Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:59, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теории и практики анализа финансового состояния бюджетной организации и разработка рекомендаций по улучшению ее финансового состояния.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Исследовать нормативное регулирование деятельности бюджетного учреждения;
2. Определить сущность анализа финансового состояния, его цели и задачи, а также рассмотреть особенности анализа деятельности бюджетного учреждения;
3. Провести анализ финансового состояния бюджетного учреждения и определить проблемы;
4. Выявить резервы улучшения финансового состояния;
5. Предложить практические рекомендации по укреплению финансового состояния и рассчитать их эффективность.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Особенности статуса современных бюджетных учреждений 5
1.2 Содержание и задачи анализа финансового состояния 10
1.3 Особенности и исходные данные анализа финансового состояния бюджетного учреждения 14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ ПО ОТРАСЛИ «ОБРАЗОВАНИЕ» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. МАГНИТОГОРСКА 30
2.1 Общая характеристика предприятия 30
2.2 Анализ имущественного состояния 36
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности учреждения 45
2.4 Анализ финансирования бюджетного учреждения 49
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 57
3.1 Проблемы финансового состояния бюджетного учреждения и направления его укрепления 57
3.2 Расчет экономической эффективности предоставления платных услуг бюджетным учреждением 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Финансовый результат по бюджетной деятельности увеличивается в положительную сторону на 8,77%, а прибыль от внебюджетной деятельности составляет 85,35% уровня 2009 года.
Аналогично проведем анализ за 2010-2011 годы (табл. 6).
В 2011 году продолжается наметилось снижение стоимости активов и пассивов по бюджетной деятельности на 2,89%, при этом активы и пассивы по деятельности, приносящей доход выросли на 41,11%, но так как их доля в общих средствах невысока, то баланс учреждения в 2011 году уменьшается.
Как и в предыдущем периоде основные средства по первоначальной стоимости в 2011 году возрастают, однако, рост амортизации как по бюджетной. Так и по доходной деятельности приводит к сокращению остаточной стоимости основных средств на 2,36% на конец 2011 г.
Снижается стоимость материальных запасов по бюджетной деятельности учреждения до 77,92% от уровня 2010 года на фоне роста материальных запасов по деятельности, приносящей доход, на 18,91%. Поэтому и доля этой деятельности в формировании материальных запасов увеличивается до 38,30%.
В целом же нефинансовые активы уменьшаются на 2,58%, так как роль доходной деятельности в их формировании невелика.
Таблица 6
Анализ бухгалтерских балансов за 2010-2011 гг.
Однако в 2011 году более чем в 2 раза увеличилась доходы от внебюджетной деятельности. Причем рост доходов, превысил процент прироста расходов по такой деятельности, что, безусловно, является положительным явлением в деятельности учреждения.
Роль доходной деятельности в формировании финансовых активов возрастает до 64,16%.
Финансовый результат от бюджетной деятельности сокращается в 2011 году на 3,01%, однако, финансовый результат от доходной деятельности растет на 41,11%, что свидетельствует о повышении роли внебюджетной деятельности, расширении спектра платных услуг.
Более наглядно динамика активов и пассивов бюджетных средств МУ «ЦБ «Образование» за 2009-2011 гг. представлена на рисунке 5 -6.
Рис.5 - Динамика основных показателей активов в 2009-2011 гг.
Рис. 6 - Динамика финансового результата в 2009-2011 гг.
В учреждении сокращается
общий финансовый результат в 2011
году, что свидетельствует о
Проведем анализ структуры баланса МУ «ЦБ «Образование» за 2009-2011 гг. (таблица 7). Как видно по данным таблицы, структура баланса на протяжении анализируемого периода существенно не менялась.
Наглядно структура активов и пассивов учреждения в 2011 году продемонстрирована на рис. 7 и 8).
Рис. 7- Структура активов МУ «ЦБ «Образование» за 2011 год
Таблица 7
Анализ структуры баланса учреждения
Наибольшую долю в активах учреждения занимают нефинансовые активы, в частности, основные средства, что обусловлено спецификой деятельности.
