Анализ финансового состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования работы является Общество с ограниченной ответственностью «Промтек» (ООО «Промтек»).
Предмет исследования составляет финансовое состояние предприятия.
Целью данной работы является оценка финансового состояния неплатежеспособности предприятия (модели банкротств) и прогнозирования финансовых показателей на базе действующего предприятия.

Содержание работы

Введение 6
1 Теоретические и методологические аспекты анализа финансового состояния предприятия 8
1.1 Сущность и значение анализа финансового состояния 8
1.2 Цели, задачи и виды анализа финансового состояния предприятия 10
1.3 Основные показатели и методы оценки финансового состояния предприятия 15
2 Анализ финансового состояния предприятия ООО «Промтек» 19
2.1 Характеристика предприятия 19
2.2 Анализ динамики и структуры имущества и его источников 21
2.3. Оценка типа финансовой устойчивости 25
2.4 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости 27
2.5 Анализ платежеспособности предприятия 30
3 Пути улучшения финансового состояния предприятия ООО «Промтек» 34
3.1 Совершенствование управления дебиторской задолженностью 34
3.2 Оптимизация производственных запасов 41
3.3 Прогнозирование финансовых показателей на основе применения экономическо-математических методов 46
Заключение 53
Список использованных источников 56

Файлы: 1 файл

Анализ финансового состояния и вероятности банкротства.doc

— 688.00 Кб (Скачать файл)

Систему управления дебиторской  задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности. Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.

Анализируя кредитную  политику ООО «Промтек» можно сделать вывод о том, что предприятие использует агрессивный тип кредитной политики, что обусловлено снижением спроса на продукцию предприятия, которое отмечалось в исследуемый период. Проведение агрессивной кредитной политики позволяет сделать продукцию более конкурентоспособной, однако это отрицательно сказывается на финансовом состоянии и ликвидности активов предприятия. Таким образом, в целях улучшения финансового состояния, структуры и ликвидности оборотного капитала предприятия, целесообразно пересмотреть кредитную политику ООО «Промтек» в сторону проведения более консервативной кредитной политики. В связи с чем, в данной работе предлагаются методы определения и реализации кредитной политики. Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что консервативный вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей. А агрессивный вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Проблемы  управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкивается ООО «Промтек», достаточно типичны:

  • нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;
  • не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;
  • отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;
  • не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;
  • функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.

Для управления дебиторской задолженностью необходима следующая информация:

  • данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на настоящий момент;
  • время просрочки платежа по каждому из счетов;
  • размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных внутрифирменных нормативов;
  • кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита). [28]

Целесообразно также учитывать данные о компаниях, имеющих задолженность перед дебитором. Зачастую оказывается, что можно провести взаимозачет и погасить свои кредиторские обязательства под дебиторскую задолженность. При оценке платежеспособности контрагента можно запросить у нее баланс, справку об оборотах, расшифровку отдельных статей баланса и на основании этих данных достаточно быстро оценить ее платежеспособность, а также использовать отраслевые базы данных, содержащие информацию о компаниях-неплательщиках. Однако зачастую отчетность российских компаний значительно искажена и не отражает реального положения дел, что усложняет объективную оценку их платежеспособности на основе финансовых коэффициентов.

В случаях, когда предприятие  уже имеет опыт работы с клиентом, а таких среди контрагентов ООО «Промтек» большинство, можно составить кредитный рейтинг по шкале оценки показателей надежности клиента, представленной в табл. 10.

 

Таблица 10 - Шкала оценки показателей надежности клиента

Показатели 

Баллы

1

2

3

4

Срок работы с клиентом, лет

менее 1

1-3

2-5

более 5

Объем продаж клиенту в общем  объеме продаж, %

менее 10

10-15

15-20

более 20

Объем просроченной задолженности на конец периода, % от объема отгрузки

50-100

20-50

5-20

0-50


 

Диапазон  баллов данной шкалы от 3 до 12, соответственно количеству балов контрагента предприятие  может предоставлять различные  условия расчетов.

Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности для ООО «Промтек», является введение системы скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, должна быть предусмотрена в договоре. Скидки предоставляются в зависимости от срока оплаты товара. Например, при полной предоплате предоставляется скидка в размере 3% от стоимости товара, при частичной предоплате (более 50% от стоимости отгруженной партии) — скидка 2%, при оплате по факту отгрузки — скидка 1%. При предоставлении рассрочки платежа скидки не предусмотрены.

В табл. 11 рассмотрим эффективность применения 3% скидки, при полной предоплате исходя из индекса цен на машины и оборудование 2009 г. в 10,5%, альтернативных вложений на уровне 11,5%, кредитной ставки – 18% и фактической оборачиваемости дебиторской задолженности в 4 оборота в год.

 

Таблица 11 - Сравнительный анализ эффективности предоставления скидки за предоплату и коммерческого кредитования

Показатель

Значение при предоставлении

скидки

коммерческого кредита

Индекс цен

110,5

110,5

Коэффициент дисконтирования

0,895

0,895

Потери от скидки с каждой 1000 руб.

30

-

Проценты за кредит (в год)

-

18%

Потери от инфляции с  каждой 1000 руб.

