Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 12:41, курсовая работа
Объектом исследования работы является Общество с ограниченной ответственностью «Промтек» (ООО «Промтек»).
Предмет исследования составляет финансовое состояние предприятия.
Целью данной работы является оценка финансового состояния неплатежеспособности предприятия (модели банкротств) и прогнозирования финансовых показателей на базе действующего предприятия.
Введение 6
1 Теоретические и методологические аспекты анализа финансового состояния предприятия 8
1.1 Сущность и значение анализа финансового состояния 8
1.2 Цели, задачи и виды анализа финансового состояния предприятия 10
1.3 Основные показатели и методы оценки финансового состояния предприятия 15
2 Анализ финансового состояния предприятия ООО «Промтек» 19
2.1 Характеристика предприятия 19
2.2 Анализ динамики и структуры имущества и его источников 21
2.3. Оценка типа финансовой устойчивости 25
2.4 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости 27
2.5 Анализ платежеспособности предприятия 30
3 Пути улучшения финансового состояния предприятия ООО «Промтек» 34
3.1 Совершенствование управления дебиторской задолженностью 34
3.2 Оптимизация производственных запасов 41
3.3 Прогнозирование финансовых показателей на основе применения экономическо-математических методов 46
Заключение 53
Список использованных источников 56
Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности. Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.
Анализируя кредитную политику ООО «Промтек» можно сделать вывод о том, что предприятие использует агрессивный тип кредитной политики, что обусловлено снижением спроса на продукцию предприятия, которое отмечалось в исследуемый период. Проведение агрессивной кредитной политики позволяет сделать продукцию более конкурентоспособной, однако это отрицательно сказывается на финансовом состоянии и ликвидности активов предприятия. Таким образом, в целях улучшения финансового состояния, структуры и ликвидности оборотного капитала предприятия, целесообразно пересмотреть кредитную политику ООО «Промтек» в сторону проведения более консервативной кредитной политики. В связи с чем, в данной работе предлагаются методы определения и реализации кредитной политики. Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что консервативный вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей. А агрессивный вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
Проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкивается ООО «Промтек», достаточно типичны:
Для управления дебиторской задолженностью необходима следующая информация:
Целесообразно также учитывать данные о компаниях, имеющих задолженность перед дебитором. Зачастую оказывается, что можно провести взаимозачет и погасить свои кредиторские обязательства под дебиторскую задолженность. При оценке платежеспособности контрагента можно запросить у нее баланс, справку об оборотах, расшифровку отдельных статей баланса и на основании этих данных достаточно быстро оценить ее платежеспособность, а также использовать отраслевые базы данных, содержащие информацию о компаниях-неплательщиках. Однако зачастую отчетность российских компаний значительно искажена и не отражает реального положения дел, что усложняет объективную оценку их платежеспособности на основе финансовых коэффициентов.
В случаях, когда предприятие уже имеет опыт работы с клиентом, а таких среди контрагентов ООО «Промтек» большинство, можно составить кредитный рейтинг по шкале оценки показателей надежности клиента, представленной в табл. 10.
Таблица 10 - Шкала оценки показателей надежности клиента
Показатели |
Баллы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Срок работы с клиентом, лет |
менее 1 |
1-3 |
2-5 |
более 5 |
Объем продаж клиенту в общем объеме продаж, % |
менее 10 |
10-15 |
15-20 |
более 20 |
Объем просроченной задолженности на конец периода, % от объема отгрузки |
50-100 |
20-50 |
5-20 |
0-50 |
Диапазон баллов данной шкалы от 3 до 12, соответственно количеству балов контрагента предприятие может предоставлять различные условия расчетов.
Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности для ООО «Промтек», является введение системы скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, должна быть предусмотрена в договоре. Скидки предоставляются в зависимости от срока оплаты товара. Например, при полной предоплате предоставляется скидка в размере 3% от стоимости товара, при частичной предоплате (более 50% от стоимости отгруженной партии) — скидка 2%, при оплате по факту отгрузки — скидка 1%. При предоставлении рассрочки платежа скидки не предусмотрены.
В табл. 11 рассмотрим эффективность применения 3% скидки, при полной предоплате исходя из индекса цен на машины и оборудование 2009 г. в 10,5%, альтернативных вложений на уровне 11,5%, кредитной ставки – 18% и фактической оборачиваемости дебиторской задолженности в 4 оборота в год.
