Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Марий Эл – Фармация»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является овладение методикой комплексного экономического анализа на примере ОАО «Марий Эл – Фармация».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие анализы:
1. Общая характеристика предприятия;
2. Анализ производственной программы;
3. Анализ основных фондов и их использования;
4. Анализ трудовых ресурсов, их использования и заработной платы;
5. Анализ себестоимости продукции;
6. Анализ финансовых результатов;
7. Анализ финансового состояния предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика предприятия 5
2. Анализ производственной программы 20
3. Анализ основных фондов и их использования 24
4. Анализ трудовых ресурсов, их использование и заработная плата 31
5. Анализ себестоимости продукции 39
6. Анализ финансовых результатов 43
7. Анализ финансового состояния предприятия 45
Заключение 56
Библиографический список 58

Файлы: 1 файл

Кудрявцева Н.С. АХД.docx

— 168.45 Кб (Скачать файл)

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ, услуг  до выплаты процентов и налогов  на сумму полученной выручки. Характеризует  эффективность производственной и  коммерческой деятельности: сколько  прибыли имеет предприятие с  рубля продаж. В 2009г. по сравнению  с 2008г. рентабельность продаж возросла на 1,53 %.  Повышение данного показателя – положительный аспект деятельности предприятия.

Рентабельность активов  показывает соотношение чистой прибыли  к сумме активов. В 2009 г. он составил 47,75%, что на 17,68% выше, чем в предыдущем году.

Показатели рентабельности ОАО «Марий Эл - Фармация» в отчетном году имеют тенденцию к улучшению.

6.3. Резервы повышения  прибыли и рентабельности

К основным источниками резервов увеличения суммы прибыли для ОАО «Марий Эл – Фармация» можно отнести:

- увеличение наценки на лекарственные средства, не относящиеся к ЖНВЛС;

- реализация продукции на более выгодных рынках. Проведение сегментации рынка. Расширение рынков сбыта;

- введение скидок для  пенсионеров и студентов, что  увеличит объем продаж;

- уменьшение прочих расходов;

- реклама в СМИ.

Основными источниками  резервов повышения уровня рентабельности продукции являются:

- увеличение суммы прибыли  от реализации продукции и  снижения ее себестоимости.

7. Анализ финансового состояния  предприятия

Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритетность и роль финансового анализа, т.е. комплексного системного изучения финансового состояния предприятия (ФСП) и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.

Финансовое состояние  предприятия характеризуется системой показателей, отражающих способность  субъекта хозяйствования финансировать  свою деятельность и своевременно рассчитываться по своим обязательствам.

Финансовое состояние  может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность  предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах доступного уровня риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Если платежеспособность – это внешнее проявление финансового  состояния предприятия, то финансовая устойчивость – внутренняя его сторона, отражающая сбалансированность денежных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования.

ФСП, его устойчивость и  стабильность зависят от результатов  производственной, коммерческой и финансовой деятельности.

Главная цель финансовой деятельности предприятия – наращивание собственного капитала и обеспечение устойчивого  положения на рынке. Для этого  необходимо постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность предприятия, а также оптимальную  структуру актива и пассива баланса.

Основные  задачи анализа:

  1. Своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования.
  2. Поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости.
  3. Разработка конкретных рекомендаций, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.
  4. Прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид

 

7.1.Анализ имущества предприятия  (размещение капитала)

и источников его формирования

Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они приносят. Сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, содержатся в активе баланса.

Таблица 26

Анализ имущества (активов) предприятия

Наименование активов 

2008г..

2009г.

2009г. к 2008г.

тыс. р.

% к итогу

тыс. р.

% к итогу

+, -, тыс. р.

