Стереотипы, рождаемые в процессе коммуникации внутри поликультурной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы на примере сравнения различных стран и их внутренних поликультурных групп показать важность стереотипов.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические положения о стереотипах, рождаемых в процессе коммуникации 4
1.1. Культурная и межкультурная коммуникация 4
1.2. Понятие и формирование стереотипа 8
Глава 2. Особенности стереотипов, рождаемых в процессе коммуникации внутри поликультурных групп 17
2.1. Этнический стереотип 17
2.2. Гендерный стереотип, его виды и функции 25
2.3. Возрастные стереотипы 29
Глава 3. Анализ стереотипов, рождаемых в процессе коммуникации на примере США, Великобритании .Японии и России 32
3.1. Общий сравнительный анализ стереотипного мышления в различных странах 32
3.2. Особенности ведения переговоров 35
Заключение 49
Список источников 51

Файлы: 1 файл

Стереотипы рождаемые в процессе коммуникации-1.docx

— 90.31 Кб (Скачать файл)

- интенсивность  - степень предубежденности по  отношению к стереотипизируемой  группе, выраженная в стереотипе (можно получить ранжированием  характеристик, приписываемых этнической  группе).

На содержание этнических стереотипов влияют три  группы факторов:

1) специфика  стереотипизируемой группы (ее этническая  психология, закрепленная в культуре  и в обыденном сознании система  ценностей, общественно-историческое  развитие);

2) социально-политические  и экономические условия развития  групп и специфика взаимоотношений  между ними, сложившаяся на данный  момент;

3) длительность  и глубина исторического контакта. В отношении третьей группы факторов необходимо отметить, что далеко не всякое межэтническое общение формирует позитивные межэтнические стереотипы. Условиями оптимальной организации контакта этносов выступают:

а) признание  безусловного равенства сторон;

б) наличие  обстановки открытости и доверия;

в) принятие общих, значимых для обеих сторон целей;

г) уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга.

Выполнение  перечисленных условий требует  наличия в национальных идеологиях контактирующих этносов неконкурентных, недискриминационных стратегий, а  это возможно лишь при наличии у этносов полновесных, зрелых, конгруэнтных этносу элит.

Поскольку этнические стереотипы не существуют "вообще", сами по себе, а выполняют в общественном сознании определенную функцию, то они нерасторжимо связаны с социумом, с общественными условиями и, объединяя ранее отчужденных индивидов, структурируют этносы в целостные образования для решения следующих специфических этносоциальных задач: защиты территории этнических границ; предпочтения соотечественников (соплеменников) пришельцам (мигрантам), базирующегося на усилении чувства солидарности со своими и чувства вражды (подчас непримиримой) по отношению к иноплеменникам.

На социальном уровне этнический стереотип имеет  две функции: идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы) и  идентифицирующую (создание и сохранение положительного образа "мы", формирование которого происходит прежде всего с помощью ритуалов и невербальных средств).

Этнический  стереотип, как любой социальный стереотип, может быть автостереотипом, т. е. описывающим собственную группу, и гетеростереотипом, т. е. описывающим  другую этническую группу. На становление  этнических авто- и гетеростереотипов влияют три группы условий:

1. Политическая, экономическая и религиозная  системы общества, формирующие определенный  набор норм, ценностей, идеалов,  императивов. В идеальном случае формирование этого набора происходит в непротиворечивом единстве, присущем ценностному отражению, ценностному атрибутированию действительности этнической элитой.

2. Социально-психологическая представленность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосредственного окружения индивида. Установлено, что индивид тем легче идентифицирует себя с определенной группой, чем больше его коммуникативных связей замыкается внутри нее.

3. Индивидуально-психологическое  бытие индивида, т. е. совокупность  реальных фактов жизни индивида.

Особенностью  автостереотипов является стремление этнической общности внести в их содержание нечто от идеала, подчеркнуть наиболее самобытные черты национального  характера. Например, установлено, что  группы с более высоким статусом в экономической сфере имеют  тенденцию характеризовать себя как компетентных и добившихся экономического успеха, а группы с более низким статусом - как отличающихся добротой, сердечностью, гуманностью, с одновременным  снижением значимости тех качеств, которые и обеспечивают чужой  группе экономическое превосходство, - деловитости, предприимчивости. Другим исследованием установлено, что  весьма консервативные и морализующие студентки колледжа, не способные  признать свои собственные "недостойные" сексуальные желания, демонстрировали  склонность переносить эти желания  на представителей этнических меньшинств, оценивая тех как слишком доступных  и порочных. В то же время, как  следует из исследований этнографов, этнические автостереотипы не константны. Они претерпевают в ходе исторического развития этноса определенную эволюцию и в значительной мере отражают уровень этнического самосознания.

