Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:27, курсовая работа
В период перехода к рыночной экономике и современным условиям хозяйствования объекты анализа и аналитические процедуры сузились, и экономический анализ часто ограничивался анализом финансового состояния и сводился к основной оценке динамики показателей рентабельности, платежеспособности, финансовой устойчивости организаций. Однако для принятия обоснованных управленческих решений с каждым годом все более востребованным становится всесторонний анализ производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, который позволяет сформировать всю необходимую деловую информацию для разработки управленческих решений.
Ведение…………………………………………………………………………..4
1 Теоретические аспекты анализа объема производства и реализации продукции………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность процесса производства продукции, основные показатели объема производства и реализации продукции…………………………….…5
1.2 Проблемы, связанные со сбытом продукции……………………………..13
1.3 Классификация и оценка резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности…………………………………………………...15
2 Анализ объема производства и реализации продукции на примере ООО «Элегия»…………………………………………………………………………20
2.1 Экономическая характеристика организации……………………………..20
2.2 Анализ динамики и выполнение плана производства и продажи продукции……………………………………………………………………….26
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции…………………………....31
2.4 Оценка сезонности и ритмичности производства…………………..…….35
3 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции………………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы………………………………………….….46
Анализ данных из таблицы 4 свидетельствует, что наблюдается снижение доли некоторых видов продукции, таких как венок №1 его доля в общем объеме в 4 квартале 2007 года по сравнению с 4 кварталом 2006 года снизилась на 0,81%, №2 на 1,4%, № 4 на 0,37%, №9 на 2,35% , №12 на 0,13%, №14 на 2,22%, №17 на 0,67%, №20 на 0,71%, №25 на 1,74%, № 29 на 0,24%, №30 на 1,09%, корзина №3 на 0,71%, №6 на 0,35%, №19 на 0,69%, , № 27 на 0,09%. Венок № 9 оказался наиболее невостребованный.
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции
Для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребности покупателей продукции необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но также и по ассортименту (номенклатуре). Изучение ассортимента продукции проводится с целью уточнения среднего числа. Ведь расширение ассортимента является для предприятия средством привлечение покупателей с различными вкусами и потребностями и развивается в различных направлениях. ООО «Элегия» выпускает близкие по своим потребительским качествам товары – это ритуальная продукция, добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами потребителей одного типа товара и получает конкурентное преимущество. Расширение ассортимента выпускаемой продукции – это наиболее надежное средство завоевание конкурентных преимуществ. Изучение степени устаревания продуктов данного ассортимента дает возможность обозначить естественную связь с понятием жизненного цикла продукта из сферы маркетинга и служит основой для принятия практических решений об обновлении ассортимента. Для этого проанализируем структуру товарной продукции, представленной в таблице 5., при этом за плановые показатели относятся показатели 4 квартала 2006года, а за фактические – 4 квартал 2007 года.
Таблица 5 - Анализ структуры товарной продукции ООО «Элегия» За 2006-2007гг, в тыс.руб.
Наименование |
Оптовая цена изделия, руб.2006г. |
Оптовая цена изделия, руб. 2007 |
Объем производства продукции , шт. |
Структура продукции, % |
Выпуск продукции в ценах плана, тыс.руб. |
Изменение выпуска продукцииза счет структуры, тыс.руб. | ||||
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 при ой структуре2006 |
2007 | ||||
ВЕНОК 01 |
63 |
68 |
355 |
190 |
5,4 |
2,38 |
22,365 |
27 |
12,92 |
-14,36 |
ВЕНОК 02 |
104 |
111 |
394 |
645 |
6 |
8,09 |
40,976 |
50 |
71,595 |
21,61 |
ВЕНОК 04 |
159 |
170 |
466 |
520 |
7 |
6,53 |
74,094 |
90 |
88,4 |
-1,98 |
ВЕНОК 05 |
192 |
200 |
88 |
403 |
1,35 |
5,06 |
16,896 |
21 |
80,6 |
59,99 |
ВЕНОК 07 |
387 |
395 |
39 |
112 |
0,6 |
1,41 |
15,093 |
18 |
44,24 |
25,83 |
ВЕНОК 09 |
96 |
100 |
535 |
345 |
8,2 |
4,33 |
51,36 |
63 |
34,5 |
-28,15 |
ВЕНОК 10 |
132 |
139 |
576 |
475 |
8,8 |
5,96 |
76,032 |
93 |
66,025 |
-26,72 |
ВЕНОК 12 |
257 |
263 |
255 |
213 |
3,9 |
2,67 |
65,535 |
80 |
56,019 |
-23,92 |
ВЕНОК 13 |
217 |
222 |
250 |
468 |
3,8 |
5,87 |
54,25 |
66 |
103,89 |
37,72 |
ВЕНОК 14 |
152 |
167 |
191 |
270 |
2,9 |
3,39 |
29,032 |
35 |
45,09 |
9,68 |
ВЕНОК 16 |
100 |
105 |
431 |
465 |
6,6 |
5,84 |
43,1 |
53 |
48,825 |
-3,75 |
ВЕНОК 17 |
56 |
61 |
256 |
10 |
3,9 |
0,13 |
14,336 |
17 |
0,61 |
-16,88 |
ВЕНОК 18 |
169 |
184 |
324 |
375 |
4,96 |
4,71 |
54,756 |
67 |
69 |
2,21 |
ВЕНОК 20 |
76 |
79 |
206 |
225 |
3,15 |
2,82 |
15,656 |
19 |
17,775 |
-1,32 |
ВЕНОК 21 |
208 |
218 |
245 |
353 |
3,75 |
4,43 |
50,96 |
62 |
76,954 |
14,79 |
ВЕНОК 22 |
361 |
367 |
15 |
52 |
0,23 |
0,65 |
5,415 |
7 |
19,084 |
12,48 |
ВЕНОК 23 |
347 |
353 |
16 |
63 |
0,24 |
0,79 |
5,552 |
7 |
22,239 |
15,47 |
ВЕНОК 25 |
629 |
629 |
5 |
8 |
0,08 |
0,1 |
3,145 |
4 |
5,032 |
1,20 |
ВЕНОК 26 |
196 |
198 |
170 |
345 |
2,6 |
4,33 |
33,32 |
41 |
68,31 |
27,66 |
ВЕНОК 28 |
152 |
157 |
80 |
280 |
1,2 |
3,51 |
12,16 |
15 |
43,96 |
29,13 |
ВЕНОК 29 |
317 |
331 |
0 |
92 |
0 |
1,15 |
0 |
0 |
30,452 |
30,45 |
ВЕНОК 30 |
47 |
49 |
0 |
15 |
0 |
0,19 |
0 |
0 |
0,735 |
0,74 |
КОРЗИНА 03 |
175 |
185 |
307 |
261 |
4,7 |
3,28 |
53,725 |
66 |
48,285 |
-17,25 |
КОРЗИНА 06 |
118 |
126 |
193 |
275 |
2,95 |
3,45 |
22,774 |
28 |
34,65 |
6,87 |
КОРЗИНА 08 |
156 |
160 |
286 |
361 |
4,38 |
4,53 |
44,616 |
54 |
57,76 |
3,34 |
КОРЗИНА 11 |
342 |
349 |
30 |
98 |
0,46 |
1,23 |
10,26 |
13 |
34,202 |
21,69 |
КОРЗИНА 15 |
182 |
186 |
145 |
362 |
2,2 |
4,54 |
26,39 |
32 |
67,332 |
35,14 |
КОРЗИНА 19 |
77 |
82 |
206 |
125 |
3,15 |
1,57 |
15,862 |
19 |
10,25 |
-9,10 |
КОРЗИНА 24 |
106 |
109 |
318 |
462 |
4,87 |
5,8 |
33,708 |
41 |
50,358 |
9,24 |
КОРЗИНА 27 |
64 |
66 |
150 |
90 |
2,3 |
1,13 |
9,6 |
12 |
5,94 |
-5,77 |
КОРЗИНА 31 |
298 |
298 |
0 |
10 |
0 |
0,13 |
0 |
0 |
2,98 |
2,98 |
ИТОГО: |
6532 |
7968 |
100 |
100 |
900,96 |
1099 |
1318,0 |
218,98 |
Анализ данных из таблицы 5 свидетельствует, что если бы план по структуре был выполнен и сохранились плановые отношения по видам продукции, тогда выпуск товарной продукции составил 1090 тысяч рублей. За счет изменения структуры товарной продукции (т.е. увеличение удельного веса более дорогостоящей продукции) и оптовой цены произошло увеличение товарной продукции на 218,98 тысяч рублей. К основным причинам изменение структуры можно отнести: изменение спроса на продукцию различных категорий потребителей; недостаточную обеспеченность предприятия необходимым оборудованием и материальными ресурсами; нехватку персонала необходимых профессий и квалификаций; стремление организации производить менее трудоемкие и более высокорентабельные виды продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту проводится с помощью коэффициента выполнения плана по ассортименту, он определяется как отношение фактического выпуска продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с применяемой в организации товарной стратегией (определяется как наименьшее число из планового и фактического значение показателя объема) к общему плановому выпуску продукции. Коэффициент ассортиментности можно определить также методом наименьшего процента: из всех показателей выполнения производственной программы по каждому виду продукции выбирается наименьший. Оптимальное значение этого показателя должно быть равно единице. Отклонение от оптимального значения свидетельствует об изменении в структуре продукции организации. Динамика объема производства продукции в целом и по ассортименту приведена в таблице 6, при этом за плановые показатели относятся показатели 4 квартала 2006года, а за фактические – 4 квартал 2007 года.
Таблица 6 - Анализ ассортимента продукции ООО «Элегия» За 2006-2007 гг, в тыс.руб.
Наименование |
выпуск продукции |
выполнение плана в % |
объем выпуска продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс.руб. |
Удельный вес % |
|||
2006 |
2007 |
2006 |
2007 | ||||
ВЕНОК 01 |
22,365 |
12,92 |
57,8 |
12,92 |
2,48 |
0,98 |
1,22 |
ВЕНОК 02 |
40,976 |
71,595 |
174,7 |
40,976 |
4,55 |
5,43 |
0,94 |
ВЕНОК 04 |
74,094 |
88,4 |
119,3 |
74,094 |
8,22 |
6,71 |
1,23 |
ВЕНОК 05 |
16,896 |
80,6 |
477,0 |
16,896 |
1,88 |
6,12 |
2,06 |
ВЕНОК 07 |
15,093 |
44,24 |
293,1 |
15,093 |
1,68 |
3,36 |
1,3 |
ВЕНОК 09 |
51,36 |
34,5 |
67,2 |
34,5 |
5,7 |
2,62 |
1,75 |
ВЕНОК 10 |
76,032 |
66,025 |
86,8 |
66,025 |
8,44 |
5,01 |
1,85 |
ВЕНОК 12 |
65,535 |
56,019 |
85,5 |
56,019 |
7,27 |
4,25 |
1,74 |
ВЕНОК 13 |
54,25 |
103,896 |
191,5 |
54,25 |
6,02 |
7,88 |
1,36 |
ВЕНОК 14 |
29,032 |
45,09 |
155,3 |
29,032 |
3,22 |
3,42 |
0,45 |
ВЕНОК 16 |
43,1 |
48,825 |
113,3 |
43,1 |
4,78 |
3,7 |
1,03 |
ВЕНОК 17 |
14,336 |
0,61 |
4,3 |
0,61 |
1,59 |
