Анализ финансовых показателей деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

В период перехода к рыночной экономике и современным условиям хозяйствования объекты анализа и аналитические процедуры сузились, и экономический анализ часто ограничивался анализом финансового состояния и сводился к основной оценке динамики показателей рентабельности, платежеспособности, финансовой устойчивости организаций. Однако для принятия обоснованных управленческих решений с каждым годом все более востребованным становится всесторонний анализ производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, который позволяет сформировать всю необходимую деловую информацию для разработки управленческих решений.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………..4
1 Теоретические аспекты анализа объема производства и реализации продукции………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность процесса производства продукции, основные показатели объема производства и реализации продукции…………………………….…5
1.2 Проблемы, связанные со сбытом продукции……………………………..13
1.3 Классификация и оценка резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности…………………………………………………...15
2 Анализ объема производства и реализации продукции на примере ООО «Элегия»…………………………………………………………………………20
2.1 Экономическая характеристика организации……………………………..20
2.2 Анализ динамики и выполнение плана производства и продажи продукции……………………………………………………………………….26
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции…………………………....31
2.4 Оценка сезонности и ритмичности производства…………………..…….35
3 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции………………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы………………………………………….….46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ Анализ ФХД.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализ данных из таблицы 4 свидетельствует, что наблюдается снижение доли некоторых видов продукции, таких как венок №1 его доля в общем объеме в 4 квартале 2007 года по сравнению с 4 кварталом 2006 года снизилась на 0,81%, №2 на 1,4%, № 4 на 0,37%, №9 на 2,35% , №12 на 0,13%, №14 на 2,22%, №17 на 0,67%, №20 на 0,71%, №25 на 1,74%, № 29 на 0,24%, №30 на 1,09%, корзина №3 на 0,71%, №6 на 0,35%, №19 на 0,69%, , № 27 на 0,09%. Венок № 9 оказался наиболее невостребованный.

 

2.3 Анализ ассортимента  и структуры продукции

 

Для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребности покупателей продукции необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но также и по ассортименту (номенклатуре). Изучение ассортимента продукции проводится с целью уточнения среднего числа. Ведь расширение ассортимента является для предприятия средством привлечение покупателей с различными вкусами и потребностями и развивается в различных направлениях. ООО «Элегия» выпускает близкие по своим потребительским качествам товары – это ритуальная продукция, добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами потребителей одного типа товара и получает конкурентное преимущество. Расширение ассортимента выпускаемой продукции – это наиболее надежное средство завоевание конкурентных преимуществ. Изучение степени устаревания продуктов данного ассортимента дает возможность обозначить естественную связь с понятием жизненного цикла продукта из сферы маркетинга и служит основой для принятия практических решений об обновлении ассортимента. Для этого проанализируем структуру товарной продукции, представленной в таблице 5., при этом за плановые показатели относятся показатели 4 квартала 2006года, а за фактические – 4 квартал 2007 года.

Таблица 5 - Анализ структуры товарной продукции ООО «Элегия» За 2006-2007гг, в тыс.руб.

Наименование

Оптовая цена изделия, руб.2006г.

Оптовая цена изделия, руб. 2007

Объем производства продукции , шт.

Структура продукции, %

Выпуск продукции в ценах  плана, тыс.руб.

Изменение выпуска продукцииза  счет структуры, тыс.руб.

