Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа
Целью курсовой является овладение методикой комплексного экономического анализа на примере ОАО «Марий Эл – Фармация».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие анализы:
1. Общая характеристика предприятия;
2. Анализ производственной программы;
3. Анализ основных фондов и их использования;
4. Анализ трудовых ресурсов, их использования и заработной платы;
5. Анализ себестоимости продукции;
6. Анализ финансовых результатов;
7. Анализ финансового состояния предприятия.
Введение 3
1. Общая характеристика предприятия 5
2. Анализ производственной программы 20
3. Анализ основных фондов и их использования 24
4. Анализ трудовых ресурсов, их использование и заработная плата 31
5. Анализ себестоимости продукции 39
6. Анализ финансовых результатов 43
7. Анализ финансового состояния предприятия 45
Заключение 56
Библиографический список 58
4.5. Резервы
улучшения использования
Резервы улучшения использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы:
ОАО «Марий Эл – Фармация» являются уникальной компанией в плане того, что работники за свою хорошую работу могут получить путевки заграницу за счет компании. Это создает стимул для работников, что повышает производитель их труда.
5. Анализ себестоимости продукции
5.1. Анализ общих затрат на производство и реализацию продукции
Себестоимость продукции является важным показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определять влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции. Структура и динамика на производство представлены в таблице 21.
Таблица 21
Структура и динамика затрат на производство по элементам
Элементы затрат |
2008г.. |
2009г. |
2009г. к 2008г. | |||
тыс. р. |
% к итогу |
тыс. р. |
% к итогу |
+, -, тыс. р. |
+, -, % | |
Материальные затраты |
5497 |
6,88% |
3919 |
4,67% |
-1578 |
-2,21% |
Затраты на оплату труда |
32278 |
40,42% |
38681 |
46,09% |
6403 |
5,67% |
Социальные отчисления |
6506 |
8,15% |
7848 |
9,35% |
1342 |
1,20% |
Амортизация |
2495 |
3,12% |
2005 |
2,39% |
-490 |
-0,74% |
Прочие затраты |
33078 |
41,42% |
31474 |
37,50% |
-1604 |
-3,92% |
Полная себестоимость |
79854 |
100,00% |
83927 |
100,00% |
4073 |
0,00% |
В том числе: |
||||||
переменные расходы (по форме 5-з) |
33078 |
41,42% |
31474 |
37,50% |
-1604 |
-3,92% |
постоянные расходы |
46776 |
58,58% |
52453 |
62,50% |
5677 |
3,92% |
Из таблицы 21 видно, что в 2009г. произошло увеличение затрат на производство на 4073 тыс. р. Увеличение произошло за счет возрастания затрат на оплату труда. Постоянные расходы возросли на 5677 тыс. р. или на 3,92%. Изменения произошли за счет приобретения основных средств. Разные темпы сокращения вызвали изменения в структуре затрат на производство: удельный вес материальных затрат сократился на 2,21%, а удельный вес затрат на оплату труда выросли на 5,67, отчисления на социальные нужды – на 1,2%.
Структура и динамика затрат на производство и реализацию продукции в ОАО «Марий Эл – Фармация» представлена в таблице 22
Таблица 22
Структура и динамика затрат на производство и реализацию продукции
Элементы затрат |
2008г.. |
2009г. |
2009г. к 2008г. | |||
тыс. р. |
% к итогу |
тыс. р. |
% к итогу |
+, -, тыс. р. |
+, -, % | |
1. Материальные затраты |
5497 |
7,11% |
3919 |
4,78% |
-1578 |
-2,32% |
2. Затраты на оплату труда |
32278 |
41,72% |
38681 |
47,22% |
6403 |
5,49% |
3. Социальные отчисления |
6506 |
8,41% |
7848 |
9,58% |
1342 |
1,17% |
4. Прочие затраты |
33078 |
42,76% |
31474 |
38,42% |
-1604 |
-4,34% |
ВСЕГО |
77359 |
100,00% |
81922 |
100,00% |
4563 |
0,00% |
Из данных, приведенных в таблице 21 следует, что в 2009г. по сравнению с 2008г. затраты на производство и реализацию продукции увеличились на 4563 тыс. р. или на 5,8% и составили 81922 тыс. р. Наибольший удельный вес в затратах занимают затраты на оплату труда и прочие затраты. В 2009г. по сравнению с 2008 г. их величина увеличилась на 6403 тыс. р. или на 5,49 %. Материальные затраты уменьшились на 1579 тыс.р. или на 2,32%, это связано с уменьшением затрат на топливо.
