Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Марий Эл – Фармация»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является овладение методикой комплексного экономического анализа на примере ОАО «Марий Эл – Фармация».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие анализы:
1. Общая характеристика предприятия;
2. Анализ производственной программы;
3. Анализ основных фондов и их использования;
4. Анализ трудовых ресурсов, их использования и заработной платы;
5. Анализ себестоимости продукции;
6. Анализ финансовых результатов;
7. Анализ финансового состояния предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика предприятия 5
2. Анализ производственной программы 20
3. Анализ основных фондов и их использования 24
4. Анализ трудовых ресурсов, их использование и заработная плата 31
5. Анализ себестоимости продукции 39
6. Анализ финансовых результатов 43
7. Анализ финансового состояния предприятия 45
Заключение 56
Библиографический список 58

Файлы: 1 файл

Кудрявцева Н.С. АХД.docx

— 168.45 Кб (Скачать файл)

Увеличение среднегодовой  стоимости основных средств также  повлияло на рост фондовооруженности труда на протяжении рассматриваемого периода.

Энергоемкость продукции  в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизилась  на 61%. Это связано с прекращением ремонта новых площадей.

В 2009 г. соблюдается «золотое правило экономики» в пропорции  ТП > ТВ > ТА > 100 %. (160%>112%>101%). Причем темп роста выручки от продаж и темп роста активов больше 100%

Выполнение «золотого  правила экономики» свидетельствует  о  том, что в отчетном периоде  происходил экономический рост.

После проведенного анализа, необходимо выделить факторы, влияющие на результаты хозяйственной деятельности и на показатели работы:

1)по своей природе:

- производственно-экономические:  техническая, технологическая оснащенность  предприятия, производственная мощность , экономия оборотных средств, затраты на производство и реализацию продукции, цена продукции и реализации,  объема производства продукции.

- социально-экономические: жилищные  условия работников, организация  культурно-массовой работы на  предприятии способствуют более  полному использованию трудовых  ресурсов и повышению эффективности   работы -> рост производительности труда; спрос на продукцию, доходы населения. Чем больше спрос, тем больше производят и следовательно растет выручка.

2) по степени воздействия на  результаты хоз. деятельности:

- основные: объем товарной продукции,  цены на рынке, спрос на товар,  производственные  ресурсы, производительность  труда.

3) по степени зависимости от  субъекта хозяйствования:

- объективные: инфляционные процессы, стихийные бедствия, износ оборудования.

- субъективные: товарная продукция, производительность труда, прибыль, себестоимость, рентабельность.

4) по отношению к объекту исследования:

- внутренние: себестоимость, производственные  ресурсы, трудовые ресурсы,  хорошая  система материального стимулирования, инвестиционная, инновационная деятельность,  организация производства и труда.

-внешние: цены на рынке, спрос,  конъюнктура рынка, политическая  обстановка.

5) по времени действия:

- постоянные: себестоимость, трудовые  ресурсы, товарная продукция.

- временные: освоение новой техники,  простои от поставщиков.

6) по своему составу: 

- простые: дни работы, численность,  мощность оборудования.

- сложные: производительность труда, себестоимость, фондоотдача, фондоемкость,  рентабельность.

7) по характеру действия:

- экстенсивные: увеличение объема  продаж путем расширения рынков  сбыта, увеличение количества  рабочих.

- интенсивные: повышение уровня  производительности труда

8)  по свойствам отражаемых  явлений: 

- количественные: численность, количество  оборудования.

- качественные: производительность труда.

9)  по степени распространения:

-  общие: инфляционные процессы, деятельность государства, политическая  обстановка, изменение конъюнктуры  мирового рынка.

- специфические: спрос на лекарственные  средства, сезонность.

10) по возможности измерения  влияния:

- измеримые: стоимость производственных  ресурсов, численность, затраты,  мощность оборудования, объем продаж.

- неизмеримые: уровень квалификации кадров.

 

2. Анализ  производственной программы

2.1. Анализ  объемов производства и реализации  продукции,

ритмичности работы предприятия

Данные таблицы 2 показывают динамику объемов производства и реализации продукции.

Таблица 3

Анализ динамики выпуска и реализации продукции предприятия

Год

Значение показателя в текущих  ценах

Индекс цен

Значение показателя в сопоставимых ценах

Сумма,

Темпы роста, %

Сумма,

Темпы роста, %

тыс. руб.

базисные

цепные

тыс. руб.

