Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Марий Эл – Фармация»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является овладение методикой комплексного экономического анализа на примере ОАО «Марий Эл – Фармация».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие анализы:
1. Общая характеристика предприятия;
2. Анализ производственной программы;
3. Анализ основных фондов и их использования;
4. Анализ трудовых ресурсов, их использования и заработной платы;
5. Анализ себестоимости продукции;
6. Анализ финансовых результатов;
7. Анализ финансового состояния предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика предприятия 5
2. Анализ производственной программы 20
3. Анализ основных фондов и их использования 24
4. Анализ трудовых ресурсов, их использование и заработная плата 31
5. Анализ себестоимости продукции 39
6. Анализ финансовых результатов 43
7. Анализ финансового состояния предприятия 45
Заключение 56
Библиографический список 58

Файлы: 1 файл

Кудрявцева Н.С. АХД.docx

— 168.45 Кб (Скачать файл)

 

4.5. Резервы  улучшения использования трудовых  ресурсов и фонда заработной  платы

Резервы улучшения использования  трудовых ресурсов и фонда заработной платы:

  1. экономическое, материальное и моральное стимулирование. Премирование работников предприятия производится в соответствии с Положением о премировании. Положение разрабатывается и утверждается администрацией с учетом мнения представителя трудового коллектива. Премирование работников осуществляется за счет фонда заработной платы в зависимости от личного трудового вклада и качества труда. Выплаты премий производить одновременно с очередной заработной платой, за исключением случаев, не зависящих от администрации.
  2. соблюдение трудовой дисциплины.
  3. подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;
  4. создание безопасных и здоровых условий труда;
  5. планирование и учет труда;
  6. улучшение социально-культурных условий.

ОАО «Марий Эл – Фармация» являются уникальной компанией в плане  того, что работники за свою хорошую  работу могут получить путевки заграницу  за счет компании. Это создает стимул для работников, что повышает производитель  их труда.

 

5. Анализ себестоимости  продукции

5.1. Анализ  общих затрат на производство  и реализацию продукции

Себестоимость продукции является важным показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости  продукции, работ и услуг имеет  очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определять влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции. Структура и динамика на производство представлены в таблице 21.

Таблица 21

Структура и динамика затрат на производство по элементам

Элементы затрат

2008г..

2009г.

2009г. к 2008г.

тыс. р.

% к итогу

тыс. р.

% к итогу

+, -, тыс. р.

+, -, %

 Материальные затраты

5497

6,88%

3919

4,67%

-1578

-2,21%

 Затраты на оплату труда

32278

40,42%

38681

46,09%

6403

5,67%

 Социальные отчисления

6506

8,15%

7848

9,35%

1342

1,20%

 Амортизация

2495

3,12%

2005

2,39%

-490

-0,74%

 Прочие затраты

33078

41,42%

31474

37,50%

-1604

-3,92%

 Полная себестоимость

79854

100,00%

83927

100,00%

4073

0,00%

 В том числе:

           

переменные расходы (по форме 5-з)

33078

41,42%

31474

37,50%

-1604

-3,92%

постоянные расходы

46776

58,58%

52453

62,50%

5677

3,92%


Из таблицы 21 видно, что в 2009г. произошло увеличение затрат на производство на 4073 тыс. р.  Увеличение произошло за счет возрастания затрат на оплату труда. Постоянные расходы возросли на 5677 тыс. р. или на 3,92%. Изменения произошли за счет приобретения основных средств. Разные темпы сокращения вызвали изменения в структуре затрат на производство: удельный вес материальных затрат сократился на 2,21%, а удельный вес затрат на оплату труда выросли на 5,67, отчисления на социальные нужды – на 1,2%.

Структура и динамика затрат на производство и реализацию продукции  в ОАО «Марий Эл – Фармация»  представлена в таблице 22

Таблица 22

Структура и динамика затрат на производство и реализацию продукции

Элементы затрат

2008г..

2009г.

2009г. к 2008г.

тыс. р.

% к итогу

тыс. р.

% к итогу

+, -, тыс. р.

+, -, %

1. Материальные затраты

5497

7,11%

3919

4,78%

-1578

-2,32%

2. Затраты на оплату труда

32278

41,72%

38681

47,22%

6403

5,49%

3. Социальные отчисления

6506

8,41%

7848

9,58%

1342

1,17%

4. Прочие затраты

33078

42,76%

31474

38,42%

-1604

-4,34%

ВСЕГО

77359

100,00%

81922

100,00%

4563

0,00%


Из данных, приведенных  в таблице 21 следует, что в 2009г. по сравнению с 2008г. затраты на производство и реализацию продукции  увеличились  на 4563 тыс. р. или на 5,8% и составили 81922 тыс. р.  Наибольший удельный вес  в затратах занимают затраты на оплату труда и прочие затраты. В 2009г. по сравнению с 2008 г. их величина увеличилась  на 6403 тыс. р. или на 5,49 %. Материальные затраты уменьшились на 1579 тыс.р. или на 2,32%, это связано с уменьшением затрат на топливо.

5.2. Анализ затрат на  рубль товарной и реализованной  продукции

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты  на рубль продукции, который выгоден  тем, что во-первых очень универсальный: может рассматриваться в любой  отрасли производства и во-вторых наглядно показывает прямую связь между  себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции  к стоимости произведенной продукции  в действующих ценах.

Таблица 23

Динамика затрат на 1 рубль  товарной и реализованной продукции

Показатель

2008г..

2009г.

2009г. к 2008г.

+, -

%

Товарная продукция,тыс. р.

382365

408346

25981

106,79%

1. Затраты на производство, тыс.р.

77359

81922

4563

105,90%

2. Затраты на 1 рубль товарной продукции,  р.

0,202317158

0,200619083

-0,00169807

99,16%

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

388738

435685

46947

112,08%

3. Себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг 

-294746

-329645

-34899

111,84%

4. Затраты на 1 рубль реализованной  продукции, р.

-0,75821247

-0,75661315

0,001599323

99,79%

5.Темпы роста затрат на 1 рубль  товарной продукции, %

1

0,9916

-0,0084

0,9916

6.Темпы роста затрат на 1 рубль  реализованной продукции, %

1

0,9997

-0,0003

0,9997


В таблице 23 представлена динамика затрат на 1 рубль товарной и реализованной продукции. Из таблицы видно, что затраты на рубль товарной продукции в отчетном году снизились по сравнению с базисным годом на 1,69 р., а затраты на рубль реализованной продукции снизились на 1,59р.

Анализ факторов изменения  абсолютных показателей по затратам на производство и реализацию продукции представлен в таблице 23.

Таблица 23

Факторные модели и их анализ

 

Наименование показателей

Годы

 

2008, тыс.р

2009,тыс.р

Затраты на пр-во ТП= З1руб ТП*ТП

(методом логарифмирования)

Затраты на 1 рубль товарной продукции, р.

0,202

0,201

IЗ 1руб ТП=0,9916

Товарная продукция, тыс.р

382365

408346

Iтп=1,0679

Затраты на производство, (Зпр-во) тыс.р.

77359

81922

IЗпр-во=1,058985

ΔЗпр-воТП=ΔЗпр-воЗ 1руб ТП+Δ Зпр-воТП

Зпр-воТП081руб ТП08*ТП08

77359

Зпр-воТП091руб ТП09*ТП09

81922

ΔЗпр-воТПобщ= Зпр-воТП09- Зпр-воТП08

4563

ΔЗпр-воТПЗ 1руб ТП= ΔЗпр-воТПобщ*

3677,75

ΔЗпр-воТП  ТП= ΔЗпр-воТПобщ*

885,25

Результат факторного анализа

ΔЗпр-воТП=ΔЗпр-воЗ 1руб ТП+Δ Зпр-воТП

4563=3678+885

4563=4563

Уменьшение затрат на 1 руб товарной продукции вызвало сокращение затрат на производство всей товарной продукции на 3677,75 тыс.р.

Показатели

2008г

2009г

Прирост

Факторная модель

С/СРП= З1руб РП*РП

(Интегральный метод)

Затраты на 1 рубль реализованной  продукции, р.

-0,7582

-0,7566

0,002

Реализованная продукция, тыс.р

388738

435685

46947

Себестоимость реализованной продукции, тыс.р

-294746

-329645

-34899

ΔС/сРП=ΔС/с З 1руб РП+Δ С/сРП

С/сРП081 руб РП08*РП08

С/сРП09= З1 руб РП09*РП09

-294746

-329645

ΔС/с З 1руб РП=ΔЗ1руб РП* РП08+1/2*ΔЗ1руб РП*ΔРП

ΔС/сРП =Δ РП * З1 руб РП 08+1/2*ΔЗ1руб РП*ΔРП

824,423

-34074,577

Результат анализа

ΔС/сРП=ΔС/с З 1руб РП+Δ С/сРП

-34899=-34899

Влияние факторов на себестоимости реализованной  продукции разнонаправлено: увеличение затрат на 1 руб реализованной продукции увеличивает себестоимость на 824,423 тыс.р, а увеличение объема реализованной продукции на  46947 тыс.р соответственно уменьшает себестоимость РП на 34074,577 тыс.р

Показатели

2008г

2009г

Прирост

Факторная модель-

 относительная экономия реализованной  продукции

Эрп= С/сРПотч -С/сРПбаз Iрп

Себестоимость реализованной продукции, тыс.р

-294746

-329645

 

Реализованная продукция, тыс.р

388738

435685

Индекс изменения РП

IРП=1,12

Эрп= С/сРПбаз Iрп- С/сРПотч

Эчп=(-329645+294746)*1,12= -39086,88

Данный расчет свидетельствует о экономии стоимости реализованной продукции.


 

5.3. Резервы снижения себестоимости  продукции

Основными источниками  резервов снижения себестоимости продукции  являются:

- сокращение затрат за  счет повышения уровня производительности труда, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования;

- внедрение нового оборудования для упрощения работы склада и как следствие снижение себестоимости;

- улучшение организации труда, которая будет способствовать экономии заработной платы, материалов, энергии;

- передача в долгосрочную аренду или продажа неиспользуемых зданий, машин, оборудования для сокращения расходов на содержание основных средств.

6. Анализ  финансовых результатов

6.1. Анализ  прибыли

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются  суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его состояние. Анализ динамики и состава прибыли представлен в таблице 24.

Таблица 24

Анализ динамики и состава  прибыли 

Показатель

2008г..

2009г.

2009г. к 2008г.

тыс. р.

% к итогу

тыс. р.

% к итогу

+,-, тыс.р.

+, -, %

1.Выручка от продажи товаров,  продукции, работ, услуг

388738,00

100,00

435685,00

100,00

46947,00

 

2.Себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг

-294746,00

0,76

-329645,00

0,76

-34899,00

0,00

3.Валовая прибыль

93632,00

0,24

106040,00

0,24

12408,00

0,00

4.Коммерческие расходы

-79854,00

0,21

-83927,00

0,19

-4073,00

-0,01

6.Прибыль (убыток) от продаж

13778,00

0,04

22113,00

0,05

8335,00

0,02

7.Прибыль (убыток) до налогообложения

13647,00

0,04

22575,00

0,05

8928,00

0,02

9.Отложенные налоговые обязательства

-84,00

0,00

76,00

0,00

160,00

0,00

10.Налог на прибыль

-4993,00

0,01

-5012,00

0,01

-19,00

0,00

11.Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода

8570,00

0,02

17639,00

0,04

9069,00

0,02


По анализу динамике и состава прибыли можно сделать  вывод, что предприятие успешно, с точки зрения спроса на товары, так как отрасль является социально  значимой. Исходя из данных бухгалтерского баланса предприятия формы №2 следует, что выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в 2009г по сравнению с 2008г. возросла на 46947 тыс.р. Прибыль от продаж образуется за счет вычета из выручки себестоимости проданных товаров, продукции, работ,  коммерческих и управленческих расходов. Прибыль от продаж в 2009г по сравнению с 2008г. увеличилась на 8335 тыс.р. Чистая прибыль – главный показатель деятельности предприятия – та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций  и прочих обязательных отчислений. Чистая прибыль в 2009г по сравнению с 2008г. увеличилась на 9069 тыс.р., что положительно влияет на деятельность ОАО «Марий Эл – Фармация». Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика выполнения плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.

6.2. Анализ показателей рентабельности

Рентабельность – относительный  показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Анализ показателей рентабельности представлен в таблице 25.

Таблица 25

Анализ показателей рентабельности

Показатель 

2008г..

2009г.

2009г. к 2008г.

1. Рентабельность продукции, %

4,67%

6,71%

2,03%

2. Рентабельность продаж, %

3,54%

5,08%

1,53%

3. Рентабельность активов, %

29,77%

47,45%

17,68%


Рентабельность продукции  исчисляется путем отношения  прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции. Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.  В 2009г. по сравнению с 2008г. рентабельность продукции возросла 2,03 %.  Повышение данного показателя положительно влияет на деятельность предприятия.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Марий Эл – Фармация»