Анализ финансового состояния деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 16:03, реферат

Описание работы

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а так же от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т. д.).

Файлы: 1 файл

Задачи анализа финансовых результатов.docx

— 96.80 Кб (Скачать файл)
  1. Задачи анализа финансовых результатов

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности. Прибыль предприятия  получают главным образом  от реализации продукции, а так же от других видов  деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т. д.).

Прибыль – это часть  чистого дохода, который непосредственно  получают субъекты хозяйствования после  реализации продукции. Только после  продажи продукции чистый доход  принимает форму прибыли. Количественно  оно представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного  налога и других отчислений из выручки  бюджетные и небюджетные фонды) и полученной себестоимостью реализованной  продукции. Значит, чем больше предприятие  реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем  лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи  с использованием и реализацией  продукции.

Объём реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят  от производственной, снабженческой, маркетинговой  и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа  финансовых результатов деятельности являются:

синтетический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

определения влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;

выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

оценка работы предприятия  по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

разработка мероприятий  по использованию выявленных резервов.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов  прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 46,47,48 и 80, финансовой отчетности ф.2 «отчет о прибылях и убытка», а так же соответствующие таблицы бизнес плана предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ состава  и динамики балансовой прибыли. Факторы ее формирования

 В анализе используются  следующие показатели прибыли:  балансовая прибыль, прибыль от  реализации продукции (работ,  услуг), прибыль от прочей реализации, внереализационные результаты (доходы  и расходы от внереализационных  операций), налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

 Балансовая прибыль  представляет собой часть балансовой  прибыли, которая служит базой  для расчета налога, подлежащего внесению в бюджет.

 Чистая прибыль - это  та прибыль, которая остается  в распоряжении предприятия после  уплаты всех налогов, экономических  санкций и отчислений в благотворительные фонды.

 В процессе анализа определяется состав балансовой прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за анализируемы период. При изучении динамики и выполнения плана балансовой прибыли применяют метод сравнения: сравнение показателей отчетного периода с предшествующим в первом случае и сравнение фактических показателей отчетного периода с плановыми.

При изучении динамики показателей  следует учитывать инфляционные процессы. Сопоставимость показателей  обеспечивается путем перерасчета  на индекс цен. Индекс роста цен определяется по формуле:

 

где Кi - выпуск продукции в анализируемом периоде в натуральных единицах измерения;

Цi - цена единицы продукции в анализируемом периоде;

Цо - цена единицы продукции в базисном периоде;

На изменение балансовой прибыли оказывают влияние многие факторы. Количественно можно измерить факторы первого, второго и третьего порядков.

К факторам первого порядка  относятся изменения:

1) прибыли от реализации  продукции (товаров, работ, услуг);

2) прибыли от прочей реализации;

3) внереализационных финансовых результатов.

В свою очередь прибыль  от реализации продукции (товаров, работ, услуг) зависит от следующих факторов:

1) объема реализованной продукции;

2) структуры реализованной продукции;

3) полной себестоимости реализованной продукции;

4) цен на реализованную продукцию.

Эти факторы относятся  к факторам второго порядка балансовой прибыли.

Более детально и наглядно факторы трех уровней представлены на рис.1.

Взаимосвязь факторов первого  и второго порядков с балансовой прибылью прямая, за исключением себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли.

При расчете влияния факторов первого порядка на балансовую прибыль  используем аддитивную факторную модель:

ПБ = ПР + ПП + ВР

где ПБ - балансовая прибыль;

 ПР - прибыль от реализации товаров;

 ПП - прибыль от прочей  реализации;

 ВР - внереализационные  результаты.

Количественное изменение  каждого фактора равно влиянию  этого фактора на изменение балансовой прибыли.

Для расчета влияния факторов, от которых зависит прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), таких как объем реализации продукции, ее полной себестоимости  и среднереализационных цен, часто применяют способ ценных подстановок или способ абсолютных разниц.

 

 

Балансовая прибыль



Прибыль от прочей реализации


Внереализационные финансовые результаты


Прибыль от реализации продукции  и услуг



 



Себестоимость продукции


Цены реализации


Структура товарной продукции


Объём продажи продукции


Прибыль от долевого участия в  совместных предприятиях



Прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли



Качество товарной продукции


Изменение переходящих остатков готовой продукции


Полученные и выплаченные  пени и штрафы



 

Рынки сбыта продукции


Выпуск готовой продукции


Убытки от списания дебиторской  задолженности



Инфляционные факторы и т. д


Изменение остатков отгруженной  продукции


Убытки от стихийных бедствий



Доходы по акциям, облигациям, депозитам



Прибыль от продажи от продажи  товарно-материальных ценностей


Доходы и убытки по валютным операциям  и т. д



Прибыль от реализации продукции  подсобных хозяйств



Прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов




 

Рис.1. Структурно-логическая схема факторной системы балансовой прибыли.

 

Прибыль от реализации однородной продукции рассчитывается по формуле:

П = V*(Ц-1)

где П - прибыль от реализации продукции;

V - объем (количество) реализованной продукции;

 Ц - цена реализации единицы продукции;

 С - себестоимость единицы продукции.

