Анализ финансового состояния и разработка мер по предотвращению банкротства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:10, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ финансового состояния и разработка мер по предотвращению банкротства предприятия на примере МУП «Комсомольское ЖКХ». Чтобы достичь поставленной цели в дипломной работе необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть теоретические вопросы антикризисного управления;

- произвести экономический анализ изучаемого предприятия и сделать вывод о его финансовом состоянии;

-разработать ряд мер по его оздоровлению, если это будет необходимо.

Файлы: 1 файл

Практика.doc

— 494.00 Кб (Скачать файл)

    Между тем совершенствование договорных отношений, предусматривающее процедуру  анализа исполнения ранее заключенных договоров, реальную оценку объемов предоставляемых бюджету услуг, анализ тарифов и себестоимости предоставляемых услуг, возможность контроля за выполнением договорных обязательств как со стороны жителей, так и со стороны органов местного самоуправления и другие меры является действенным механизмом снижения затрат на содержание ЖКХ и повышения качества жилищно-коммунальных услуг.

    В этой связи следует вывод о  том, что в МУП «КЖКХ» задолженность, как кредиторская, так и дебиторская, имеет специфический характер, обоснованный сложившимися экономическими отношениями  в отрасли.

    Следующим финансовым аспектом неплатежеспособности предприятия МУП «КЖКХ» является несбалансированная тарифная политика и несовершенные механизмы ценообразования.

    Важной  причиной возникновения признаков несостоятельности является неэффективная система управления, наличие административной монополии, низкая квалификация кадров всех уровней - от рабочих до высшего топ-менеджмента предприятий, другие причины /46, с. 13/.

    Для достижения уставных целей и осуществления своей деятельности в МУП «Комсомольское ЖКХ» сформированы производственные, технические, экономические и иные структурные подразделения. Организационная структура управления МУП «Комсомольское ЖКХ» представлена в Приложение 4.

    Подробнее проанализируем производственную деятельность МУП «КЖКХ». При оценке структуры предприятия МУП «КЖКХ» мы можем отметить, что на предприятии имеются нерентабельные цеха: гостиница, домоупаравление, участок по передаче и реализации угля, банно-прачечное хозяйство, благоустройство, котельные сел. Так при передачи МУП «Комсомольское ЖКХ» в 2000 году таких подразделений как ЖКУ Октябрьский, ЖКУ Подозерский, ЖКУ Маркова, комплексный участок по обслуживанию и ремонту жилого фонда, водопровода и канализации на селе легли бременем на плечи МУП «КЖКХ». Главным образом содержание этих участков производится за счет собственных средств предприятия (ремонт основных средств, закупка угля, торфа, обеспечение материалами). Так же можно отметить большой износ основных средств  и оборудования на предприятии (цех водопроводное хозяйство, очистная станция). На предприятии ежегодно проводится независимая эспертиза, которая показала, что в системе водоснабжения рабочие скважины Комсомольского района находятся в неудовлетворительном рабочем состоянии. В большинстве поселений, находящихся в сфере обслуживания МУП «КЖКХ», износ скважин составляет 100%. Водонапорные башни также находятся в нерабочем состоянии и непригодны к эксплуатации. Износ -100% /47, с. 31/.

      В системе водоотведения наблюдается та же картина. Износ КНС и очистных сооружений составляет 90%.

    Предприятие имеет 28 скважин, 6 котельных (село), которым постоянно требуется для работы замена насосов, движков, труб. Такая техническая характеристика структуры МУП «КЖКХ» требует огромных финансовых вложений на замену и ремонт оборудования, на ликвидацию аварийных ситуаций.

    Так же можно отметить, что тарифы на банно-прачечные услуги и платежи  населения установлены ниже себестоимости. Котельные с п. Октябрьский и  п. Подозерский работают на приводном топливе, в связи с чем себестоимость от пускаемой тепловой энергии становится намного дороже городской, что пагубно влияет на платежи населения. К самой неплатежеспособной категорией по платежам ЖКУ, можно считать население села.