Таблица 11 - Сравнительный анализ эффективности предоставления скидки за предоплату и коммерческого кредитования
Показатель |
Значение при предоставлении | |
скидки |
коммерческого кредита | |
Индекс цен |
110,5 |
110,5 |
Коэффициент дисконтирования |
0,895 |
0,895 |
Потери от скидки с каждой 1000 руб. |
30 |
- |
Проценты за кредит (в год) |
- |
18% |
Потери от инфляции с каждой 1000 руб. |
- |
(1000 –1000 ∙ 0,895) : 4 = 26 |
Доход от альтернативных вложений капитала, руб. |
(1000 – 30) ∙ 0,115 ∙ 0,895 = 100 |
1000 ∙ 0,115 ∙ 0,895 = 103 |
Оплата процентов за кредит |
- |
1000 ∙ 0,18 : 4 = 45 |
Финансовый результат |
100 – 30 = 70 |
103 – 26 – 45 = 32 |
Неотъемлемой частью управления дебиторской задолженностью является также мотивация сотрудников компании, вовлеченных в процесс. Для повышения эффективности системы мотивации, ориентированной на снижение объема просроченной дебиторской задолженности, каждый сотрудник должен быть заинтересован в достижении запланированного уровня дебиторской задолженности.
Система премий должна быть уравновешена системой наказаний (замечания, предупреждения, лишение премии, служебное расследование, увольнение сотрудника). Однако штрафовать нужно не за образовавшуюся просроченную дебиторскую задолженность, а за нарушение регламента и процедур управления дебиторской задолженностью. Менеджер не может нести всю ответственность за нарушение контрагентом своих обязательств, особенно в тех случаях, когда существует кредитная комиссия, которая принимает решение о возможности предоставления рассрочки платежа. Система мотивации персонала должна быть закреплена в нормативных документах компании в соответствии с трудовым законодательством.
Необходимо строго распределить ответственность за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами. Ответственность сотрудников компании должна быть закреплена в регламенте управления дебиторской задолженностью. [39]
Для ООО «Промтек» можно рекомендовать регламент управления дебиторской задолженностью представленный в табл. 12.
Таблица 12 - Рекомендуемый регламент управления дебиторской задолженностью
Этап управления дебиторской задолженностью |
Процедура |
Ответственное лицо (подразделение) |
1 |
2 |
3 |
до наступления срока оплаты |
Заключение договора |
Менеджер по продажам |
| Контроль отгрузки |
Коммерческий директор |
| Выставление счета |
Финансовая служба |
| Уведомление об отгрузке |
|
| Уведомление о сумме и сроках погашения |
|
| Напоминание об окончании периода отсрочки |
|
просрочка до 7 дней |
Выяснение причин просрочки платежа, формирование графика платежей |
Менеджер по продажам |
| Прекращение поставок (до оплаты) |
Коммерческий директор |
| Предупреждение о применении штрафа |
Финансовая служба |
Продолжение таблицы 12
1 |
2 |
3 |
просрочка от 7 до 30 дней |
Начисление штрафа |
Финансовая служба |
| Предарбитражное предупреждение |
Юридический отдел |
| Ежедневные звонки с напоминанием |
Менеджер по продажам |
| Переговоры с ответственными лицами |
|
просрочка от 30 до 60 дней |
Меры по досудебному урегулированию |
Менеджер по продажам |
| Официальная претензия (заказным письмом) |
Юридический отдел |
просрочка свыше 60 дней |
Подача иска в арбитражный суд |
Юридический отдел |
В представленном регламенте управления дебиторской задолженностью ответственность распределена по разным структурным подразделениям и должностным лицам. Однако, учитывая остроту проблемы управления дебиторской задолженности на ООО «Промтек», для принятия решений о предоставлении коммерческого кредита тому или иному поставщику целесообразно создать специальное структурное подразделение — кредитный комитет или кредитную комиссию.
Таким образом, в целях минимизации риска возникновения просроченной дебиторской задолженности, которая может обернуться для предприятия убытками, при формировании политики управления дебиторской задолженностью нужно руководствоваться следующими правилами:
Прежде чем принимать решение о том, продавать продукцию с отсрочкой платежей или нет, а так же относительно изменения в политике предоставления кредита, необходимо сравнить затраты, связанные с появлением дополнительной дебиторской задолженности, с приростом прибыли в результате увеличения выручки от реализации.
Рассчитаем экономический эффект для ООО «Промтек» от ужесточения условий предоставления кредита, при прогнозируемом сокращении объема реализации продукции на 5%. При этом, средний период погашения дебиторской задолженности снизится с фактических 83 до 40 дней.
Определим убыток от сокращения объема реализации продукции:
где: 8 233 450 руб. – фактическая валовая прибыль от реализации продукции (стр.029 ф. №2);
15% – прогнозируемое сокращение выручки от реализации продукции при ужесточении условий предоставления кредита.
Определим уменьшение средней суммы дебиторской задолженности. Для этого вычислим среднюю сумму дебиторской задолженности при условиях расчетов: