Анализ финансовой устойчивости коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении теоретических и методических основ анализа деятельности коммерческих банков.
Для достижения цели исследования в диссертации выделены и должны быть решены следующие задачи:
Изучение теоретических аспектов анализа финансовой устойчивости коммерческого банка;
Анализ финансовой устойчивости Русского банка развития;
Разработка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости коммерческого банка.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты анализа финансовой устойчивости коммерческого банка
1.1 Капитал банка, как основа финансовой устойчивости
1.2 Сущность и факторы финансовой устойчивости
1.3 Методика оценки финансовой устойчивости банка
Глава 2. Анализ финансовой устойчивости Русского банка развития
2.1 Характеристика банка и его финансового состояния
2.2 Расчет и анализ показателей финансовой устойчивости банка
2.3 Анализ собственных и привлеченных средств банка
Глава 3. Рекомендации по повышению финансовой устойчивости коммерческого банка
3.1 Резервные активы – источник пополнения ресурсной базы коммерческого банка и повышения его устойчивости
3.2 Санация банка как фактор повышения его финансовой устойчивости
3.3 Пути повышения эффективности деятельности банка в связи с международным финансовым кризисом
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

теар.docx

— 175.27 Кб (Скачать файл)

На этом первоначальном этапе управления на основе результатов диагностики  банкротства и мониторинга осуществления  мероприятий по внутренней финансовой стабилизации предприятия принимается принципиальное решение о проведении санации. Целесообразность проведения санации обуславливается тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия не достигло своих целей и кризисное финансовое состояние продолжает углубляться.28

Возможность осуществления санации определяется перспективами выхода из кризисного финансового состояния и успешного развития предприятия при оказании ему существенной внешней помощи на современном этапе. Если по результатам объективной оценки такая перспектива имеется, то инициируемая предприятием санация имеет шансы на успех.

Такая концепция  отражает идеологию осуществления  предполагаемой санации, определяя ее предстоящие направления и формы. В зависимости от принципиального подхода различают оборонительную и наступательную концепции осуществления санации коммерческого банка. Оборонительная концепция санации направлена на сокращение объемов операционной и инвестиционной деятельности коммерческого банка, обеспечивающее сбалансированность денежных потоков на более низком объемном их уровне. Эта концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации коммерческого банка.

Наступательная  концепция санации направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности коммерческого банка, обеспечивающую увеличение размера чистого денежного потока в предстоящем периоде за счет роста эффективности деятельности. В этом случае внешняя финансовая помощь и другие реорганизационные мероприятия, осуществляемые в процессе санации, используются в целях выхода на другие региональные рынки, быстрого завершения начатых реальных инвестиционных проектов.

Наступательная  концепция санации не противоречит основным параметрам общей стратегии экономического развития предприятия.

В зависимости  от масштабов кризисного состояния  коммерческого банка, идентифицированных в процессе диагностики банкротства, и принятой концепции санации  различают два основных направления  ее осуществления:

 Форма  санации непосредственно характеризует  тот механизм, с помощью которого достигаются ее основные цели. Эти формы определяются в рамках конкретного направления санации, избранного коммерческим банком, с учетом особенностей его кризисной ситуации. Санация коммерческого банка, направленная на рефинансирование его долга, может носить следующие основные формы:

  • дотации и субвенции за счет средств бюджета;
  • государственное льготное кредитование;
  • целевой банковский кредит;
  • перевод долга на другое юридическое лицо.29

 

 

3.3 Пути повышения эффективности  деятельности банка в связи  с международным финансовым кризисом

 

Поиск путей повышения эффективности  деятельности банка в связи с  международным финансовым кризисом лежит в плоскости изучения мировых тенденций развития банковского бизнеса и обоснованного преломления их на российскую действительность. Можно выделить следующие мировые тенденции: использование современных информационных технологий, развитие традиционных и внедрение новых способов и приемов взаимодействия с клиентами и оказания им банковских услуг (расширение сети супермаркет-банков, установка киосков-автоматов мультимедиа, использование глобальной сети Интернет), активизация деятельности на рынке ценных бумаг.

«Банкам необходимо отучить клиентов от банковских служащих, чтобы увеличить прибыль» – это наиболее распространенное мнение среди банкиров. Банки США  получают 80% своих доходов за счет 20% клиентов, а более 60% клиентов почти не приносят дохода, поэтому при работе с такими клиентами банки стремятся использовать более дешевые методы обслуживания. В США средняя операция, осуществляемая банковским служащим, обходиться банку более чем в 1 доллар, ее проведение по телефонной связи – меньше 35 центов, через Интернет – 27 центов.

Делом первостепенной важности для банков в связи с международным финансовым кризисом является сохранение и приобретение клиентов. По расчетам западных аналитиков сохранение имеющихся клиентов составляет лишь 25% стоимости приобретения новых. По данным опросов, 78% клиентов отказываются от услуг банка преимущественно из-за неудовлетворительных расценок и низкого качества предлагаемых услуг. Предложение западными кредитными институтами банковских продуктов в режиме on line с использованием различных технических устройств и телекоммуникационных линий связи позволяет им сохранять свой имидж и популярность.

Исходя  из мировых тенденций, современного состояния банковской системы России и политики Правительства РФ и  Банка России по ее реформированию, а также с учетом стратегических целей и задач и показателей деятельности Русского банка развития можно предложить к реализации следующие проекты для повышения эффективности его деятельности в связи с международным финансовым кризисом:

1. Развитие  традиционных и внедрение новых  банковских услуг. 

Увеличению  объема организованных сбережений населения  на длительный срок преимущественно  в валюте РФ, а также определенные изменения в состоянии промышленного потенциала России (большинство прежде крупных предприятий либо подвергнуто процедуре банкротства, либо работает не на полную мощность, либо сменило руководство), привело в 2005 г. к изменению стратегии Русского банка развития в сторону значительного расширение деятельности в сегменте розничного бизнеса. Продолжая развитие деятельности в этом направлении Русский банк развития может предложить своим клиентам открытие новых видов вкладов, номинированных в нескольких валютах и дифференцированными процентными ставками в зависимости от валюты, с возможностью конвертации средств в какую-либо из них по окончании срока.

Для успешной конкуренции Русского банка  развития может предложить своим  клиентам качественно новый уровень  сервиса – удобный механизм работы со счетами, предоставляющий клиентам возможности самостоятельного осуществления максимального количества операций при использовании банковских карт. Сейчас банк предлагает своим клиентам банковские карты:

  • расчетную – позволяет держателю распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете в пределах расходного лимита, установленного банком, для оплаты товаров и услуг и получения наличных денежных средств;
  • кредитную – позволяет держателю, осуществлять операции в размере предоставленной банком кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного банком, для оплаты товаров и услуг и получения наличных.

Русский банк развития может предложить клиенту  комбинированную (универсальную) банковскую карту, которая будет предоставлять  клиенту доступ к его расчетному счету, но при недостатке средств  на счете у клиента будет возможность  воспользоваться кредитом (овердрафтом) в пределах установленного банком кредитного лимита. Такой проект можно реализовать для владельцев зарплатных карт предприятий, регулярно осуществляющих выплату зарплаты своим работникам. Можно предусмотреть дифференцированные условия (разные лимиты и скидки), в зависимости от цели кредита (недостаток средств на счете при покупке товаров через электронные терминалы магазинов или в случае простого снятия средств в банкомате), среднего размера остатка средств за месяц (предоставление кредита в большем размере).

Другая  перспективная услуга для Русского банка развития - закрепление за банковской картой не одного счета в строго определенной валюте, а нескольких счетов в разных валютах, заявленных самим клиентом. Привязка карточки к пространству корреспондирующих личных счетов и установление приоритетов обращения к тому или иному счету делает этот продукт привлекательным и экономичным для клиентов, поскольку нет необходимости открывать несколько карт в разных валютах и проводить конвертацию. Расходный лимит по карточке может быть установлен по совокупности остатков на всех счетах клиента – при проведении транзакции на сумму, превышающую остаток на счете с наивысшим приоритетом автоматически произойдет списание недостающей суммы со счета с более низким приоритетом.

Привлекательности банковских карточных продуктов  Русского банка развития можно увеличить  путем предоставления по карточкам  дополнительных услуг небанковского характера: страхование рисков, связанных с работой карточки (утрата или несанкционированное использование карточки); телекоммуникационные услуги; страхование здоровья и жизни держателя карточки при выезде за рубеж и в России; страхование различных рисков при путешествиях (утрата багажа и денежных средств); дисконтные программы и акции.

Следует отметить, что развитие карточных  проектов в настоящее время благоприятно, поскольку по сравнению с другими  странами, данная сфера развита мало. ЦБ РФ будет поддерживать инициативу кредитных организаций, которые предоставляют услуги с использованием платежных карт и тем самым способствуют распространению их в России.

