Анализ эффективности торговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является полный и всесторонний расчет показателей деятельности торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность анализа эффективности деятельности;
- изучить основы методики анализа эффективности деятельности предприятия;
- провести анализ розничного товарооборота предприятия;
- дать оценку финансовых результатов деятельности предприятия;
- предложить направления оптимизации торговой деятельности Чукальского потребительского общества.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности современного предприятия 7
Экономическая сущность анализа эффективности деятельности 7
1.2 Основы методики анализа эффективности деятельности предприятия
2 Анализ показателей торговой деятельности Чукальского потребительского общества 20
2.1 Анализ розничного товарооборота предприятия 20
2.2 Оценка финансовых результатов деятельности предприятия 29
2.3 Направления оптимизации торговой деятельности Чукальского потребительского общества 31
Заключение 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Анализ эффективности торговой деятельности.docx

— 77.22 Кб (Скачать файл)

      В нашем примере развитие розничного товарооборота по товарным группам  выглядит следующим образом (таблица 2.2).

      Таблица 2.2 - Выполнение плана розничного товарооборота по ассортименту и структуре Чукальское потребительское общество за 2010 год 

Товарная  Группа 2009 год 2010 год Отклонение  по сравнению (+,-) Факт. тов\обор.,

%

План факт С планом С 2009 годом
Сумма т.р. Уд.

вес

Сумма т.р Уд.

вес. %

Сумма т.р Уд.

Вес. %

Сумма т.р Уд.

Вес. %

Сумма т.р Уд.

Вес. %

К

плану

К

Пр.году

Мясо  и птица 6110 150, 3342 16 7000 16,3 +280 +0,3 +890 +0,8 104,2 114,6
Колбасные изделия 5590 14,2 6060 14,4 6170 14,4 +110 - +580 +0,2 101,8 110,4
Масло животное и растительное 2160 5,5 2260 5,4 2300 5,4 +40 - +140 -0,1 101,8 106,5
Кондитерские  изделия 6530 16,5 6680,0 15,9 6630,9 15,5 -49,1 -0,4 +100,9 -1 99,4 101,7
Крупа и бобы 4440 11,2 4590 11 4708,0 11,0 +118 - +268 -0,2 102,6 106,0
Молоко  и молочная продукция 4450 11,3 4800 11,4 4879,30 11,4 +79,3 - +429,3 +0,1 101,7 109,6
Хлеб  и х\бул изделия 4730 12 5000 12,0 5136,1 12,0 +136,1 - +406,1 - 102,7 108,6
Остальные товары 5470 13,8 5890 13,9 5976,6 14, +86,6 +0,1 +506,6 +0,2 101,5 109,3
Итого 61237,6 100 62200 100,0 64558,5 100,0 +2358,5 - +3320,9 - 103,8 105,4
 
 

      Выполнение  плана по товарным группам в отчетном году было неравномерным с некоторым  повышением. Его перевыполнение в  целом по предприятию составило  103,8% или 2358,5 тыс. руб. При этом наблюдается перевыполнение плана по всем группам товаров за исключением кондитерских изделий. Недовыполнение плана по данной группе составило 0,6% (100%-99,4%) или 49,1 тыс. руб.

      При обеспечении выполнения плана по кондитерским изделиям на 100% фактический  товарооборота в целом по предприятию  составил бы 64607,6 тыс. руб.(64558,5 + 49,1) и план товарооборота по общему объему был бы выполнен на 103,9% (64607,6:62200х100%).

      По  сравнению с прошлым годом  товарооборот, как по предприятию  в целом так и по группам  товаров увеличился. Это увеличение составило 3320,9 тыс. руб., при чем наибольший удельный вес в данном показателе приходится на продажу мяса и птицы, которая возросла на 0,8% или 890 тыс. руб. Данная группа товаров занимает и  наибольший удельный вес в общем  объеме товарооборота – 16,3%, затем  кондитерские изделия – 15,9%, колбасные  изделия – 14,4% и так далее. Отсюда можно сделать вывод, что поскольку  реализация кондитерских изделий занимает одно из первых мест в объеме товарооборота, то выполнение плана продажи по данной товарной группе является необходимым  условием дальнейшего развития товарооборота. Для этого необходимо детально изучать  спрос населения, расширить ассортимент  товаров, осуществлять строгий контроль за выполнением заказов на поставку кондитерских изделий.

      Изменения в структуре розничного товарооборота  по сравнению с планом  произошли за счет снижения доли реализации кондитерских изделий на 0,4% и увеличение доли  таких групп товаров как мясо, птица и остальных товаров соответственно на 0,3% и 0,1%; по сравнению с прошлым годом – за счет снижения удельного веса таких групп, как масло животное и растительное на 0,1%, кондитерские изделия с 16,5% в прошлом до 15,5 в отчетном, крупа и бобовые на 0,2%.

      На  прежнем уровне осталась доля  реализации хлеба и хлебобулочных изделий, хотя ее объем увеличился на 406,1 тыс. руб. или 8,6%.

      Увеличение  в структуре товарооборота удельного  веса мясных продуктов, колбасных изделий  и снижение удельного веса крупы  и бобовых в общем объеме товарооборота  говорит о росте благосостояния населения. По сравнению с прошлым  годом  объем товарооборота по мясу  и птице вырос на 14,6%, а  колбасных изделий на 10,4% или 890 тыс. руб. и 530 тыс. руб. соответственно. Это  явилось результатом того, что  ассортимент данных товаров в  отчетном году значительно расширился.

      Установив какие изменения произошли в  развитии товарооборота, необходимо выявить  вызвавшие их причины. Поэтому важнейшим  моментом, анализа розничного товарооборота  является анализ влияния основных факторов, вызвавших изменение объема и  структуры розничного  товарооборота, который рассмотрим в следующем  подпункте.

      На  объем розничного товарооборота, его  структуру и равномерность выполнения плана влияют многие факторы. При  анализе товарооборота необходимо не только знать, но и оценивать их влияние, что позволит выявить резервы  дальнейшего увеличения товарооборота  и улучшения населения, более  эффективного ведения хозяйства.

      В процессе аналитической работы необходимо изучить экономическое содержание этих факторов, уделяя особое влияние  анализу их выявления на товары, реализация которых уменьшилась  в отчетном году.

      Основные  факторы влияющие на объем розничного товарооборота торгового предприятия  можно разделить на три группы:

  1. факторы связанные с товарными фондами;
  2. факторы, связанные с численностью работников и их производительностью труда;
  3. факторы, связанные с эффективностью  использования основных средств.

      Рассмотрим  влияние этих факторов  на объем  розничного товарооборота торгового  предприятия Чукальское потребительское общество.

      При анализе  розничного товарооборота  необходимо уделять особое внимание состоянию снабжения предприятия  товарными ресурсами и их использованию. Они влияют на объем розничного товарооборота  через изменение размера товарооборота  запасов на начало и конец отчетного  периода, поступления товаров и  прочего их выбытия.

      Между этими величинами имеется определенная балансовая связь. Она выражается следующей  формулой товарного баланса

      З1+П = Р+В+З2,

      где  З1 – запас на начало

             П- поступление товаров

             Р – реализация

             В – выбытие товаров

             З2 – запас на конец

      Используя формулу, можно найти величину каждого  из слагаемых. Так сумма реализации будет равна:

      Р = З1+П-В-З2

      Учитывая  взаимосвязь этих показателей, способом цепной подстановки или определения  разницы между плановыми и  фактическими величинами рассчитывают  влияние каждого отдельного показателя товарного баланса на величину розничного товарооборота.

      Используя  данные товарного баланса (табл.2.4) предприятия Чукальское потребительское общество проанализируем влияние на величину реализации изменений товарных запасов, поступления и выбытия товаров. По данной методике рассчитывают и влияние отдельных показателей товарного баланса на сумму реализации отдельных товарных групп.

      Таблица 2.3 - Товарный баланс Чукальское потребительское общество в 2010 году (в тыс. руб.)

      Статья  баланса       План       Факт
      Запасы  на начало года (З1)       1990,34       2057,48
      Поступление (П)       42090       42970
      Итого       44080,34       45027,48
      Реализация (Р)       42000       64558,5
      Прочие  выбытие (В)       105,94       178,14
      Запасы  на конец года (З2)       1974,4       2048,44
      Итого       14080,34       45027,48

           Таблица 2.4 - Расчет объема розничного товарооборота  Чукальское потребительское общество при различных значениях показателей товарного баланса

  Буквенное выражение статей товарного баланса Числовое  значение статей товарного баланса
З1 П В З2 Р
1 З1°+П°-В°-З2°=Р1 1990,34 42090 105,94 1974,4 42000
2   2057,48 42090 105,94 1974,4 42067,14
3   2057,48 42970 105,94 1974,4 42947,18
4   2057,48 42970 178,14 1974,4 42874,94
5   2057,48 42970 178,14 2048,44 64558,5

         В таблице 2.4 проведено пять расчетов. В первом (базисном) расчете все показатели плановые; во – втором – начальные запасы фактические, остальные плановые; в третьем фактическими являются начальные запасы  и поступление; в четвертом прибавляется один фактический показатель – прочие выбытие товаров; в пятом – все показатели фактические. Путем последовательного вычитания результатов первого расчета из второго, второго из третьего и так далее определим влияние каждой статьи баланса в отдельности. Объем розничного товарооборота изменился под влиянием различных статей  следующим образом:

           Запасы на начало года          Р2 – Р1 = 42067,14-42000=+67,14

           Поступление                         Р3 – Р2 = 42947,14-42067,14=+880

           Выбытие товаров                  Р4 – Р3 = 42874,94-42947,14=-72,2

           Запасы на конец года           Р5 – Р4 = 64558,5-42874,94=-74,04

           Общие отклонения               Р5 – Р1 = 64558,5-42000=+800,9

      Как показывают приведенные расчеты  розничный товарооборот магазина за отчетный год возрос на 800,9 тыс. руб. План перевыполнения за счет увеличения поступления товаров на 880 тыс. руб. Положительное влияние также  оказало  увеличение товарных запасов  на начало года на 67,14 тыс. руб. Другие факторы  оказали отрицательное воздействие: рост прочего выбытия товаров  на 72,2 тыс. руб., увеличение остатков товаров  на конец года по сравнению с нормативом на 74,04 тыс. руб. привели к снижению объема товарооборота на 146,24 тыс. руб. Следовательно, сокращение последних  показателей является резервом увеличения объема розничного товарооборота магазина.

      Анализ  зависимости объема реализации от товарных фондов позволяет определить лишь исходные данные: он  не раскрывает причин, вызвавших  в свою очередь изменения в  отдельных элементах товарооборота (запасов, поступления, выбытия). Каждый из этих элементов необходимо подвергнуть  дальнейшему и более глубокому  анализу.

      Исчисление отклонений показывает, что на объем розничного товарооборота значительно влияет объем поступления товаров. И это естественно. Нормальное развитие розничной торговли может происходить только при постоянном нарастании товарного потока за счет регулярного поступления товаров от поставщиков.

Информация о работе Анализ эффективности торговой деятельности