Рис. 8 - Структура пассивов МУ «ЦБ «Образование» за 2011 год
Пассивы предприятия
формируются главным образом
за счет финансового результата, обязательства
предприятия связаны с
Анализ бухгалтерских
балансов учреждения показал, что их
структура типична для
Рассмотрим отчет о финансовых результатах за 2010-2011 год для определения роли приносящей доход деятельности.
Основным источником информации при анализе доходов и расходов по бюджетной деятельности МУ «ЦБ «Образование» по Ленинскому району г. Магнитогорска является Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121) за 2010-2011 гг.
Анализ отчета о финансовых результатах бюджетной деятельности МУ «ЦБ «Образование» представлен в таблице 8.
Структура расходов по деятельности в 2010 г. отражена на рисунках 9, 10 и 11.
Рис. 9 - Структура расходов по всей деятельности в 2010 г.
Рис. 10 - Структура расходов по бюджетной деятельности в 2010 г.
Таблица 8
Анализ отчета о финансовых результатах бюджетной деятельности МУ «ЦБ «Образование»
В 2011 году в МУ «ЦБ «Образование» происходит значительный рост доходов по бюджетной деятельности почти в 2 раза, что вызвано ростом бюджетного финансирования. Доходы от деятельности, приносящей доход, увеличиваются всего на 9,05%, что свидетельствует о незначительном росте объема платных услуг. При этом расходы по внебюджетной деятельности увеличиваются на 23,85%, что приводит к убытку.
Рис. 11 - Структура расходов по внебюджетной деятельности в 2010г.
Из полученной таблицы 8 и рисунков можно сделать следующие выводы по отчету о финансовых результатах: В составе доходов по внебюджетной деятельности преобладают доходы от оказания платных услуг. В 2010 году наибольшую долю в бюджетных расходы учреждения занимают расходы на заработную плату – 67,79%, что определяет и преобладающую долю данной статьи в общих расходах МУ «ЦБ «Образование» - 63,18%. Наибольшую долю в расходах по внебюджетной деятельности составляют расходы по операциям с активами – 72,52%, что в общих расходах составляет 17,29%. На приобретение работ и услуг приходится 14,72% всех расходов учреждения, при этом данная статья составляет 14,25% бюджетных расходов и 21,10% - внебюджетных.
Проведем анализ изменения структуры расходов за 2010-2011 год, который представлен на рис. 12-14.
Рис. 12 – Динамика структуры расходов по бюджетной деятельности в 2010-2011 гг.
В составе расходов по бюджетной деятельности увеличивается роль заработной платы до 73,25% всех расходов и прочих расходов – до 5,16% в 2011 году, которые увеличиваются соответственно на 23,85% и 296,43%. Остальные статьи расходов в 2011 году сокращаются. При этом особо отмечается сокращение удельного веса расходов по операциям с активами до 8,16% и расходов на приобретение работ и услуг до 11,33%.
Рис.13 – Динамика структуры расходов по внебюджетной деятельности в 2010-2011 гг.
В 2011 году увеличивается удельный вес расходов по операциям с активами в составе расходов по приносящей доход деятельности до 75,91%, которые увеличиваются на 29,65%. Увеличение закупа работ и услуг на 26,92% повлекло рост их доли в расходах на 0,52%. Остальные статьи расходов по внебюджетной деятельности значительно сократились.
Рис.14 – Динамика структуры расходов в 2010-2011 гг.
В целом, можно отметить, что рост расходов на оплату труда приводит к увеличению их удельного веса, также как и увеличение прочих расходов. Остальные статьи расходов в целом уменьшаются.
В 2010 году МУ «ЦБ «Образование» удается получить положительный финансовый результат от операционной деятельности по деятельности, приносящей доход, который в 2011 году сменяется убытком, что свидетельствует о неэффективности предоставления платных услуг.
До 1 января 2011 года учреждение осуществляло свою деятельность по сметно-бюджетному финансированию. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) (далее - Отчет об исполнении бюджета) на квартальную и годовую отчетные даты составляется раздельно по бюджетной и внебюджетной деятельности.