Важное  место в когнитивной составляющей стереотипов занимают представления  членов этноса об окружающей их действительности, что проявляется в так называемых "картинках мира". В рамках этих концептуальных структур интериоризуются отдельные процессы восприятия, памяти, мышления членов этноса. Это может служить основой для типологизации этносов по имплицитной картине мира.

Концептуальные "этнические доминанты" негласно существуют во всех областях жизнедеятельности  и в каждую отдельную эпоху  воспринимаются этносом как единственно возможный способ общежития. Структура этнического стереотипа поведения проявляется в виде строго определенной системы отношений, отражающей разнообразные типы социальных связей в обществе. Изменения в жизни этноса обусловливают изменения в этнической организации его жизнедеятельности, внося коррективы в нормы поведения, в традиционно-мировоззренческие и социально-психологические установки и этнические представления. В качестве факторов изменения этнического поведения на уровне этнической группы могут выступать глобальные процессы, связанные с историческим развитием этноса, влиянием экономических, политических, демографических, религиозных, а также особенно обострившихся в последнее время экологических и техногенных факторов. Таким образом, стереотипы поведения этноса столь же динамичны, как и сам этнос. Об этом говорят и результаты исследований этнологов, фиксирующие довольно сильные вариации в поведении и установках на поведение представителей различных этнических групп.

Стандарты поведения в значительной степени  коррелируют с реальной стратификацией общества. Тем не менее социально одобряемые программы поведения не охватывают всей сферы поведения человека в обществе, поэтому некоторые стороны поведения, рассматриваемые традиционно как социально незначимые, остаются нерегламентированными, и именно они имеются в виду, когда говорится об индивидуальных особенностях субъекта деятельности, о своего рода "стилистике поведения". На упорядочение разнородных вариантов поведения работает центростремительная тенденция унификации поведения, выработка общепринятых стандартов поведения.

Стандарты и нормы определяются как исторически  сложившиеся правила поведения, которым присущ и оценочный смысл. Различные типы культур по-разному  диктуют субъективную ориентированность  на норму: в одних случаях высоко оценивается "правильное поведение", в других поощряется стремление к  оригинальности и необычности, основанное на возможности альтернативного  поведения. Следует отметить, что  именно эта субъективно-культурная вариативность норм и дает возможность  существовать различным этническим оценкам относительно тех или  иных поступков, т. е. нормы выступают  как выражение некоей внешней  точки зрения, в соответствии с  которой данный поступок может быть охарактеризован. В случае же необходимости оценивания поступков индивида, принадлежащего к иному этносу, вступают в действие законы межэтнического взаимодействия.

Согласно  концепции этногенеза Л. Н. Гумилева, типов взаимодействия может быть несколько, в зависимости от уровня этнической истории, отражающегося  на содержании и динамике этнических стереотипов:

- на уровне  консорций - нестойкие этнические  сочетания, слабо отражающиеся  на этнических стереотипах;

- на уровне  конвиксий - деформированные этнические  сочетания, при которых у отдельных  индивидов можно наблюдать эффект "разбухания" нижних (аффективных)  этажей этнических диспозиций, что безусловно сказывается на этнических стереотипах наименее социально и этнически толерантных членов конвиксий;

- на уровне  субэтносов - симбиозы, т. е. такие  формы взаимополезного существования  этносов, при которых этносы  сохраняют свое своеобразие компенсацией "разбухания" нижних (аффективных) этажей этнических диспозиций конструктивными элементами национального самосознания и складывающейся национальной идеологии;

- на уровне  этносов - ксении, т. е. нейтральное  сосуществование этносов при  сохранении ими своеобразия, что  мало сказывается на этнических  стереотипах в силу адекватно  выработанных национальных идеологий  (речь идет о контакте этносов,  принадлежащих одному суперэтносу).

На уровне же суперэтносов возможны еще четыре варианта этнического контакта, а  значит, и соответствующие варианты развития этнических стереотипов:

1.В случае контакта пассионарно-ненапряженного этноса с пассионарно-напряженным этносом наиболее вероятна ассимиляция или вытеснение слабого этноса. Вариативность динамики этнических авто- и гетеросте-реотипов здесь весьма велика и зависит от всего комплекса указанных ранее факторов.

2. Два  или более слабо пассионарных  этноса в большинстве случаев  находят взаимоприемлемый способ  существования и не подавляют  друг друга. Этнические стереотипы  при этом мало подвержены влиянию,  в основном изменяются когнитивные  и поведенческие составляющие  стереотипов.

