Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе для обеспечения экономического роста необходимо, прежде всего, добиться существенного повышения эффективности управления организациями. Однако организации различных форм собственности функционируют в определенной экономической среде, создаваемой государством посредством налоговой и таможенной политики, норм и правил банковской деятельности, межбюджетных отношений и отношений собственности. В этих условиях задача повышения эффективности управления организациями должна решаться по всей управленческой вертикали от федерального Центра, через субъекты Федерации и до каждого конкретной организации. При этом особая роль отводится комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятий.

Содержание работы

Введение
1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Сущность и содержание Анализа Хозяйственной Деятельности
1.2 Предмет Анализа Хозяйственной Деятельности и его задачи
1.3 Факторы, определяющие результаты хозяйственной деятельности их классификации
1.4 Информационное обеспечение Анализа Хозяйственной Деятельности
1.5 Организация Анализа Хозяйственной Деятельности
2. Анализ Хозяйственной Деятельности на примере ОАО «Сода»
2.1 Общие сведения об открытом акционерном обществе «Сода»
2.1.1 Общие сведения об обществе
2.1.2 Положение общества в отрасли
2.1.3 Специфичность бизнеса на ОАО «Сода»
2.1.4 Направления деятельности общества
2.1.5 Структура ОАО «Сода»
2.1.6 Производство неорганических химических веществ
2.2 Анализ производства и реализации продукции
2.2.1 Анализ объемов производства и реализации продукции
2.2.2 Анализ ассортимента продукции
2.2.3 Анализ влияния структуры и структурных сдвигов на производство товаров
2.2.4 Анализ показателей качества продукции
2.2.5 Анализ ритмичности производства и реализации продукции
2.2.6 Анализ факторов увеличения объема реализации и выполнения договорных обязательств
2.3 Анализ использования основных производственных фондов
2.3.2 Техническое состояние основных фондов
2.3.3 Характеристика использования машин и оборудования по времени и по производительности
2.3.4 Анализ эффективности использования ОС
2.4 Анализ состояния и использования трудовых ресурсов организации
2.4.1 Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами
2.4.2 Анализ показателей движения и постоянства кадров
2.4.3 Анализ использования рабочего времени
2.4.4 Анализ производительности труда
2.4.5 Анализ образования и использования фонда оплаты труда
2.5 Анализ создания и использования материальных ресурсов организации
2.5.1 Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами
2.5.2 Оценка потребности в материальных ресурсах и эффективности их использования
Заключение

Файлы: 1 файл

Анализ хозяйственной деятельности предприятия.doc

— 933.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1 Исходные данные

Показатели

Предыду-щий год

План

Факт

1

Объем продукции, тыс. тонн

1 260

1 320

1 450

2

Действующая оптовая  цена предприятия, руб.

180

190

210

3

Индекс цен продукции  предприятия

1

1,12

1,15

4

Объем в действующих  ценах предпр-я, тыс. руб.

226 800

250 800

304 500

5

Объем в сопоставимых ценах, тыс. руб.

226 800

223 928,57

264 782,6

6

Реализация продукции, тыс. тонн

1 160

1 305

1 425

7

Реализация в действующих  ценах предприятия, тыс. руб.

208 800

247 950

299 250

8

Реализация в сопоставимых ценах, тыс. руб.

208 800

221 383,92

260 217,39

9

Не реализованная продукция, тыс. тонн

100

15

25

10

Не реализованная продукция, тыс. руб.

18 000

2 850

5 250

11

Материальные затраты  на производство, тыс. руб.

45 623

58 964

84 625

12

Среднегодовая стоимость  ОПФ, тыс. руб.

128 457

186 542

198 524

13

Среднегодовая численность  ППП, чел.

54

56

48

14

в т.ч. рабочие

32

30

29

15

Фонд заработной платы всего персонала, руб.

27 216 000

28 561 000

30 256 200


 

2.2 Анализ производства и реализации  продукции

 

Основной целью деятельности коммерческого предприятия является получение максимально возможной  прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг). И в сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчиненное положение.

В то же время производство и реализация продукция явления  взаимосвязанные и взаимозависимые. Без производства продукции не будет и реализации, но и без реализации производство бессмысленно.

Целью анализа производства и реализации продукции является нахождение путей оптимизации объёмов и структуры выпускаемой продукции в интересах максимизации прибыли.

Основные задачи анализа  производства и реализации продукции:

  1. Анализ объемов производства и реализации продукции (выполнения плана, динамики показателей, степени выполнения предприятием своих договорных обязательств по поставкам продукции и др.);
  2. Выявление изменений в ассортименте и структуре продукции, определение их влияния на выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении;
  3. Оценка ритмичности производства и реализации продукции;
  4. Оценка качества производимой продукции;
  5. Выявление резервов дальнейшего увеличения объемов выпуска и реализации продукции , оптимизации её ассортимента и структуры, повышения качества, обеспечения ритмичности производства и реализации;
  6. Разработка практических мероприятий по использованию выявленных резервов.

Из задач видно, что анализ ведется в двух сферах: производства и обращения готовой продукции.

