Стереотипы, рождаемые в процессе коммуникации внутри поликультурной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы на примере сравнения различных стран и их внутренних поликультурных групп показать важность стереотипов.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические положения о стереотипах, рождаемых в процессе коммуникации 4
1.1. Культурная и межкультурная коммуникация 4
1.2. Понятие и формирование стереотипа 8
Глава 2. Особенности стереотипов, рождаемых в процессе коммуникации внутри поликультурных групп 17
2.1. Этнический стереотип 17
2.2. Гендерный стереотип, его виды и функции 25
2.3. Возрастные стереотипы 29
Глава 3. Анализ стереотипов, рождаемых в процессе коммуникации на примере США, Великобритании .Японии и России 32
3.1. Общий сравнительный анализ стереотипного мышления в различных странах 32
3.2. Особенности ведения переговоров 35
Заключение 49
Список источников 51

Файлы: 1 файл

Стереотипы рождаемые в процессе коммуникации-1.docx

— 90.31 Кб (Скачать файл)

Стереотип содержит в себе оценочный элемент. Липпман считал, что стереотип  нейтрален. Оценочный элемент выступает  в виде установки, эмоционального общения. Стереотип — не просто упрощение. Он «в высшей степени заряжен чувствами». Оценочный элемент стереотипа (установка) всегда сознательно детерминирован, поскольку стереотип, выражая чувства  личности, ее систему ценностей, всегда соотнесен с групповыми чувствами  и групповыми действиями. Отсюда следовал вывод о возможном единстве стереотипов  у тех или иных социальных институтов и социальных систем. Стереотип, размышлял  далее У. Липпман, неадекватен. Стереотипы («предрассудки») эффективно управляют  всем процессом восприятия, являясь  эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в данную группу. В конечном счете стереотипы способствуют процессу толкования социально-политического единства группы.

В начальном  периоде исследования вслед за У. Липпманом проблемы стереотипа рассматривались  как ложные, алогичные и несовершенные  образования или предвзятые мнения: «картинки в голове», «эмоциональный символ», «фиксированный образ». Позднее стереотипизация стала рассматриваться как необходимый и важнейший когнитивный процесс, опосредующий поведение человека, помогающий его ориентации. Стереотип стали считать атрибутом реальной человеческой психики, а «стереотипизированные» понятия, оценки, категории — как закрепленные в общественном сознании «сгустки» общественного опыта, как повторяющиеся свойства и явления. «Большинство исследователей едины во мнении, что стереотипы можно «навязывать» через средства массовой информации. При этом формирование стереотипа проходит три этапа, в результате чего сложный объект сводится к схеме и хорошо известным признакам. В книге «Средство для миллионов» Р. О'Хара называет эти три этапа: первый — «выравнивание» (leveling), второй — «усиление» (sparpening), третий — «ассимиляция» (assimilation). Вначале сложный дифференцированный объект сводится к нескольким готовым, хорошо известным формам (признакам), а затем выделенным характеристикам объекта придается особая значимость в сравнении с той, которую они имели, будучи составными элементами целого. Наконец, выбираются «выравненные» и «усиленные» черты объекта для построения образа, близкого и значимого для данного индивида. Человек, привыкший к ситуации, реагирует автоматически. «Интенсивность реакции, — по мнению О'Хара, — будет зависеть от интенсивности эмоционального воздействия, от искусства манипулирования стереотипами».

В начале 60-х годов в контексте новой исследовательской волны формируются новые проблемы изучения стереотипа. Изучается влияние индивидуально-психологических особенностей, личных характеристик на механизмы стереотипизации; анализируются основные структурно-динамические особенности стереотипов социальных объектов и ситуаций; способы формирования стереотипов.

У исследователей нет однозначного взгляда на природу  и сущность стереотипа. Одни находят, что стереотип общественного  сознания всегда специально организован  и функционирует на основе какого-то определенного социального заказа. Он зависит от задач социализации, а не от стихии чувственной природы  восприятия. Другие в формировании стереотипа придают значение чувственному опыту. Третьи, соглашаясь с тем, что  стереотипное мышление образовалось стихийно, подчеркивают, что стереотипы поддерживаются сознательно, с помощью специально и исторически внедряемых в обыденное  сознание априорных суждений, постепенно пронизывающих все области жизни, включая политику и искусство, и в конечном счете приобретающих силу нравственного закона или правила общежития, которые имеют историческое значение. Последнее мнение французского социолога П. Рикера представляется нам наиболее перспективным при изучении феноменов стереотипа.

