Стереотипы, рождаемые в процессе коммуникации внутри поликультурной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы на примере сравнения различных стран и их внутренних поликультурных групп показать важность стереотипов.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические положения о стереотипах, рождаемых в процессе коммуникации 4
1.1. Культурная и межкультурная коммуникация 4
1.2. Понятие и формирование стереотипа 8
Глава 2. Особенности стереотипов, рождаемых в процессе коммуникации внутри поликультурных групп 17
2.1. Этнический стереотип 17
2.2. Гендерный стереотип, его виды и функции 25
2.3. Возрастные стереотипы 29
Глава 3. Анализ стереотипов, рождаемых в процессе коммуникации на примере США, Великобритании .Японии и России 32
3.1. Общий сравнительный анализ стереотипного мышления в различных странах 32
3.2. Особенности ведения переговоров 35
Заключение 49
Список источников 51

Файлы: 1 файл

Стереотипы рождаемые в процессе коммуникации-1.docx

— 90.31 Кб (Скачать файл)
    1. Гендерный стереотип, его виды и функции

То, что  гендер одна из важных категорий социальной жизни человека, проявляется в  повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор  поведенческих норм и ожиданий,значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины и слова, по-разному описывающие мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все это находит свое отражение в особых формах проявления общественного сознания - стереотипах.

Традиционно, под словом стереотип понимают некую  схему (клише), на основе которой происходит восприятие и оценка информации. Эта  схема выполняет функцию обобщения  некого явления, предмета или события, с ее помощью человек действует или производит оценку автоматически, не задумываясь.

В рамках проекта «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей»1, с целью выявления мнений о мужских и женских ролях было проведено групповое интервью.

Его участники - жители Ташкента и Ферганы, обоих  полов, разных возрастов и разного  уровня образования. На вопрос «Какие ассоциации возникают у вас со словами «мужчина» и «женщина»?» были получены следующие ответы. Слово «женщина» чаще всего связывалось с домом, материнством, домохозяйством, воспитанием детей и т.д. Понятие же «мужчина» в большинстве случаев ассоциировалось с функциями опоры семьи и финансового источника, ролями отца, воина и защитника и т.п.

Приведенный пример демонстрирует проявление так  называемых гендерных стереотипов, относящихся к различному восприятию и оценке качеств и свойств  людей на основе их принадлежности к определенному полу.

Рассмотрим  сначала само понятие гендерного стереотипа. По определению А.В.Меренкова, это «устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также поведениячеловека, в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности  представителей определенного пола»2. Другое определение: «Гендерные стереотипы - это устойчивые для данного общества в данный исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами»3.

Еще одно определение мы встречаем у И.С.Клециной «Под гендерными стереотипами понимаются стандартизованные представления  о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское»».4 Итак, понятие «гендерные стереотипы» подразумевают, во-первых, качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины. Во-вторых, в гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола. В третьих, в гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины. И, наконец, в-четвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение.

Все гендерные  стереотипы можно разделить на три  группы.

Первая - стереотипы маскулинности / феминности (или фемининности). По-другому они  называются стереотипами мужественности / женственности. Рассмотрим сначала, что  означают понятия маскулинности (мужественности) и феминности (женственности). (В  дальнейшем эти две пары понятий употребляются в тексте как синонимичные: мужественность - маскулинность, женственность - феминность).5

Основываясь на анализе значения термина «маскулинность», данное И.С.Коном можно следующим  образом описать значения, вкладываемые в понятия феминность и маскулинность.

1. Понятия  маскулинность и феминность обозначают  психические и поведенческие  свойства и черты, «объективно  присущие» (по выражению И.  Кона) мужчинам (маскулинность) или  женщинам (феминность).

2. Понятия  маскулинность и феминность содержат  различные социальные представления,  мнения, установки и т.п. о том,  какими являются мужчины и  женщины, и какие качества им  приписываются.

3. В понятиях маскулинность и феминность отражены нормативные эталоны идеального мужчины и идеальной женщины.

Таким образом, гендерные стереотипы первой группы можно определить, как стереотипы, характеризующие мужчин и женщин с помощью определенных личностных качеств и социально-психологических  свойств, и в которых отражены представления о мужественности и женственности. Например, женщинам обычно приписываются такие качества, как пассивность, зависимость, эмоциональность, конформность и др., а мужчинам - активность, независимость, компетентность, агрессивность и т.д. Как мы видим, качества маскулинности и феминности имеют полярные полюса: активность - пассивность, сила - слабость.

