Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа
Целью курсовой является овладение методикой комплексного экономического анализа на примере ОАО «Марий Эл – Фармация».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие анализы:
1. Общая характеристика предприятия;
2. Анализ производственной программы;
3. Анализ основных фондов и их использования;
4. Анализ трудовых ресурсов, их использования и заработной платы;
5. Анализ себестоимости продукции;
6. Анализ финансовых результатов;
7. Анализ финансового состояния предприятия.
Введение 3
1. Общая характеристика предприятия 5
2. Анализ производственной программы 20
3. Анализ основных фондов и их использования 24
4. Анализ трудовых ресурсов, их использование и заработная плата 31
5. Анализ себестоимости продукции 39
6. Анализ финансовых результатов 43
7. Анализ финансового состояния предприятия 45
Заключение 56
Библиографический список 58
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ, услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. В 2009г. по сравнению с 2008г. рентабельность продаж возросла на 1,53 %. Повышение данного показателя – положительный аспект деятельности предприятия.
Рентабельность активов показывает соотношение чистой прибыли к сумме активов. В 2009 г. он составил 47,75%, что на 17,68% выше, чем в предыдущем году.
Показатели рентабельности ОАО «Марий Эл - Фармация» в отчетном году имеют тенденцию к улучшению.
К основным источниками резервов увеличения суммы прибыли для ОАО «Марий Эл – Фармация» можно отнести:
- увеличение наценки на лекарственные средства, не относящиеся к ЖНВЛС;
- реализация продукции на более выгодных рынках. Проведение сегментации рынка. Расширение рынков сбыта;
- введение скидок для пенсионеров и студентов, что увеличит объем продаж;
- уменьшение прочих расходов;
- реклама в СМИ.
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются:
- увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижения ее себестоимости.
7. Анализ финансового состояния предприятия
Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритетность и роль финансового анализа, т.е. комплексного системного изучения финансового состояния предприятия (ФСП) и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.
Финансовое состояние
предприятия характеризуется
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах доступного уровня риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.
Если платежеспособность – это внешнее проявление финансового состояния предприятия, то финансовая устойчивость – внутренняя его сторона, отражающая сбалансированность денежных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования.
ФСП, его устойчивость и стабильность зависят от результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности.
Главная цель финансовой деятельности
предприятия – наращивание
Основные задачи анализа:
Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид
7.1.Анализ имущества
и источников его формирования
Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они приносят. Сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, содержатся в активе баланса.
Таблица 26
Анализ имущества (активов) предприятия
Наименование активов |
2008г.. |
2009г. |
2009г. к 2008г. | |||
тыс. р. |
% к итогу |
тыс. р. |
% к итогу |
+, -, тыс. р. |
+, -, % | |
1. Внеоборотные активы |
6137 |
11,59% |
9475 |
11,50% |
3338 |
-0,09% |
1.1. Основные средства |
6073 |
11,47% |
9411 |
11,42% |
3338 |
-0,05% |
1.2. Незавершённое строительство |
3 |
0,01% |
3 |
0,00% |
0 |
0,00% |
1.3. Отложенные налоговые активы |
61 |
0,12% |
61 |
0,07% |
0 |
-0,04% |
2. Оборотные активы |
46818 |
88,41% |
72914 |
88,50% |
26096 |
0,09% |
2.1. Запасы, в том числе: |
21896 |
41,35% |
50035 |
60,73% |
28139 |
19,38% |
2.1.1. Сырьё, материалы и др. ценности |
3 |
0,01% |
22 |
0,03% |
19 |
0,02% |
2.1.2. ГП и товары для перепродажи |
21518 |
40,63% |
48857 |
59,30% |
27339 |
18,67% |
2.1.3. Расходы будущих периодов |
375 |
0,71% |
1156 |
1,40% |
781 |
0,69% |
2.2. Дебиторская задолженность ( |
20291 |
38,32% |
20880 |
25,34% |
589 |
-12,97% |
2.3. Денежные средства |
4627 |
8,74% |
1999 |
2,43% |
-2628 |
-6,31% |
2.4. Прочие оборотные активы |
4 |
0,01% |
-4 |
-0,01% | ||
БАЛАНС |
52955 |
100,00% |
82389 |
100,00% |
29434 |
0,00% |
Из данных, приведенных в таблице 28, следует, что имущество ОАО «Марий Эл - Фармация» в 2009 г. составляло 82389 тыс. р. По сравнению с предыдущим годом произошло увеличение активов на 2944 тыс. р. или на 55%. Это произошло за счет увеличения основных средств, запасов.
Анализ факторов изменения абсолютных показателей
Данные об источниках формирования имущества (пассивах) ОАО «Марий Эл - Фармация» приведены в таблице 27.
