Анализ эффективности торговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является полный и всесторонний расчет показателей деятельности торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность анализа эффективности деятельности;
- изучить основы методики анализа эффективности деятельности предприятия;
- провести анализ розничного товарооборота предприятия;
- дать оценку финансовых результатов деятельности предприятия;
- предложить направления оптимизации торговой деятельности Чукальского потребительского общества.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности современного предприятия 7
Экономическая сущность анализа эффективности деятельности 7
1.2 Основы методики анализа эффективности деятельности предприятия
2 Анализ показателей торговой деятельности Чукальского потребительского общества 20
2.1 Анализ розничного товарооборота предприятия 20
2.2 Оценка финансовых результатов деятельности предприятия 29
2.3 Направления оптимизации торговой деятельности Чукальского потребительского общества 31
Заключение 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Анализ эффективности торговой деятельности.docx

— 77.22 Кб (Скачать файл)

      Таблица 1.1 – Система показателей оценки торговой деятельности предприятий торговли

Направление коммерческой

деятельности

Показатель  эффективности 

торговой  деятельности

Ассортимент товаров и его 

Формирование

Широта ассортимента

Глубина ассортимента

Коэффициент обновления ассортимента

Коэффициент устойчивости ассортимента

Планирование  товарного предложения и обеспечение  товарами Индекс роста  товарооборота 

Прирост (сокращение) времени обращения товаров 

Степень соответствия товарных запасов нормативу 

Индекс  выполнения плана закупок 

Степень выполнения договорных обязательств поставщиками

Ритмичность поступления товаров по ассортименту

Коэффициент допустимого уровня качества товаров 

Индекс  валового дохода

Формирование  и стимулирование спроса Соответствие  объема и структуры товарного  предложения объему и структуре  покупательского спроса

Степень обновления ассортимента

Коэффициент завершенности покупки 

Объем и структура неудовлетворенного спроса

Рентабельность  рекламных мероприятий 

Экономическая эффективность 

торговой  деятельности

Прирост валового дохода от коммерческих операций

Прирост прибыли от торговой деятельности

Соотношение доходов и расходов по закупке  и реализации товаров

 

      Среди инструментов торговой деятельности торгового предприятия ассортиментная политика занимает особое место.

      Первый  блок в системе оценки торговой деятельности – «Ассортимент товаров и его формирование» - состоит из четырех показателей, которые подробно рассмотрены нами при оценке широты и глубины ассортимента в магазинах. Коэффициент обновления ассортимента свидетельствует о развитии и характере хозяйственных связей торговли, как с отечественными, так и зарубежными партнерами, а также работе предприятий по обновлению ассортимента. Коэффициент устойчивости ассортимента характеризует видовой состав предлагаемых товаров в товарной группе (подгруппе). Этот блок особенно важен для оценки работы предприятий, реализующих товары предусмотренного ассортиментного перечня.

      В ассортиментной политике, на наш взгляд, должны учитываться следующие факторы: наличие в магазинах разнообразных  товаров; устойчивость и гибкость ассортимента, его соответствие изменениям спроса и сезонным колебаниям; рациональное размещение товаров в магазинах. Все это принципиально важно.

      В современной экономике формирование ассортимента является прерогативой самих торговых предприятий. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак группировки товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплексность спроса, взаимная дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.

      Для характеристики ассортимента отдельных  предприятий торговли и определения  результативности ассортиментной политики нами были проанализированы структура  ассортимента, его широта и частично глубина. Было выявлено, что можно  охарактеризовать лишь фактическую  структуру ассортимента товаров  в магазинах, так как сведений о предпочтительном ассортименте работники  не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному учету  товарной реализации, причем чаще по групповому ассортименту. На предприятиях анализ ассортимента товаров не проводится.

      Как показали исследования, практически  все договоры и спецификации к  ним не содержат сведений о развернутой  номенклатуре товаров. При заключении коммерческих сделок, договоров поставки, контрактов строгого согласования внутригруппового ассортимента практически не бывает. Ситуация складывается в пользу производителя-поставщика и чаще «перекупщика». Это неблагоприятно отражается на соответствии спроса и предложения, приводит к необоснованному завышению цен [8, c. 55].

      Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной  ассортиментной политики. Как мы установили, что полнота ассортимента зависит  не только от торговой площади магазина, объемов товарооборота. Важными  факторами, обеспечивающими полноту  ассортимента, является финансовая устойчивость, авторитет предприятия на рынке  товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар  крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень  надежности (высокие темпы товарооборота, высокую рентабельность и т.д.).

      Для повышения социального уровня торгового  обслуживания торгово-оперативные  работники магазинов должны уделять  особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой - свидетельствует  о ритмичности поставки. Устойчивость ассортимента - ориентир для покупателя.

      Для характеристики эффективности торговой деятельности, как отдельного торгового предприятия, так и их совокупности по территории, на наш взгляд, наиболее интересным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнение новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен коэффициентом обновления. Он представляется особенно важным для работы с непродовольственными товарами. По группе непродовольственных товаров его определяют периодом морального старения [10, c. 63].

      В оперативной работе (пополнение и  регулирование ассортимента торгового  предприятия) нами рекомендовано использовать такой показатель как доля новых  товаров (продуктов или изделий) в объеме новых поступлений, а  при оценке длительных хозяйственных  связях - доля новых продуктов (изделий) в общем объеме выпуска товаров. Специалистам следует особо выделять товары с улучшенными потребительскими свойствами.

