательном
с 2005г интерес к политике у молодежи достаточно устойчив. Политические партии, вошедшие в Государственную Думу в декабре 2007г., используют молодежный электорат за счет включения в партийные списки представителей молодежи.
Анализируя процесс становления молодежной политической элиты, хотелось бы дать определение таким понятиям как политическая элита и молодежная политическая элита..
Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов
Молодежная политическая элита - слой молодых людей, осуществляющих власть в рамках молодежных политических организаций, либо занимающих приближенные к власти должности в управленческом аппарате, а также участвующих в принятии значимых для управления гордом и страной решений и/или влияющих на подобные решения.
Политика была, есть и будет важнейшей сферой социальной жизни общества, и степень включенности или не включенности молодежи в политические процессы во многом определяет и общую политическую ситуацию в стране.
На стадии формирования молодежной политики необходимо всесторонне изучать ситуацию, исследовать глубину , остроту социальных проблем , наладить мониторинг жизни молодежи .
Деятельность молодежного парламента выполняет функцию своеобразного «трамплина» практически только для ограниченного количества участников . Молодые парламентарии раскрывают потребности в понимании своей групповой принадлежности и определении для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов; в понимании собственных возможностей при реализации прав и свобод , в приспособлении к изменяющейся политической среде ; в обретение специфических навыков и свойств , пусть пока и несовершенные функции взаимодействия субъектов и институтов власти ; и что немаловажно открывает для молодых парламентариев новые формы политической культуры. Следует подчеркнуть , что создание такого органа не предусмотрено ни конституцией, ни законодательством. Нынешняя модель Молодежного парламента не пополнит у молодых людей багаж знаний правовых и экономических вопросов, но однозначно обогатит их опыт политической борьбы.
.
Глава 2. Становление молодежной политической элиты в современной России – проблемы и противоречия
§1. Возможности формирования молодежной политической элиты в России
Формирование в современной России различных молодежных групп, элит и лидеров, становящихся в ряд влиятельных макрогрупп российской политической «сцены», оказывает существенное воздействие на развитие и специфику социальных и политических процессов. При этом функционирование молодежных структур и акторов в существующей системе социальных отношении затруднено укорененной культурно-исторической спецификой, становление этих субъектов продолжается, и ее отличает значительное внутригрупповое разнообразие ценностных ориентации и установок.
В лидерском слое современной
российской молодежи значительные позиции
и влияние принадлежит
Современные лидеры молодежных российских общественно-политических организаций в своем функционировании характерны существованием следующих тенденций: четко выраженная тенденция перехода от закрытых и полуоткрытых видов рекрутирования – к открытым, выборным; преобладание креативных практик политического действия и участия; ориентация на эпатаж и преобладание радикальных методик; конструирование межэлитного взаимодействия на уровне «федеральный центр - региональные объединения».
Молодежные лидеры политических организаций и движений современной России, взаимодействуя с различными общественными группами, являющимися выразителями интересов молодежных субслоев, способны к всестороннему овладению гражданско-общественной составляющей политического действия и тем самым объективно становятся социализирующим институтом собственной среды. Основные направления развития гражданской составляющей в системе молодежной политики связаны с вовлечением молодых граждан в процесс принятия решений, общественный контроль за их исполнением через периодические выборы, референдумы, сходы граждан, собрания и конференции, публичные слушания и экспертизы, опросы горожан, а также в советы молодежных объединений, некоммерческие общественные советы.
Институты молодежного движения в современной России обладают идеологическими, социальными, патриотическими, национальными и региональными особенностями. Большинство современных молодежных организаций, действующих в нашей стране не пользуются вниманием и поддержкой со стороны государственных органов, политических партий и средств массовой информации. Такое положение означает, что пока указанные системы всерьез не рассматривают молодежные объединения в качестве партнера и надежного проводника современных политических новаций и решений. Тем не менее, выявлена тенденция к увеличению числа молодежных организаций и движений, функционирующих на политическом поле России , а также их поляризация и радикализация. Используемые формы институционализации молодежного движения способствуют укреплению гражданской идентичности, а оценка своей принадлежности к группе «Мы - граждане страны» становится доминирующей и содействует становлению гражданских институтов.
