Анализ эффективности торговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является полный и всесторонний расчет показателей деятельности торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность анализа эффективности деятельности;
- изучить основы методики анализа эффективности деятельности предприятия;
- провести анализ розничного товарооборота предприятия;
- дать оценку финансовых результатов деятельности предприятия;
- предложить направления оптимизации торговой деятельности Чукальского потребительского общества.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности современного предприятия 7
Экономическая сущность анализа эффективности деятельности 7
1.2 Основы методики анализа эффективности деятельности предприятия
2 Анализ показателей торговой деятельности Чукальского потребительского общества 20
2.1 Анализ розничного товарооборота предприятия 20
2.2 Оценка финансовых результатов деятельности предприятия 29
2.3 Направления оптимизации торговой деятельности Чукальского потребительского общества 31
Заключение 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Анализ эффективности торговой деятельности.docx

— 77.22 Кб (Скачать файл)

      Основными задачами поступления  товаров являются:

  • определение бесперебойности поступления товаров на протяжении всего года, а также по кварталам (месяцам);
  • определение степени выполнения плана поступления товаров по предприятию, в разрезе каждой товарной группы;
  • определения соответствия ассортимента качества, сроков отгрузки поступивших товаров условиям договоров с поставщиками;
  • влияние суммы закупок на объем  продаж товаров.

      Основным  методом анализа поступления  товаров является сравнение фактических  показателей  с плановыми. Анализ поступления товаров проводят в  целом за год, по  кварталам и  месяцам, а также по товарным группам, что дает возможность вскрыть  причины невыполнения  плана поступления  товаров по отдельным группам  и в целом.

      Методику  проведения анализа поступления  товаров в общем объеме и по товарным группам рассмотрим на примере  данных таблицы 2.5. и 2.6.

      Таблица 2.5 - Поступление товаров в торговую сеть Чукальское потребительское общество в 2010 году

                                                  Период План поступления  товаров Фактическое поступление  товаров, тыс.руб. Отклонение  от плана +;- % выполнения  плана поступления % выполнения  плана розничного т/оборота
1 квартал 10523,0 10828 +305 102,9 102,8
2 квартал 10354 10743,0 +389 103,7 103,4
3 квартал 10101 10082 -19 99,8 99,2
4 квартал 11112 11317 +205 101,8 102,2
 Итого  за год 42090 42970 +880 102,1 101,9

         

      Из  таблицы 2.5 видно, что годовой план поступления товаров в торговую сеть Чукальское потребительское общество перевыполнен на 2,1% или 880 тыс. руб.

      Однако  поступление товаров в течение года по кварталам было неравномерным. Так при перевыполнении плана поступления товаров в 1 квартале на 2,9%, во 2 квартале на 3,7%, в 4 квартале – 1,8%, в 3 квартале план не выполнен на 19 тыс. руб. или 0,2%. Неравномерность поступления товаров можно считать одной из основных причин неравномерности выполнения плана товарооборота. 

      2.2 Оценка финансовых  результатов деятельности  предприятия 

     Объем реализации продукции в ПО Чукальское определяется по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях современной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.

     Цифровой  материал по данному параграфу представлен  в приложениях А, Б.

     Таблица 2.6 – Динамика доходов предприятия  ПО Чукальское за 2009 – 2010 гг.

Показатели 2009 г. 2010 г.
Доходы  от основной деятельности, тыс. руб. 86291 100638
Изменение по сравнению с предыдущим отчетным периодом, тыс. руб. -4747

(-5,2%)

14347

(16,6%)

Доля  доходов от основной деятельности в  общем размере доходов, % 99,78 97,63
 

     Данные  таблицы, показывают, что выручка от реализации продукции растет из года в год, причем этот рост не понижается в удельном весе. Так, в  2010 году по сравнению с 2009 годом прирост выручки составил 16,6%.

      В  связи  с  этим  основная  часть  выручки  от  финансово -  хозяйственной деятельности   составляет  выручка  от  реализации  товаров.  Поэтому рассмотрим  влияние факторов  именно  на  эту составную часть результата  деятельности  предприятия (таблица 2.5).