По  данным на конец 2006 г. на руках россиян  находилось 24 млн. пластиковых карт, что говорит о неохваченности данной сферы банковского бизнеса, причем 94% операций по ним – получение наличных денег в банкомате

Существующее  на сегодняшний день программное  обеспечение банкоматов Русского банка развития может позволить осуществлять безналичные платежи, например, производить с помощью банкомата пополнение счета мобильного телефона, осуществлять безналичные расчеты за коммунальные услуги, электроэнергию, услуги связи, обучение, туристических путевок, оплачивать проценты и основную сумму по кредитам, осуществлять пополнение депозитов или производить снятие начисленных процентов, предусмотренное договором банковского вклада, и т.п..

2. Как  было отмечено выше, одной из  основных мировых тенденций является  активное внедрение в деятельность  банковских учреждений Русского  банка развития современных информационных  технологий. Для российских коммерческих  банков использование таких технологий  достаточно затратно, однако отставание в этой области может в дальнейшем привести к негативным последствиям.

Русский банк развития своевременно начал осваивать  современные технологии, проводя  взвешенную техническую политику, рассматривая их как стратегически важный элемент  развития. На сегодняшний день банк имеет современное программное  обеспечение и техническую базу для поддержки банковской деятельности, что, с одной стороны, уже позволило банку достигнуть определенных положительных результатов и не требует от банка значительных затрат в этой сфере, с другой стороны.

В современных  условиях глобальной компьютеризации, появления «домашних» компьютеров, работающих в сети Интернет, организация  собственных и аренда банками  сайтов становится важным элементом  работы банка. ЦБ РФ были разработаны рекомендации по организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет, где были выделены два вида WEB-сайтов по функциональному назначению: информационные и операционные.

Информационные  сайты могут быть использованы для  распространения на постоянной основе сведений, характеризующих кредитную организацию и ее деятельность, расширяя свое влияние на ранее не доступный круг потенциальных клиентов в рамках дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Помимо общей информации о кредитной организации (реквизиты, номера телефонов, перечень филиалов и доп. офисов и места их расположения, перечень видов деятельности, отчетная информация и т.п.) на сайте может быть размещена коммерческая информация об услугах и банковских операциях, тарифы и т.д.. На информационных сайтах банков можно проводить опросы клиентов и потенциальных клиентов (посетителей), а также отслеживать уровень привлекательности данного способа оказания услуг по количеству посещений.

Операционные  сайты банков могут быть использованы для осуществления клиентами банковских операций и сделок в рамках ДБО с использованием телекоммуникационных систем. ДБО с использование Интернет предполагает возможность доступа к банковским данным через общедоступные информационные каналы, доступ к которым целесообразно предоставлять при предварительной регистрации пользователей с применением процедур идентификации или аутентификации пользователей (электронная цифровая подпись), информационные обмен с клиентами – с использованием средств шифрования.

Проекты обслуживания клиентов – юридических  лиц через Интернет-сайты уже  реализуются, причем не только в Москве, но и в других регионах.

Интернет-сайт Русского банка развития - информационный, и его можно сделать еще более информативным и содержательным для посетителей. Перспективна организация в Интернет-сети операционного сайта Русского банка развития для осуществления банковского обслуживания как юридических, так и физических лиц.

Русский банк развития уже имеет достаточный  опыт работы с программным комплексом Банк-Клиент для расчетов электронными документами с юридическими лицами. В связи с принятием Положения ЦБ РФ от 01.04.2003 №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ» появилась возможность открытия текущих счетов физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, и осуществление безналичных расчетов по различным телекоммуникационным каналам связи. Было бы перспективно дать возможность физическим лицам работать в системе Банк-Клиент через сеть Интернет, причем осуществлять пересчисление средств не только на счета юридических лиц, но и физических лиц (например, в ситуации покупки / продажи имущества).

Повышение активности Русского банка развития в секторе обслуживания частных лиц может выразиться в привлечении в круг клиентов банка молодого, технически ориентированного поколения (в первую очередь учащейся молодежи), что в долгосрочной перспективе принесет свои плоды. В круг интересов современной молодежи попадают все технические новинки: компьютеры, глобальная сеть Интернет, мобильные телефоны, пластиковые карты, «электронные деньги». Студенты государственных учебных заведений, получающие стипендию в банкоматах, в будущем пойдут в тот банк, опыт работы с которыми они имеют (стереотип мышления).

Информация о работе Анализ финансовой устойчивости коммерческого банка