Вторая  группа гендерных стереотипов связана  с закреплением определенных социальных ролей в семейной, профессиональной и других сферах. Женщинам, как правило, в качестве основных отводятся семейные роли (матери, хозяйки, жены), а мужчинам - профессиональные. Как отмечает И.С.Клецина, «мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин - по наличию семьи и детей».6

Третья  группа гендерных стереотипов отражает различия между мужчинами и женщинами  в занятиях определенными видами труда. Так, мужчинам приписываются  занятия и профессии инструментальной сферы деятельности, имеющей, как  правило, творческий или созидающий характер, а женщинам - экспрессивной  сферы, отличающейся исполнительским  или обслуживающим характером. Поэтому  распространенным является мнение о  существовании так называемых «мужских»  и «женских» профессий.

Наряду  с подобным «горизонтальным» делением сфер труда на мужские и женские, существует и вертикальное деление, выражающееся в том, что руководящие должности в подавляющем большинстве занимают мужчины, а позиции женщин имеют подчиненный характер.

Приведенная классификация гендерных стереотипов  не является исчерпывающей и, имея достаточно условный характер, предпринята для  простоты анализа. Из перечисленных  групп гендерных стереотипов  наиболее общими и универсальными являются стереотипы феминности маскулинности. Стереотипы второй и третьей групп  носят более частный характер, и охватывают, в большинстве случаев, семейную или профессиональную сферы.

Таким образом, гендерные стереотипы выполняют  ряд функций, связанных с необходимостью объяснения тех или иных различий между полами, репрезентаций этих различий, а также оправдания их существования. Являясь последствиями  категоризации (обобщения), гендерные  стереотипы формируют наши ожидания в отношении поведения мужчин и женщин.

    1. Возрастные стереотипы

На сегодняшний  день в мировой науке сложилось  несколько теоретических подходов к объяснению природы и функций  возрастных стереотипов.

В нашей  работе возрастные стереотипы понимаются как разновидность социальных стереотипов, отражающих устойчивые содержательные и оценочные характеристики восприятия возрастными группами собственной  и других возрастных групп и являющихся содержанием возрастных идентификаций. Возрастные стереотипы формируются  в процессе осмысления возрастными  группами реальности возрастных социальных отношений в контексте возрастной стратификации общества  и представляют собой соответствующую систему  значений,  которая может быть операционализирована  с помощью  реконструкции семантических пространств.

Соответственно, функции возрастных стереотипов  могут быть проанализированы на различных  уровнях их существования. На уровне социальных отношений возрастные стереотипы отражают наличную социальную реальность возрастной стратификации общества, закрепляя за ней статус «естественной» и «правильной», объясняя сложившиеся  отношения между различными возрастными  группами и задавая систему ориентиров для возрастной идентификации людей. В межличностном взаимодействии они способствуют упрощению процессов познания и оценки других людей, а также формированию устойчивых возрастных идентификаций и противопоставлению своей группы другим возрастным группам.

Возрастные стереотипы неоднородны, и их модальность существенно различается. Действительно, как показывают результаты современных зарубежных и отечественных исследований, представители разных возрастных групп рассматриваются как многомерные люди, имеющие и положительные, и отрицательные характеристики. Например, C.S. Slotterback и  D.A. Saarnio, исследовав стереотипы относительно физических, познавательных и личностных возможностей пожилых людей, а также стереотипное восприятие пожилого человека в целом («открытая задача»), показали, что геронтостереотипы модально неоднородны. Отрицательные стереотипы ярче всего проявились в открытой задаче и в задаче, связанной с оценкой физических качеств. Задача, связанная с оценками личностных возможностей пожилых людей, напротив, позволила выявить ряд позитивных стереотипов.

Типичный  ребенок описывается с помощью  энергетических и коммуникативных  характеристик, причем среди последних  отдельно выделяются характеристики взаимодействия детей со старшими Ребенок описывается энергичным, подвижным, шумным, веселым, жизнерадостным  и наивным существом, которое требует заботы и внимания со стороны старших. Описание типичного подростка включает в себя коммуникативные характеристики, характеристики мотивационной сферы, а также характеристики асоциальной активности. В описании типичного взрослого по результатам кластеризации можно выделить параметры деловых, энергетических и коммуникативных характеристик. Типичный пожилой человек описывается посредством характеристик его актуального и прошлого жизненного опыта, коммуникативных свойств, а также особенностей мировоззрения.