Таблица 27
Анализ источников формирования имущества (пассивов) предприятия
Наименование пассивов |
2008г.. |
2009г. |
2009г. к 2008г. | |||
тыс. р. |
% к итогу |
тыс. р. |
% к итогу |
+, -, тыс. р. |
+, -, % | |
3. Капитал и резервы |
17989 |
33,97% |
33759 |
40,98% |
15770 |
7,00% |
3.1. Уставный капитал |
2832 |
5,35% |
2832 |
3,44% |
0 |
-1,91% |
3.2. Резервный капитал |
608 |
1,15% |
608 |
0,74% |
0 |
-0,41% |
3.3. Нераспределенная прибыль |
14549 |
27,47% |
30319 |
36,80% |
15770 |
9,33% |
4. Долгосрочные обязательства |
87 |
0,16% |
10 |
0,01% |
-77 |
-0,15% |
4.1. Отложенные налоговые |
87 |
0,16% |
10 |
0,01% |
-77 |
-0,15% |
5. Краткосрочные обязательства |
34879 |
65,87% |
48620 |
59,01% |
13741 |
-6,85% |
5.1. Кредиторская задолженность |
34879 |
65,87% |
48620 |
59,01% |
13741 |
-6,85% |
БАЛАНС |
52955 |
100,00% |
82389 |
100,00% |
29434 |
0,00% |
По данным баланса предприятия можно сделать вывод, что у предприятии значительная кредиторская задолженность, что может отрицательно повлиять на его дальнейшую деятельность.. Поэтому целесообразно рассмотреть анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
Анализ факторов изменения абсолютных показателей
Таблица 30
Анализ дебиторской и
Показатель |
2008г.. |
2009г. |
2009г. к 2008г. | |||
тыс.р. |
% к итогу |
тыс.р. |
% к итогу |
+,-, тыс.р. |
+, -, % | |
Дебиторская задолженность – всего, |
20291 |
100,00% |
20880 |
100,00% |
589 |
0,00% |
– дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение12 мес.) |
20291 |
100,00% |
20880 |
100,00% |
589 |
0,00% |
в том числе покупатели и заказчики |
17566 |
86,57% |
20648 |
98,89% |
3082 |
12,32% |
ИТОГО дебиторская задолженность |
20291 |
100,00% |
20880 |
100,00% |
589 |
0,00% |
Кредиторская задолженность – всего, |
34879 |
100,00% |
48620 |
100,00% |
13741 |
0,00% |
в том числе: | ||||||
– поставщики и подрядчики |
23698 |
67,94% |
29726 |
61,14% |
6028 |
-6,80% |
– по налогам и сборам |
8224 |
23,58% |
7362 |
15,14% |
-862 |
-8,44% |
– прочие кредиторы |
2957 |
8,48% |
11532 |
23,72% |
8575 |
15,24% |
ИТОГО кредиторская задолженность |
34879 |
100,00% |
48620 |
100,00% |
13741 |
0,00% |
Из данных, приведенных в таблице 30, следует, что дебиторская и кредиторская задолженность ОАО «Марий Эл - Фармация» в 2009 г. по сравнению с 2008г. увеличивается.
Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев, в отчетном году увеличилась на 589 тыс. р., из-за задолженности покупателей и заказчиков.
Величина кредиторской задолженности в отечном году по сравнению с базисным увеличилась на 13741 тыс. р.
Большая кредиторская
задолженность связана с тем,
что предприятие строило новые
сооружения. И как следствие, у
него появились задолженности перед
прочими кредиторами –
7.2.Анализ платежеспособности предприятия.
Одним из показателей, характеризующих
финансовое положение предприятия,
является его платежеспособность, т.е.
возможность наличными
Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность.
Ликвидность баланса – возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее – это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.
Ликвидность предприятия – это более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников. Но предприятие может привлечь заемные средства со стороны, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности.
Понятие платежеспособности и ликвидности
очень близки, но второе более емкое.
От степени ликвидности баланса
и предприятия зависит
Анализ коэффициентов
Таблица 31
Анализ коэффициентов
Показатель |
Норматив |
2008г.. |
2009г. |
2009г. к 2008г.+, - |
1. Общий показатель ликвидности |
≥1 |
1 |
1 |
0 |
2. Коэффициент абсолютной |
≥0,2÷0,7 |
0,13 |
0,04 |
-0,09 |
3. Коэффициент «критической |
допустимое 0,7÷0,8; |
0,71 |
0,47 |
-0,24 |
желательно ≈1 | ||||
4. Коэффициент текущей |
необходимое значение 1,5; |
1,33 |
1,48 |
0,14 |
оптимальное ≈2÷3,5 | ||||
5. Доля оборотных средств в |
≥0,5 |
0,88 |
0,87 |
-0,01 |
6. Коэффициент обеспеченности |
≥0,1 |
0,26 |
0,34 |
0,08 |
(чем больше, тем лучше) |
Общий показатель ликвидности
– отношение активов к
Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. В 2009г. по сравнению с 2008г. данный коэффициент уменьшился на 0,09 и составил 0,04. И в 2008 и в 2009 г. коэффициент абсолютной ликвидности предприятия ниже норматива. Это говорит о том, что предприятие не имеет денежной наличности.
Коэффициент «критической
оценки» (коэффициент быстрой
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Марий Эл – Фармация»