Анализ финансового состояния бюджетного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:59, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теории и практики анализа финансового состояния бюджетной организации и разработка рекомендаций по улучшению ее финансового состояния.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Исследовать нормативное регулирование деятельности бюджетного учреждения;
2. Определить сущность анализа финансового состояния, его цели и задачи, а также рассмотреть особенности анализа деятельности бюджетного учреждения;
3. Провести анализ финансового состояния бюджетного учреждения и определить проблемы;
4. Выявить резервы улучшения финансового состояния;
5. Предложить практические рекомендации по укреплению финансового состояния и рассчитать их эффективность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Особенности статуса современных бюджетных учреждений 5
1.2 Содержание и задачи анализа финансового состояния 10
1.3 Особенности и исходные данные анализа финансового состояния бюджетного учреждения 14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ ПО ОТРАСЛИ «ОБРАЗОВАНИЕ» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. МАГНИТОГОРСКА 30
2.1 Общая характеристика предприятия 30
2.2 Анализ имущественного состояния 36
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности учреждения 45
2.4 Анализ финансирования бюджетного учреждения 49
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 57
3.1 Проблемы финансового состояния бюджетного учреждения и направления его укрепления 57
3.2 Расчет экономической эффективности предоставления платных услуг бюджетным учреждением 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80

Файлы: 1 файл

Анализ финансового состояния бюджетного учреждения ЦБ Образование (диплом) 1.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Перспектива развития любой организации, предприятия или учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро - и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организаций. Разработка стратегии и тактики экономического развития организации невозможна без анализа ее финансового состояния, сравнения экономических показателей, исследования динамики изменения этих показателей в ту или иную сторону. Именно поэтому актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Актуальность  темы определяется тем, что важнейшим  условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств  государственного и местного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.

 При сложившейся  экономической ситуации, когда бюджетного  финансирования становится недостаточно для покрытия текущих расходов, а также в условиях проводимой реформы бюджетных учреждений, проблема развития любого учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро – и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организации. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности бюджетных учреждений. Анализ финансового состояния бюджетного учреждения призван обеспечивать оперативный, текущий и стратегический анализ информации о реальном экономическом состоянии субъекта хозяйствования, резервах экономии бюджетных ресурсов, целевом использовании выделенных государством денежных средств для деятельности организаций непроизводственной сферы, а также анализ результатов от предпринимательской деятельности, которая выступает в настоящее время необходимым источников финансирования бюджетных учреждений нового типа.

Целью дипломной работы является исследование теории и практики анализа финансового состояния бюджетной организации и разработка рекомендаций по улучшению ее финансового состояния.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

1. Исследовать нормативное регулирование деятельности бюджетного учреждения;

2. Определить  сущность анализа финансового состояния, его цели и задачи, а также рассмотреть особенности анализа деятельности бюджетного учреждения;

3. Провести анализ финансового состояния бюджетного учреждения и определить проблемы;

4. Выявить резервы улучшения финансового состояния;

5. Предложить  практические рекомендации по  укреплению финансового состояния  и рассчитать их эффективность.

Объектом исследования является управление финансовыми ресурсами в муниципальном учреждении. Предмет исследования - финансовое состояние бюджетного учреждения.

Анализ основывался  на приемах сопоставления показателей  текущего и предшествующего периодов с целью выявления тенденций их изменения, а также на методах горизонтального и вертикального анализа.

Источниковой  базой исследования послужили: ГК РФ; отдельные законодательные и  нормативные документы, касающиеся оценки финансового состояния предприятий и учреждений; материалы, собранные автором в ходе прохождения преддипломной практики; учебные и методические пособия ведущих российских и зарубежных авторов таких как Ковалев В., Шеремет А.Д., Клюева А.К., Кельчевской Н.Р.,Молчанова И.П., Маркиной Е.В. и др.; материалы периодической печати.

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты анализа финансового состояния бюджетной организации

 

1.1 Особенности статуса современных бюджетных учреждений

 

 

В настоящее  время бюджетная сфера находится  в стадии активного реформирования, причем с 2011 г. большинство «привычных» бюджетных учреждений уже действуют в виде казенных, бюджетных или автономных.

Бюджетная реформа привела к тому, что появилось два вида учреждений: бюджетные и казенные (рис. 1.1).

Рис. 1 - Бюджетная реформа учреждений

 

Бюджетные учреждения сформированы в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и других сферах, способных функционировать  на основе рыночных принципов, без их коренного преобразования [49, с. 12].

Казенными учреждениями реализуются отдельные полномочия государства, и введение рыночных принципов оказания государственных услуг в этих учреждениях нецелесообразно. Примерами могут быть такие сферы деятельности, как национальная оборона, обеспечение безопасности государства, психиатрическая помощь населению и других.

Бюджетные учреждения нового типа, по сравнению со своими предшественниками, обладают большими правами, ведь сейчас они самостоятельно принимают решение об использовании  полученных ими доходов.

Сейчас деятельность бюджетных учреждений регулируется нормами Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Закон N 7-ФЗ) [5].

Согласно статье 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением  признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетные учреждения получают от собственника имущество с правом его распоряжения за исключением особо ценного, отнесение к которому находится в усмотрении собственника.

Основной вид  деятельности бюджетного учреждения должен соответствовать предметам и  целям деятельности, определенным нормативными правовыми актами и уставом учреждения. В рамках основных видов деятельности, предусмотренных уставом бюджетного учреждения, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе.

Из пункта 4 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ вытекает, что учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять  работы, оказывать услуги, относящиеся  к его основным видам деятельности, для физических и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. В общем случае порядок определения указанной платы устанавливается учредителем бюджетного учреждения.