Отчет об исполнении бюджета, представляемый распорядителями (получателями) средств федерального бюджета главному распорядителю средств федерального бюджета, должен быть заверен органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета.
Отчет об исполнении бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета составляется в виде сводной формы в разрезе всех детализированных кодов бюджетной классификации Российской Федерации без отражения группировочных кодов.
Данные об исполнении бюджета по организации за 2009-2010 гг. представлены в табл. 9.
Как видно по данным таблицы, процент выполнения бюджетных обязательств в 2010 году по всем расходам достигает 99,37%, что выше показателя 2009 года, который составлял 97,65%, что говорит о повышении уровня исполнения бюджетных обязательств.
Рассмотрим структуру затрат внутри представленных групп по годам (рис. 15 и 16).
Рис. 15 - Структура расходов за 2009 г.
Таблица 9
Анализ выполнения сметных назначений по организации за 2009-2010 гг.
Период |
2009 |
2010 | ||||||
Утвержденные бюджетные назначения, тыс. руб. |
Исполнено, тыс. руб. |
Неисполенные назначения, тыс. руб. |
% выполнения |
Утвержденные бюджетные назначения, тыс. руб. |
Исполнено, тыс. руб. |
Неисполенные назначения, тыс. руб. |
% выполнения | |
Расходы |
497039,67 |
485352,96 |
11686,71 |
97,65% |
528387,86 |
525054,57 |
3333,30 |
99,37% |
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда |
414622,98 |
406483,42 |
8139,57 |
98,04% |
416185,55 |
414550,05 |
1635,51 |
99,61% |
Оплата работ, услуг |
64272,14 |
62579,62 |
1692,52 |
97,37% |
88482,89 |
87585,28 |
897,61 |
98,99% |
Услуги связи |
1598,96 |
1571,82 |
27,14 |
98,30% |
2261,92 |
2228,03 |
33,89 |
98,50% |
Транспортные услуги |
1548,38 |
1504,92 |
43,46 |
97,19% |
1290,39 |
1248,14 |
42,25 |
96,73% |
Коммунальные услуги |
44086,00 |
42531,00 |
1555,00 |
96,47% |
54626,14 |
54540,17 |
85,97 |
99,84% |
Арендная плата за пользование имуществом |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
440,00 |
440,00 |
0,00 |
100,00% | |
Работы, услуги по содержанию имущества |
10893,39 |
10861,52 |
31,87 |
99,71% |
15072,49 |
15017,95 |
54,53 |
99,64% |
Прочие работы, услуги |
6145,42 |
6110,37 |
35,05 |
99,43% |
14791,96 |
14110,99 |
680,97 |
95,40% |
Социальное обеспечение |
16461,23 |
14634,38 |
1826,85 |
88,90% |
11046,12 |
10250,49 |
795,63 |
92,80% |
Пособия по социальной помощи населению |
16461,23 |
14634,38 |
1826,85 |
88,90% |
11046,12 |
10250,49 |
795,63 |
92,80% |
Прочие расходы |
1683,31 |
1655,53 |
27,78 |
98,35% |
12673,31 |
12668,76 |
4,55 |
99,96% |
Поступления нефинансовых активов |
43497,87 |
41126,95 |
2370,92 |
94,55% |
49499,87 |
49454,40 |
45,47 |
99,91% |
Увеличение стоимости основных средств |
7517,22 |
7505,27 |
11,95 |
99,84% |
13781,97 |
13781,91 |
0,06 |
100,00% |
Увеличение стоимости материальных запасов |
35980,65 |
33621,68 |
2358,97 |
93,44% |
35717,91 |
35672,50 |
45,41 |
99,87% |
ИТОГО |
540537,54 |
526479,91 |
14057,63 |
97,40% |
577887,74 |
574508,97 |
3378,77 |
99,42% |
Рис. 16- Структура расходов за 2010 г.
