Анализ эффективности торговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является полный и всесторонний расчет показателей деятельности торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность анализа эффективности деятельности;
- изучить основы методики анализа эффективности деятельности предприятия;
- провести анализ розничного товарооборота предприятия;
- дать оценку финансовых результатов деятельности предприятия;
- предложить направления оптимизации торговой деятельности Чукальского потребительского общества.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности современного предприятия 7
Экономическая сущность анализа эффективности деятельности 7
1.2 Основы методики анализа эффективности деятельности предприятия
2 Анализ показателей торговой деятельности Чукальского потребительского общества 20
2.1 Анализ розничного товарооборота предприятия 20
2.2 Оценка финансовых результатов деятельности предприятия 29
2.3 Направления оптимизации торговой деятельности Чукальского потребительского общества 31
Заключение 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Анализ эффективности торговой деятельности.docx

— 77.22 Кб (Скачать файл)

      Анализируя  влияние торговой деятельности на экономические результаты, мы сделали вывод, что рентабельность выше у тех торговых предприятий, которые имеют широкий ассортимент товаров, высокую товарооборачиваемость, четкие хозяйственные связи и наращивают темпы розничного товарооборота, улучшают работу с покупателями.

      С точки зрения ресурсного подхода предлагается следующая система показателей оценки эффективности использования основных фондов:

      1. Показатели, характеризующие степень  использования торговых площадей:

      - товарооборот на 1 м2 торговой площади;

      - прибыль на 1 м2 торговой площади;

      - коэффициент использования торговой  площади;

      - коэффициент установочной площади  магазина;

      - доля торговой площади в общей  площади предприятия

      2. Показатели, характеризующие степень  использования оборудования:

    • коэффициент установленного оборудования;
    • коэффициент действующего оборудования;
    • коэффициент использования наличного парка;
    • коэффициент экстенсивного использования оборудования;
    • коэффициент интенсивного использования оборудования

      3. Общие показатели эффективности  использования основных фондов:

    • фондооотдача;
    • фондоемкость;
    • фондовооруженность;
    • фондооснащенность;
    • коэффициент эффективности использования основных фондов (фондорентабельность).

      С точки зрения затратного подхода система показателей оценки эффективности использования основных фондов выглядит следующим образом:

      1. Показатели, характеризующие степень  использования торговых площадей:

      - отдача затрат по аренде и  содержанию торговых площадей;

      - рентабельность затрат по аренде  и содержанию торговых площадей;

      - доля затрат на содержание  торговых площадей в общей  сумме затрат на аренду и  содержание площадей предприятия

      2. Общие показатели эффективности  использования основных фондов:

      а) рассчитанные на основе амортизационных  отчислений:

      - амортизациоотдача; 

      - амортизациоемкость;

      - амотизациорентабельность

      б) рассчитанные на основе полной суммы  затрат по содержанию основных фондов:

      - отдача затрат на содержание  основных фондов;

      - емкость затрат на содержание  основных фондов;

      - затраты на содержание основных  фондов на 1 работника предприятия;

      - рентабельность затрат на содержание  основных фондов.

      Обобщение существующих методик оценки эффективности  использования оборотных средств  торгового предприятия позволяет  выделить следующие основные показатели, рассчитанные на основе ресурсного подхода:

      - время обращения оборотных средств; 

      - скорость обращения оборотных  средств;

      - коэффициент эффективности использования  оборотных средств ;

      - коэффициент участия (загрузки) оборотных  средств в каждом рубле оборота. 

      Так как стоимость оборотных средств  авансируется на период одного оборота, и относится на текущие затраты  предприятия, то, на наш взгляд, возможен расчет дополнительных показателей, с  позиций затратного подхода, а именно:

      1) производительность  потребленных оборотных  средств (ПрПОС): характеризует отдачу затрат на формирование оборотных средств предприятия и рассчитывается как отношение товарооборота к сумме затрат на формирование оборотных средств предприятия

      2) рентабельность потребленных  оборотных средств  RПОС: характеризует прибыль, полученную предприятием с 1 рубля затрат на формирование оборотных средств и рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме затрат на формирование оборотных средств предприятия

      Существующие  методики оценки эффективности использования  трудовых ресурсов предприятия торговли включают ряд показателей рассчитанных в основном с позиций ресурсного подхода. Реже в практике экономического анализа встречается оценка эффективности  использования трудовых ресурсов на основе затратного подхода. Следует  отметить, что в настоящее время  в исследованной авторами экономической  литературе отсутствует системный  комплексный подход к оценке эффективности  использования трудовых ресурсов с  позиций как ресурсного, так и  затратного подходов.

      Оценка  эффективности торговой деятельности предприятий, по предложенной нами методике, может осуществляться как на основе экспертных оценок, так и силами самих предприятий. Такая работа необходима при планировании хозяйственной деятельности, выявлении причин невыполнения плановых заданий, изыскании резервов повышения эффективности работы предприятий, определении стратегии его развития. Оценка торговой деятельности дает представление об адаптации предприятия к рыночным условиям, позволяет не только выработать стратегию и тактику поведения торговых предприятий, но и повысить эффективность управления ими на уровне территории.  

      2 Анализ показателей торговой деятельности Чукальского потребительского общества 

      2.1 Анализ розничного  товарооборота предприятия 

      Чукальское  потребительское общество – добровольное объединение граждан и юридических  лиц, созданное по территориальному признаку на основе членства путем  объединения его членами имущественных  паев взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

      Сокращенное наименование общества – Чукальское ПО.

      Юридический адрес: 431860, РМ, г.Ардатов, ул. Ленинская 118.

      Целью общества является удовлетворение материальных и иных благ пайщиков.

      Для выполнения указанной цели общество осуществляет:

      - оптовую, розничную  торговлю, в том числе путем создания  торговых баз, магазинов, коммерческих  центров, ларьков, киосков, лаво  на дому по заказам, в кредит,

      - производство и реализацию продукции  научного, промышленного, культурнооздоровительного,  сельскохозяйственного назначения, продовольственных, промышленных  товаров; на сепараторных пунктах,  мельницах, крупорушках, зернодробилках, маслобойнях;

      - производство продукции сельскохозяйственного  назначения на сепараторных пунктах,  мельницах, крупорушках, зернодробилках, маслобойнях;

      - заготовительную деятельность,

      - строительную деятельность,

      - юридические услуги,

      - производство и реализацию продукции  общественного питания,

      - и другие виды деятельности  предусмотренные законодательством  РФ.

      Для определения динамики розничного товарооборота  исчисляют темп роста товарооборота, как отношение объема розничного товарооборота отчетного периода  к базисному (прошлому).

     Данные  для анализа выполнения плана  розничного товарооборота и его  динамики в целом по предприятию  Чукальское потребительское общество за 2010 год приведены в таблице 2.1.

     Таблица 2.1 - Выполнение плана и динамика розничного товарооборота Чукальское потребительское общество за 2010 год ( тыс. руб.)

Кварталы 2009 год 2010 год Отклонение (+-)

По сравнению

Фактически

%

план фактически
Сумма Удельный вес,   % Сумма Удельный вес,   % Сумма Удельный вес,   % С планом С прошлым годом К плану К прошлому году
1 19870,0 32,4 20500 33 20790,4 32,2 +290,4 +920,4 101,4 104,6
2 10270,0 16,8 10530 17 10880,1 16,8 +350,1 +610,1 103,4 105,9
3 9690,0 15,8 10080 16,2 10000,0 15,5 -80 +310,0 99,2 103,2
4 21407,6 35 21090,0 33,8 22888 35,5 +1798 +1480,4 108,5 106,9
Итого 61237,6 - 62200 100 64558,5 100 +2358,5 +3320,9 103,8 105,4
 

      Показатели  таблицы 2.1. свидетельствуют о неравномерном  выполнении плана товарооборота, при  этом общий объем товарооборота  предприятия по сравнению с планом увеличился на 2358,5 тыс. руб. или на 3,8%. Это произошло за счет перевыполнения плана в 1квартале на 1,4% или 290,4 тыс. руб., во 2 квартале на 3,4% или 350,1 тыс. руб. и 3 квартале на 8,5% или 1798 тыс. руб. Однако, в 3 квартале объем розничного товарооборота  недовыполнен на 0,8% (100%-99,2%) что составило 80 тыс. руб. На этот же квартал приходится и наименьший удельный вес в общем  объеме товарооборота. Коэффициент  ритмичности (отношение числа периодов, в которые план выполнен к общему числу периодов) составил 0,75 (3:4), то есть выполнение плана  товарооборота в целом по предприятию было ритмичным на 75%. Это объясняется недовыполнением плана в 3 квартале, возможной причиной которого является отток население из города в летний отпускной период. Динамика товарооборота в фактических ценах в 2010 году составила 108,4%, то есть сумма оборота возросла на 5,4% или на 3320,9тыс. руб. по сравнению с прошлым годом. Это произошло за счет роста объема товарооборота в течении всего года: в 1 квартале динамика составила 104,6% или 920,4 тыс. руб., со 2 квартала – 105,9% или 610,1 тыс. руб., в 3  и 4 квартале – 103,2% или 310 тыс. руб., и 106,9% или 1480,4 тыс. руб. соответственно.

      Однако, этот показатель в условиях повышения цен не отражает изменение физической массы реализации товаров.

      Поэтому для анализа динамики следует  рассчитать сумму товарооборота  за отчетный период в сопоставимых ценах, т.е сумму товарооборота за отчетный период поделить на индекс цен. В 2010 году он составил по данным СПС «Консультант» 1,07. В нашем случае сумма товарооборота предприятия Чукальское потребительское общество за отчетный год в сопоставимых ценах составит 60335,1 тыс. руб. (64558,5:1,07); динамика товарооборота в сопоставимых ценах – 98,5% (60335,1:61237,6х100%).

      Это значит, что объем реализованных товаров в 2010 году уменьшился на 1,47% по сравнению с прошлым годом.

      Анализ  розничного товарооборота по ассортименту и структуре проводят на основании  отчетов о реализации товаров, данных инвентаризационных описей, первичной  документации по поступлению товаров  и др.

      Анализ  начинается с определения выполнения плана товарооборота по каждой торговой группе и изменения ее удельного веса в общем объеме товарооборота по сравнению с планом и прошлым (базисным) периодом. Такое сравнение структуры товарооборота прошлого и отчетного периода дает возможность установить, на сколько увеличилась продажа населению отдельных товаров, какие сдвиги произошли в структуре товарооборота за истекший период.

Информация о работе Анализ эффективности торговой деятельности