Анализ финансового состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа прибыли и выявление резервов ее роста на современном предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность и значение прибыли для деятельности организации, а также механизм ее формирования;выявить факторы и резервы увеличения прибыли в современных условиях;
оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
провести комплексный анализ финансовых результатов исследуемого предприятия;
определить резервы роста прибыли на предприятии и оценить их экономическую эффективность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………...
1.1 Прибыль организации как цель и основа её развития…………………
1.2 Механизм формирования финансовых результатов деятельности предприятия……………………………………………………………………
1.3 Факторы и резервы увеличения прибыли на предприятии……………
2 ОБЩИЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ООО «ТД СДС – Алко»…...……………………………
2.1Организационно – экономическая характеристика предприятия.……
2.2 Анализ выпуска и реализации продукции………………………………
2.3 Анализ состояния и оценка эффективности основных производственных фондов………………………….......................................
2.4 Анализ использования труда и заработной платы………………………
2.5 Анализ себестоимости……………………..............................................
2.6 Анализ финансовых результатов…………………………………………
2.7 Анализ имущества и источников формирования имущества предприятия ……………………………….......................................................
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООО «ТД СДС – Алко»………......................................................................................................
4 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ…………………………………………………...…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………......
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………

Файлы: 1 файл

1 вариант.docx

— 168.88 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеется два  основных источника получения прибыли.

Первый  – это монопольное положение  организации по выпуску той или  иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника  на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие  противодействующие силы, как антимонопольную  политику государства и растущую конкуренцию со стороны других организаций.

Второй  источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех организаций. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно  адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит [20, с. 82]:

- во-первых, от правильности выбора производственной  направленности организации по  выпуску продукции (выбор продуктов,  пользующихся стабильным и высоким  спросом);

- во-вторых, от создания конкурентоспособных  условий продажи своих товаров  и оказания услуг (цена, сроки  поставок, обслуживание покупателей,  послепродажное обслуживания и  т.д.);

- в-третьих,  от объемов производства (чем  больше объем продаж, тем больше  масса прибыли);

- в-четвертых,  от ассортимента продукции и  снижения издержек производства.

Однако  получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском – над обществом постоянно  висит угроза потерять вложенный  капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

По своему содержанию понятие «риск» относится  как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического  лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной  деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.

Полностью избежать риска в предпринимательской  деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения  его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие  в венчурных компаниях, заключение фьючерсных сделок и т.д. [11, с. 128]

Экономическая сущность прибыли, ее объем и границы  использования в рамках предпринимательских  структур во многом зависят от воздействия  стимула выгоды в условиях рынка. Сам же факт собственности позволяет  владельцам принимать меры по увеличению величины прибыли.

Экономическое содержание прибыли заключается  не столько во внешнем ее проявлении, сколько во внутренней сущности, а  формы проявления - в степени развитости товарного хозяйства.

Как экономическая  категория прибыль выражает сложные  экономические отношения между [24, с. 143]:

- предпринимателями  (организациями) и работниками  по поводу оплаты труда;

- самими  предпринимателями (организациями)  по поводу товарообменных операций; между предпринимателями (организациями)  и государством по поводу взаимоотношений  с бюджетом и государственными  централизованными фондами;

- предпринимателями  (организациями) и инвестиционными  институтами и т. д.

Эти отношения  носят ярко выраженный расчетный  характер и имеют множество форм. Прибыль как источник денежных средств  опосредует, таким образом, все стадии воспроизводственного процесса - от стадии производства до стадии потребления.

Прибыль как экономическая категория  выполняет две функции: оценочную (меры эффективности, цели производства) и стимулирующую. В первой функции  прибыль характеризует экономический  эффект, полученный в результате деятельности организации. Но, так как прибыль  является универсальным показателем, для оценки конкретных сторон эффективности  производства применяется система  абсолютных и относительных показателей. Стимулирующая функция состоит  в том, что прибыль является основным элементом источников финансовых ресурсов и резервов организации, а осуществление  принципа самофинансирования зависит  от величины получаемой прибыли, так  как доля прибыли, остающейся в распоряжении организации, должна быть достаточной  для финансирования определенных мероприятий. Можно выделить и третью функцию  прибыли - основного источника доходов  государства, однако ее значение полностью  зависит от системы государственного регулирования экономики и деятельности предприятий [31, с. 60].

Предпринимательская прибыль представляет собой часть  прибыли организации, поступающей  в распоряжение собственника организации, которая в последующем направляется на расширение производства или личное потребление.

Величина  прибыли организации во многом зависит  от: технического и стоимостного строения капитала, массы приложенного труда, скорости оборота капитала, механизма  цен, конкуренции, системы взаиморасчетов, состояния рынка и т. д. Количество факторов, формирующих прибыль, весьма значительно, а их общее влияние  в целом и по конкретным факторам определить с большой степенью вероятности  практически невозможно.

Различные толкования и понимание сущности и внешнего проявления прибыли, сложность  ее взаимосвязей с другими показателями привели к различным определениям, критериям отнесения, методам расчетов и т. п.