      Таблица 2.5 – Влияние факторов на образование  прибыли ПО Чукальское от реализации товаров

Показатели 2009 г. 2010 г.
Выручка от реализации  товаров,

товаров,  услуг (без НДС)

 
86291
100638
Себестоимость товаров 66653 79065
Коммерческие  расходы 14014 15820
Прибыль (убыток) от  продаж 5624 5753
Уровень  рентабельности

реализованной  товаров

(стр. 4 / стр. 2*100), %

8,4 7,3
 

      Из  таблицы  видно, что объем реализации товаров за  2010  год по сравнению с соответствующим периодом  прошлого года увеличился  на  46333  тыс.  рублей или на  4,8% (100638/86291*100-100).  Сумма прибыли от  продаж  увеличилась по  сравнению с соответствующим периодом прошлого  года  на  16135 тыс.  рублей (5753- 5624*100-100)  или на  18,2  %.  

  1. Влияние  изменения  объема  реализации  товаров.

      100638 / 86291 = 1,048

      (79065+15820) / (66653+14014+) = 1,034

      5624* (1,048 - 1) = 5624 * 0,048  =  +  4250,0  тыс. руб.

      Вследствие  увеличения  объема  реализации  товаров  на  46333  тыс.  рублей  по  сравнению с прошлым годом было  получено  больше  прибыли от продаж  на  4250,0  тыс.  рублей

  1. Влияние  изменения  структуры  и  ассортимента  реализованных  товаров.

      5624* (1,048 – 1,034) = 5624* 0,014 = + 1239,6  тыс.  руб.

      В  результате  сдвигов  в  структуре  и ассортименте реализованных  товаров   прибыль от продаж увеличилась на  1239,6  тыс.  рублей.

      3. Влияние  изменения уровня  затрат  на  1 руб. реализованных  товаров.

      100638* ((79065+15820) / 100638 – (66653+14014+) / 86291) =  - 10645,4  тыс.  руб.

      В  результате  снижения  затрат  на  1  руб.  реализованных  товаров (включая коммерческие и управленческие расходы) с 0,91 до 0,89 прибыль от продаж увеличилась на  10645,4 тыс.  рублей.

       4. Проверка:    +4250,0 + 1239,6 + 10645,4  =  + 16135,0  тыс. руб.

      Таким  образом,  на начало 2011 года предприятие рентабельно и    финансово устойчиво.  Платежеспособность  предприятия не  вызывает  сомнений.  Вероятность банкротства мала.  Предприятие имеет хорошие шансы для дальнейшего развития.

      В заключение следует отметить, что все показатели выручки в абсолютном отношении в 2010 году увеличились по сравнению с предыдущими годами. Это вызвано главным образом улучшением хозяйственной деятельности  ПО Чукальское. 

      2.3 Направления оптимизации  торговой деятельности  Чукальского потребительского  общества 

      Эффективность использования средств в товарных запасах, как было отмечено выше, характеризуется  оборачиваемостью средств в товарных запасах. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров  со дня их поступления до дня их реализации, а также скорость их оборота.

      Время обращения характеризует  среднюю продолжительность пребывания  товаров в виде   товарного  запаса. Скорость оборота показывает  сколько раз в течении изучаемого  периода произошло обновление  товарных запасов. Следует   отметить, что оборачиваются   не сами товары, а вложенные  в них средства. Ускорение товарооборачиваемости  иметь большое значение, поскольку  высвобождаются оборотные средства, вложенные в товары, снижаются  товарные потери и другие издержки  обращения; сохраняется качество  товаров и как следствие увеличивается   прибыль.