5.2. Анализ затрат на
рубль товарной и
Важный обобщающий показатель
себестоимости продукции –
Таблица 23
Динамика затрат на 1 рубль товарной и реализованной продукции
Показатель |
2008г.. |
2009г. |
2009г. к 2008г. | |
+, - |
% | |||
Товарная продукция,тыс. р. |
382365 |
408346 |
25981 |
106,79% |
1. Затраты на производство, тыс.р. |
77359 |
81922 |
4563 |
105,90% |
2. Затраты на 1 рубль товарной продукции, р. |
0,202317158 |
0,200619083 |
-0,00169807 |
99,16% |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
388738 |
435685 |
46947 |
112,08% |
3. Себестоимость проданных |
-294746 |
-329645 |
-34899 |
111,84% |
4. Затраты на 1 рубль реализованной продукции, р. |
-0,75821247 |
-0,75661315 |
0,001599323 |
99,79% |
5.Темпы роста затрат на 1 рубль товарной продукции, % |
1 |
0,9916 |
-0,0084 |
0,9916 |
6.Темпы роста затрат на 1 рубль реализованной продукции, % |
1 |
0,9997 |
-0,0003 |
0,9997 |
В таблице 23 представлена динамика затрат на 1 рубль товарной и реализованной продукции. Из таблицы видно, что затраты на рубль товарной продукции в отчетном году снизились по сравнению с базисным годом на 1,69 р., а затраты на рубль реализованной продукции снизились на 1,59р.
Анализ факторов изменения абсолютных показателей по затратам на производство и реализацию продукции представлен в таблице 23.
Таблица 23
Факторные модели и их анализ
Наименование показателей |
Годы |
|||||||
2008, тыс.р |
2009,тыс.р | |||||||
Затраты на пр-во ТП= З1руб ТП*ТП (методом логарифмирования) | ||||||||
Затраты на 1 рубль товарной продукции, р. |
0,202 |
0,201 |
IЗ 1руб ТП=0,9916 | |||||
Товарная продукция, тыс.р |
382365 |
408346 |
Iтп=1,0679 | |||||
Затраты на производство, (Зпр-во) тыс.р. |
77359 |
81922 |
IЗпр-во=1,058985 | |||||
ΔЗпр-воТП=ΔЗпр-воЗ 1руб ТП+Δ Зпр-воТП | ||||||||
Зпр-воТП08=З1руб ТП08*ТП08 |
77359 | |||||||
Зпр-воТП09=З1руб ТП09*ТП09 |
81922 | |||||||
ΔЗпр-воТПобщ= Зпр-воТП09- Зпр-воТП08 |
4563 | |||||||
ΔЗпр-воТПЗ 1руб ТП= ΔЗпр-воТПобщ* |
3677,75 | |||||||
ΔЗпр-воТП ТП= ΔЗпр-воТПобщ* |
885,25 | |||||||
Результат факторного анализа ΔЗпр-воТП=ΔЗпр-воЗ 1руб ТП+Δ Зпр-воТП 4563=3678+885 4563=4563 | ||||||||
Уменьшение затрат на 1 руб товарной продукции вызвало сокращение затрат на производство всей товарной продукции на 3677,75 тыс.р. | ||||||||
Показатели |
2008г |
2009г |
Прирост | |||||
Факторная модель С/СРП= З1руб РП*РП (Интегральный метод) | ||||||||
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, р. |
-0,7582 |
-0,7566 |
0,002 | |||||
Реализованная продукция, тыс.р |
388738 |
435685 |
46947 | |||||
Себестоимость реализованной продукции, тыс.р |
-294746 |
-329645 |
-34899 | |||||
ΔС/сРП=ΔС/с З 1руб РП+Δ С/сРП | ||||||||
С/сРП08=З1 руб РП08*РП08 С/сРП09= З1 руб РП09*РП09 |
-294746 -329645 | |||||||
ΔС/с З 1руб РП=ΔЗ1руб РП* РП08+1/2*ΔЗ1руб РП*ΔРП ΔС/сРП =Δ РП * З1 руб РП 08+1/2*ΔЗ1руб РП*ΔРП |
824,423 -34074,577 | |||||||
Результат анализа ΔС/сРП=ΔС/с З 1руб РП+Δ С/сРП -34899=-34899 | ||||||||
Влияние факторов на себестоимости реализованной продукции разнонаправлено: увеличение затрат на 1 руб реализованной продукции увеличивает себестоимость на 824,423 тыс.р, а увеличение объема реализованной продукции на 46947 тыс.р соответственно уменьшает себестоимость РП на 34074,577 тыс.р | ||||||||