Периодичность проведения анализа: по мере необходимости, на нерегулярной основе и, прежде всего, в случае падения объемов производства и реализации продукции.

Субъектами анализа являются экономисты цехов и предприятия в целом, маркетинговая служба, финансовый отдел, бухгалтерия, служба внутреннего аудита (контроля) и др.

Источники информации для проведения анализа:

  • плановая и нормативная информация;
  • бухгалтерская информация, в том числе данные бухгалтерского учета о производстве продукции подразделениями (цехами); сдаточные накладные о передаче готовой продукции из производства на склад, информация по счетам разделов III и IV Плана счетов; форма № 2 бухгалтерской отчетности и т.п.;
  • статистическая информация, в том числе форма П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и др.;
  • прочая информация (техническая документация, данные ОТК,     данные о браке и др.).

 

2.2.1 Анализ объемов  производства и реализации продукции

Основные общие показатели, характеризующие объем производства продукции:

  • Валовая продукция (ВП);
  • Товарная продукция (ТП).

Основной общий показатель, характеризующий объем реализации продукции:

  • Реализованная продукция (РП).

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной на предприятии продукции, выполненных работ, оказанных услуг, включая незавершенной производство и внутрихозяйственный оборот.

Она выражается, как правило, в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот, т.е. это продукция подлежащая продаже. Она выражается, как правило, в действующих оптовых ценах года.

На многих предприятиях по своему составу валовая и товарные продукции совпадают, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция  – это продукция:

  • оплаченная, если её учитывают «по оплате», или
  • отгруженная, если её учитывают «по отгрузке», т.е. продукция отправленная в адрес покупателя, но пока еще не оплаченная.

Показатели оценки динамики объемов производства и реализации продукции (могут рассчитываться как  по валовой, так и по товарной и  реализованной продукции):

  • Абсолютный прирост продукции за анализируемый период;
  • Темп роста продукции;
  • Темп прироста продукции;
  • Средний за анализируемый период темп роста (прироста) продукции.

Кроме того, объём производства продукции характеризуют показатели:

  • фондоотдачи;
  • материалоотдачи.

Анализ объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индексов роста и прироста.

В процессе анализа фактические  данные сравнивают с плановыми, с  данными предшествующих периодов, при  этом проводиться полный сравнительный  вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный.

 

Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода:

 

Тб=Vi / V0 * 100%,                      (2.2.1.(1))

 

цепные – относительно предыдущего периода:

 

Тц= Vi / V1 * 100%.                    (2.2.1.(2)),

 

где Vi-1, Vi – объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом периоде соответственно;

Vо - объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые  темпы роста Tср и прироста Тпр  данных показателей по среднеарифметической Тсра или среднегеометрической Тсрг взвешенной:

 

,

,                     (2.2.1.(3))

Тпр = Тср – 100 .

 

Для анализа динамики выпуска и реализации продукции, рассматриваются следующие данные по годам 2005, 2006, 2007 (таблица 2).

 

Таблица 2 Данные по объему и реализации готовой продукции ОАО «Сода»

Показатели

2005

2006

2007

1

2

3

4

5

1

Объем производства продукции, тыс. тонн

1105

1197

1282

2

Объем производства продукции, тыс. руб.

198 900

215 460

230 760

3

Реализация продукции, тыс. тонн

1 000

1 195

1 281

4

Реализация продукции, тыс. руб.

180 000

215 100

230 580


 

Динамика и выполнение плана по производству продукции в отчетном году (таблица3)

 

Таблица 3

Показатели

Преды-дущий год

Отчетный год

Отклонения от предыдущего  года

Отклонения от плана

План

Факт

Абсо-лютное

%

Абсолю-тное

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Объем в действующих  оптовых ценах, тыс.руб.

226 800

250 800

304 500

77 700

34,26

53 700

21,41

2

Объем в сопоставимых оптовых ценах, тыс.руб.

226 800

223 928,57

264 782,6

37 982,6

16,75

40630,9

11,07


 

Выводы:

 

  • за отчетный период объем производства продукции увеличился по отношению к плану более, чем на 20%. К прошлому году более чем на 30%, что является в основном не результатом увеличения объема выпуска продукции, а результатом роста цен;
  • реально физический объем выпуска продукции в отчетном году увеличился по сравнению с прошлым годом на 16,75 %, а с планом – на 11,07 %.

Анализ можно углубить, исследовав динамику выпуска и реализации продукции за ряд отчетных периодов (например, ряд лет).

 

Таблица 4 Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем производства продукции,

тыс. руб.

Темпы роста, %

Реализация 

продукции,

тыс. руб.

Темпы роста, %

2005 г.

К предыду-щему году

2005 г.

К преды-дущему году

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2005

198 900

100

100

180 000

100

100

2

2006

215 460

108,33

108,33

215 100

119,5

119,5

3

2007

230 760

116,02

107,1

230 580

128,1

107,2

4

2008

226 800

114,03

98,28

208 800

116

90,55

5

2009

264 782,6

133,12

116,75

260 217,39

144,6

124,63

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия