Анализ финансовых результатов от реализации продукции в СХПК им. Сунь Ят-Сена за 2010 – 2012 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение факторного анализа при-были от реализации продукции для установления влияния на величину при-были: объема реализации, издержек производства (себестоимости), уровня цен, ассортиментной структуры выпускаемой и реализуемой продукции.
В процессе анализа необходимо решить следующие задачи:
- изучить динамику показателей рентабельности;
- определить влияние факторов на объем производства продукции;
- провести анализ прибыли и рентабельности в системе «директ-костинг», с расчетом показателя «маржинального дохода»;
- выявить резервы увеличения прибыли от реализации продукции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
1. Цель, задачи, содержание анализа, основные понятия……………………… 5
2. Организационно – экономическая характеристика СХПК им. Сунь Ят-Сена ………………………………………………………………………
3.Анализ финансовых результатов от реализации продукции в СХПК им. Сунь Ят-Сена за 2010-2012годы………………………………..………………
3.1 Анализ эффективности реализации сельскохозяйственной продукции.. 18
3.2 Факторный анализ финансовых результатов от реализации продукции 21
3.3 Анализ рентабельности производства продукции и предприятия …..... 26
3.4 Методика маржинального анализа финансовых результатов……….. 29
4. Резервы увеличения суммы прибыли и рентабельности ………………... 34
Заключение…………..…………………………………………………………... 37
Список использованной литературы………………………………………….. 39

Файлы: 1 файл

КЭАХД курсовая.doc

— 468.50 Кб (Скачать файл)

 

Факторная модель прибыли от реализации продукции в целом по предприятию имеет вид:

П=В-З.

тыс. руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

Используя прием исчисления цепных подстановок, можно рассчитать влияние каждого фактора.

Изменение прибыли от реализации продукции за счет:

1) выручки от реализации продукции

тыс.руб.;

          2) себестоимости реализованной продукции

тыс.руб.

           Общее  влияние факторов:

- 2034+(- 2917) = - 4951тыс.руб.

На основании проведенного факторного анализа прибыли от реализации продукции СХПК им. Сунь Ят-Сена можно сделать вывод о том, что снижение прибыли на 4951 тыс.руб. в 2012 году по сравнению с 2010 годом произошло за счет изменения выручки от реализации продукции, убыток составил 2034 тыс.руб. Увеличение себестоимости выпускаемой продукции на 2467 тыс.руб. также отрицательно сказалось на прибыли предприятия, так, прибыль снизилась на 2917 тыс.руб.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сказать, что основным путем увеличения прибыли для СХПК им. Сунь Ят-Сена является снижение себестоимости выпускаемой продукции.

Следует проанализировать также динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом абсолютных разниц, используя данные, приведенные в таблице 3.3.

Таблица 3.3 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции в СХПК им. Сунь Ят-Сена за 2011-2012гг., тыс.руб.

Показатель

2011 год

2012 год

Абсолютное изменение 2012г. к 2011г., +/-

Темп роста 2012г. к 2011г., %

Пшеница

Объем реализованной продукции (V)

819

1323

504

161,5

Выручено (В)

683

1127

444

165

Полная себестоимость (З)

649

1125

476

173,3

Прибыль (П)

34

2

-32

5,8

Цена за единицу продукции (Ц)

0,834

0,852

0,018

102,2

Себестоимость за единицу продукции (С)

0,792

0,850

0,058

107,3

Соя

Объем реализованной продукции (V)

3395

2322

-1037

68,4

Выручено (В)

4137

2648

-1489

64,0

Полная себестоимость (З)

3003

2201

-802

73,3

Прибыль (П)

1134

447

-687

39,4

Цена за единицу продукции (Ц)

1,219

1,140

-0,079

93,5

Себестоимость за единицу продукции (С)

0,885

0,948

0,063

107,1


 

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

Изменение прибыли от реализации пшеницы за счет:

1) объема реализованной продукции

тыс.руб.

          2) цены  за единицу продукции

тыс.руб.

          3) себестоимости  за единицу продукции

тыс.руб.

          Общее  влияние факторов:

21,168+23,814-76,73=-31,748тыс.руб.

          Изменение  прибыли от реализации сои  за счет:

          1) объема реализованной продукции

тыс.руб.

2) цены за единицу продукции

тыс.руб.

          3) себестоимости  за единицу продукции

тыс.руб.

           Общее  влияние факторов:

-358,382-183,438-146,286=-687,106тыс.руб.

Факторный анализ изменения прибыли от реализации пшеницы в 2012 году показал, что она увеличилась только за счет влияния двух факторов: роста объема реализованной продукции на 504 ц и роста цен на пшеницу на 0,018 тыс.руб. Отрицательно на уменьшение данного показателя оказало влияние увеличение себестоимости на 0,063 тыс. руб., что привело к понижению прибыли на 76,73 тыс.руб. Общее отклонение прибыли от реализации пшеницы в 2012 году в СХПК им. Сунь Ят-Сена  составило -32 тыс.руб.

          Проведя факторный анализ прибыли от реализации сои в СХПК им. Сунь Ят-Сена за 2011-2012 годы, можно сказать, что прибыль уменьшилась на 687 тыс.руб. На это оказало влияние таких факторов, как объем реализации, цена реализации продукции и себестоимость реализованной продукции. Так, за счет снижения объема реализованной продукции, прибыль предприятия снизилась на 358,4 тыс. руб., за счет цен реализации прибыль уменьшилась на 183,4 тыс. руб. Изменения в себестоимости продукции привело к  снижению прибыли на 146,3 тыс. руб.

Следовательно, одним из резервов увеличения прибыли СХПК им. Сунь Ят-Сена является снижение себестоимости продукции.