Показатели |
2008г |
2009г |
Прирост | |||||
Факторная модель- относительная экономия Эрп= С/сРПотч -С/сРПбаз Iрп | ||||||||
Себестоимость реализованной продукции, тыс.р |
-294746 |
-329645 |
||||||
Реализованная продукция, тыс.р |
388738 |
435685 |
Индекс изменения РП IРП=1,12 | |||||
Эрп= С/сРПбаз Iрп- С/сРПотч Эчп=(-329645+294746)*1,12= -39086,88 | ||||||||
Данный расчет свидетельствует о экономии стоимости реализованной продукции. |
5.3. Резервы снижения
Основными источниками резервов снижения себестоимости продукции являются:
- сокращение затрат за счет повышения уровня производительности труда, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования;
- внедрение нового оборудования для упрощения работы склада и как следствие снижение себестоимости;
- улучшение организации труда, которая будет способствовать экономии заработной платы, материалов, энергии;
- передача в долгосрочную аренду или продажа неиспользуемых зданий, машин, оборудования для сокращения расходов на содержание основных средств.
6. Анализ финансовых результатов
6.1. Анализ прибыли
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его состояние. Анализ динамики и состава прибыли представлен в таблице 24.
Таблица 24
Анализ динамики и состава прибыли
Показатель |
2008г.. |
2009г. |
2009г. к 2008г. | |||
тыс. р. |
% к итогу |
тыс. р. |
% к итогу |
+,-, тыс.р. |
+, -, % | |
1.Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
388738,00 |
100,00 |
435685,00 |
100,00 |
46947,00 |
|
2.Себестоимость проданных |
-294746,00 |
0,76 |
-329645,00 |
0,76 |
-34899,00 |
0,00 |
3.Валовая прибыль |
93632,00 |
0,24 |
106040,00 |
0,24 |
12408,00 |
0,00 |
4.Коммерческие расходы |
-79854,00 |
0,21 |
-83927,00 |
0,19 |
-4073,00 |
-0,01 |
6.Прибыль (убыток) от продаж |
13778,00 |
0,04 |
22113,00 |
0,05 |
8335,00 |
0,02 |
7.Прибыль (убыток) до налогообложения |
13647,00 |
0,04 |
22575,00 |
0,05 |
8928,00 |
0,02 |
9.Отложенные налоговые |
-84,00 |
0,00 |
76,00 |
0,00 |
160,00 |
0,00 |
10.Налог на прибыль |
-4993,00 |
0,01 |
-5012,00 |
0,01 |
-19,00 |
0,00 |
11.Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
8570,00 |
0,02 |
17639,00 |
0,04 |
9069,00 |
0,02 |
По анализу динамике
и состава прибыли можно
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.
6.2. Анализ показателей
Рентабельность –
Анализ показателей
Таблица 25
Анализ показателей
Показатель |
2008г.. |
2009г. |
2009г. к 2008г. |
1. Рентабельность продукции, % |
4,67% |
6,71% |
2,03% |
2. Рентабельность продаж, % |
3,54% |
5,08% |
1,53% |
3. Рентабельность активов, % |
29,77% |
47,45% |
17,68% |
Рентабельность продукции исчисляется путем отношения прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции. Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. В 2009г. по сравнению с 2008г. рентабельность продукции возросла 2,03 %. Повышение данного показателя положительно влияет на деятельность предприятия.
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Марий Эл – Фармация»