Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 13:31, курсовая работа
В современных рыночных условиях экономика по своей сущности является средством стимулирующим рост производительности труда и всемерное повышение эффективности производства. В настоящее время по предварительным данным национального статистического комитета, за последние 3 года экономика Кыргызской Республики характеризуется ростом объемов валового внутреннего продукта в среднем на 2,4% в год, постепенным ростом реальной заработной платы и инвестиций в экономику. Переход к рыночной экономике затрагивает все элементы хозяйственного механизма, на всех уровнях, начиная от предприятия и заканчивая национальной экономикой.
.2) Коэффициент рентабельности продукции показывает, насколько прибыльной является основная деятельность предприятия. В случае, когда необходимо учесть кроме основной и другие составляющие деятельности предприятия в качестве коэффициента рентабельности продукции используют отношение чистой прибыли к полной себестоимости. Формула для вычисления рентабельности продукции:
(15)
Где, Рпр. - рентабельность продукции, %; Ппр. - прибыль с продукции (валовая прибыль), сом; Себ. Пр. - себестоимость реализованной продукции, сом.
Кроме того что показатель рентабельности продукции также включает в себя показатель рентабельности отдельных видов продукции он также взаимосвязан с рентабельностью продаж предприятия.
.2.1) Формула для расчета рентабельности единицы продукции:
, (16)
Где, Рпр. i - рентабельность i-ого вида продукции, %; Ппр. i - прибыль с i-ого вида продукции, сом; Себ. пр i - себестоимость i-ого вида продукции, сом.
.3) Рентабельность продаж предприятия - коэффициент, который показывает, какое количество денег прибыли приходится на каждую единицу денег предприятия. Формула коэффициента рентабельности продаж выглядит следующим образом:
, (17)
Где, Рпрж. - рентабельность объема продаж, %; П - операционная прибыль, сом; В - выручка от операционной деятельности, сом.
.4) Рентабельность имущества или экономическая рентабельность предприятия. Данный показатель характеризует эффективность использования всего имущества:
, (18)
Где, Рэк. - рентабельность основного капитала; Пч. - чистая прибыль,сом;
Сим. - средняя стоимость имущества (валюта баланса), сом.
.5) Показатель рентабельности собственного капитала отражает эффективность капитала, инвестированного в организацию за счет собственных источников финансирования. Изменение этого показателя в ряде случаев оказывает непосредственное влияние на уровень котировки акций на фондовых биржах. Рентабельность собственного капитала определяется по следующей формуле:
, (19)
Где, Р ск. - рентабельность собственного капитала, %; Пч. - показатель чистой прибыли, сом; С с.к. - средняя стоимость собственного капитала, сом.
Для того чтобы развиваться в условиях острой конкуренции, руководству необходимо формирование системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей, период и тип организации.
1.3 Оценка финансового состояния предприятия
Основной задачей оценки финансового состояния является определение положения его с точки зрения доходности, ликвидности на основе ограниченного круга показателей.
Совокупность показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, представляет собой некоторый объем информации, который может использоваться как внутренними, так и внешними пользователями. Однако требования пользователей к полноте данной информации будут различны, так как значительный объем данных, содержащих информацию более полезен для внутренних пользователей, нежели для внешних. В соответствии с этим финансовый анализ предприятия делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и размещение собственных и заемных средств таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
Практикой выработаны основные методы финансового анализа , среди которых можно выделить следующие:
- горизонтальный анализ;
- вертикальный анализ;
- трендовый анализ;
- сравнительный (пространственный) анализ;
- факторный анализ;
- метод финансовых коэффициентов.
) Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с параметрами предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:
· простое сравнение статей отчетности и изучение причин их резких изменений;
· анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей.
При этом наибольшее внимание уделяют случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.
) Вертикальный (структурный) анализ осуществляют в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Его можно проводить по исходной или агрегированной отчетности. Вертикальный анализ баланса позволяет рассмотреть соотношение между внеоборотными и оборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить структуру капитала по его элементам.
Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и при составлении аналитических таблиц могут применяться одновременно.
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, т. е. осуществляют прогнозный анализ.
Сравнительный (пространственный) анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных компаний-конкурентов.
Факторный анализ - это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и статистических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном - отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Примером факторного анализа служит трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал:
ЧРСК = ЧП / СК = (ЧП/ВР) * (ВР/А) * (А/СК) * 100, (20)
Где, ЧРСК - чистая рентабельность собственного капитала (процент или доли единицы); ЧП - чистая прибыль за расчетный период; СК - собственный капитал на последнюю отчетную дату (итог раздела III баланса); ВР - выручка (нетто) от реализации продукции; А - активы на последнюю отчетную дату.
Если в результате анализа бухгалтерской отчетности установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный капитал, уменьшилась, то выясняют, за счет какого фактора это произошло:
· снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации;
· менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации;
· изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа).
Метод финансовых коэффициентов - расчет отношений данных бухгалтерской отчетности и определение взаимосвязей показателей. При проведении аналитической работы следует учитывать следующие факторы:
· эффективность применяемых методов планирования;
· достоверность бухгалтерской отчетности;
· использование различных методов учета (учетной политики);
· уровень диверсификации деятельности других предприятий;
· статичность применяемых коэффициентов.
Показатели, характеризующие финансовое состояние можно условно разделить на группы, отражающие различные стороны финансового состояния предприятия. К ним относятся показатели ликвидности, платежеспособности и коэффициенты деловой активности.
) Показатели ликвидности:
1.1) Коэффициент абсолютной ликвидности - показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде рыночных ценных бумаг и депозитов, то есть практически абсолютно ликвидными активами, и определяется как:
(Денежные средства + Краткосрочные инвестиции) / Текущие обязательства
1.2) Коэффициент срочной ликвидности - показывает, какая часть краткосрочных обязательств организации может быть погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах и поступлений по расчетам и рассчитывается:
(Денежные средства + Краткосрочные инвестиции +Счета и векселя к получению) / Текущие обязательства
1.3) Коэффициент текущей ликвидности - показывает, достаточно ли у предприятия средств, для погашения краткосрочных обязательств и определяется как:
Текущие активы / Текущие обязательства
1.4) Чистый оборотный капитал - это разность между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Формула выглядит следующим образом:
Текущие активы - Текущие обязательства
2) Коэффициенты финансовой устойчивости характеризуют состояние и динамику финансовых ресурсов предприятий с точки зрения обеспечения ими производственного процесса и других сторон их деятельности.
.1) Коэффициент концентрации собственного капитала:
, (21)
Где, Sk - собственный капитал, Vb - валюта баланса. Определяет долю средств, инвестированных в деятельность предприятия его владельцами. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, тем стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие.
.2) Коэффициент финансовой зависимости:
, (22)
Где, Zk - заемный капитал, Vb - валюта баланса. Этот коэффициент означает насколько активы предприятия финансируются за счет заемных средств. Слишком большая доля заемных средств снижает платежеспособность предприятия, подрывает его финансовую устойчивость и соответственно снижает доверие к нему контрагентов и уменьшает вероятность получения кредита.
.3) Коэффициент маневренности собственного капитал:
, (23)
Где, SOS - собственные оборотные средства, Sk - собственный капитал. Коэффициент маневренности характеризует какая доля источников собственных средств находится в мобильной форме и равен отношению разности между суммой всех источников собственных средств и стоимостью внеоборотных активов к сумме всех источников собственных средств и долгосрочных кредитов и займов. Рекомендуемое значение - 0,5 и выше.
Коэффициент концентрации заёмного капитала,
, (24)
Где, Zk- заемный капитал, Vb - валюта баланса. По сути очень схож с коэффициентом концентрации собственного капитала.
.4) Коэффициент структуры долгосрочных вложений:
, (25)
Где, DP - долгосрочные пассивы, VOA - внеоборотные активы предприятия. Коэффициент показывает долю, которую составляют долгосрочные обязательства в объёме внеоборотных активов предприятия. Низкое значение этого коэффициента может свидетельствовать о невозможности привлечения долгосрочных кредитов и займов, а слишком высокое либо о возможности предоставления надежных залогов, либо о сильной зависимости от сторонних инвесторов.
.5) Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств:
, (26)
Где, DP - долгосрочные пассивы, Sk - собственный капитал предприятия. Этот коэффициент показывает, какая часть в источниках формирования внеоборотных активов на отчетную дату приходится на собственный капитал, а какая на долгосрочные заемные средства. Особо высокое значение этого показателя свидетельствует о сильной зависимости от привлеченного капитала, о необходимости выплачивать в перспективе значительные суммы денежных средств в виде процентов за пользование кредитами.
.6) Коэффициент структуры заемного капитала:
, (27)
Где, Dp - долгосрочные пассивы, Zk - заемный капитал. Показатель показывает, из каких источников сформирован заемный капитал предприятия. В зависимости от источника формирования капитала предприятия можно сделать вывод о том, как сформированы внеоборотные и оборотные активы предприятия, так как долгосрочные заемные средства обычно берутся на приобретение внеоборотных активов, а краткосрочные - на приобретение оборотных активов и осуществление текущей деятельности.
.7) Коэффициент соотношения заемных и собственных средств:
, (28)
Где, Sk - собственный капитал предприятия, Zk - заемный капитал. Чем больше коэффициент превышает 1, тем больше зависимость предприятия от заемных средств. Допустимый уровень часто определяется условиями работы каждого предприятия, в первую очередь, скоростью оборота оборотных средств. Поэтому дополнительно необходимо определить скорость оборота материальных оборотных средств и дебиторской задолженности за анализируемый период. Если дебиторская задолженность оборачивается быстрее оборотных средств, что означает довольно высокую интенсивность поступления на предприятие денежных средств.