К показателям  прибыли относят и показатели дохода [43, с. 58]:

- валовая  прибыль представляют собой разницу  между совокупной выручкой (доходом)  и совокупными затратами организации;

- бухгалтерская  прибыль рассчитывается как разница  между выручкой организации и  суммой внешних издержек;

- экономическая  прибыль - это общая величина  выручки организации за вычетом  внешних и внутренних издержек;

- чистая  прибыль - разница между выручкой  организации и экономическими  издержками (явными и неявными);

- чистая (нераспределенная) прибыль - прибыль,  остающаяся в распоряжении организации  за вычетом причитающихся за  счет прибыли налогов и иных  аналогичных обязательных платежей  и санкций;

- налогооблагаемая  прибыль – прибыль, подлежащая  обложению налогом на прибыль;

- маржинальная  прибыль - разница между выручкой  от производства и реализации  продукции (работ, услуг) и переменными  затратами, отнесенными на эти  производство и реализацию;

- нормальная  прибыль - это минимальная прибыль,  которая остается у организации  для поддержания стремления предпринимателя  в использовании своего капитала  на данном предприятии;

- экстремальная  прибыль - разовая прибыль, которую  получают по рисковым операциям,  когда величина риска потери  капитала приравнивается к величине  риска получения прибыли.

Целью деятельности любой коммерческой организации  в условиях рыночной экономики является получение прибыли, которая обеспечит  дальнейшее ее развитие. При этом образующуюся прибыль следует рассматривать  не только основной целью, но и главным  условием деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций  по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся  спросом на них.

1.2. Механизм формирования  финансовых результатов деятельности предприятия

 

Финансовый  результат от экономической деятельности выражается в двух показателях: валовая  прибыль и прибыль от продаж. Если валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции, то прибыль от продаж формируется как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей в себя себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы. [42, с.68].

От правильности определения величины прибыли организации  зависит его обеспеченность денежными  ресурсами. Формирование прибыли зависит  от учета различных видов деятельности и показателей, основными из которых  являются: учет изменений объема производства, учет изменений ассортимента, учет издержек, учет цен на материалы, сырье, топливо, готовую продукцию и  т. д. (рис. 1).

 

 

Рисунок 1 - Модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на формировании прибыли [42, с. 71]

 

Финансовый  результат от всех видов обычной  деятельности также выражается двумя  показателями: прибылью до налогообложения (разность между доходами и расходами  от основной производственной, финансовой или инвестиционной деятельности) и  прибылью после налогообложения.

Конечным  финансовым результатом деятельности организации является чистая прибыль, которая формируется на счете 99 "Прибыли  и убытки" как Прибыль (убыток) от продаж (плюс, минус) Сальдо прочих доходов  и расходов минус Налог на прибыль.

Чистая  прибыль является основным показателем  для объявления дивидендов акционерам, а также источником средств, направляемых на увеличение уставного и резервного капитала, капитализации прибыли организации. Она характеризует реальный прирост (наращение) собственного капитала организации.

Процесс управления прибылью включает в себя регулирование массы и динамики прибыли организации и моделирование  безубыточной деятельности в рамках стратегических и тактических задач [52, с. 117].

Планирование  распределения (использования) прибыли  имеет не менее важное значение для развития организации и удовлетворения интересов собственника.

Распределение валовой прибыли и доходов  является составной частью распределения  выручки организации. Данное распределение  тесно связано с системой налогового регулирования прибыли. Валовая  прибыль корректируется для целей  налогообложения и предопределяет возможность использования льгот  по исчислению и уплате налога на прибыль.

Схема распределения  валовой прибыли представлена на рис. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Распределение  валовой прибыли [52, с. 119]

Таким образом, прибыль является экономической  категорией товарного хозяйства. Экономическая  сущность прибыли, ее объем и границы  использования в рамках предпринимательских  структур во многом зависят от воздействия стимула выгоды в условиях рынка. Сам же факт собственности позволяет владельцам принимать меры по увеличению величины прибыли, т.к. чистая прибыль является источником дальнейшего развития организации и источником доходов собственника организации (предпринимателя).

Развитие  рыночных отношений повышает ответственность  и самостоятельность предприятий  в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности  их деятельности. Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации выражается в достигнутых  финансовых результатах.

Общим финансовым результатом  является валовая прибыль. Значение прибыли обусловлено тем, что, с  одной стороны, она зависит в  основном от качества работы организации, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном  использовании ресурсов, так как  прибыль – основной источник производственного  и социального развития предприятия, а с другой стороны – она  служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как общество, так и государство.

Схема распределения чистой прибыли представлена на рис. 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Распределение чистой прибыли  организации [43, с. 92]

 

Чтобы управлять прибылью, проведем объективный системный  анализ формирования, распределения  и использования прибыли, который  позволит выявить резервы ее роста. Такой анализ важен в виду того, что рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей организации, повышает степень его деловой  активности, увеличивает размеры  доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое здоровье предприятия.

А.Д. Шеремет [49, с. 301] выделяет следующие основные задачи анализа:

- изучение состава  и структуры прибыли в динамике;

- выявление и  количественное измерение влияния  факторов, формирующих прибыль;

- выявление резервов  роста прибыли;

- влияние на  прибыль нарушений договорной, технологической  и финансовой дисциплин;

- проведение анализа  использования прибыли;

- разработка рекомендаций  по наиболее эффективному росту  прибыли с учетом перспектив  развития предприятия.

Для эффективного управления использованием полученной прибыли проведем анализ ее использования. Методика анализа аналогична вышеизложенной методике формирования прибыли, т.е. исследуем  структуру использования прибыли  в динамике и влияние каждого  направления использования на общую  величину прибыли.

Сергеев И.В. отмечает, что сумма чистой прибыли зависит от установленных законодательством Российской Федерации льгот и ставки налога на прибыль. После уплаты налога на прибыль в бюджет организации самостоятельно определяет направления использования прибыли, основная часть которой распределяется согласно учредительным документам и желанию собственников. [38, с.108]

Информация о работе Анализ финансового состояния