Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:06, курсовая работа
Целью курсового проекта является анализ показателей рентабельности и факторов их составляющих и разработка мер по эффективному управлению рентабельностью, прибылью и себестоимостью на предприятии АО «Вина Комрата»
Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:
1.Изучение сущности, видов и показателей рентабельности предприятия;
2.Исследование экономической сущности прибыли, ее источников образования и функций, а так же структуры себестоимости и классификации затрат.
3.Проведение анализа показателей рентабельности, прибыли и себестоимости предприятия;
4.Выработка основных резервов снижения себестоимости предприятия и путей увеличения прибыли и показателей рентабельности.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты показателей рентабельности предприятия и факторов их составляющих………………………………………………….….6
1.1 Рентабельность предприятия, её значение, сущность, виды
и показатели…………………………………………………………………....6
1.2 Экономическая сущность прибыли, её источники образования и функции…...................................................................................................................11
1.3 Структура себестоимости и классификация затрат…………………15
Глава II. Анализ показателей рентабельности, прибыли и себестоимости на предприятии АО «Вина Комрата»…………………………………………20
2.1 Анализ показателей рентабельности предприятия АО «Вина Комрата»………………………………………………………….………………….21
2.2 Анализ прибыли и себестоимости предприятия АО «Вина Комрата»……………………………………………………….…………………….27
2.3 Резервы снижения себестоимости на предприятии АО «Вина Комрата»………………………………………………………………………….….33
2.4 Пути увеличения прибыли и рентабельности на предприятии АО «Вина Комрата»………………………………………………………………..........36
Заключение………………………………………………………………………...39
Список литературы………………………………………………………….........41
II. Показатели оценки рентабельности продаж:
Рентабельность продаж показывает , сколько прибыли приходится на единицу продукции, то есть характеризует уровень прибыльности ( убыточности) ее производства. В практике можно встретиться с различными вариантами оценки рентабельности продаж в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная прибыль, прибыль до налогообложения или чистая прибыль. [2.8.стр.12]
1.Коэффициент рентабельности
валовой прибыли(Валовая
где: Rвал. – коэффициент рентабельности валовой прибыли
ВП – валовая прибыль
ОЧП – объем чистых продаж
2.Коэффициент рентабельности
операционной прибыли(
где: R опер. – Коэффициент рентабельности операционной прибыли
ОП – операционная прибыль
ОЧП – объем чистых продаж
3.Коэффициент рентабельности чистой
прибыли(рентабельность продаж) демонстрирует
долю чистой прибыли в объеме продаж и
рассчитывается следующим образом:
В аналитической практике чаще всего используется коэффициент рентабельности чистой прибыли(рентабельность продаж).
Порог рентабельности – это такой объем продаж , при котором предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли.
Для коммерческого предприятия очень важно определить порог рентабельности или порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Найти точку безубыточности необходимо для определения объема и стоимости продаж, при котором коммерческое предприятие способно покрыть свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка.
Для определения
порога рентабельности необходимо сумму
себестоимости продаж распределить на
2 группы: переменные и постоянные затраты.
Затем, применив следующую формулу, можно
определить точку безубыточности или
порог рентабельности:
где: Тбез – порог рентабельности(точка безубыточности)
ОЧП – объем чистых продаж
Зпост. – постоянные затраты
Зпер.- переменные затраты [8. стр.224-226]
1.2.Экономическая
сущность прибыли, ее
Прибыль — один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий.
Прибыль – это экономическая категория, представляющая собой положительный финансовый результат деятельности предприятия.
В условиях рыночной экономики целевой функцией предприятия становится прибыль. Она – двигатель всех его действий, отражает их эффективность. Прибыль является важным источником финансирования развития и совершенствования производства, удовлетворения хозяйственных нужд, социальных потребностей работников и собственников предприятия.
Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. [2.10.стр.227]
По своему содержанию прибыль весьма сложная категория, общий результат всех действий хозяйствующего субъекта, затрагивающий экономические интересы участников производственного процесса. Однако различных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только определенные показатели финансовых результатов. Например:
- администраторов предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, а также факторы, воздействующие на ее величину;
- налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации о всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли;
- потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли, т.е. устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе.
Прибыль, получаемая предприятием подвержена влиянию большого числа факторов, как внутренних, зависящих от усилий предприятий, так и внешних, не зависящих от его деятельности. К внешним факторам относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на материально-сырьевые и топливно- энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, ставки налогов. К внутренним факторам относятся: уровень цен на реализуемую продукцию, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность, организация производства и труда, производительность труда и др. [2.5. стр.154]
Источники прибыли в хозяйственной деятельности показывают, каким именно образом предприятие может достигнуть положительного финансового результата. Выделяют четыре основных источника получения прибыли.
1.первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Сохранение этого источника предполагает постоянное обновление продукта;
2.второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т. д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от структуры снижения издержек производства;
3.третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятия и выполняет следующие функции:
Во – первых, прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, а также экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Однако прибыль не является универсальным показателем работы предприятия. Многофакторность категории прибыли вызывает необходимость наряду с прибылью использовать другие показатели эффективности производства (объем реализации, производительность труда и другие).
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Доля чистой прибыли , оставшейся в распоряжении предприятия, после уплаты налогов, должна быть достаточной для выплаты дивидендов, создания резервного фонда, фонда развития предприятия, материального поощрения работников.
В – третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и используется для финансирования государственных инвестиционных, производственных, научно- технических и социальных программ.
В-четвертых, прибыль обладает воспроизводственной функцией. ЕЕ содержание в том, что за счет прибыли в значительной мере осуществляется расширение производственного потенциала предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Нераспределенная прибыль, лежащая на депозитных счетах , вложенная в краткосрочные финансовые инструменты, обладает функцией самонакопления (капитализации). [2.10.стр. 228-229]
Таким образом, прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм его формирования.
Формирование и распределение
прибыли строится по следующей схеме:
1. Валовая прибыль (убыток) определяется как разница между объемом (суммой) чистых продаж и себестоимостью продаж.
2.Прибыль(убыток)
операционной деятельности определяется
следующим образом: к валовой прибыли
прибавляется сумма других операционных
доходов и вычитаются суммы коммерческих
расходов, административных расходов
и других операционных расходов.
3. Прибыль (убыток) от
инвестиционной деятельности
4. Прибыль (убыток) от
финансовой деятельности
5. Прибыль (убыток) от
финансово – хозяйственной
6. Чрезвычайная прибыль (убыток) определяется как разница между чрезвычайными доходами и расходами.
7. Налогооблагаемая прибыль (прибыль до налогообложения) определяется путем суммирования прибыли от финансово – хозяйственной деятельности и чрезвычайной прибыли (убытков).
8. Чистая прибыль (убыток)
– это налогооблагаемая
Чистая прибыль является основным источником начисления дивидендов. По решению собственников она может быть также направлена на формирование резервов(резервный фонд), на увеличение имущества и развитие производства(фонд накопления), на потребление(фонд потребления)[2.7. стр.219]
1.3. Структура себестоимости и классификация затрат.
Себестоимость —все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.
Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию»
В экономической науке и для прикладных задач выделяется несколько типов себестоимости:[2.6. стр. 122]
Полная себестоимость (средняя) — соотношение полных издержек к объему производства;
Предельная себестоимость — это себестоимость каждой последующей произведенной единицы продукции;
Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Виды себестоимости:
1. Себестоимость по статьям кальк
2. Себестоимость по элементам затрат. [2.13]
Экономическая деятельность
предприятия связана с
Под затратами следует понимать потребленные ресурсы на производство продукции и оказание услуг с целью получения доходов.
Затраты классифицируются по следующим признакам: