Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:27, курсовая работа
В период перехода к рыночной экономике и современным условиям хозяйствования объекты анализа и аналитические процедуры сузились, и экономический анализ часто ограничивался анализом финансового состояния и сводился к основной оценке динамики показателей рентабельности, платежеспособности, финансовой устойчивости организаций. Однако для принятия обоснованных управленческих решений с каждым годом все более востребованным становится всесторонний анализ производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, который позволяет сформировать всю необходимую деловую информацию для разработки управленческих решений.
Ведение…………………………………………………………………………..4
1 Теоретические аспекты анализа объема производства и реализации продукции………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность процесса производства продукции, основные показатели объема производства и реализации продукции…………………………….…5
1.2 Проблемы, связанные со сбытом продукции……………………………..13
1.3 Классификация и оценка резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности…………………………………………………...15
2 Анализ объема производства и реализации продукции на примере ООО «Элегия»…………………………………………………………………………20
2.1 Экономическая характеристика организации……………………………..20
2.2 Анализ динамики и выполнение плана производства и продажи продукции……………………………………………………………………….26
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции…………………………....31
2.4 Оценка сезонности и ритмичности производства…………………..…….35
3 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции………………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы………………………………………….….46
В структуре показателей результативности использования производственных ресурсов можно выделить следующие группы взаимосвязей, отражающих сущность и закономерности на уровне отдельных производственных процессов и организации в целом:
1.2 Проблемы, связанные со сбытом продукции
Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров и услуг, которые потребитель желает и состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке. На уровень спроса влияют следующие факторы: цены на продукцию, качество продукции, потребительские предпочтения, доходы потребителей, ожидание потребителями изменения их доходов или цен на продукцию, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам, стимулирующие к потреблению или накоплению, и др.
Чтобы избежать последствий
риска «невостребованной
К внешним причинам отсутствия спроса на продукцию (недостаточного спроса) можно отнести такие факторы, как неплатежеспособность покупателей, повышение процентных ставок по вкладам, а также демографические, политические, социально-экономические факторы.
От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3-5 лет.
В зависимости от доли, занимаемой продукцией на рынке, динамики рынков сбыта, уровня доходности выделяют четыре категории рыночного продукта:
Данная группировка
продукции предприятия
1.3 Классификация
и оценка резервов повышения
эффективности хозяйственной
Термин резерв (от франц. reserve - запас или от лат. reserverе - сберегать, сохранять) в специальной литературе и практике анализа имеет два значения.
Во-первых, резервы в значении запаса материальных ценностей (кормов, семян, топлива и т.д.) как условия обеспечения производства. Необходимость наличия таких резервов обусловлена, например, в сельском хозяйстве, сезонностью производства. Кроме материальных, предприятия имеют определенный запас трудовых ресурсов и денежных средств.
Во-вторых, резервы как возможность увеличения производства продукции, повышения ее качества, снижения себестоимости, более полного и рационального использования всех видов ресурсов: трудовых, материальных, земельных, денежных. Они могут быть включены в производство путем ликвидации потерь рабочего времени, укрепления трудовой дисциплины, повышения квалификации работников, снижения простоев техники и оборудования, экономного расходования материальных и денежных средств и т.д.
Следовательно, хозяйственные резервы - это потенциальные возможности предприятий для повышения эффективности производства и качества работы трудовых коллективов,
В экономической литературе понятие резервов часто сводится к снижению потерь в использовании ресурсов. Правильнее под резервами следует понимать неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений. Устранение всякого рода потерь и нерациональных затрат - это один путь использования резервов. Другой путь связан с большими возможностями ускорения научно-технического прогресса как главного рычага повышения интенсификации и эффективности производства. Таким образом, резервы в полном объеме можно измерить разрывом между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала предприятия.
Под производственным потенциалом предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции по качеству и количеству в условиях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия. Максимально возможный — это значит при достигнутом и намеченном уровне техники, технологии, при полном использовании оборудования, передовых формах организации производства, труда, хозяйствования. В отличие от производственной мощности производственный потенциал предприятия характеризуется оптимальным в данных условиях научно-технического прогресса использованием всех производственных ресурсов как применяемых, так и потребляемых. Совокупный резерв повышения эффективности производства на предприятиях, следовательно, определяется разницей между производственным потенциалом и достигнутым уровнем выпуска продукции.
Экономическая сущность резервов увеличения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании всевозрастающего потенциала ради получения большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции.
Для лучшего понимания,
более полного выявления и
использования хозяйственные
По пространственному признаку выделяют: внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.
К внутрихозяйственным резервам принадлежат те резервы, которые выявляются и могут быть использованы только на исследуемом предприятии. Они связаны в первую очередь с ликвидацией потерь и непроизводительных затрат ресурсов. К ним относятся потери рабочего времени и материальных ресурсов из-за низкого уровня организации и технологии производства, бесхозяйственности и т.д.
Отраслевые резервы - это резервы, которые могут быть выявлены только на уровне отрасли (например, выведение новых сортов сельскохозяйственных культур, пород животных, разработка новых технологий и т.д.). Поиск этих резервов является компетенцией отраслевых объединений, министерств, ассоциаций.
Региональные резервы - это резервы, которые могут быть выявлены и использованы в пределах географического района независимо от их ведомственного подчинения (использование местного сырья и топлива, энергетических ресурсов и т.д.).
К общегосударственным резервам можно отнести резервы, которые могут быть выявлены в масштабе всей страны и использование которых возможно только путем проведения мероприятий на общегосударственном уровне управления, как например, ликвидация диспропорций в развитии разных отраслей производства, изменение форм собственности, системы управления национальной экономикой и т.д.
По признаку времени резервы делятся на текущие и перспективные.
Под текущими резервами понимают возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности, которые могут быть реализованы на протяжении ближайшего времени (месяца, квартала, года).
Как правило, текущие резервы должны быть комплектными, т.е. сбалансированными по всем трем моментам труда. Например, найденный резерв увеличения производства продукции за счет расширения производственной мощности предприятия должен быть обеспечен резервами увеличения численности работников или ростом производительности труда и дополнительными запасами сырья и материалов. Только при таком условии резервы могут быть освоены в текущем периоде. Если такой сбалансированности ресурсов нет, то резерв увеличения производства продукции за счет увеличения производственной мощности не может быть использован полностью. Часть его необходимо отнести к перспективным.
Перспективные резервы - это возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности, рассчитанные на долгое время, использование которых обычно связано со значительными капитальными вложениями, внедрением НТП, перестройкой производства, сменой технологии производства, специализации и т.д.
По стадиям процесса воспроизводства резервы бывают в сфере производства и в сфере обращения. Основные резервы находятся как правило в сфере производства, но много их есть и в сфере обращения: предотвращение разных потерь продукции на пути от производителя к потребителю, а также уменьшение затрат, которые связаны с хранением, перевозкой, продажей готовой продукции и приобретением производственных запасов.
По характеру воздействия на результаты производства резервы делятся на экстенсивные и интенсивные. К резервам экстенсивного характера относятся резервы, которые связаны с использованием в производстве дополнительных ресурсов (материальных, трудовых, земельных и др.). Резервами интенсивного характера считаются резервы, которые связаны с наиболее полным и рациональным использованием имеющегося производственного потенциала предприятия. С ускорением НТП ослабевает роль резервов, связанных с экстенсивными факторами роста, и усиливается поиск резервов интенсификации производства. Анализ степени интенсификации производства — основы эффективности требует разработки классификации резервов экстенсивного и интенсивного развития. В соответствии с классификацией резервов по важнейшим факторам повышения интенсификации и эффективности производства предприятия планируют пути поиска и мобилизации резервов, т. е. составляют планы организационно-технических мероприятий по выявлению и использованию резервов.
По способам выявления резервы делятся на: явные и скрытые.
К явным резервам относятся резервы, которые легко выявить по материалам бухгалтерского учета и отчетности. Они, в свою очередь, могут быть безусловными и условными. К безусловным относятся резервы, связанные с недопущением безусловных потерь сырья и рабочего времени и отраженные в отчетности. Это недостача и порча продукции и материалов на складах, производственный брак, потери от списания долгов, выплаченные штрафы и др. Такие потери являются результатом бесхозяйственности, расточительства, невыполнения обязательств по договорам, а временами и воровства. Чтобы предотвратить такие потери, необходимо навести порядок в хранении и перевозке материальных ценностей, организовать действенный учет и контроль, обеспечить выполнение обязательств перед покупателями и поставщиками, строго выполнять финансовую и расчетную дисциплину и т.д. «условным потерям относятся перерасходы всех видов ресурсов по сравнению с действующими нормами на предприятии. Условными они считаются потому, что нормы, которые служат базой сравнения, не всегда оптимальны.
К скрытым резервам относятся те, которые связаны с внедрением достижений НТП и передового опыта и которые не были предусмотрены . планом. Для их выявления необходимо провести сравнительный анализ.
По времени возникновения резервов их можно разделить на резервы, не учтенные при разработке планов, и резервы, возникшие после утверждения плана. Первый вид резервов - это упущенные возможности повышения эффективности производства, существовавшие в момент разработки планов, но неучтенные, что является признаком недостаточной обоснованности и напряженности планов. Другой вид резервов - это возможности, возникшие после разработки и утверждения планов, связанные с быстрыми темпами НТП, с появлением новых решений, новых возможностей.
2 Анализ объема производства и реализации продукции на примере ООО «Элегия»
2.1 Экономическая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью «Элегия» существует на рынке с 01.09.2006г., является юридическим лицом, имеет фирменное наименование, печать со своим наименованием. Целью создания общества является получение прибыли в интересах его участников, а также расширение рынка товаров и услуг, развитие производства материалов и услуг. Основным направлением деятельности Общества является производство и реализация товаров народного потребления (ритуальной продукции).
Предприятие действует
на основании Устава, отвечает за результаты
своей хозяйственной
Информация о работе Анализ финансовых показателей деятельности предприятия