-

(1000 –1000 ∙ 0,895) : 4 = 26

Доход от альтернативных вложений капитала, руб.

(1000 – 30) ∙ 0,115 ∙ 0,895 = 100

1000 ∙ 0,115 ∙ 0,895 = 103

Оплата процентов за кредит

-

1000 ∙ 0,18 : 4 = 45

Финансовый результат

100 – 30 = 70

103 – 26 – 45 = 32


 

Неотъемлемой  частью управления дебиторской задолженностью является также мотивация сотрудников компании, вовлеченных в процесс. Для повышения эффективности системы мотивации, ориентированной на снижение объема просроченной дебиторской задолженности, каждый сотрудник должен быть заинтересован в достижении запланированного уровня дебиторской задолженности.

Система премий должна быть уравновешена системой наказаний (замечания, предупреждения, лишение премии, служебное расследование, увольнение сотрудника). Однако штрафовать нужно не за образовавшуюся просроченную дебиторскую задолженность, а за нарушение регламента и процедур управления дебиторской задолженностью. Менеджер не может нести всю ответственность за нарушение контрагентом своих обязательств, особенно в тех случаях, когда существует кредитная комиссия, которая принимает решение о возможности предоставления рассрочки платежа. Система мотивации персонала должна быть закреплена в нормативных документах компании в соответствии с трудовым законодательством.

Необходимо  строго распределить ответственность  за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами. Ответственность сотрудников компании должна быть закреплена в регламенте управления дебиторской задолженностью. [39]

Для ООО «Промтек» можно рекомендовать регламент управления дебиторской задолженностью представленный в табл. 12.

 

Таблица 12 - Рекомендуемый регламент управления дебиторской задолженностью

Этап управления

дебиторской задолженностью

Процедура

Ответственное

лицо (подразделение)

1

2

3

до наступления срока оплаты

Заключение договора

Менеджер  по продажам

 

Контроль отгрузки

Коммерческий  директор

 

Выставление счета

Финансовая  служба

 

Уведомление об отгрузке

 

 

Уведомление о сумме и сроках погашения

 

 

Напоминание об окончании периода отсрочки

 

просрочка до 7 дней

Выяснение причин просрочки платежа, формирование графика платежей

Менеджер  по продажам

 

Прекращение поставок (до оплаты)

Коммерческий  директор

 

Предупреждение  о применении штрафа

Финансовая  служба


 

Продолжение таблицы 12

1

2

3

просрочка от 7 до 30 дней

Начисление штрафа

Финансовая  служба

 

Предарбитражное предупреждение

Юридический отдел

 

Ежедневные  звонки с напоминанием

Менеджер  по продажам

 

Переговоры  с ответственными лицами

 

просрочка от 30 до 60 дней

Меры по досудебному  урегулированию

Менеджер  по продажам

 

Официальная претензия (заказным письмом)

Юридический отдел

просрочка свыше 60 дней

Подача иска в арбитражный суд

Юридический отдел


 

В представленном регламенте управления дебиторской задолженностью ответственность распределена по разным структурным подразделениям и должностным лицам. Однако, учитывая остроту проблемы управления дебиторской задолженности на ООО «Промтек», для принятия решений о предоставлении коммерческого кредита тому или иному поставщику целесообразно создать специальное структурное подразделение — кредитный комитет или кредитную комиссию.

Таким образом, в целях минимизации риска возникновения просроченной дебиторской задолженности, которая может обернуться для предприятия убытками, при формировании политики управления дебиторской задолженностью нужно руководствоваться следующими правилами:

  • оценивать финансовое состояние и надежность контрагентов, которым предоставляется отсрочка платежа;
  • предусматривать такие условия договора, чтобы они побуждали контрагентов избегать нарушения сроков оплаты;
  • планировать объем дебиторской задолженности и мотивировать на его достижение сотрудников предприятия, вовлеченных в процесс управления дебиторской задолженностью;
  • создать регламент, досконально описывающий весь процесс реализации продукции и управления дебиторской задолженностью и содержащий информацию о правах и обязанностях сотрудников, вовлеченных в процесс управления.

Прежде чем  принимать решение о том, продавать  продукцию с отсрочкой платежей или нет, а так же относительно изменения в политике предоставления кредита, необходимо сравнить затраты, связанные с появлением дополнительной дебиторской задолженности, с приростом прибыли в результате увеличения выручки от реализации.

Рассчитаем  экономический эффект для ООО «Промтек» от ужесточения условий предоставления кредита, при прогнозируемом сокращении объема реализации продукции на 5%. При этом, средний период погашения дебиторской задолженности снизится с фактических 83 до 40 дней.

Определим убыток от сокращения объема реализации продукции:

где:  8 233 450 руб. – фактическая валовая прибыль от реализации продукции (стр.029 ф. №2);

15% – прогнозируемое сокращение выручки от реализации продукции при ужесточении условий предоставления кредита.

Определим уменьшение средней суммы дебиторской задолженности. Для этого вычислим среднюю сумму дебиторской задолженности при условиях расчетов:

  • фактических:    

Информация о работе Анализ финансового состояния