Таким образом, к универсальным особенностям возрастной стереотипизации мы можем отнести  «сквозной» характер коммуникативных  различий между возрастными группами, которые являются значимым дифференцирующим признаком для всех без исключения стереотипных образов независимо от возрастной принадлежности носителя стереотипа. Кроме того, можно утверждать, что  в содержании возрастных стереотипов  проявляются эффекты ин-группового фаворитизма и гетерогенности ин-группы, что еще раз подчеркивает правомерность  социально-психологического подхода  к анализу возрастных отношений.

Специфика возрастной стереотипизации, характерная  для отдельных возрастных групп, определяется, в первую очередь, значимостью  и «проблемностью» дифференцирующих категорий в системе жизнедеятельности  самих этих возрастных групп. Наиболее актуальные содержательные компоненты возрастных стереотипов отражают особенности  положения возрастной группы в системе  возрастных отношений в частности  и в социальной структуре общества в целом. Кроме того, при условии, что возрастная стереотипизация  отличается оценочной амбивалентностью во всех возрастных группах, наиболее «лояльные» возрастные стереотипы типичны  для детей, а максимум негативно  окрашенных стереотипов принадлежит  группе пожилых людей, причем по мере продвижения группы по «возрастной  лестнице» доля негативных стереотипов  возрастает.

 

Глава 3. Анализ стереотипов, рождаемых в процессе коммуникации на примере США, Великобритании .Японии и России

    1. Общий сравнительный анализ стереотипного мышления в различных странах

 

Результаты  опросов, проведенных социологическими институтами России, показывают, что  в массовом сознании превалируют  сложившиеся ранее стереотипы на проблемы распределения, обеспечения, благосостояния. Новые стандарты  в оценках и подходах складывающихся ситуаций, противоречий в различных  слоях общества закрепляются по-разному. Менее образованные и урбанизированные слои населения проявляют меньшую  критичность к новым событиям и информации. Напротив, наблюдаются  признаки радикализации, политизации, активизации сознания наиболее образованных людей. Старое поколение является приверженцем «твердой руки», которая наведет  порядок в стране. У этой части  населения сохранены стереотипы «оборонного сознания» — отказ  от ориентации на чужой опыт.

Больше  зон консенсуса и меньше разногласия  проявляют различные группы населения  в отношении внутренних проблем. Острые проблемы материального положения  семей — сравнительно небольшие  доходы, инфляция — затрагивают  практически все социальные группы, поэтому стереотипы нередко оказываются  общими для всех. Это подтверждает вывод исследователя Е. Орловой: «Социальный стереотип существует там, где существует согласие различных  людей относительно стереотипизируемых объектов и ситуаций. Чем выше степень  согласованности между оценками различных людей, тем более выраженным считается социальный стереотип»7.

В сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы. Результаты социологического исследования   показывают, что нелепость, хаотичность, беспорядочность оцениваются в общественном сознании как случайные, временные, неподлинные явления, объясняемые конкретными обстоятельствами общественного или психологического порядка. Царь плохой или министр. Эти обстоятельства должны быть устранены и наступит рай.

У американцев  существуют свои стереотипы. Люди в  США воспитываются так, что они  не верят в безвыходность ситуации: они считают, что при соответствующем  умении и усилиях любая задача может быть решена. У американцев  присутствует «оптимизм до последнего». В их сознании проявление слабости есть личная катастрофа. Поэтому нередки гипертрофированные притязания, которые в дальнейшем могут привести к тяжелым невротическим состояниям. В статье «В Америке к общению с психиатром относятся просто как к гигиенической процедуре» (Час пик. 1994. 7 дек.) рассказывается, как можно избавиться от такого стереотипного отношения к себе. Психологи рекомендуют пациентам: «Вам не нужно работать хорошо. Работайте плохо. Вы все равно будете работать хорошо. Вы не знаете, как работать плохо». Такое «разрешение» психиатров снимает напряжение человека. 

Информация о работе Стереотипы, рождаемые в процессе коммуникации внутри поликультурной группы