      Ускорение товарооборачиваемости  обеспечивается:

  • активным воздействием торговли на промышленность по выпуску товаров в нужном количестве, ассортименте, соответствующих спросу населения, повышению качества. Товары, пользующиеся спросом у населения и товары отличного качества быстрее реализуются, поэтому способствуют ускорению оборачиваемости;
  • увеличением объема товарооборота. В магазинах с большим объемом товарооборота более высокая оборачиваемость товаров, так как у них больше возможностей для увеличения частоты завоза товаров, рационализации товародвижения, лучшей организации труда;
  • организацией прямых связей торговых предприятий с одногородними производственными предприятиями;
  • совершенствование материально – технической базы торговли, внедрение новой техники, механизацией трудоемких работ;
  • своевременной ликвидации запасов товаров, не пользующихся спросом у населения, путем их уценки и других мероприятий;
  • повышение квалификации работников торговли, ростом производительности их труда.

      Выполнение  плана товарооборота во многом зависит  от обеспеченности предприятия необходимой  численностью работников и уровня их производительности труда.

      Работники розничных торговых предприятий  непосредственно общаясь с населением  в процессе продажи определяют объем  и характер потребительского спроса, определенным  образом воздействуют на формирование товарного потока, направляемого в розничную торговую сеть.

      Основными правилами ведения коммерческой деятельности по увеличению товарооборота можно предложить следующие:

  1. выдвинуть предложение о сделке;
  2. установить потребности покупателей и поставщиков;
  3. заинтересовать покупателей;
  4. вызвать доверие к сделке;
  5. получить подтверждение клиента о намерениях;
  6. выяснить сомнения и установить разногласия;
  7. вызвать желание купить;
  8. доказать взаимовыгодность сделки.

      Обеспечивая потребителей покупками, коммерческие структуры одновременно должны воздействовать на поставщиков в отношении производства продукции необходимого ассортимента и качества в соответствии с рыночными исследованиями. Реализуя производимую предприятиями продукцию, они одновременно решают задачу обеспечения ею производство и всей непроизводственной сферы. Это позволяет вскрывать резервы, связанные с повышением прибыли, ускорением оборачиваемости товарно-материальных ценностей, лучшим использованием производственных фондов, повышением производительности труда, снижением запасов и издержек товарного обращения, а значит — повышать доходность экономики.

      Деятельность  по увеличению оборота розничной торговли должна основываться сегодня на ряде принципов:

  • Повышение роли стратегического планирования и управления в маркетинговой деятельности для обеспечения стабильного производства и потребления продукции в народном хозяйстве, создание на этой основе условий для более устойчивого и надежного функционирования сферы товарного обращения всех отраслей экономики.
  • Выделение экономических приоритетов в стимулировании 
    материальных и финансовых потоков в наиболее эффективные 
    отрасли исходя из хозяйственно-политических и социальных за 
    дач, решаемых страной на каждом данном этапе.
  • Всемерная мобилизация внутренних резервов, обеспечение 
    рационального использования и экономии финансовых и материальных  ресурсов   в   каждом   звене   народно-хозяйственного 
    комплекса.
  • Повышение ответственности за исполнение договорных 
    обязательств при поставках и транспортировке продукции всеми 
    участниками рыночного оборота: производственными объединениями, предприятиями, коммерческо-посредническими фирма 
    ми и компаниями, транспортными и другими организациями на 
    основании взаимных прав и обязанностей, обусловленных хозяйственными договорами, контрактами, заказами.
  • Наиболее эффективная организация процесса реализации 
    выпускаемой предприятиями продукции и закупок материальных ресурсов потребителями в необходимом ассортименте и в 
    подготовленном к производственному потреблению виде при 
    минимальных издержках обращения и совокупных запасах.
  • Создание экономических условий и использование маркетинговых инструментов, позволяющих качественно и эффективно удовлетворять запросы покупателей, гибко маневрировать материальными ресурсами и ускорять их оборачиваемость в интересах стабилизации и роста экономики.
  • Создание  современной  высоко  технически  оснащенной материально-технической базы с ключевыми элементами рыночной инфраструктуры в коммерческом звене, непрерывное ее совершенствование для пропорционального развития сферы обращения в соответствии с требованиями сферы производства.
  • Использование научных методов управления материальными потоками на основе современных логистических подходов и методов,  широкого использования возможностей электронного рынка, системы Интернет в целях максимального и своевременного удовлетворения рыночных запросов покупателей.

Информация о работе Анализ эффективности торговой деятельности