Одной из главных возможностей формирования молодежной политической элиты в России -это оптимизировать региональные политические процессы с широким привлечением молодежи, включенной в комплекс мероприятий, содержащий такие элементы, как: нормативно-правовой, идеологический, социально-экономический. Критерием эффективности подобной практики является ее социальный результат, который состоит, с одной стороны, в позитивных изменениях, происходящих в экономическом, социальном, политическом статусе молодежи, в ее консолидации, растущей групповой идентификации, а с другой - в восприятии общественным сознанием молодежи как государственного ресурса нации, как фактора, определяющего социально-экономическую и политическую стабильность в обществе.
Состояние молодежного движения в регионе (Ярославская область) обладает собственной спецификой в силу региональных особенностей. В условиях многонационального состава населения республики и демографической ситуации, молодежное движение имеет значительный потенциал для собственного развития и активного участия в политическом процессе региона. Тем не менее, большая часть молодежных объединений ставят перед собой задачу содействовать в решении социально – экономических проблем. Институционализация республиканского молодежного движения требует в сложившихся условиях систематического политического образования и обучения молодежи, усвоение общественно-политических знаний о государственном устройстве, системе выборов, правах и обязанностях гражданина, овладение навыками политического действия и поведения.
§2. Процесс вхождения молодежи в политическую элиту, проблемы и противоречия
Власть никогда не была уделом молодых. Одной из первейших, еще догосударственных, форм власти, была власть совета старейшин над первобытным племенем. Подобная форма правления сохранилась и в античных государствах, примером чему может служить спартанская герусия-
Коллегия старцев, решавшая все государственные дела. В Римской республике главой семьи (pater familias), имевшим неограниченную власть над ее членами, считался самый старший мужчина. В ряде регионов земного
шара(например,
на Кавказе) традиционная геронтократия
в локальных масштабах
с молодежью. Если традиционные лидеры основывали свою власть на политической организации общества, то лидеры харизматического типа предпочитали напрямую обращаться к народу, в особенности к молодежи.
Они использовали молодежь в борьбе за власть, играя на ее нонконформизме
и отрицании "старого порядка". Таким образом, средний возраст правящих
слоев в большинстве случаев превышал средний возраст слоев подчиненных. Молодежь, как правило, играла пассивную роль в политическом процессе. Ее
роль возрастала только в периоды кризисов и смены власти.
Эти общие положения в целом справедливы и для политической жизни Советского Союза накануне перестройки и последовавшими за ней революционными изменениями 90-х годов. Властвующая элита общества-номенклатура – дряхлела с каждым годом. Молодежь была организована в специальные "резервные отряды", которые «ждали призыва» партии, будучи практически полностью отстраненными от принятия социально-значимых решений. Однако, для стороннего наблюдателя картина политической жизни Советского Союза представлялась совсем иной: декларировалось существенное демократическое участие всех групп трудящихся и всех поколений. Гражданское общество советского типа буквально пронизывало все общество, используя в качестве «приводных ремней партии» специальные «поколенческие» организации. Семилетние дети, придя в школу, вступали в Октябрьскую организацию поголовно. На следующем этапе (в 10 лет) дети переходили в пионерскую организацию, где уже был минимальный отсев. Начиная с 14 лет, школьники вступали в комсомол, куда принимали сначала «наиболее достойных». После окончания школы вне ВЛКСМ оставались лишь те, кто не был ориентирован на карьеру. И, наконец, последним пунктом "общественного бэкграунда" было вступление в КПСС (минимальный возраст - 18 лет), куда отбор был дифференцированным. Если молодой человек стремился к политической карьере, то он должен был перейти на выборную комсомольскую, партийную
Информация о работе Становление современной молодежной политической элиты, как конфликтный процесс