базисные

цепные

Выпуск продукции (ТП)

2007

223082

100,00%

100,00%

1

223082

100,00%

100,00%

2008

382365

171,40%

171,40%

1,113

337480,14

151,28%

151,28%

2009

408346

183,05%

106,79%

1,088

331260

148,49%

98,16%

Реализация продукции (РП)

2007

224642

100,00%

100,00%

1

224642

100,00%

100,00%

2008

388738

173,05%

173,05%

1,113

343105,03

152,73%

152,73%

2009

435685

193,95%

112,08%

1,088

353438,46

157,33%

103,01%


 

Из динамики выпуска  и реализации продукции предприятия  следует, что максимальный показатель выпуска продукции приходится на 2009 г.

В 2008 г. по сравнению с 2007 г. выпуск продукции в текущих  ценах увеличился на 71,4 %. В 2009 г. выпуск продукции увеличился 6,79 % по сравнению  с 2008 годом.

Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы  изменения ее объема. Факторный анализ приведен в таблице 4.

Таблица 4

Факторный анализ

Наименование

Годы

Прирост

2008

2009

ТП=Qнат*Ц

Товарная продукция в действующих  ценах, тыс.р.

382365

408346

25981

Товарная продукция в сопостовимых ценах,тыс.р.

337480,14

321260

-16220,14

Результаты факторного анализа

ΔТПобщ=ΔТП+ΔТПц

ΔТПц=ΔТПобщ-ТПq

ΔТПобщ

25981

ΔТПq

-16220,14

ΔТПц

42201,14

25981=-16220,14+42201,14

Влияние факторов разнонаправленно: фактор Q уменьшает обем производства на 16220,14 т.р., а фактор цены, наоборот, увеличивает на 42201,14 т.р.

РП=ТП±Q

Реализованная продукция, тыс.р.

388738

435685

46947

Товарная продукция, тыс.р.

382365

408346

25981

Остатки нереализованная продукции, тыс.р.

6373

27339

20966

Результаты факторного анализа

ΔРПобщ=ΔРПтп+ΔРП

46927=25981+20966

К увеличению выручки привело увеличение товарной продукции на 25981 т.р., отрицательное  влияние имело увеличение остатков, есть риск затоваривания

ТП=Чр*ПТ

Товарная продукция, тыс.р.

382365,00

408346,00

25981,00

Численность персонала, чел.

230,00

230,00

0,00

Производительность труда, тыс.р./чел.

1662,46

1775,42

112,96

1 шаг: ΔТП общ = ТП09-ТП08

25981,00

ТП08=Чр08*ПТ08

382365

2 шаг: Тпусл=Чр09*Пт08

382365

ΔТПчр=Тпусл-ТП08

0

3 шаг: ТП09=Чр09*ПТ09

408346

ΔТПгп=ТП09-Тпусл

25981

Результаты факторного анализа

ΔТПобщ=ΔТПчр+ΔТПпт

25981=0+25981

На увеличение товарной продукции  фактор численности не имеет влияния, так как он постоянный. Фактор производительности труда увеличвает товарную продукцию на 25981т.р.

ТП=ОС*Фо

Товарная продукция, тыс.р.

382365,00

408346,00

25981,00

Среднегодовая стоимость основных средств, т.р.

12296,5

13607,5

1311,00

Фондоотдача, р./р.

31,10

30,01

-1,09

1 шаг: ΔТП общ = ТП09-ТП08

25981,00

ТП08=ОС08*Ф08

382365

2 шаг: Тпусл=ОС09*Фо08

423131,11

3 шаг: ΔТПос=ТПусл-ТП08

40766,11

ΔТПос=(ОС09-ОС08)*Ф08

40766,11

ΔТПфо=(Фо09-Фо08)*ОС09

-14785,11

Результаты факторного анализа

ΔТПобщ=ΔТПос+ΔТПфо

25981=40766,11-14785,11

На увеличение товарной продукции  отрицательно влияет фактор фондоотдачи, он уменьшает ее на 14785,11, положительно влияет фактор увеличения среднегодовой  стоимости основных средств

ТП=Коб*Об*Ср

Товарная продукция, тыс.р.

382365,00

408346,00

25981,00

Оборотные активы, тыс.р.

39475,5

38801

-674,50

Коэффициент оборачиваемости

9,69

10,52

0,84

ΔТПкоб=(ТП08*Δкоб)/Коб08

33079,51233

ΔТП обор.средств=((ТП08+ΔТПкоб08)*Δобор.ср-в/об.ср-ва 08

-7098,512332

Результаты факторного анализа

25981=-7098,51+33079,51

Влияние данных факторов разное. Коэффициент  оборачиваемости увеливает продукцию товарной продукции, а уменьшение оборотных активов отрицательно влияет на товарную продукцию


 

Анализ ритмичности работы предприятия

Ритмичность -  равномерный  выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели.