В случаях прямо  предусмотренных федеральными законами выполнять работы или оказывать услуги на платной основе для граждан и организаций бюджетные учреждения могут и в рамках государственного (муниципального) задания.

Наряду с  ведением основного вида деятельности бюджетные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности, но только если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а также предусмотрено уставом учреждения.

При этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов  имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Полученный  доход не проходит через органы Федерального казначейства и поступает в полное распоряжение бюджетного учреждения. За такую предоставленную вольность  государство берет компенсацию  – ответственность по обязательствам лежит исключительно на бюджетном учреждении без субсидиарной ответственности собственника (рис. 2) [45, с. 36].

Таким образом, новые бюджетные учреждения теперь самостоятельно распоряжаются доходами, полученными ими в рамках деятельности, приносящей доходы. Такая самостоятельность «бюджетников» влечет за собой и общий порядок налогообложения их доходов. Следовательно, сегодня бюджетные учреждения исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке, определенном главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Учитывая это, в своей налоговой политике бюджетные  учреждения, как и все иные налогоплательщики, должны закрепить те моменты, в отношении  которых глава 25 НК РФ не содержит одновариантных методов учета, либо не дает каких-либо четких правил исчисления налога.

Согласно указанной  норме указанные плательщики  налога на прибыль обязаны распределять расходы, понесенные за счет доходов  от оказания платных услуг и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, пропорционально доле доходов от оказания платных услуг в общей сумме доходов, полученным бюджетным учреждением (включая средства целевого финансирования).




 

 





 

 

 

 

 

Рис. 2 – Бюджетные учреждения «нового типа»

 

В общей сумме  доходов бюджетного учреждения не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде процентов по договорам банковского счета, банковского вклада, доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы). Конкретный перечень внереализационных доходов, исключаемых из общей суммы доходов, участвующих в расчете пропорции целесообразно привести в налоговой политике бюджетного учреждения.

Распределение расходов и доходов осуществляется лишь при условии того, что выделенные бюджетному учреждению бюджетные ассигнования предусматривают финансирование расходов учреждения на оплату:

- коммунальных  услуг;

- услуг связи;

- транспортных  расходов на обслуживание административно-управленческого  персонала учреждения;

- расходов на  все виды ремонта основных  средств.

В противном случае расходы на «коммуналку», на оплату услуг связи (за исключением услуг сотовой (мобильной) связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, учитываются при определении налоговой базы при оказании платных услуг и осуществлении иной приносящей доход деятельности при условии, если эксплуатация таких основных средств связана с оказанием платных услуг и осуществлением иной приносящей доход деятельности.

Заметим, что  бюджетные учреждения довольно часто  предоставляют в пользование государственные ими муниципальное имущество, причем с 2012 г. арендная плата зачисляется непосредственно на лицевые счета бюджетных учреждений, в силу чего они самостоятельно платят налоги с доходов, полученных от сдачи в аренду переданного им государственного или муниципального имущества.

В части налога на прибыль отметим, что в налоговой  базе бюджетные учреждения по-прежнему не учитывают средства целевого финансирования, которые с 2012 г. поступают им в виде предоставляемых субсидий, на что указывает подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. При этом у бюджетного учреждения, получившего средства целевого финансирования сохраняется обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Следовательно, в своей учетной политике бюджетному учреждению следует привести методику такого учета. В противном случае суммы полученных субсидий будут попадать под налогообложение [44, с. 54].

С  01.01.2012 г. выполнение работ (оказание услуг) бюджетным учреждением в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансирования которого является субсидия из соответствующего бюджета, не облагается налогом на добавленную стоимость. На это указывает подпункт 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Поэтому, если у бюджетного учреждения имеются налогооблагаемые операции, то ему необходимо продумать и закрепить в своем налоговом регламенте порядок ведения раздельного учета по НДС.

 

1.3 Особенности и исходные данные анализа финансового состояния бюджетного учреждения

 

 

Наряду с  коммерческими предприятиями и  организациями бюджетные учреждения по итогам работы за отчетный период определяют экономические или финансовые показатели (результаты) хозяйственной деятельности. Экономические показатели деятельности бюджетных учреждений используются в целях экономического планирования деятельности учреждения при проведении анализа хозяйственной деятельности, а также для определения налоговой базы.

К наиболее важным показателям деятельности бюджетного учреждения следует отнести:

-объем субсидий  из соответствующего бюджета;

-расходы по  бюджету;

-доходы от  оказания платных услуг;

-расходы, связанные  с оказанием платных услуг;

-прибыль (убыток) от оказания платных услуг.

Основными этапами  анализа финансового состояния являются:

1. На первом  этапе выбирается объект, цели  исследования и постановка задачи.

2. Второй этап. Выбор основных показателей работы  организации.

3. Третий этап. Определение источников информации, каковыми являются данные:

1) финансового  учета;

2) аналитического учета;

3) статистического  учета.

4. Четвертый  этап. Непосредственный анализ финансового  состояния.

5. Пятый этап. Выявление неиспользованных и  перспективных резервов повышения  эффективности работы высшего  организации.

6. Шестой этап. Определение наиболее перспективных видов внебюджетной деятельности организации на основе полученных результатов.

7. Седьмой этап. Разработка мероприятий организационно-экономических  инноваций, способствующих повышению  эффективности работы организации.

Каждый этап предложенного алгоритма исследования финансового состояния бюджетного учреждения присутствует как самостоятельный блок, требующий более глубокой детализации и проработки. Результаты, полученные на отдельных этапах, могут быть экономически значимы как сами по себе, так и для использования в качестве исходных данных для дальнейшего анализа.

Информация о работе Анализ финансового состояния бюджетного учреждения