+, -, %

1. Внеоборотные активы

6137

11,59%

9475

11,50%

3338

-0,09%

1.1. Основные средства

6073

11,47%

9411

11,42%

3338

-0,05%

1.2. Незавершённое строительство

3

0,01%

3

0,00%

0

0,00%

1.3. Отложенные налоговые активы

61

0,12%

61

0,07%

0

-0,04%

2. Оборотные активы

46818

88,41%

72914

88,50%

26096

0,09%

2.1. Запасы, в том числе: 

21896

41,35%

50035

60,73%

28139

19,38%

2.1.1. Сырьё, материалы и др. ценности

3

0,01%

22

0,03%

19

0,02%

2.1.2. ГП и товары для перепродажи 

21518

40,63%

48857

59,30%

27339

18,67%

2.1.3. Расходы будущих периодов

375

0,71%

1156

1,40%

781

0,69%

2.2. Дебиторская задолженность (платежи  по которой ожидаются в течение12 мес.)

20291

38,32%

20880

25,34%

589

-12,97%

2.3. Денежные средства

4627

8,74%

1999

2,43%

-2628

-6,31%

2.4. Прочие оборотные активы

4

0,01%

   

-4

-0,01%

БАЛАНС

52955

100,00%

82389

100,00%

29434

0,00%


Из данных, приведенных  в таблице 28, следует, что имущество  ОАО «Марий Эл - Фармация» в 2009 г. составляло 82389 тыс. р. По сравнению  с предыдущим годом произошло  увеличение активов на 2944 тыс. р. или  на 55%. Это произошло за счет увеличения основных средств, запасов. 

Анализ факторов изменения абсолютных показателей

Данные об источниках формирования имущества (пассивах) ОАО «Марий Эл - Фармация» приведены в таблице 27.

Таблица 27

Анализ источников формирования имущества (пассивов) предприятия

Наименование пассивов

2008г..

2009г.

2009г. к 2008г.

тыс. р.

% к итогу

тыс. р.

% к итогу

+, -, тыс. р.

+, -, %

3. Капитал и резервы

17989

33,97%

33759

40,98%

15770

7,00%

3.1. Уставный капитал

2832

5,35%

2832

3,44%

0

-1,91%

3.2. Резервный капитал

608

1,15%

608

0,74%

0

-0,41%

3.3. Нераспределенная прибыль

14549

27,47%

30319

36,80%

15770

9,33%

4. Долгосрочные обязательства

87

0,16%

10

0,01%

-77

-0,15%

4.1. Отложенные налоговые обязательства

87

0,16%

10

0,01%

-77

-0,15%

5. Краткосрочные обязательства

34879

65,87%

48620

59,01%

13741

-6,85%

5.1. Кредиторская задолженность

34879

65,87%

48620

59,01%

13741

-6,85%

БАЛАНС

52955

100,00%

82389

100,00%

29434

0,00%


 

По данным баланса предприятия можно сделать вывод, что у предприятии значительная кредиторская задолженность, что может отрицательно повлиять на его дальнейшую деятельность.. Поэтому целесообразно рассмотреть анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

Анализ  факторов изменения абсолютных показателей

Таблица 30

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Показатель

2008г..

2009г.

2009г. к 2008г.

тыс.р.

% к итогу

тыс.р.

% к итогу

+,-, тыс.р.

+, -, %

Дебиторская задолженность – всего,

20291

100,00%

20880

100,00%

589

0,00%

– дебиторская задолженность (платежи  по которой ожидаются в течение12 мес.)

20291

100,00%

20880

100,00%

589

0,00%

в том числе покупатели и заказчики

17566

86,57%

20648

98,89%

3082

12,32%

ИТОГО  дебиторская задолженность

20291

100,00%

20880

100,00%

589

0,00%

Кредиторская задолженность –  всего,

34879

100,00%

48620

100,00%

13741

0,00%

в том числе:

– поставщики и подрядчики

23698

67,94%

29726

61,14%

6028

-6,80%

– по налогам и сборам

8224

23,58%

7362

15,14%

-862

-8,44%

– прочие кредиторы

2957

8,48%

11532

23,72%

8575

15,24%

ИТОГО  кредиторская задолженность

34879

100,00%

48620

100,00%

13741

0,00%


Из данных, приведенных  в таблице 30, следует, что дебиторская  и кредиторская задолженность ОАО  «Марий Эл - Фармация» в 2009 г. по сравнению  с 2008г. увеличивается.