      Данный  информационный блок мы предлагаем дополнить  расчетами устойчивости (стабильности) ассортимента, что позволит судить об отсутствии (наличии) перебоев в  продаже отдельных товаров. Специалистам, занимающимся анализом стабильности реализации товара с колеблющимся (неравномерным) количеством покупок в течение  дня, введение такого учета поможет  не только оценивать эффективность  организации товароснабжения, но и  определять рациональность ассортиментной структуры и эффективность ассортиментной политики торгового предприятия. Анализ широты и устойчивости (стабильности) ассортимента необходимо проводить  на базе оперативных данных о состоянии  текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью.

      Второй  блок показателей – «Планирование товарного предложения и обеспечение товарами» - состоит из восьми показателей, отражающих планируемый рост товарооборота предприятий, изменение в его структуре на основе товарного предложения, объем планируемого валового дохода, товарных запасов, товарооборачиваемость, качество товара. Эти показатели составляют основу планов закупки товаров, выбора поставщиков, определения условий поставки, ассортимента, сроков, партионности поставки, цен и расчетов с поставщиками и т.д. Чем выше индексы этих показателей, тем эффективнее хозяйственные связи. Здесь значение имеют долгосрочность, степень постоянства хозяйственных связей и особенно выполнение договорных обязательств.

      Так как один и тот же товар фигурирует в коммерческих сделках, то существенного  увеличения совокупного товарооборота  не наблюдается. Вместе с тем с  развитием конкуренции на потребительском  рынке появилась реальная возможность  у предприятий торговли выбора выгодных поставщиков. Одновременно в формировании товарного предложения усиливается  роль местных товаропроизводителей в производстве продуктов питания.

      Поставщиками  импортных товаров в основном являются перекупщики товаров, или  посредники, и частные фирмы. Услугами таких поставщиков, как правило, пользуются непродовольственные магазины. Это объясняется стремлением  к экономии транспортных расходов, финансовых средств, расходов по оплате труда на предприятиях торговли при  использовании услуг посредников. Участие посредников часто приводит к необоснованному увеличению звенности  товародвижения, росту цен и уклонению  ими от уплаты необходимых платежей в бюджет.

      Результативность  хозяйственных связей как важнейшего направления торговой деятельности во многом определяет правильность выбора поставщика и форм осуществления торговых сделок. Количество поставщиков, частота завоза товаров, по нашим наблюдениям, зависит от типа магазина, мощности магазина, ассортиментного профиля которые являются определяющей при формировании ассортимента и объемов товарооборота. С увеличением торговой площади увеличивается частота завоза товаров, а, следовательно, и товарооборачиваемость. Экономнее расходуются в целом средства предприятия.

      Наибольшая  результативность торговой деятельности наблюдается на крупных предприятиях различных форм собственности и объясняется наличием долговременных хозяйственных связей с крупными поставщиками. Это обеспечивает высокую информированность специалистов этой группы предприятий о современной ситуации на текущий момент и ее перспективах. Мелкие и средние предприятия, лишенные такой возможности, в своей деятельности опираются чаще всего на нерегулярные, случайные связи. Основными поставщиками товаров для них являются различного рода посредники, что не только осложняет фактический учет товарооборота, но и приводит к существенному росту потребительских цен и практически полному отсутствию контроля качества товара.

      Анализ  информации, представленный экспертами, показал, что нарушение специализации, как у производителей, так и  торговых предприятий, снижает эффективность  хозяйственных связей и, в конечном счете, увеличивает издержки потребления.

      Третий  блок – «Формирование и стимулирование спроса». Эту группу показателей целесообразно использовать при оценке соответствия объема и структуры спроса товарному предложению. Предлагаемые показатели рассчитываются по предприятию, исходя из ассортимента, его широты, данных о спросе населения и факторов, влияющих на степень завершенности покупок.

      Это направление торговой деятельности неразрывно связано с блоками, характеризующими планирование товарного предложения и формирование ассортимента товаров. Именно в результате предложения товаров потребителю формируется спрос, а в результате анализа спроса населения осуществляется закупка товаров и определяется ассортиментная и ценовая политика. В этом блоке важное место занимает рекламная работа торговых и производственных предприятий.

      Характеристика  рекламы, сделанная экспертами, отражает недостаточное внимание, уделяемое  этому направлению торговой деятельности. Реклама не оказывает достаточного стимулирующего действия (по большинству магазинов) на объем реализации товаров для того, чтобы окупить расходы на ее организацию.

      Четвертый блок – «Экономическая эффективность торговой деятельности» - характеризует результативность управления торговой деятельности, как конкретного предприятия, так и совокупности предприятий на определенной территории. Эти показатели завершают и обобщают оценку торговой деятельности.

      В торговом предприятии эффективная деятельность непосредственно влияет и на его экономические результаты, и на социальную эффективность торговли в целом. Как нами уже рассматривалось, экономическая и социальная эффективность торговли находятся в тесной взаимосвязи. Экономическую эффективность торговой деятельности, по нашему мнению, следует оценивать по экономическим результатам, характеризующим работу предприятия в целом: обобщающим экономическим показателям (товарооборот, издержки, прибыль, цены); показателям использования ресурсов (выработка, товарооборачиваемость); качеству торгового обслуживания (широта, устойчивость и обновляемость ассортимента); качеству товаров.

      Исследование  каждого направления эффективности  составляет специфическую область. Эффективность управления торговлей  оценивается, прежде всего, с позиции  качества торгового обслуживания и  рентабельности предприятий. Составляющие эффективности управления во многом зависят от организации торговой деятельности и ее результатов, так как при осуществлении коммерческих операций формируются товарооборот, доходы предприятия, ассортимент товаров, проверяется их качество.

Информация о работе Анализ эффективности торговой деятельности