Одной из главных сторон изучения стереотипа является проблема соотношения устойчивости и изменчивости. Ряд исследователей (К. Макколи, К. Стит, М. Сегал), обращая  внимание на устойчивость стереотипов, замечают, что опровергающая информация рассматривается как исключение, подтверждающее правило. Однако практика показывает, что стереотипы реагируют  на новую информацию, особенно на драматические  события. Изменение стереотипа происходит при аккумулировании большого количества опровергающей информации. История  развития нашей страны содержит немало примеров изменения и исчезновения социальных стереотипов. Это было связано  с изменением внешних факторов: экономических, политических, социальных условий жизни  человека. Так, например, существовали лозунги и стереотипы, которые  служили идеологическому обоснованию  системы социализма: «Социализм —  самая прогрессивная система  в мире», «В нашей стране реализованы высшие формы демократии», «Марксизм-ленинизм — вечно живое революционное учение», «Дело Ленина живет и побеждает».

Новая эпоха  принесла нигилистическое понимание  прошлого, на смену одним стереотипам  пришли другие: «Запад нас спасет», «Капитализм — лучший из миров», «Фермер нас накормит» и др. Позднее вошли в обиход такие  стереотипы, как «Россия продана  по частям», «Россия превращается в  колониальную страну», «Все члены правительства  имеют счет в Швейцарском банке, а в Греции — виллу», «Вся милиция  работает на мафию», «Все депутаты —  взяточники».

Несмотря  на «живучесть», стереотип не вечен. Он формируется под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуально-социокультурной  среды, а также при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью  СМИ. Среди условий первого порядка  выделяют уровень образования, интеллект, личный опыт, а также нормы, привычки, социальные роли, среду обитания.

Рассматривая  социальные функции стереотипа, Д. Теджфел  отмечает ряд моментов.

1. Люди  с легкостью проявляют готовность  давать обширным человеческим  группам (или социальным категориям) недифференцированные, грубые и  пристрастные оценки.

2. Эти  характеристики отличаются стабильностью  в течение длительного времени.

3. Социальные  стереотипы изменяются в зависимости  от социальных, политических изменений,  но этот процесс происходит  крайне медленно.

4. Социальный  стереотип становится более отчетливым  и враждебным, когда возникает  враждебность между группами.

5. Социальные  стереотипы устанавливаются очень  рано и используются детьми  задолго до возникновения ясных  представлений о тех группах,  к которым они относятся.

Социальная  психология акцентирует внимание на сложном взаимодействии объекта  и субъекта, рассматриваемых на уровне социального восприятия, моделью  которого является традиционная схема  «стимул» — «реакция» (физическая, химическая, биологическая, естественная основа); на иерархизированной цепочке  ассоциативных связей, устанавливаемых  между человеческим восприятием  другими социальными уровнями сознания, включающими память, интуицию, воображение. Изучаются приспособительные функции  каждой из возникающих в организме  человека ассоциативных связей (акт  — стимул — совокупность чувственных  знаков — синтез законов — исследование их связи — решение — отчет).

Стереотип рассматривается как механизм взаимодействия, простейшая форма коммуникации, результат  взаимного тяготения и культурного  напряжения, одновременно характеризующий  степень социализации людей. Сила стереотипов, по мнению А. А. Тертычного, заключается  в том, что они автоматизируют наше мышление, помогают без всяких затруднений давать оценку тем явлениям, которых касаются стереотипные суждения. Он приводит такой пример: стереотипное суждение «гнилой капитализм» позволяло занимать ясную позицию по отношению к капитализму вообще. Но этот стереотип «работал» и применительно к любым понятиям, родившимся в капиталистическом мире («гнилой капитализм», «гнилой либерализм», «показное милосердие», «показная помощь»).

Большинство исследователей указывает на связь  стереотипов в сознании людей  с гигантским влиянием средств массовой информации, формирующих отношение  к миру; на поведение, воспроизводящее  поступки «героев» печати, радио, телевидения; на привязку определенных принципов  поведения к тем местам жизнедеятельности  человека, на которые указывают средства коммуникации.

Изучив  опыт западной пропаганды и рекламы, В. Л. Артемов обнаружил эффективные  приемы воздействия, на сознание людей, помогающие формированию стереотипов. Это использование совпадения интересов, внешнее сходство события с внушением, увязка новых стереотипов со старыми; прием подмены стереотипов; смещение фокуса внимания; выпячивание чувств отдельных групп, стимулирование столкновений.