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются  в течение 12 месяцев, в отчетном году увеличилась на 589 тыс. р., из-за задолженности покупателей и заказчиков. 

Величина кредиторской задолженности в отечном году по сравнению с базисным увеличилась на 13741 тыс. р.

Большая кредиторская задолженность связана с тем, что предприятие строило новые  сооружения. И как следствие, у  него появились задолженности перед  прочими кредиторами – предприятиями, которые осуществляли ремонт помещений.  Рассмотрим подробнее платежеспособность предприятия. Итак, на предприятии наблюдается увеличение кредиторской и дебиторской задолженности, что является отрицательным аспектом развития предприятия. Кредиторская задолженность превышает дебиторскую задолженность в 2 раза в 2009г., что является отрицательной тенденцией в развитии предприятия.

7.2.Анализ платежеспособности  предприятия.

 

Одним из показателей, характеризующих  финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными  ресурсами своевременно погашать  свои платежные обязательства.

Оценка платежеспособности по балансу  осуществляется на основе  характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым  для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени  для инкассации данного актива, тем  выше его ликвидность.

Ликвидность  баланса – возможность субъекта  хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее – это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.

Ликвидность предприятия  – это более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников. Но предприятие может привлечь заемные средства со стороны, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности.

Понятие платежеспособности и ликвидности  очень близки, но второе более емкое. От  степени ликвидности баланса  и предприятия зависит платежеспособность. В тоже время ликвидность характеризует  как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но иметь неблагоприятные  возможности  в будущем,  и наоборот.

Анализ коэффициентов ликвидности  и платежеспособности представлен  в таблице 31.

Таблица 31

Анализ коэффициентов ликвидности  и платежеспособности


Показатель

Норматив

2008г..

2009г.

2009г. к 2008г.+, -

1. Общий показатель ликвидности 

≥1

1

1

0

2. Коэффициент абсолютной ликвидности 

≥0,2÷0,7

0,13

0,04

-0,09

3. Коэффициент «критической оценки» 

допустимое 0,7÷0,8;

0,71

0,47

-0,24

желательно ≈1

4. Коэффициент текущей ликвидности 

необходимое значение 1,5;

1,33

1,48

0,14

оптимальное ≈2÷3,5

5. Доля оборотных средств в активах 

≥0,5

0,88

0,87

-0,01

6. Коэффициент обеспеченности собственными  средствами

≥0,1

0,26

0,34

0,08

(чем больше, тем лучше)


 

Общий показатель  ликвидности  – отношение активов к обязательствам равняется как в 2008г, так и в 2009г единице и соответствует  нормативу. Это говорит о ликвидности  баланса предприятия в целом.

Коэффициент абсолютной ликвидности  определяется отношением денежных средств  и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Он показывает, какая часть  краткосрочных обязательств может  быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. В 2009г. по сравнению с 2008г. данный коэффициент уменьшился на 0,09 и составил 0,04. И в 2008 и в 2009 г. коэффициент  абсолютной ликвидности предприятия  ниже норматива. Это говорит о  том, что предприятие не имеет  денежной наличности.

Коэффициент «критической оценки» (коэффициент быстрой ликвидности  или промежуточный коэффициент  покрытия) – отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской  задолженности, платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Значения данного коэффициента в 2008г. равняется допустимому значению и составляет 0,71. В 2009г. коэффициент «критической оценки» составил 0,47, что ниже норматива. Это говорит о том, что предприятие не сможет погасить краткосрочные обязательства за счет средств на различных счетах в краткосрочных ценных бумагах.                                                                                                                                        

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Марий Эл – Фармация»