Анализ финансового состояния бюджетного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:59, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теории и практики анализа финансового состояния бюджетной организации и разработка рекомендаций по улучшению ее финансового состояния.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Исследовать нормативное регулирование деятельности бюджетного учреждения;
2. Определить сущность анализа финансового состояния, его цели и задачи, а также рассмотреть особенности анализа деятельности бюджетного учреждения;
3. Провести анализ финансового состояния бюджетного учреждения и определить проблемы;
4. Выявить резервы улучшения финансового состояния;
5. Предложить практические рекомендации по укреплению финансового состояния и рассчитать их эффективность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Особенности статуса современных бюджетных учреждений 5
1.2 Содержание и задачи анализа финансового состояния 10
1.3 Особенности и исходные данные анализа финансового состояния бюджетного учреждения 14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ ПО ОТРАСЛИ «ОБРАЗОВАНИЕ» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. МАГНИТОГОРСКА 30
2.1 Общая характеристика предприятия 30
2.2 Анализ имущественного состояния 36
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности учреждения 45
2.4 Анализ финансирования бюджетного учреждения 49
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 57
3.1 Проблемы финансового состояния бюджетного учреждения и направления его укрепления 57
3.2 Расчет экономической эффективности предоставления платных услуг бюджетным учреждением 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80

Файлы: 1 файл

Анализ финансового состояния бюджетного учреждения ЦБ Образование (диплом) 1.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Порядок определения  объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

В ряде сфер государственной  политики (здравоохранение, образование) объем оказания государственных  услуг регламентируется законодательством  и его уменьшение невозможно. В этом случае возможно изменение требований к процедурам, имуществу, кадровому составу, а также качеству оказания государственных услуг.

Как показывает практика на федеральном уровне, главные  распорядители бюджетных средств  чаще используют структурный метод. Это связано с тем, что деятельность не всех учреждений нормирована.

В настоящее  время «костинг» (расчет стоимости  государственных услуг) является проблемной зоной в сфере формирования и  финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий и для большинства государственных учреждений не осуществлен.

Поэтому первоначальные нормативы затрат на оказание услуг  физическим и (или) юридическим лицам, например, федеральным бюджетным  учреждением, тип которого не изменяется, рекомендуется определять федеральным органом исполнительной власти - главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении каждого из подведомственных ему бюджетных учреждений. Нормативы рассчитываются исходя из размера бюджетных ассигнований, определенных на обеспечение деятельности федерального бюджетного учреждения в 2012 г., с их возможным увеличением на содержание вновь вводимых в 2013 г. объектов социальной сферы.

В действующем  российском законодательстве существуют два отдельных понятия «услуга, оказываемая на платной основе» и «платная услуга».

Оказание государственных  услуг на платной основе чаще всего  будет осуществляться сверх установленного бюджетному учреждению государственного задания, но не в ущерб его выполнению.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату. При этом поправка «на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях» означает, что и услуги на бесплатной основе, и услуги на платной основе должны быть оказаны потребителю с одинаковым уровнем качества [5].

Например, обучение для студентов, обучающихся на коммерческой основе, должно быть организовано так  же, как и для студентов, обучающихся  за счет средств бюджета. Поскольку  требования к качеству оказания государственных услуг утверждены в Стандартах оказания государственных услуг и некоторых федеральных законах, они обязательны для исполнения государственным учреждением во всех направлениях его деятельности.

Порядок определения  указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Существует  ряд государственных услуг, предоставляемых  условно на платной основе. Такие  государственные услуги предоставляются большинством учреждений культуры - театрами, музеями. Потребитель при получении таких государственных услуг лишь частично оплачивает их стоимость (например, в виде платы за входной билет).

Другая категория  услуг - платные услуги отличаются тем, что имеют обязательный характер (например, экспертиза соответствия), оплачиваются за счет взимания государственной пошлины и, как правило, сопровождают непосредственно оказание государственных услуг.

Неопределенность  понятия «платная услуга» и метода ее расчета является причиной того, что уже в 2012 г. Правительством РФ будут подготовлены следующие документы:

- Перечень платных услуг, за которые взимается пошлина;

- Перечень платных услуг, за которые взимается иная плата;

- Перечень платных услуг, по которым необходима разработка (корректировка) методики расчета платы.

Следует отметить, что в соответствии с нормами  Инструкции, утвержденной Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 191н состав форм бюджетной отчетности для главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов, администраторов доходов бюджета не изменен [8]. Руководствуясь п. 11.1 Инструкции № 191н, они представляют в 2011 году следующие формы  
(табл. 3).

Таблица 3

Формы отчетности бюджетных учреждений

од формы  по ОКУД

Наименование  формы

Периодичность

Год

Полугодие

Квартал

Месяц

0503110 

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного  финансового года

+

     

0503121 

Отчет о финансовых результатах деятельности  

+

     

0503125 

Справка по консолидируемым  расчетам  

+

   

+

0503127 

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета

 

 

+

+

0503128 

Отчет о принятых бюджетных обязательствах 

 

 

+

 

 

 

 

Продолжение таблицы 3

0503130 

Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета

+

     

0503137 

Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств

 

 

+

 

 

0503138 

Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности 

+

   

0503184 

Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета  

  

 

+

0503160

Пояснительная записка

+

 

+

 

0503230 

Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных  средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета

Формируется и  представляется на дату проведения реорганизации  или ликвидации


 

Анализ финансового  состояния, как правила строится на данных баланса, который показывает имущество учреждения и источники его формирования, а также на данных отчета о финансовых результатов, отражающего эффективность финансовой деятельности учреждения. Отчет об исполнении бюджета принимается для анализа финансового состояния главного распорядителя в части утвержденных и исполненных бюджетных обязательств на финансирование самого учреждения. Формы 137 и 138 отражают утвержденные и исполненные сметные назначения по приносящей доход деятельности.