3. Если  контактирующие суперэтносы сильно, но одинаково пассионарны, то происходит метисация, причем деформируется поведенческая составляющая стереотипов. Как правило, в этом случае начинает нарастать тенденция к индивидуалистической стратегии поведения с утратой общих ценностных норм, идеалов, императивов, что неминуемо ведет к уничтожению одного из этносов.

4. Если  же при контакте сильных, одинаково  пассионарных этносов процесс  метисации сопровождается пассионарным  толчком, то возникает новый  этнос с новыми авто- и гетеростереотипами.

Именно  в межэтнических контактах на гранях субъект-субъектных отношений ярко проявляется такая особенность этнического стереотипа, как его антропостереотипичность, т. е. связанность с обликом индивида. Внешность, действительно, часто выступает практически важным признаком, несущим в себе информацию о национальности субъекта. Признаки, из которых слагаются и внешний облик и поведение (в том числе все богатство невербальной коммуникации: жесты, мимика, позы, дистанция при общении и т. д.), могут иметь осведомительное значение и выполнять регулятивную функцию. Соответствие (несоответствие) стереотипных представлений о внешности той или иной национальности сильно влияет на живучесть этнических гетеростереотипов. На уровне обыденного сознания нередко связываются облик представителей инонациональностей и якобы присущие отдельным чертам внешности психологические качества человека. Из этого неизбежно вытекает соответствующий набор сценариев, наиболее характерный в отношениях между стереотипизирующей и стереотипизируемой группами. Наличие определенного физического сходства у представителей одного этноса "работает" и на автостереотип, так как укрепляет мнение о едином происхождении и неизменности этноса в исторически обозримое время. Интересно, что исключительно на внешность обращают внимание в основном лица с начальным образованием, использующие антропологические признаки как этноконсолидирующие или этнодифференцирующие, в то время как у лиц с высшим образованием определение этнической принадлежности строится прежде всего на социокультурных параметрах.

Результаты  исследования американского психолога  Э. Эриксона говорят о различиях  в невербальных составляющих процесса общения между белыми и черными  общинами в США. Несмотря на общность языка, общую историю, определенную общность культуры, негры и белые  по-разному ведут себя в качестве партнеров по общению. Внешне негры  меньше демонстрируют свой интерес  к информации собеседника, но бурно, откровенно и адекватно включаются в те моменты общения, когда партнер  ожидает от них эмпатии или  поддержки. Белые же, напротив, откровенно заинтересованы в собеседнике, но в  критические моменты усиление эмоций для них не характерно. Интересные особенности стереотипов поведения  существуют и у других народов. Например, по обычаям карачаевцев, черкесов, абазинов, ногайцев и других народов Кавказа  третьему лицу нельзя проходить между  двумя собеседниками, как бы пересекая  их визуально-психологическое единство. Этикет требует остановиться в отдалении  и ждать, пока общающиеся не заметят ожидающего и не дадут возможность обойти себя.

К сожалению, в своем подавляющем большинстве  этнические авто- и гетеростереотипы, национальные обычаи трудны для вербального и инокультурного усвоения. Это объясняется тем, что они не представлены в виде текстов, законов, правил, а транслируются через неофициальные традиционные каналы передачи информации, через "социальные представления", невербальное отвержение и т. п., что, в свою очередь, непосредственно влияет на глубину, направленность и характер процессов межэтнического общения.

Этнические  стереотипы должны также рассматриваться  как предмет семантико-информационного  анализа. Они всегда социальны, т. е. их поведенческая составляющая реализуется  в обществе через этнофора, который выступает частью общности со всей совокупностью присущих ей социокультурных механизмов и особенностей социальной организации. Стереотипы не существуют вне индивида, т. е. они психологичны по локусу существования, но носитель стереотипов всегда вариативен в поведении как в историческом, так и в этническом пространстве. Это обусловливает семантическую неоднозначность реализующегося в субъект-субъектных отношениях стереотипа. а тем самым происходит своеобразный "коллективный отбор" и межпоколенная трансляция наиболее адекватных и полезных для данного этноса авто- и гете-ростереотипов. Такое информационно-семантическое понимание стереотипа базируется на представлении об этносе как о своеобразном пространственно-ограниченном "сгустке" специфической культурной информации. Межэтнические контакты рассматриваются как обмен информацией, а этнический стереотип - как своеобразный элементарный сигнал. Информационно-семантическое понимание этноса имеет под собой основание в силу того, что информация является неотъемлемым свойством материи и может выступать как форма ее существования. Именно в рамках данного подхода и может быть разрешена проблема истинности этнических стереотипов.

Информация о работе Стереотипы, рождаемые в процессе коммуникации внутри поликультурной группы