Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является полный и всесторонний расчет показателей деятельности торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность анализа эффективности деятельности;
- изучить основы методики анализа эффективности деятельности предприятия;
- провести анализ розничного товарооборота предприятия;
- дать оценку финансовых результатов деятельности предприятия;
- предложить направления оптимизации торговой деятельности Чукальского потребительского общества.
Введение 5
1 Теоретические основы анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности современного предприятия 7
Экономическая сущность анализа эффективности деятельности 7
1.2 Основы методики анализа эффективности деятельности предприятия
2 Анализ показателей торговой деятельности Чукальского потребительского общества 20
2.1 Анализ розничного товарооборота предприятия 20
2.2 Оценка финансовых результатов деятельности предприятия 29
2.3 Направления оптимизации торговой деятельности Чукальского потребительского общества 31
Заключение 35
Список использованных источников 37
В нашем примере развитие розничного товарооборота по товарным группам выглядит следующим образом (таблица 2.2).
Таблица
2.2 - Выполнение плана розничного товарооборота
по ассортименту и структуре Чукальское
потребительское общество за 2010 год
Товарная Группа | 2009 год | 2010 год | Отклонение по сравнению (+,-) | Факт.
тов\обор.,
% | ||||||||
План | факт | С планом | С 2009 годом | |||||||||
Сумма т.р. | Уд.
вес |
Сумма т.р | Уд.
вес. % |
Сумма т.р | Уд.
Вес. % |
Сумма т.р | Уд.
Вес. % |
Сумма т.р | Уд.
Вес. % |
К
плану |
К
Пр.году | |
Мясо и птица | 6110 | 150, | 3342 | 16 | 7000 | 16,3 | +280 | +0,3 | +890 | +0,8 | 104,2 | 114,6 |
Колбасные изделия | 5590 | 14,2 | 6060 | 14,4 | 6170 | 14,4 | +110 | - | +580 | +0,2 | 101,8 | 110,4 |
Масло животное и растительное | 2160 | 5,5 | 2260 | 5,4 | 2300 | 5,4 | +40 | - | +140 | -0,1 | 101,8 | 106,5 |
Кондитерские изделия | 6530 | 16,5 | 6680,0 | 15,9 | 6630,9 | 15,5 | -49,1 | -0,4 | +100,9 | -1 | 99,4 | 101,7 |
Крупа и бобы | 4440 | 11,2 | 4590 | 11 | 4708,0 | 11,0 | +118 | - | +268 | -0,2 | 102,6 | 106,0 |
Молоко и молочная продукция | 4450 | 11,3 | 4800 | 11,4 | 4879,30 | 11,4 | +79,3 | - | +429,3 | +0,1 | 101,7 | 109,6 |
Хлеб и х\бул изделия | 4730 | 12 | 5000 | 12,0 | 5136,1 | 12,0 | +136,1 | - | +406,1 | - | 102,7 | 108,6 |
Остальные товары | 5470 | 13,8 | 5890 | 13,9 | 5976,6 | 14, | +86,6 | +0,1 | +506,6 | +0,2 | 101,5 | 109,3 |
Итого | 61237,6 | 100 | 62200 | 100,0 | 64558,5 | 100,0 | +2358,5 | - | +3320,9 | - | 103,8 | 105,4 |
Выполнение плана по товарным группам в отчетном году было неравномерным с некоторым повышением. Его перевыполнение в целом по предприятию составило 103,8% или 2358,5 тыс. руб. При этом наблюдается перевыполнение плана по всем группам товаров за исключением кондитерских изделий. Недовыполнение плана по данной группе составило 0,6% (100%-99,4%) или 49,1 тыс. руб.
При обеспечении выполнения плана по кондитерским изделиям на 100% фактический товарооборота в целом по предприятию составил бы 64607,6 тыс. руб.(64558,5 + 49,1) и план товарооборота по общему объему был бы выполнен на 103,9% (64607,6:62200х100%).
По сравнению с прошлым годом товарооборот, как по предприятию в целом так и по группам товаров увеличился. Это увеличение составило 3320,9 тыс. руб., при чем наибольший удельный вес в данном показателе приходится на продажу мяса и птицы, которая возросла на 0,8% или 890 тыс. руб. Данная группа товаров занимает и наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота – 16,3%, затем кондитерские изделия – 15,9%, колбасные изделия – 14,4% и так далее. Отсюда можно сделать вывод, что поскольку реализация кондитерских изделий занимает одно из первых мест в объеме товарооборота, то выполнение плана продажи по данной товарной группе является необходимым условием дальнейшего развития товарооборота. Для этого необходимо детально изучать спрос населения, расширить ассортимент товаров, осуществлять строгий контроль за выполнением заказов на поставку кондитерских изделий.
Изменения в структуре розничного товарооборота по сравнению с планом произошли за счет снижения доли реализации кондитерских изделий на 0,4% и увеличение доли таких групп товаров как мясо, птица и остальных товаров соответственно на 0,3% и 0,1%; по сравнению с прошлым годом – за счет снижения удельного веса таких групп, как масло животное и растительное на 0,1%, кондитерские изделия с 16,5% в прошлом до 15,5 в отчетном, крупа и бобовые на 0,2%.
На прежнем уровне осталась доля реализации хлеба и хлебобулочных изделий, хотя ее объем увеличился на 406,1 тыс. руб. или 8,6%.
Увеличение
в структуре товарооборота
Установив какие изменения произошли в развитии товарооборота, необходимо выявить вызвавшие их причины. Поэтому важнейшим моментом, анализа розничного товарооборота является анализ влияния основных факторов, вызвавших изменение объема и структуры розничного товарооборота, который рассмотрим в следующем подпункте.
На
объем розничного товарооборота, его
структуру и равномерность
В
процессе аналитической работы необходимо
изучить экономическое
Основные
факторы влияющие на объем розничного
товарооборота торгового
Рассмотрим влияние этих факторов на объем розничного товарооборота торгового предприятия Чукальское потребительское общество.
При
анализе розничного товарооборота
необходимо уделять особое внимание
состоянию снабжения
Между этими величинами имеется определенная балансовая связь. Она выражается следующей формулой товарного баланса
З1+П = Р+В+З2,
где З1 – запас на начало
П- поступление товаров
Р – реализация
В – выбытие товаров
З2 – запас на конец
Используя формулу, можно найти величину каждого из слагаемых. Так сумма реализации будет равна:
Р = З1+П-В-З2
Учитывая взаимосвязь этих показателей, способом цепной подстановки или определения разницы между плановыми и фактическими величинами рассчитывают влияние каждого отдельного показателя товарного баланса на величину розничного товарооборота.
Используя данные товарного баланса (табл.2.4) предприятия Чукальское потребительское общество проанализируем влияние на величину реализации изменений товарных запасов, поступления и выбытия товаров. По данной методике рассчитывают и влияние отдельных показателей товарного баланса на сумму реализации отдельных товарных групп.
Таблица 2.3 - Товарный баланс Чукальское потребительское общество в 2010 году (в тыс. руб.)
Статья баланса | План | Факт |
Запасы на начало года (З1) | 1990,34 | 2057,48 |
Поступление (П) | 42090 | 42970 |
Итого | 44080,34 | 45027,48 |
Реализация (Р) | 42000 | 64558,5 |
Прочие выбытие (В) | 105,94 | 178,14 |
Запасы на конец года (З2) | 1974,4 | 2048,44 |
Итого | 14080,34 | 45027,48 |
Таблица 2.4 - Расчет объема розничного товарооборота Чукальское потребительское общество при различных значениях показателей товарного баланса
Буквенное выражение статей товарного баланса | Числовое значение статей товарного баланса | |||||
З1 | П | В | З2 | Р | ||
1 | З1°+П°-В°-З2°=Р1 | 1990,34 | 42090 | 105,94 | 1974,4 | 42000 |
2 | 2057,48 | 42090 | 105,94 | 1974,4 | 42067,14 | |
3 | 2057,48 | 42970 | 105,94 | 1974,4 | 42947,18 | |
4 | 2057,48 | 42970 | 178,14 | 1974,4 | 42874,94 | |
5 | 2057,48 | 42970 | 178,14 | 2048,44 | 64558,5 |
В таблице 2.4 проведено пять расчетов. В первом (базисном) расчете все показатели плановые; во – втором – начальные запасы фактические, остальные плановые; в третьем фактическими являются начальные запасы и поступление; в четвертом прибавляется один фактический показатель – прочие выбытие товаров; в пятом – все показатели фактические. Путем последовательного вычитания результатов первого расчета из второго, второго из третьего и так далее определим влияние каждой статьи баланса в отдельности. Объем розничного товарооборота изменился под влиянием различных статей следующим образом:
Запасы на начало года Р2 – Р1 = 42067,14-42000=+67,14
Поступление
Выбытие товаров
Запасы на конец года Р5 – Р4 = 64558,5-42874,94=-74,04
Общие отклонения Р5 – Р1 = 64558,5-42000=+800,9
Как
показывают приведенные расчеты
розничный товарооборот магазина за
отчетный год возрос на 800,9 тыс. руб.
План перевыполнения за счет увеличения
поступления товаров на 880 тыс. руб.
Положительное влияние также
оказало увеличение товарных запасов
на начало года на 67,14 тыс. руб. Другие факторы
оказали отрицательное
Анализ
зависимости объема реализации от товарных
фондов позволяет определить лишь исходные
данные: он не раскрывает причин, вызвавших
в свою очередь изменения в
отдельных элементах
Исчисление отклонений показывает, что на объем розничного товарооборота значительно влияет объем поступления товаров. И это естественно. Нормальное развитие розничной торговли может происходить только при постоянном нарастании товарного потока за счет регулярного поступления товаров от поставщиков.
Информация о работе Анализ эффективности торговой деятельности