    Предприятие находится в очень тяжелом  финансовом положении, так как населению  производится начисление на отопительный период, а МУП «КЖКХ» производит авансовые платежи за теплоэнергию и электроэнергию. Принятые котельные, тепловые и водопроводные сети сел, поселков находятся в аварийных состояниях, идет большое отвлечение собственных средств.

    Предприятию передано по решению Главы администрации  района в 2004 году сбор электроэнергии по сельской местности, где идут большие  потери, которые не запланированы, так как тариф такой же, что с нас получает ОАО «Ивановская сетевая компания» и имеют место хищения потребляемой электроэнергии населением.

    МУП «КЖКХ» имеет большую задолженность  перед Налоговой инспекцией. В отношении должника возбуждено исполнительное производство. Требование уполномоченного органа к должнику МУП «Комсомольское ЖКХ» составляет 13 211 374,40 руб., где 10 983 663,24 руб. - налог, 1 587 759,43 руб. - пени, 135,00 руб. - штрафы, 500,00 руб. - государственная пошлина, 639 316,73 руб. - исполнительский сбор

    Размер  указанной выше задолженности значительно  превышает установленный п.2 ст.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  минимальный размер задолженности  для возбуждения дела о банкротстве. Кроме того, обязанность по уплате налоговых платежей не исполнена должником в течение трех месяцев с даты, когда она должна быть исполнена.

    Учитывая, что у должника имеются признаки банкротства, арбитражный суд ввел в отношении Муниципального унитарного предприятия «Комсомольское жилищно-коммунальное хозяйство» процедуру наблюдения. В соответствии с этим арбитражный суд утверждает временного управляющего.

    Одной из множества проблем, возникающей  перед арбитражным управляющим  при реализации процедуры банкротства  в отношении предприятия МУП  «КЖКХ», является проблема обеспечения его функционирования в условиях банкротства.

      Предприятие МУП «КЖКХ», оказывающее  жизненно важные, социально значимые  услуги, даже с введением такой  процедуры банкротства, как конкурсное  производство, обязано в полном  объеме выполнять свои функции, не ухудшая качество оказываемых услуг и не снижая их количества.

    Проведение  финансово-экономического анализа  является очень ответственным процессом  в процедуре наблюдения, поскольку  его результаты имеют большое  значение для принятия оптимального решения первым собранием кредиторов, в которое вошли представители ОАО Ивановские ПГУ, ИФНС России №2 по Ивановской области, администрации Комсомольского муниципального района, ФГУП Почта России, и Филиал ФГУП здравоохранения  «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» и представитель предприятия МУП «КЖКХ".

    В таблице представлены данные задолженности  по основным кредиторам  за последние 3 года. Увеличение кредиторской задолженности  в основном происходит на счет увеличения задолженности перед ОАО «Ивановские ПГУ» и Межрайонной ИФНС № 2 по Ивановской области, что наглядно видно из данных таблицы ниже.          

    Таблица 2.8 - Задолженность по основным кредиторам

Наименование  2006 г., тыс.руб 2007г., тыс.руб 2008г., тыс.руб Абсолютное  откл. к 2006 г. Абсолютное  откл. к 2007 г.
Филиал  ФГУП здравоохранения «Центр гигиены  и эпидемиологии в Ивановской области) 16,2 - 16,5 -16,2 16,5
Ивановские  ПГУ 8861,5 15866,9 55704,1 7005,4 39837,2
Межрайонной ИФНС № 2 по Ивановской области 21300,7 28385,5 91478 7084,8 63092,5
 

    Рисунок 2.9 - Основные кредиторы МУП «КЖКХ» за 2006 – 2008 года.

    Временный управляющий должен обосновать кредиторам целесообразность выбора той или  иной процедуры и настоять на правильном принятии решения.

    В процедуре наблюдения производственная деятельность предприятия ЖКХ практически ничем не отличается от деятельности в досудебный период.

