Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:13, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы состоит в том, чтобы, проанализировав данные показатели, выявить резервы для их увеличения, а также факторы, влияющие на эти показатели.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическое содержание…………………………………………..4
Глава 2. Методика анализа на примере компании на ООО «Буренка»……..7
2.1 Теоретические основы………………………………………………..7
2.2 Анализ факторов изменения объема реализации продукции……..10
2.3 Анализ динамики и выполнения плана реализации продукции…...12
2.4 Влияние изменения выпуска товарной продукции на прирост объёма реализации………………………………………………………………13
2.5 Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции………………………………………………………………………...14
2.6 Анализ прибыли и рентабельности…………………………………17
Глава 3. Предложения по увеличению выпуска и реализации продукции….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...29
Из всех вышеперечисленных методов, наиболее удобным при анализе реализации продукции является метод цепных подстановок, так как он наиболее простой в применении анализа реализации продукции, потому что происходит последняя замена плановой величины одной из слагаемых его фактической величиной; способ сравнения, так как этот способ позволяет наиболее точно определить степень выполнения плана за месяц, квартал или год. Также сравнение фактических данных с плановыми может быть использовано и для проверки обоснованности плановых показателей, для выявления резервов производства, для определения тенденций развития экономических процессов, при расчете влияния различных факторов на реализацию. Кроме того метод сравнения позволяет выявить причины отклонений и недостатков, а также изменения показателей, влияющих на прибыль.
От объёма реализации зависит финансовые результаты предприятия его финансовое положение, платёжеспособность и т.д. Следовательно, объём реализации необходимо проводить за каждый месяц, квартал, год. В процессе анализа фактические данные по объёму реализации сравниваются с плановыми, с данными предшествующих периодов, рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плана, темпы роста и прироста. На изменение объёма продаж влияют многочисленные факторы: (рис.1)
Рис.1. Модель факторной системы объёма реализации продукции
Таблица 1. Анализ факторов изменения объёма реализации продукции
Показатель в плановых оптовых ценах |
План, тыс.руб. |
Факт, тыс.руб. |
Отклонение от плана |
Остаток ГП на начало года |
799,5 |
369 |
- 430,5 |
Выпуск ТП |
29520 |
29520 |
|
Остаток ГП на конец года |
984 |
1106 |
+ 122 |
Отгрузка продукции за год |
29335,5 |
28782 |
- 553,5 |
Остаток товаров, отгруженных покупателю на начало года |
3567 |
3936 |
+ 369 |
Остаток товаров, отгруженных покупателю на конец года |
4305 |
2337 |
- 1968 |
Реализация продукции |
28597,5 |
30381 |
+ 1783,5 |
Из таблицы видно, что
план реализации продукции перевыполнен
на 1783,5 тыс. руб. за счет сверхплановых
остатков товаров, отгруженных покупателям
на начало года, а также уменьшением
остатков товаров отгруженных
Объем реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2.).
Таблица 2. Динамика реализации продукции в сопоставимых ценах
Год |
Объем реализации, тыс.руб. |
Темпы роста, % |
2009 |
25024,35 |
100 |
2010 |
30381 |
121,40 |
Из таблицы видно, что по сравнению с предыдущим годом, темпы роста по объёму реализации возросли на 21,4% за счёт увеличения качества продукции, усовершенствования рекламы на данный товар, повышения производства, увеличение спроса на данные товары; за счёт того, что данная продукция занимает достойную нишу на рынке.
Оценка выполнения плана по реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл.3.
Таблица 3. Анализ выполнения плана по реализации продукции предприятием за месяц
Вид продукции |
Реализация продукции, тыс. руб. | |||
План |
Факт |
Отклонение |
% к плану | |
Сметана, жирность 10% |
17220 |
17098 |
-122 |
-0,71 |
Сметана, жирность 15% |
20541 |
18819 |
-1722 |
-8,38 |
Сметана, жирность 20% |
24846 |
27060 |
2214 |
8,91 |
Итого |
62607 |
62976 |
369 |
0,59 |
Из таблицы видно, что за отчетный год план по реализации перевыполнен на 0,59. Увеличение произошло за счёт снижения остатков нереализованной продукции и увеличения производительности труда.
Влияние изменения остатков ГП н.г. на прирост объёма реализации определяется следующим образом:
∆ РП гп.н.п = ∆ ГП н.г,
Где ∆РП гп.н.п изменение реализованной продукции готовой продукции на начало периода;
ГП нп- изменение готовой продукции на начало периода.
Т.о. на изменение остатков готовой продукции на начало года влияет объём реализованной продукции на данный период, так как чем больше продукции было реализовано, тем меньше остатков готовой продукции на складе.
Влияние изменения остатков ГПк.г. на прирост объёма продаж определяется следующим образом:
∆ РП п к.г. = - ∆ ГП к.п.,
Где ∆РП гп к.г.- изменение реализуемой продукции на конец года;
- ∆ ГП к.п.- изменение готовой продукции на конец периода.
На изменение остатков готовой продукции на складе влияет количество реализованной продукции на конец года. Если выручка определяется по оплате отгруженной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:
ОГПн.п. + ТП + Он.п. = РП + ОГПк.п. + Ок.п.,
где ОГП - остатки готовой продукции, Он.п. - остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на начало периода.
Факторы влияния
РП = ТП + (ОГПн.п. - ОГПк.п.) + (Он.п. - Ок.п.),
РП = 62607+(14760-1230) + (1230-9840)= 67527, за счёт изменения товарной продукции, которая составляет 62607; изменения остатков готовой продукции на конец и начало периода; изменения остатков отгруженной продукции, но неоплаченной на начало и конец периода, составляющая 1230 и 9840.
Анализ реализации тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. Недовыполнение плана по договорам оборачивается для предприятия уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечёт за собой спад производства.
В процессе анализа определяется
выполнение плана поставок за месяц
и с нарастающим итогом в целом
по предприятию в разрезе
РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,
гдеРП - объём реализованной продукции;
ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;
ВП - объем выпуска продукции за период.
Расчёт произведём методом цепных подстановок, для этого необходимы следующие данные:
Таблица. 4. Объемы запасов и выпуска продукции.
Показатели |
Прошлый год 2009 |
Отчётный год 2010 |
Запасы готовой продукции на начало года, кг |
15000 |
16000 |
Запасы готовой продукции на конец года, кг |
12000 |
10500 |
Объём выпуска продукции, кг |
150000 |
160000 |
Расчёт произведём способом цепной подстановки:
РПо=15000+150000-12000= 153000 кг
РПусл1=16000+150000-12000=
РПусл2=16000+160000-12000=
РПусл3=16000+160000-10500=
Общее изменение темпов роста реализации:
РП. общ = 165500-153000=12500 кг, в том числе за счёт изменения:
запасов готовой продукции на начало года: 154000-153000=1000 кг;
запасов на конец года: 154000-164000= -10000 кг;
объёма выпуска: 165500-164000=1500 кг.
Объём реализованной продукции по сравнению с предыдущим годом (в 2009 году – 153000 кг), составляет 165500 кг продукции, реализация продукции увеличилась на 12500 кг. Прежде всего увеличение произошло за счёт увеличения выпуска товарной продукции на 1500 кг, за счёт усовершенствования товара, увеличения привлекательности упаковки; доступных для большинства потребителей уровня цен.
При анализе определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):
Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0 ,
гдеВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров;
ВПн - недопоставка продукции по договорам.
За 2010 год: Кд= 15000- 1000/15000= 0,93, что сравнительно лучше по сравнению с предыдущим годом:
за 2009 год: Кд= 15000-5000/15000= 0,6.
Коэффициент выполнения договорных обязательств за 2010 год равен 0,93, а в предыдущем году (2009г.) составлял 0,6; повышение коэффициента произошло за счёт снижения недоставок продукции по договорам до 1000 кг продукции и реализации товара в назначенный срок, период (своевременно).
Таблица 5. Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за месяц.
Продукция |
Потребитель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачётный объём в пределах плана |
Сметана, жирность 10% |
1 |
800 |
750 |
- 50 |
800 |
Сметана, жирность 15% |
1 2 |
500 600 |
500 500 |
- 100 |
500 600 |
Сметана, жирность 20% |
1 2 3 |
650 700 1200 |
600 630 1100 |
- 70 |
600 630 1100 |
Итого |
6 |
4450 |
4080 |
- 220 |
4230 |
Приведенный расчет показывает, что за отчетный месяц недопоставки продукции по договорам произошли и составляет 220 тыс. рублей, что составляет 0,9%, это ведёт к росту остатков нереализованной продукции, к увеличению затрат, то есть к хранению товара на складах.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации услуг представляет собой разницу между выручкой от реализации и затратами на реализацию и выполнение услуг. Для анализа прибыли от реализации составим таблицу 6.
Таблица 6. Данные для анализа прибыли от реализации, тыс. руб.
Показатели |
2009 |
2010 |
Выручка от реализации |
111659,4 |
117157,5 |
Полная себестоимость |
92360,7 |
95140,5 |
Прибыль от реализации |
13407 |
22017 |
По сравнению с предыдущим годом (2009г.) прибыль от реализации за 2010 год составила 22017 тыс. руб., произошло увеличение прибыли на 8610 тыс. руб. за счёт увеличения выпуска (производства) продукции, от выгодных потребителей, от своевременной поставки продукции, от роста производительности труда, за счёт увеличения выпуска товара.
Прибыль от реализации продукции
в целом по предприятию зависит
от четырех факторов: объёма реализации
продукции; её структуры; себестоимости;
уровня средне реализационных цен. Объём
реализации продукции может оказывать
положительное и отрицательное
влияние на сумму прибыли. Увеличение
объёма продаж рентабельной продукции
приводит к пропорциональному увеличению
прибыли. Если же продукция является
убыточной, то при увеличении объёма
реализации происходит уменьшение суммы
прибыли. Структура товарной продукции
может оказывать как
Информация о работе Анализ объема реализации продукции на примере ООО "Буренка"