Наибольшая долю бюджетных средств направляется на оплату труда персонала предприятия, но она сокращается до 62,29%, следовательно, и снижается удельный вес начислений на выплаты по оплате труда до 16,06%. При этом увеличивается доля коммунальных платежей с 8,87 до 10,34%, что связано с повышением коммунальных тарифов. Доля прочих расходов также возрастает с 1,24 до 2,8%.
Рассмотрим финансирование бюджетного учреждения по данным отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, исходя из утвержденных лимитов и ассигнований за 2011 год (табл. 10).
Анализ показывает, что в 2011 году недофинансированным остается 5,93% расходов учреждения, что свидетельствует о том, что в переходный период наблюдается сбои в финансировании деятельности МУ «ЦБ «Образование». Наибольшее недовыполнение бюджета наблюдается по статьям «Коммунальные услуги» - 10,02% и «Приобретение работ и услуг» - 7,22%.
Таблица 10
Финансирование бюджетного учреждения по данным отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, исходя из утвержденных лимитов и ассигнований за 2011 год
Статья |
Утвержденные бюджетные назначения, тыс. руб. |
Лимиты бюджетных обязательств, тыс. руб. |
Исполнено, тыс. руб. |
Неисполненные назначения, тыс. руб. |
Удельный вес неисполненных назначений, % | ||
через финансовые органы |
по ассигнованиям |
по лимитам бюджетных обязательств |
по ассигнованиям |
по лимитам бюджетных обязательств | |||
Расходы |
647 939,57 |
647 126,57 |
636 892,15 |
11 047,43 |
10 234,43 |
1,71 |
1,58 |
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда |
515 542,15 |
514 729,15 |
511 427,10 |
4 115,05 |
3 302,05 |
0,80 |
0,64 |
Заработная плата |
382 559,83 |
381 952,83 |
380 010,04 |
2 549,79 |
1 942,79 |
0,67 |
0,51 |
Прочие выплаты |
2 063,14 |
2 063,14 |
2 011,90 |
51,25 |
51,25 |
2,48 |
2,48 |
Начисления на выплаты по оплате труда |
130 919,17 |
130 713,17 |
129 405,16 |
1 514,01 |
1 308,01 |
1,16 |
1,00 |
Оплата работ, услуг |
86 244,47 |
86 244,47 |
80 013,60 |
6 230,87 |
6 230,87 |
7,22 |
7,22 |
Услуги связи |
2 330,17 |
2 330,17 |
2 268,34 |
61,83 |
61,83 |
2,65 |
2,65 |
Транспортные услуги |
1 410,05 |
1 410,05 |
1 374,60 |
35,46 |
35,46 |
2,51 |
2,51 |
Коммунальные услуги |
57 258,84 |
57 258,84 |
51 522,93 |
5 735,91 |
5 735,91 |
10,02 |
10,02 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
13 400,24 |
13 400,24 |
13 290,90 |
109,34 |
109,34 |
0,82 |
0,82 |
Прочие работы, услуги |
11 845,17 |
11 845,17 |
11 556,83 |
288,34 |
288,34 |
2,43 |
2,43 |
Социальное обеспечение |
9 415,68 |
9 415,68 |
9 106,24 |
309,44 |
309,44 |
3,29 |
3,29 |
Пособия по социальной помощи населению |
9 415,68 |
9 415,68 |
9 106,24 |
309,44 |
309,44 |
3,29 |
3,29 |
Прочие расходы |
36 737,27 |
36 737,27 |
36 345,21 |
392,06 |
392,06 |
1,07 |
1,07 |
Поступление нефинансовых активов |
48 658,69 |
48 658,69 |
46 481,39 |
2 177,30 |
2 177,30 |
4,47 |
4,47 |
Увеличение стоимости основных средств |
13 837,72 |
13 837,72 |
13 725,60 |
112,12 |
112,12 |
0,81 |
0,81 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
34 820,97 |
34 820,97 |
32 755,79 |
2 065,18 |
2 065,18 |
5,93 |
5,93 |
Информация о работе Анализ финансового состояния бюджетного учреждения