    Спецификой  деятельности большинства предприятий  ЖКХ, которую необходимо учитывать  арбитражному управляющему, является, с одной стороны, практически  стабильный объем оказываемых услуг, с другой - даже при некотором их росте наблюдается непропорциональное увеличение убытков предприятия /48, с. 11 /.

    Практически повсеместно в России тарифы на услуги ЖКХ устанавливаются на уровне ниже себестоимости. Кроме этого, как уже отмечалось, при установлении льготных тарифов бюджеты разных уровней оплачивают не в полном объеме субсидии для льготной категории потребителей, а также объемы потребленных услуг бюджетными организациями. Как правило, рентабельность продаж по основным видам деятельности предприятии, за исключением тех, тариф на которые утверждает региональная РЭК, отсутствует.

    При такой тарифной политике у предприятия  нет возможности заниматься коммерческую деятельность прибыльно.

    При утверждении бюджета муниципальных образований предусматриваются соответствующие финансовые ресурсы на оплату жилищно-коммунальных услуг, потребленных бюджетными организациями, покрытие убытков МУПов ЖКХ в части субсидирования населения, оплаты работ по благоустройству города, иных расходов. При этом повсеместно имеет место недофинансирование предприятия МУП «КЖКХ» из бюджета, что является причиной возникновения значительных объемов краткосрочных обязательств.

    Результаты  проведенного анализа рынка сбыта  и затрат на оказываемые жилищно-коммунальные услуги свидетельствуют о том, что безубыточная деятельность возможна в случае повышения цены на оказываемые услуги и снижения их себестоимости. Но с учетом того, что основной потребитель услуг – население - основная часть которого по официальным данным имеет доходы значительно ниже прожиточного уровня, увеличение тарифов приведет к росту дебиторской задолженности этой категории потребителей.

    На  первоначальном этапе определяются причины неплатежеспособности, основные из которых являются типичными для всех предприятий ЖКХ: наличие значительных сумм дебиторской задолженности, в первую очередь, из-за несвоевременной оплаты либо неоплаты на протяжении нескольких лет бюджетами разных уровней потребленных льготными категориями населения и бюджетными организациями жилищных и коммунальных услуг.

    В таблице представлены данные задолженности  по основным дебиторам за последние 3 года. Увеличение дебиторской задолженности  в основном происходит на счет увеличения задолженности по оплате за ЖКУ населения. Также не малую долю занимает задолженность по организациям.

    Таблица 2.9 - Задолженность по основным дебиторам

Наименование  2006 г. 2007г. 2008г. Абсолютное  откл. к 2006 г. Абсолютное  откл. к 2007 г.
ОАО Комсомольское  ДРСУ - 417,4 399,4 417,4 -18
Комсомольский ф-ал ИЭК 22,2 66,7 245,9 44,5 179,20
ЗАО КМЗ 124,6 80,1 7,1 -44,5 -73
ОАО Подозерское  торфопредприятие 2674,4 1146,9 1272,9 -1527,5 126
МУЗ Комсомольская  ЦРБ 215,0 27,9 98,7 -187,10 70,8
ООО Пасадена и Ко 199,6 120,1 171,2 -79,5 -28,4
НАСЕЛЕНИЕ 20936,1 25527,2 27867,3 4591,1 2340,1
 

    Рисунок 2.10 - Дебиторская задолженность несения за 2006 – 2008 года.

    На  устранение этих "общих причин" и должны быть направлены усилия администрации  города. Мероприятия, предусматриваемые  в планах внешнего управления МУП «КЖКХ», не могут ограничиваться только удовлетворением требований кредиторов, а должны, в первую очередь, преследовать цель формирования стабильных финансовых условий для деятельности предприятия МУП «КЖКХ».  Решение этой задачи выходит за компетенцию внешнего управляющего и требует непосредственного участия в них не только администрации города, но и региональных и федеральных органов власти.

Информация о работе Анализ финансового состояния и разработка мер по предотвращению банкротства предприятия