2006

2007

2006

2007

2006

2007 при ой структуре2006

2007

ВЕНОК 01

63

68

355

190

5,4

2,38

22,365

27

12,92

-14,36

ВЕНОК 02

104

111

394

645

6

8,09

40,976

50

71,595

21,61

ВЕНОК 04

159

170

466

520

7

6,53

74,094

90

88,4

-1,98

ВЕНОК 05

192

200

88

403

1,35

5,06

16,896

21

80,6

59,99

ВЕНОК 07

387

395

39

112

0,6

1,41

15,093

18

44,24

25,83

ВЕНОК 09

96

100

535

345

8,2

4,33

51,36

63

34,5

-28,15

ВЕНОК 10

132

139

576

475

8,8

5,96

76,032

93

66,025

-26,72

ВЕНОК 12

257

263

255

213

3,9

2,67

65,535

80

56,019

-23,92

ВЕНОК 13

217

222

250

468

3,8

5,87

54,25

66

103,89

37,72

ВЕНОК 14

152

167

191

270

2,9

3,39

29,032

35

45,09

9,68

ВЕНОК 16

100

105

431

465

6,6

5,84

43,1

53

48,825

-3,75

ВЕНОК 17

56

61

256

10

3,9

0,13

14,336

17

0,61

-16,88

ВЕНОК 18

169

184

324

375

4,96

4,71

54,756

67

69

2,21

ВЕНОК 20

76

79

206

225

3,15

2,82

15,656

19

17,775

-1,32

ВЕНОК 21

208

218

245

353

3,75

4,43

50,96

62

76,954

14,79

ВЕНОК 22

361

367

15

52

0,23

0,65

5,415

7

19,084

12,48

ВЕНОК 23

347

353

16

63

0,24

0,79

5,552

7

22,239

15,47

ВЕНОК 25

629

629

5

8

0,08

0,1

3,145

4

5,032

1,20

ВЕНОК 26

196

198

170

345

2,6

4,33

33,32

41

68,31

27,66

ВЕНОК 28

152

157

80

280

1,2

3,51

12,16

15

43,96

29,13

ВЕНОК 29

317

331

0

92

0

1,15

0

0

30,452

30,45

ВЕНОК 30

47

49

0

15

0

0,19

0

0

0,735

0,74

КОРЗИНА 03

175

185

307

261

4,7

3,28

53,725

66

48,285

-17,25

КОРЗИНА 06

118

126

193

275

2,95

3,45

22,774

28

34,65

6,87

КОРЗИНА 08

156

160

286

361

4,38

4,53

44,616

54

57,76

3,34

КОРЗИНА 11

342

349

30

98

0,46

1,23

10,26

13

34,202

21,69

КОРЗИНА 15

182

186

145

362

2,2

4,54

26,39

32

67,332

35,14

КОРЗИНА 19

77

82

206

125

3,15

1,57

15,862

19

10,25

-9,10

КОРЗИНА 24

106

109

318

462

4,87

5,8

33,708

41

50,358

9,24

КОРЗИНА 27

64

66

150

90

2,3

1,13

9,6

12

5,94

-5,77

КОРЗИНА 31

298

298

0

10

0

0,13

0

0

2,98

2,98

ИТОГО:

   

6532

7968

100

100

900,96

1099

1318,0

218,98


 

Анализ данных из таблицы 5 свидетельствует, что если бы план по структуре был выполнен и сохранились плановые отношения по видам продукции, тогда выпуск товарной продукции составил 1090 тысяч рублей. За счет изменения структуры товарной продукции (т.е. увеличение удельного веса более дорогостоящей продукции) и оптовой цены произошло увеличение товарной продукции на 218,98 тысяч рублей. К основным причинам изменение структуры можно отнести: изменение спроса на продукцию различных категорий потребителей; недостаточную обеспеченность предприятия необходимым оборудованием и материальными ресурсами; нехватку персонала необходимых профессий и квалификаций; стремление организации производить менее трудоемкие и более высокорентабельные виды продукции.

Оценка выполнения плана  по ассортименту проводится с помощью коэффициента выполнения плана по ассортименту, он определяется как отношение фактического выпуска продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с применяемой в организации товарной стратегией (определяется как наименьшее число из планового и фактического значение показателя объема) к общему плановому выпуску продукции. Коэффициент ассортиментности можно определить также методом наименьшего процента: из всех показателей выполнения производственной программы по каждому виду продукции выбирается наименьший. Оптимальное значение этого показателя должно быть равно единице. Отклонение от оптимального значения свидетельствует об изменении в структуре продукции организации. Динамика объема производства продукции в целом и по ассортименту приведена в таблице 6, при этом за плановые показатели относятся показатели 4 квартала 2006года, а за фактические – 4 квартал 2007 года.

Таблица 6 - Анализ ассортимента продукции ООО «Элегия» За 2006-2007 гг, в тыс.руб.

Наименование

выпуск продукции

выполнение плана в %

объем выпуска продукции, зачтенный  в выполнение плана по ассортименту, тыс.руб.

