Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа
Предмет экономического анализа как самостоятельной области экономической науки – это деятельность конкретных хозяйствующих субъектов любой формы собственности, направленная на получение прибыли или обеспечение сбалансированности расходов и доходов. Эта деятельность изучается комплексно для объективной оценки ее эффективности выявления резервов ее повышения, а также обеспечения устойчивости функционирования анализируемого хозяйствующего объекта.
Устойчивость функционирования достигается при превышении темпов роста результата над затратами.
Цель изучения деятельности конкретных хозяйствующих субъектов любой формы собственности – подготовка информации для принятия управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ объемов производства и реализации
2. Анализ влияния степени использования ресурсов на объем продаж
2.1. Анализ использования трудовых ресурсов
2.2. Анализ использования основных средств
2.3. Анализ использования материальных ресурсов
3. Анализ использования ресурсного потенциала
4. Анализ себестоимости продукции
4.1. Анализ структуры затрат
4.2. Анализ влияния факторов на изменение себестоимости
4.3. Факторный анализ прямых затрат, входящих в себестоимость
5. Анализ финансовых результатов
5.1. Анализ доходов и расходов
5.2. Анализ прибыли от продаж
5.3. Анализ показателей рентабельности
5.3.1. Анализ рентабельности активов
5.3.2. Анализ рентабельности собственного капитала
5.3.3. Анализ рентабельности производственной деятельности
6. Маржинальный анализ прибыли
7. Расчет части бизнес-плана по реализации продукции
8. Рейтинговая оценка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВЫВОД:
При росте объема продаж на 1%, материальные затраты увеличились на 17,25% материалоотдача увеличилась на 82,75%, что свидетельствует об интенсивном и использовании ресурсов. Также произошло увеличение основных фондов на 249,1% и снижение фондоотдачи на 149,1%; численность рабочих снизилась на 24,07%, а выработка увеличилась на 124,07%, что свидетельствует об экстенсивном использовании основных фондов и интенсивном использовании трудовых ресурсов.
Далее определяем влияние на абсолютный прирост объема продаж:
437480 * 80,76% = 353 308,85
437480 * 19,24% = 84 171,15
Качественный показатель использования всех производственных ресурсов составил:
= 1,1079
ВЫВОД:
По сравнению с предыдущим годом качественное, т.е. интенсивное использование ресурсов повысилось на 10,79%. Быстрее росли материалоотдача и производительность труда, а фондоотдача снизилась по сравнению с прошлым годом.
Далее определяем относительную экономию производственных ресурсов.
ОЭ = Х1 – Х0 * Iвр
Iвр = = = 1,3547
Экономия материальных затрат:
ОЭмз = МЗ1 – МЗ0 * Iвр = 696150 – 656000 * 1,3547 = -192533,2 руб. (экономия).
Относительная экономия основных фондов:
ОЭоф = ОФ1 – ОФ0 * Iвр = 299500 – 159000 * 1,3547 = 84102,7 руб. (перерасход).
Относительная экономия численности:
ОЭч = Ч1 – Ч0 * Iвр = 6000 – 6560 * 1,3547 = -2886,83 чел. (экономия заработной платы).
Зарплата на одного работника = = 57,1037 руб.
Экономия з/платы = 57,1037 * (-2886,83) = -164848,67 руб.
Анализ объёма продаж продукции выявил внутренние факторы использования ресурсов по материалам, трудовым ресурсам и основным фондам.
ТАБЛИЦА 9
Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов. тыс.руб.
№ п/п |
Показатель |
Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе анализа |
Резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения их использования |
1 |
Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов |
133840 |
164846 |
2 |
Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов |
- |
192533 |
3 |
Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств |
1137645 |
|
4 |
Итого комплектный ресурс |
Х |
164846 |
Комплектный резерв это минимальная из сопоставляемых сумм, т.к. именно в этом размере рост производства обеспечивается всеми видами ресурсов. В рассматриваемом анализе комплектный резерв составил 164846тыс.руб.
На объем продаж оказывает влияние использование производственных ресурсов, которые можно объединить в три группы:
- факторы, связанные
с использованием трудовых
- факторы, связанные с использованием материальных ресурсов;
- факторы, связанные с использованием основных средств.
Все три группы производственных факторов находятся во взаимной связи, так как отсутствие или недостаточность одного из них нарушают процесс производства продукции.