 

1.4 Методика  анализа финансового состояния  бюджетного учреждения

 

Методику анализа финансового состояния бюджетного учреждения можно представить в разрезе следующих блоков (рис. 3).

Рис. 3 – Блоки анализа финансового состояния бюджетного учреждения

 

Первым этапом анализа финансового состояния  бюджетного учреждения является анализ его имущественного состояния. Анализ показателей бухгалтерского баланса осуществляется на основании сведений о движении нефинансовых активов (раздельно по видам основных средств, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам). Сведения о движении нефинансовых активов нужно представить в приложении к пояснительной записке (ф. 0503168).

Кроме того, необходимо раскрыть техническое состояние, эффективность  использования, обеспеченность бюджетных  учреждений и их структурных подразделений основными фондами (соответствия величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них), основные мероприятия по улучшению состояния и сохранности основных средств, характеристику комплектности, а также сведения о своевременности поступления материальных запасов.

При изменении  валюты баланса на начало финансового  года сведения об изменении остатков валюты баланса необходимо привести в приложении к пояснительной записке (ф. 0503173).

Анализ финансовых результатов также строится в  разрезе бюджетной деятельности и деятельности, приносящей доход. Анализ финансовых результатов показывает, насколько эффективно функционирует учреждение.

Основными показателями финансового состояния бюджетного учреждения являются степень обеспеченности денежными средствами и соблюдение финансовой дисциплины. Поэтому содержание анализа финансирования заключается  в проверке соответствия сумм финансирования сметным назначениям, а также фактических расходов – сметным назначениям и кассовым расходам.

Из цели анализа  вытекают следующие основные задачи анализа финансирования бюджетных  учреждений:

    • оценка обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами и использование их по целевому назначению;
    • характеристика состояния расчетов и запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
    • выявления причин финансовых нарушений и затруднения финансирования;
    • изучения организации финансирования;
    • выявление резервов улучшения финансового состояния учреждений и разработка мероприятий по их реализации [5, с.292].

Анализ финансирования бюджетных учреждений проводится с  помощью различных методов и  приемов.

 Наибольшие  распространенным является метод  сопоставления или сравнения. Он состоит в сопоставлении фактических показателей с планом, сметой, по датам года, с аналогичными показателями за ряд предыдущих лет и нормативными показателями. С помощью этого метода определяется на сколько полно произошло финансирование.

Иногда для  полного анализа бывает недостаточно сравнение показателей, имеющихся  в отчете, без определения относительных  величин. В этом случае выводятся  удельные веса  или проценты, которые  и сопоставляются.

Сопоставление относительных величин широко применяется в практике проведения анализа.

Наряду с  общими методами анализа важное место  в организации работы по анализу  финансового состояния бюджетных учреждений принадлежит конкретным приемам анализа. Приемы анализа могут быть самыми различными, но следующие три из них необходимо отметить как обязательные.

 Обязательным приемом  обработки отчетных данных является счетная проверка. Хорошо проведенная счетная проверка отчета способствует повышению качества анализа. Она позволяет установить полноту отчета, реальность баланса, согласованность показателей в различных формах отчета, правильность составления и оформления отчета. Для проведения счетной проверки отчетов разрабатываются специальные типовые схемы.

Второй обязательный прием – составление макетов и расчетных таблиц. Расчетные таблицы составляются в тех случаях, когда на основе отчетных данных необходимо исчислить какие-то показатели.

Третьим обязательным приемом анализа является накопление экономических (динамических) рядов  наиболее важных показателей работы учреждений. Наличие таких рядов позволит проследить определенные закономерности в показателях работы бюджетных учреждений и принять меры к развитию положительных тенденций или приостановлению отрицательных.

Хорошее владение приемами анализа отчетов значительно сокращает время на его проведение.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Анализ финансового состояния МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ ПО ОТРАСЛИ «Образование» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. МАГНИТОГОРСКА

 

2.1 Общая характеристика предприятия

 

 

Муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия по отрасли «Образование» Ленинского района города Магнитогорска, создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, на основании Решения Магнитогорского городского Собрания депутатов от 29.10.2009 года №148 «О согласовании создания муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия по отрасли «Образование» Ленинского района города Магнитогорска», Постановления главы от «17 декабря 2009 №11066-П».

Сокращенное наименование МУ «ЦБ «Образование».

Место нахождение учреждения: 455000, город Магнитогорск, улица Уральская, дом 36.

Учреждение  является некоммерческой организацией, не наделенной правом собственности  на имущество, закрепленное за ним собственником.

От имени  города Магнитогорска права собственника имущества Учреждения осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Информация о работе Анализ финансового состояния бюджетного учреждения