В целом задача специалистов в области пропаганды сводится не к созданию в аудитории новых нужд и потребностей, а к приспособлению настроений масс к своим целям. Отдельные исследователи считают, что средства массовой информации должны упрощать действительность. Из-за ограниченности времени и пространства коммуникатор должен сводить большую часть информации к ее простейшим элементам. Аудитория также не имеет достаточного времени и энергии, чтобы «переварить» все в деталях, поэтому она требует упрощенной версии (Р. Хиберт, Д. Ангарайт, И. Борн). Простое решение какой-либо повседневной проблемы состоит из стандартно исполняемого действия, сконструированного при помощи некоторого «ключа», получаемого в результате социального научения, в особенности через систему средств массовой информации.

Однако  нужно учитывать и другие факторы. Человек (читатель, слушатель, зритель) хочет, чтобы его уважали, доверяли его интеллекту, предоставляли возможность  самому делать выводы из сообщенных фактов. Поэтому сознательно или неосознанно  он сопротивляется попытке навязать ему готовую, окончательно сформулированную точку зрения. С одной стороны, человек воспринимает прямолинейные  заявления как покушения на его  право выбора из нескольких возможностей. Специалисты в области пропаганды всегда должны оставлять объекту  воздействия иллюзию выбора. С  другой стороны, есть еще одно психологическое  обстоятельство. Реальный мир сложен и многообразен. Плоская, одномерная трактовка событий и явлений  вступает в противоречие со свойственным человеку ощущением сложности и многомерности мира, вызывая у него сопротивление и недоверие.

Это не совсем согласуется с концепцией У. Липпмана и его последователей, которые  рассматривают общественное мнение как стереотипизированное, полное предрассудков  и штампованных представлений, что  якобы ставит под сомнение возможность  личности противостоять воздействию  СМИ. Однако, по нашему глубокому убеждению, задача СМИ заключается не только в передаче информации, ее оценке и  формировании желаемого эмоционального отношения к этой информации, но и вовлечении человека в деятельность. Если общество заинтересовано в активных участниках общественных движений, ему  выгодно формировать адекватное сознание и создавать реальную картину  мира.

Справедливо утверждение, что сегодня «информация» превратилась в инструмент власти, который используется как товар как в навязывании стереотипов власти, так и в рекламных целях.

Феномен стереотипизирования можно раскрыть с помощью ряда положений:

1. Людям  психологически легче характеризовать  обширные человеческие группы (как  по социальному, так и по  национальному признаку) недифференцированно,  грубо и пристрастно.

2. Такая  категоризация имеет внутренне  присущую тенденцию сохранять  стабильность в течение длительных  отрезков времени.

3. Изменения  в социальной, политической и  экономической сферах могут обусловливать  изменение стереотипа, однако это  происходит не всегда или бывает  отсрочено во времени.

4. Стереотипы  усваиваются очень рано в качестве "чувственной ткани мира" (А.  Н. Леонтьев) и начинают использоваться  детьми задолго до возникновения  ясных представлений о тех  группах, к которым они относятся.

5. Социальные  стереотипы редко проявляются  на поведенческом уровне при  отсутствии явной враждебности  в отношениях между группами, но в условиях напряженности  или конфликта эти же стереотипы  становятся определяющими детерминантами, которые слабо поддаются модификации  и управлению, они ужесточаются, заостряются и начинают играть  доминирующую роль в реальном  поведении индивидов, вплоть до  откровенной враждебности.

 

Глава 2. Особенности стереотипов, рождаемых в процессе коммуникации внутри поликультурных групп

    1. Этнический стереотип

Под этническим стереотипом сегодня принято  понимать обобщенное представление  о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуется  повышенной эмоциональностью и устойчивостью  в отражении черт стереотипизируемой группы.

В стереотипе выделяются четыре основных параметра:

- содержание - набор характеристик, приписываемых  этнической группе;

- степень  согласованности - единообразие  характеристик, приписываемых этнической  группе;

- направленность - общее положительное или отрицательное  восприятие объекта стереотипизирования (может быть выведена непосредственно из содержания стереотипа: наличие большего или меньшего количества положительных или отрицательных характеристик);

Информация о работе Стереотипы, рождаемые в процессе коммуникации внутри поликультурной группы