Рассмотрим структуру резерва увеличения объема продаж каждой из групп факторов, влияющих на него:
а) факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов: увеличение числа рабочих по сравнению с предыдущим периодом является экстенсивным фактором, так же, как и сокращение средней продолжительности рабочего дня. Это позволяет говорить о экстенсивном характере дополнительных резервах увеличения выручки за счет факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов.
б) факторы, связанные с использованием материальных ресурсов: в этой группе фактором, дающим резерв роста продаж, является стоимость материалов в себестоимости продаж экстенсивным фактором.
в) факторы, связанные с использованием основных средств: в этой группе фактором, дающим резерв роста продаж, является изменение выпуска продукции в 1 час на 1 тыс.рублей основных средств – данный фактор является фактором интенсификации, а так же изменение средней продолжительности рабочей смены – экстенсивный фактор.
Анализ показывает, что за исключением изменение выпуска продукции в 1 час на 1 тыс. рублей основных средств, остальные факторы являются экстенсивными для роста объема продаж, следовательно, предприятие очень хорошо использует имеющиеся резервы интенсивных факторов, поскольку при уменьшении экстенсивных факторов обеспечивается рост объема производства.
Для анализа структуры затрат заполняем таблицу 10.
ТАБЛИЦА 10
Расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе за отчетный и прошлый годы
№ п/п |
Наименование элемента затрат по обычным видам деятельности |
За отчетный год |
За прошлый год |
Отклонение (+,-) | |||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% | ||
1 |
Материальные затраты |
696 150 |
46,30 |
656 000 |
57,50 |
40 150 |
-11,2 |
2 |
Затраты на оплату труда |
376 200 |
25,02 |
297 360 |
26,07 |
78 840 |
-1,05 |
3 |
Отчисления на соц.нужды |
97 550 |
6,49 |
77 240 |
6,77 |
20 310 |
-0,28 |
4 |
Амортизация |
56 820 |
3,78 |
48 320 |
4,24 |
8 500 |
-0,46 |
5 |
Прочие затраты |
276 964 |
18,41 |
61 864 |
5,42 |
215 100 |
12,99 |
6 |
ИТОГО: |
1503684 |
100,0 |
1140784 |
100,0 |
362 900 |
0 |
ВЫВОД:
Сумма затрат в целом в отчетном году выросла на 362900тыс.руб. Этот рост произошел, в большей степени, за счет увеличения прочих затрат на 215100тыс.руб.; за счет увеличения затрат на оплату труда на 78840тыс.руб; за счет увеличения материальных затрат, отчислений на социальные нужды и амортизацию, в совокупности увеличили затраты в отчетном году на 68960тыс.руб.
Наибольший удельный вес в структуре затрат составляют материальные затраты и составляют 46,3% в отчетном году, 57,5% - в прошлом году. На 2-м месте в структуре затрат занимают затраты на оплату труда и составляют в прошлом году 26,07%, в отчетном году 25,02%. Доля прочих затрат в составе общих затрат в отчетном году увеличилась на 21,99% - это наибольший показатель, доля остальных затрат уменьшилась. Таким образом, значительно увеличилась не только величина прочих затрат, но и их доля в общем объеме затрат, что безусловно сказалось на общем увеличении затрат в отчетном году по сравнению с предыдущим.
ТАБЛИЦА 11
Вспомогательные расчеты к построению индексов затрат на 1руб. продаж
№ п/п |
Показатель |
Усл. |
Изделие А |
Изделие В |
Изделие С |
ИТОГО | ||||
обоз. |
прошл. |
отчет. |
прошл. |
отчет. |
прошл. |
отчет. |
прошл. |
отчет. | ||
1 |
Количество, шт. |
Q |
3200 |
3960 |
4650 |
4400 |
2000 |
4000 |
9500 |
12 360 |
2 |
Цена, тыс.руб. |
Z |
157,8 |
174 |
96,80 |
95.80 |
139,1 |
140,05 |
Х |
Х |
3 |
Стоимость, тыс.руб. |
QZ |
504960 |
689040 |
450120 |
421520 |
278200 |
560200 |
1233280 |
1670760 |
4 |
Себестоимость ед. продукции, тыс.руб. |
P |
149,30 |
156 |
87,36 |
89,21 |
128,4 |
123,35 |
Х |
Х |
5 |
Себестоимость продукции, т.руб. |
QP |
477760 |
617760 |
406224 |
392524 |
256800 |
493400 |
1140784 |
1503684 |
6 |
Себестоимость объема продаж отч.года при себестоимости еденицы прошл.года, т.руб. |
Q1P0 |
Х |
591228 |
Х |
384384 |
Х |
513600 |
Х |
1489212 |
7 |
Стоимость продаж отч.года в ценах прошл. года, т.руб. |
Q1Z0 |
Х |
624888 |
Х |
425920 |
Х |
556400 |
Х |
1607208 |
Для расчета влияния факторов на изменение себестоимости делают расчет затрат на 1 рубль продукции.