1. Ритмичность может  быть определена путем сравнения  удельного веса продукции, реализованной  в данном периоде (квартале, месяце, декаде) в общем объеме реализации за весь период с плановыми значениями в периоде. Анализ ритмичности по удельному весу реализованной продукции представлен в таблице 5.

Таблица 5

Анализ ритмичности  по удельному весу реализованной  продукции

Показатель

Кварталы

Итого

I

II

III

IV

1.Общий объем реализации продукции,  тыс.р.

55643,8234

51532,8748

56474,9988

60990,303

224642

2.Плановый общий объем реализации  продукции, тыс.р.

55845,5

51377,86

55845,5

60313,14

223382

3.Удельный вес продукции, реализованной  в данном периоде, %

0,25

0,23

0,25

0,27

100,00

4.Удельный вес продукции, реализованной  в данном периоде, по плану, %

0,25

0,23

0,25

0,27

100,00


Из таблицы  видно, что общий объем реализации продукции превысил плановый общий объем реализации продукции на 1260 тыс.р. Превышение наблюдается по кварталам: в 2 квартале на 155 тыс.р., в 3 квартале на 629,5 тыс.р., в 4 квартале на 677,1  тыс.р.

Исходя из полученных результатов  следует, что предприятие перевыполняет план в течение всего года.

2. Один из наиболее распространенных показателей – коэффициент ритмичности.

Ритмичность может быть определена путем расчета коэффициента ритмичности (Кр), определяемого по следующей формуле:

Кр =

Расчет коэффициента ритмичности  работы предприятия в 2009г. показан  в таблице 6.

Таблица 6

Расчет  коэффициента ритмичности

Показатель

Кварталы

Итого

I

II

III

IV

1.Общий объем реализации продукции,  тыс.р.

55643,8234

51532,8748

56474,9988

60990,303

224642

2.Плановый общий объем реализации  продукции, тыс.р.

55845,5

51377,86

55845,5

60313,14

223382

3.Коэффициент ритмичности общего  объема реализации продукции

1,00

1,00

0,99

0,99

0,99


 

Наибольший коэффициент  ритмичности в 1 и 2 квартале - 1, а  в остальных он равен 0,99. Предприятие  работает ритмично.

2.2. Анализ ассортимента  и структуры продукции предприятия

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают  ассортимент и структура производства и реализации продукции. Своевременное  обоснование ассортимента продукции  с учетом изменения конъюнктуры  рынка является одним из важнейших  индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических и технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся  в его распоряжении.

Анализ динамики и структуры  производства и реализации продукции представлен в таблице 7.

 

Таблица 7

Анализ динамики и структуры производства и реализации продукции

Наименование видов продукции, работ, услуг

2008г.

2009.

2009г. к 2008г.

тыс. р.

% к итогу

тыс. р.

% к итогу

+, -

%

тыс. р.

Выпуск продукции (ТП)

ЖНВЛС

57354,75

15,00%

81669,2

20,00%

24314,45

5,00%

Парафармация

76473

20,00%

81669,2

20,00%

5196,2

0,00%

Изделия медицинского назначения

76473

20,00%

61251,9

15,00%

-15221,1

-5,00%

Минеральные воды

11470,95

3,00%

8166,92

2,00%

-3304,03

-1,00%

Детское питание

11470,95

3,00%

12250,38

3,00%

779,43

0,00%

Прочие лекарственные препараты

149122,35

39,00%

163338,4

40,00%

14216,05

1,00%

 Итого

382365

100,00%

408346

100,00%

25981

 

Реализация продукции (РП)

ЖНВЛС

58256,7

15,00%

87137

20,00%

28880,3

5,00%

Парафармация

77675,6

20,00%

87137

20,00%

9461,4

0,00%

Изделия медицинского назначения

77675,6

20,00%

65352,75

15,00%

-12322,85

-5,00%

Минеральные воды

11651,34

3,00%

8713,7

2,00%

-2937,64

-1,00%

Детское питание

11651,34

3,00%

13070,55

3,00%

1419,21

0,00%

Прочие лекарственные средства

151467,42

39,00%

174274

40,00%

22806,58

1,00%

 Итого

388378

100,00%

435685

100,00%

47307

 

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Марий Эл – Фармация»