Удельный вес %

2006

2007

2006

2007

ВЕНОК 01

22,365

12,92

57,8

12,92

2,48

0,98

1,22

ВЕНОК 02

40,976

71,595

174,7

40,976

4,55

5,43

0,94

ВЕНОК 04

74,094

88,4

119,3

74,094

8,22

6,71

1,23

ВЕНОК 05

16,896

80,6

477,0

16,896

1,88

6,12

2,06

ВЕНОК 07

15,093

44,24

293,1

15,093

1,68

3,36

1,3

ВЕНОК 09

51,36

34,5

67,2

34,5

5,7

2,62

1,75

ВЕНОК 10

76,032

66,025

86,8

66,025

8,44

5,01

1,85

ВЕНОК 12

65,535

56,019

85,5

56,019

7,27

4,25

1,74

ВЕНОК 13

54,25

103,896

191,5

54,25

6,02

7,88

1,36

ВЕНОК 14

29,032

45,09

155,3

29,032

3,22

3,42

0,45

ВЕНОК 16

43,1

48,825

113,3

43,1

4,78

3,7

1,03

ВЕНОК 17

14,336

0,61

4,3

0,61

1,59

0,05

1,2

ВЕНОК 18

54,756

69

126,0

54,756

6,08

5,24

0,9

ВЕНОК 20

15,656

17,775

113,5

15,656

1,74

1,35

0,6

ВЕНОК 21

50,96

76,954

151,0

50,96

5,66

5,84

0,4

ВЕНОК 22

5,415

19,084

352,4

5,415

0,6

1,45

0,9

ВЕНОК 23

5,552

22,239

400,6

5,552

0,62

1,69

1

ВЕНОК 25

3,145

5,032

160,0

3,145

0,35

0,38

0,2

ВЕНОК 26

33,32

68,31

205,0

33,32

3,7

5,18

1,2

ВЕНОК 28

12,16

43,96

361,5

12,16

1,35

3,34

1,4

ВЕНОК 29

0

30,452

100,0

0

0

2,31

1,5

ВЕНОК 30

0

0,735

100,0

0

0

0,06

0,2

КОРЗИНА 03

53,725

48,285

89,9

48,285

5,96

3,66

1,5

КОРЗИНА 06

22,774

34,65

152,1

22,774

2,53

2,63

0,3

КОРЗИНА 08

44,616

57,76

129,5

44,616

4,95

4,38

0,8

КОРЗИНА 11

10,26

34,202

333,4

10,26

1,14

2,59

1,2

КОРЗИНА 15

26,39

67,332

255,1

26,39

2,93

5,11

1,48

КОРЗИНА 19

15,862

10,25

64,6

10,25

1,76

0,78

0,98

КОРЗИНА 24

33,708

50,358

149,4

33,708

3,74

3,82

0,28

КОРЗИНА 27

9,6

5,94

61,9

5,94

1,07

0,45

0,78

КОРЗИНА 31

0

2,98

100,0

0

0

0,23

0,45

ИТОГО:

900,968

1318,018

146,3

826,702

100

100

32,48


 

Коэффициент ассортиментности = < 1 (оптимальное значение)

Отклонение от оптимального значения свидетельствует об изменении  в структуре продукции организации. Для характеристики интенсивности  структурных преобразований в организации  используют коэффициент структурной активности:

,

где ∆di – изменение удельного веса i-го вида продукции в общем объеме выпуска (продажи) за исследуемый период, n – число номенклатурных групп (видов) продукции.

Коэффициент структурной  активности равен 32,48, чем активнее структурные преобразования в организации, тем выше уровень данного коэффициента, это свидетельствует о том, что организация активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

 

2.4 Оценка сезонности  и ритмичности производства

 

Большое значение для целей исследования финансово-хозяйственной деятельности организации имеет комплексный анализ ритмичности производства продукции, под ритмичностью понимается равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. О степени ритмичности в работе предприятия можно судить по проценту выполнения запланированной производственной программы. Для оценки ритмичности используют прямые и косвенные показатели. Среди прямых показателей – коэффициенты ритмичности и аритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за i-период в годовом объеме производства. Коэффициенты ритмичности и аритмичности равны. Ритмичность можно определять за каждый временной промежуток, для этого рассмотрим ритмичность по месяцам 4 квартала 2006-2007гг, приведенной в таблице 7.

 

Таблица 7 - Ритмичность выпуска продукции по месяцам 4 квартала ООО «Элегия» за 2006-2007гг, в тыс.руб.

месяц

выпуск продукции, тыс.руб.