ЗР = = , где
P- себестоимость продукции
Z- цена продукции
Q- структура продукции
ЗР′ = ; ЗР′′ =
Находим влияние факторов на изменение затрат на 1 рубль продукции:
∆ЗР(Q) = ЗР′– ЗР0;
∆ЗР(P) = ЗР′′– ЗР′;
∆ЗР(Z) = ЗР1– ЗР′′.
ТАБЛИЦА 12
Затраты на 1рубль продукции
Показатель |
Изделия |
ИТОГО | ||
А |
В |
С | ||
ЗР0 |
0,9461 |
0,9025 |
0,9231 |
0,9250 |
ЗР′ |
0,9461 |
0,9025 |
0,9231 |
0,9266 |
ЗР′′ |
0,9886 |
0,9216 |
0,8868 |
0,9356 |
ЗР1 |
0,8966 |
0,9312 |
0,8808 |
0,9 |
ТАБЛИЦА 13
Влияние факторов на изменение затрат на 1 рубль продукции
Факторы влияния |
Изделия |
ИТОГО | ||
А |
В |
С | ||
Структура продукции ∆ЗР(Q) |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,0016 |
Себестоимость ∆ЗР(P) |
0,0425 |
0,0191 |
-0,0363 |
0,009 |
Цена продукции ∆ЗP(Z) |
-0,0920 |
0,0096 |
-0,006 |
-0,036 |
Итого ∆ЗР |
0,0495 |
-0,0287 |
-0,0423 |
-0,025 |
Фактическая величина продаж отчетного года с учетом затрат на 1 рубль продаж определяется по формуле:
ВР1 = .
ВР1общ. = = = 1 670 760
По видам продукции:
А: ВР1А = = = 689002,90
В: ВР1В = = = 421524,91
С: ВР1С = = = 560172,57
Находим изменение общей величины затрат отчетного года (тыс.руб.):
∆Р(Р) = ∆ЗР(Р) * ВР
∆Р(Р)общ = 0,009 * 1670760 = 15036,84
∆Р(Р)А = 0,0425 * 689002,90 = 29282,62
∆Р(Р)В = 0,0191 * 421524,91 = 8051,13
∆Р(Р)С = -0,0363 * 560172,57 = -20334,26
∆Р(Q) = ∆ЗР(Q) * ВР
∆Р(Q)общ = 0,0016 * 1670760 = 2673,22
∆Р(Q)А = 0
∆Р(Q)В = 0
∆Р(Q)С = 0
∆Р(Z) = ∆ЗР(Z) * ВР
∆Р(Z)общ = -0,0356 * 1670760 = -59479,06
∆Р(Z)А = -0,0920 * 689002,90 = -63388,27
∆Р(Z)В = 0,0096 * 421524,91 = 4046,64
∆Р(Z)С = -0,006 * 560172,57 = -3361,04
Полученные данные заносим в таблицу.
ТАБЛИЦА 14
Влияние факторов на общую величину затрат
Факторы влияния |
ИЗДЕЛИЕ |
ВСЕГО | ||
А |
Б |
С | ||
Себестоимость продукции |
29282,62 |
8051,13 |
-20334,26 |
15036,84 |
Цена продукции |
-63388,27 |
4046,64 |
-3361,04 |
-59479,06 |
Структура продукции |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2673,22 |
ИТОГО |
-34105,65 |
12097,77 |
-23695,3 |
-41769 |
Находим величину затрат с учетом величины затрат на 1 рубль продукции прошлого года (тыс.руб.):
P0 = ЗР0 ВРфакт
Информация о работе Анализ объемов рентабельности производства и реализации