0,05 |
1,2 |
ВЕНОК 18 |
54,756 |
69 |
126,0 |
54,756 |
6,08 |
5,24 |
0,9 |
ВЕНОК 20 |
15,656 |
17,775 |
113,5 |
15,656 |
1,74 |
1,35 |
0,6 |
ВЕНОК 21 |
50,96 |
76,954 |
151,0 |
50,96 |
5,66 |
5,84 |
0,4 |
ВЕНОК 22 |
5,415 |
19,084 |
352,4 |
5,415 |
0,6 |
1,45 |
0,9 |
ВЕНОК 23 |
5,552 |
22,239 |
400,6 |
5,552 |
0,62 |
1,69 |
1 |
ВЕНОК 25 |
3,145 |
5,032 |
160,0 |
3,145 |
0,35 |
0,38 |
0,2 |
ВЕНОК 26 |
33,32 |
68,31 |
205,0 |
33,32 |
3,7 |
5,18 |
1,2 |
ВЕНОК 28 |
12,16 |
43,96 |
361,5 |
12,16 |
1,35 |
3,34 |
1,4 |
ВЕНОК 29 |
0 |
30,452 |
100,0 |
0 |
0 |
2,31 |
1,5 |
ВЕНОК 30 |
0 |
0,735 |
100,0 |
0 |
0 |
0,06 |
0,2 |
КОРЗИНА 03 |
53,725 |
48,285 |
89,9 |
48,285 |
5,96 |
3,66 |
1,5 |
КОРЗИНА 06 |
22,774 |
34,65 |
152,1 |
22,774 |
2,53 |
2,63 |
0,3 |
КОРЗИНА 08 |
44,616 |
57,76 |
129,5 |
44,616 |
4,95 |
4,38 |
0,8 |
КОРЗИНА 11 |
10,26 |
34,202 |
333,4 |
10,26 |
1,14 |
2,59 |
1,2 |
КОРЗИНА 15 |
26,39 |
67,332 |
255,1 |
26,39 |
2,93 |
5,11 |
1,48 |
КОРЗИНА 19 |
15,862 |
10,25 |
64,6 |
10,25 |
1,76 |
0,78 |
0,98 |
КОРЗИНА 24 |
33,708 |
50,358 |
149,4 |
33,708 |
3,74 |
3,82 |
0,28 |
КОРЗИНА 27 |
9,6 |
5,94 |
61,9 |
5,94 |
1,07 |
0,45 |
0,78 |
КОРЗИНА 31 |
0 |
2,98 |
100,0 |
0 |
0 |
0,23 |
0,45 |
ИТОГО: |
900,968 |
1318,018 |
146,3 |
826,702 |
100 |
100 |
32,48 |
Коэффициент ассортиментности = < 1 (оптимальное значение)
Отклонение от оптимального
значения свидетельствует об изменении
в структуре продукции
,
где ∆di – изменение удельного веса i-го вида продукции в общем объеме выпуска (продажи) за исследуемый период, n – число номенклатурных групп (видов) продукции.
Коэффициент структурной активности равен 32,48, чем активнее структурные преобразования в организации, тем выше уровень данного коэффициента, это свидетельствует о том, что организация активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.
2.4 Оценка сезонности и ритмичности производства
Большое значение для целей исследования финансово-хозяйственной деятельности организации имеет комплексный анализ ритмичности производства продукции, под ритмичностью понимается равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. О степени ритмичности в работе предприятия можно судить по проценту выполнения запланированной производственной программы. Для оценки ритмичности используют прямые и косвенные показатели. Среди прямых показателей – коэффициенты ритмичности и аритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за i-период в годовом объеме производства. Коэффициенты ритмичности и аритмичности равны. Ритмичность можно определять за каждый временной промежуток, для этого рассмотрим ритмичность по месяцам 4 квартала 2006-2007гг, приведенной в таблице 7.
Таблица 7 - Ритмичность выпуска продукции по месяцам 4 квартала ООО «Элегия» за 2006-2007гг, в тыс.руб.