Удельный вес продукции, %

выполнение плана в коэффициентах Критм.

доля продукции зачтенная в  выполнении плана по ритмичности, %

квадратичное отклонение

коффициент сезонности, %

2006

2007

2006

2007

2006

2007

октябрь

274,9

383,96

28,2

28,3

1,39

28,2

11894,08

84,66

85,01

ноябрь

375,76

346,63

38,6

25,6

0,92

25,6

848,56

115,72

76,74

декабрь

323,45

624,41

33,2

46,1

1,93

33,2

90576,92

99,61

138,25

ИТОГО:

974,11

1 355,00

100,0

100,

1,39

87

103319,56

   

Среднее значение

324,70

451,666

     

103319,56

34439,85

   

 

Коэффициент ритмичности  можно определить двумя способами:

  1. как отношение фактического объема проданной продукции в пределах плана к объему продажи продукции по плану;

Критм.= 451,6667 : 324,7033 =1,39

2. Коэффициент ритмичности  также можно определить путем  суммирования удельных весов  реализации продукции за каждый временной промежуток (месяц, квартал, год. Для расчета используют фактические удельные веса продажи продукции, но не более их планового уровня.

Коэффициент аритмичности равен (1-1,39)+(1-0,92)+(1-1,93)=1,39

 

Коэффициент вариации

Из таблицы 7 следует, что выпуск продукции по месяцам отклоняется в среднем на 57%, такой большой коэффициент вариации свидетельствует о неравномерной загрузке организации по месяцам года. Предприятие работает не ритмично, в октябре наблюдается перевыполнение плана на 139%, в ноябре недовыполнение плана на 92%, в декабре перевыполнение плана на 193%, это могло произойти из-за трудности сбыта продукции, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирование и контроля. Невыполнение плана в одном из рассматриваемых периодов не может быть компенсировано его перевыполнением в другом периоде.

Проведем факторный  анализ методом цепных подстановок:

 или 24,83%

 или 6,63%

или 68,53%

Общее отклонение: 439,15

При проведении факторного анализа выяснилось, что наибольшее влияние выполнение плана оказал ноябрь, недовыполнение плана на 29,13 тыс.руб. или 6,63%, также видно по коэффициентам ритмичности наименьшее значение коэффициента в ноябре он составляет 92%.

 

 

 

 

 

3 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции

 

Система показателей, характеризующих объем производства, включает в себя, помимо объема товарной продукции в сопоставимых ценах, также и фондоотдачу, т.е. выпуск продукции на 1 руб. стоимости средств труда, этот показатель характеризует выпуск продукции на единицу стоимости промышленно-производственных фондов. Показатель фондоотдачи определяется отношением реализованной продукции к балансовой стоимости основный промышленно-производственных фондов. Задача комплексного анализа производства и продажи продукции состоит в том, чтобы определить, каким образом ключевой показатель – объем произведенной продукции (выручка от продажи) – зависит от того или иного параметра, а затем принять соответствующее управленческое решение с целью повышение эффективности производства. Следовательно необходимо определить влияние на объем товарной продукции факторов, обеспечивающих изменение выручки в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.

Таблица 9 - Расчетные показатели для оценки эффективности использования производственных ресурсов ООО «Элегия» за 2006-2007гг.

 

2006

2007

Отклонение

Показатели

   

отн.,

   

абс.

%

1. Производительность труда

243,53

1304,40

1060,873

535,627

2. Средняя заработная плата

63,66

56,68

-6,975

89,042

3. Зарплатоотдача

26,21

20,49

-5,715

78,192

4. Материалоотдача

1,77

1,95

0,180

110,134

5. Фондоотдача

1,95

5,22

3,269

267,814

6. Фондовооруженность

250,00

195,00

-55,000

78,000

7. Амортизациеотдача

9,74

23,72

13,975

243,467

8. Оборачиваемость оборотных средств

2,67

86,96

84,289

3255,633

9. Трудоемкость

0,004

0,001

-0,003

18,670

10. Зарплатоемкость

0,038

0,049

0,011

127,890

11. Материалоемкость

0,564

0,512

-0,052

90,798

12. Фондоемкость

0,513

0,192

-0,322

37,339

13. Амортизациеемкость

0,103

0,042

-0,060

41,073

Информация о работе Анализ финансовых показателей деятельности предприятия