Эту формулу используем как  факторную модель для детерминирования факторного анализа.

Способ цепных подстановок  позволяет определить влияние отдельных  факторов на изменение величины результативного  показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного  показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех, и т.д. факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного, и определить воздействия последнего на прирост результативного показателя.

Алгоритм расчета способом цепной подстановки для факторной модели :

- плановое (базовое) значение прибыли;

 - первый условный показатель прибыли, показывающий, какое значение имела бы прибыль при фактическом объеме реализации продукции и плановой цене и плановой себестоимости;

 - второй условный показатель, отражающий величину прибыли при фактическом объеме реализации и фактической цене, но при плановой себестоимости продукции;

- фактический показатель прибыли.

Общее изменение прибыли:

В том числе за счет:

1) изменение объема реализации  продукции: 

 

2) изменение средней цены  реализации продукции: 

 

3) изменение себестоимости  продукции: 

 

Алгебраическая сумма  влияния всех факторов обязательно  должна быть равна общему приросту результативного показателя:

 

Отсутствие такого равенства  свидетельствует о допущенных ошибках в расчетах.

Методика расчета влияния  факторов методом абсолютных разниц:

1) В факторную модель  вместо значения объема реализации  продукции подставляем его отклонение  и рассчитываем влияние изменения  объема на прирост прибыли: 

 

2) Произведение отклонения  цены на объем реализации продукции  показывает изменение величины  прибыли за счет изменения цены:

 

3) Произведение отклонения  себестоимости продукции на объем  ее реализации, взятое с противоположным  знаком показывает влияние отклонения  себестоимости на изменение прибыли: 

 

Здесь также сумма влияния  факторов должна быть равна общему отклонению прибыли:

 

 Если предприятие производит  неоднородные виды продукции,  тогда к вышеназванным факторам  добавляется структурный фактор. Влияние структурного фактора  на изменение прибыли можно  рассчитывать с помощью приема  абсолютных разниц, используя факторную модель:

 

где УДф i, УДпл i - соответственно фактический и плановый удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации, %;

 П1пл i - плановая сумма  прибыли на единицу i-го вида продукции;

 Vф - фактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении.

Также для расчета влияния  структурного фактора на изменение  общей суммы прибыли можно  использовать модель:

 

где Rпл i - плановая рентабельность i-го вида продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).

После подсчета влияния всех названных факторов на изменение  прибыли, следует изучить причины  изменения объема реализации, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ влияния  учётной политики на финансовые результаты предприятия.

 

Основной целью финансово-хозяйственной  деятельности любого коммерческого  предприятия является получение  прибыли. Прибыль представляет собой  положительный финансовый результат  деятельности организации. Каждая организация  заинтересована в получении максимально  высокого финансового результата и  в связи с этим перед организацией ставится цель оптимизации прибыли  при упрочении финансового состояния.

Во многом оптимизировать величину прибыли позволяет грамотно сформированная учётная политика, которая  даёт возможность за счёт выбора методологических приёмов представить в определённом свете финансовое положение хозяйствующего субъекта и его финансовый результат.

Зачастую прибыль или  убыток считают неотъемлемой частью финансового положения. Данное утверждение  не совсем верное, так как можно  получить очень высокую прибыль, но потерять платёжеспособность, финансовое положение окажется катастрофическим и наступит стадия банкротства, с  другой стороны, организация может  получать убытки, но сохранять платёжеспособность и достаточно долго существовать за счёт скрытых резервов, кредитов и расходования оборотных средств.

Учётная политика фактически позволяет совершенно законным способом манипулировать показателями отчётности: величиной прибыли, оценкой активов  и т.д. От того, какой метод учёта  фактов хозяйственной деятельности выбран, напрямую зависит картина  финансового положения организации, демонстрируемая в финансовой отчётности.

Особое внимание в учётной  политике уделяют оценке активов  и в особенности оценке оборотных  активов и связанных с ней  существенных моментов: признание дохода и (или) расхода; оценка фактов хозяйственной  жизни; образование резервов. От выбранной  оценки зависит и финансовое положение, и финансовый результат.

Также влияние на данные показатели оказывает выбор метода оценки выбытия товарно-материальных ценностей: при оценке по цене первой партии (ФИФО) товарно-материальные ценности отражаются по несколько заниженной стоимости, что снижает величину расходов организации; оценка товаров  по цене последней партии (ЛИФО) приводит к завышению стоимости товаров, а соответственно и к завышению величины расходов; оценка товаров по средней цене поступления наиболее реально отражает стоимость материальных ценностей, но является неточной поскольку, как правило, используются округлённые значения; при оценке по себестоимости единицы организация получает наиболее точное значение стоимости, но из-за большой трудоёмкости данного метода он применяется исключительно редко и только для особых видов ценностей.

Для определения финансового  результата необходимо правильно сформировать доходы и расходы организации. Как  правило, определить сумму дохода не составляет труда, но сумму расходов необходимо исчислять. Формирование суммы  расходов во многом зависит от учётной  политики.

Информация о работе Анализ финансового состояния деятельности организации