месяц |
выпуск продукции, тыс.руб. |
Удельный вес продукции, % |
выполнение плана в коэффициентах Критм. |
доля продукции зачтенная в выполнении плана по ритмичности, % |
квадратичное отклонение |
коффициент сезонности, % | |||
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 | ||||
октябрь |
274,9 |
383,96 |
28,2 |
28,3 |
1,39 |
28,2 |
11894,08 |
84,66 |
85,01 |
ноябрь |
375,76 |
346,63 |
38,6 |
25,6 |
0,92 |
25,6 |
848,56 |
115,72 |
76,74 |
декабрь |
323,45 |
624,41 |
33,2 |
46,1 |
1,93 |
33,2 |
90576,92 |
99,61 |
138,25 |
ИТОГО: |
974,11 |
1 355,00 |
100,0 |
100, |
1,39 |
87 |
103319,56 |
||
Среднее значение |
324,70 |
451,666 |
103319,56 |
34439,85 |
Коэффициент ритмичности можно определить двумя способами:
Критм.= 451,6667 : 324,7033 =1,39
2. Коэффициент ритмичности также можно определить путем суммирования удельных весов реализации продукции за каждый временной промежуток (месяц, квартал, год. Для расчета используют фактические удельные веса продажи продукции, но не более их планового уровня.
Коэффициент аритмичности
равен (1-1,39)+(1-0,92)+(1-1,93)=1,
Коэффициент вариации
Из таблицы 7 следует, что выпуск продукции по месяцам отклоняется в среднем на 57%, такой большой коэффициент вариации свидетельствует о неравномерной загрузке организации по месяцам года. Предприятие работает не ритмично, в октябре наблюдается перевыполнение плана на 139%, в ноябре недовыполнение плана на 92%, в декабре перевыполнение плана на 193%, это могло произойти из-за трудности сбыта продукции, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирование и контроля. Невыполнение плана в одном из рассматриваемых периодов не может быть компенсировано его перевыполнением в другом периоде.
Проведем факторный анализ методом цепных подстановок:
или 24,83%
или 6,63%
или 68,53%
Общее отклонение: 439,15
При проведении факторного анализа выяснилось, что наибольшее влияние выполнение плана оказал ноябрь, недовыполнение плана на 29,13 тыс.руб. или 6,63%, также видно по коэффициентам ритмичности наименьшее значение коэффициента в ноябре он составляет 92%.
3 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Система показателей, характеризующих объем производства, включает в себя, помимо объема товарной продукции в сопоставимых ценах, также и фондоотдачу, т.е. выпуск продукции на 1 руб. стоимости средств труда, этот показатель характеризует выпуск продукции на единицу стоимости промышленно-производственных фондов. Показатель фондоотдачи определяется отношением реализованной продукции к балансовой стоимости основный промышленно-производственных фондов. Задача комплексного анализа производства и продажи продукции состоит в том, чтобы определить, каким образом ключевой показатель – объем произведенной продукции (выручка от продажи) – зависит от того или иного параметра, а затем принять соответствующее управленческое решение с целью повышение эффективности производства. Следовательно необходимо определить влияние на объем товарной продукции факторов, обеспечивающих изменение выручки в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.
Таблица 9 - Расчетные показатели для оценки эффективности использования производственных ресурсов ООО «Элегия» за 2006-2007гг.
2006 |
2007 |
Отклонение | ||
Показатели |
отн., | |||
абс. |
% | |||
1. Производительность труда |
243,53 |
1304,40 |
1060,873 |
535,627 |
2. Средняя заработная плата |
63,66 |
56,68 |
-6,975 |
89,042 |
3. Зарплатоотдача |
26,21 |
20,49 |
-5,715 |
78,192 |
4. Материалоотдача |
1,77 |
1,95 |
0,180 |
110,134 |
5. Фондоотдача |
1,95 |
5,22 |
3,269 |
267,814 |
6. Фондовооруженность |
250,00 |
195,00 |
-55,000 |
78,000 |
7. Амортизациеотдача |
9,74 |
23,72 |
13,975 |
243,467 |
8. Оборачиваемость оборотных |
2,67 |
86,96 |
84,289 |
3255,633 |
9. Трудоемкость |
0,004 |
0,001 |
-0,003 |
18,670 |
10. Зарплатоемкость |
0,038 |
0,049 |
0,011 |
127,890 |
11. Материалоемкость |
0,564 |
0,512 |
-0,052 |
90,798 |
12. Фондоемкость |
0,513 |
0,192 |
-0,322 |
37,339 |
13. Амортизациеемкость |
0,103 |
0,042 |
-0,060 |
41,073 |
Информация о работе Анализ финансовых показателей деятельности предприятия