3.3 Анализ рентабельности производства продукции и предприятия

Рентабельность – это относительный показатель уровня доходности бизнеса.  Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политики и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

  1. показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов,
  2. показатели рентабельности продаж
  3. показатели, определяющие доходность капитала и его частей.

Рентабельность продукции (окупаемость затрат) – исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З).

Rз = Прп / З · 100%

Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции.

Если производство продукции убыточно (нерентабельно), то вместо уровня рентабельности с отрицательным знаком (уровня убыточности) более целесообразно использовать другой показатель – уровень окупаемости затрат (Оз), представляющий собой отношение денежной выручки (В) к коммерческой (полной) себестоимости (З), выраженной в процентах:

Оз = В/З · 100%

Этот показатель характеризует размер денежной выручки в расчете на единицу затрат. Производство рентабельно лишь в том случае, если величина Оз превышает 100%.

Рентабельность продаж (оборота) – рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки (В).

Rоб = Прп / В

Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Окупаемость затрат в целом по предприятию

Коэффициент окупаемости затрат, исчисленный в целом по предприятию, зависит от факторов:

  • изменение выручки предприятия
  • изменение себестоимости реализованной продукции в целом по предприятию.

           Проанализируем влияние названных факторов на изменение окупаемости затрат предприятия в 2012 году, используя данные, приведенные в таблице 3.4.

 

 Таблица 3.4 – Исходные данные для факторного анализа окупаемости затрат            в СХПК им. Сунь Ят-Сена за 2010-2012гг., тыс.руб.

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Абсолютное изменение 2012г к 2010г, +/-

Темп роста 2012г к 2010г, %

Выручка (нетто) от реализации продукции (В)

19398

16881

17364

-2034

89,5

Полная себестоимость реализованной продукции (З)

17392

22007

19859

2467

114,2

Окупаемость затрат (Окз),%

111,5

76,7

87,4

-24,1

78,4


 

Факторная модель окупаемости затрат имеет вид:

Окз =

В

· 100%

З


 

Расчет влияния факторов на изменение уровня окупаемости затрат в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки:

          Изменение  окупаемости затрат по предприятию за счет:

          1) выручки  предприятия

          2) себестоимости реализованной продукции

          Общее  влияние факторов:

-11,7-12,4=-24,1%

          На основании проведенного факторного анализа окупаемости затрат по предприятию СХПК им. Сунь Ят-Сена можно сделать вывод о том, что окупаемость затрат в 2012 году по сравнению с 2010 годом снизилась на 24,1 п.п. Уменьшением выручки и рост себестоимости продукции оказало отрицательно влияние на уровень окупаемости затрат. При этом снижение выручки от реализации на 2034 тыс. руб. привело к снижению окупаемости затрат на 11,7 п.п., а увеличение себестоимости реализованной продукции на 2467 тыс. руб. к снижению окупаемости затрат на 12,4 п.п. Необходимо снизить полную себестоимость реализации продукции и увеличить выручку, чтобы ее производство и реализация были прибыльны на предприятии.

3.4 Методика маржинального  анализа финансовых результатов

         Финансовые  результаты деятельности предприятия характеризуются суммой  полученной  прибыли  и  уровнем  рентабельности.  Чем больше прибыль   и   выше  рентабельность,  тем  эффективнее  функционирует предприятие  и  устойчивее  его финансовое состояние. Поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач экономического анализа.

         Управленческий    учет    и   анализ   финансовых   результатов предполагает   деление   производственных   и   сбытовых   затрат  в зависимости  от  объема  производства  на  переменные и постоянные и использование  категории  маржинального  дохода  (маржи покрытия). В отличие  от  традиционной  методики  анализа  такой подход позволяет более   точно   исчислить   влияние   факторов  на  изменение  суммы операционной  прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффективно   управлять   процессом  формирования  и  прогнозирования финансовых   результатов.   Покажем  это  с  помощью  сравнительного анализа.

          Маржинальный доход (маржа покрытия) - это выручка от реализации

продукции,  товаров  и услуг минус переменные издержки, приходящиеся на  реализованную продукцию. Маржинальный доход на единицу продукции представляет  собой  разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее.

         Маржинальный   доход  включает  в  себя  не  только  постоянные затраты, но и прибыль.

Маржинальный анализ позволяет:

  • Более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли;
  • Определить критический уровень объема продаж, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
  • Установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятии;
  • Исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли.

Основные этапы анализа:

    1. Сбор, подготовка, обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
    2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.
    3. Расчет величины исследуемых показателей.
    4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.
    5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
    6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Традиционная  методика факторного анализа прибыли   от  реализации предполагает использование следующей модели:

П = VРП (ц - с),

     где VРП - физический  объем продаж;

     ц - цена реализации;

     с - себестоимость единицы продукции.

         В   данном   случае   исходят  из  предположения,  что  прибыль изменяется   прямо   пропорционально  объему  продаж.  При  этом  не учитывается   взаимосвязь   объема   реализации   продукции   и   ее себестоимости.    Обычно    при   увеличении   объема   производства (реализации)  себестоимость  продукции  снижается,  так  как  меньше постоянных  затрат приходится на единицу продукции. И, наоборот, при спаде  производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

        Для   обеспечения  системного  подхода  при  изучении  факторов изменения  прибыли  и  прогнозирования  ее  величины  в маржинальном анализе применяют следующую модель:

П = VРП (ц - b) - a,

     где b - переменные затраты  на единицу продукции;

Информация о работе Анализ финансовых результатов от реализации продукции в СХПК им. Сунь Ят-Сена за 2010 – 2012 годы