Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:06, курсовая работа
Целью курсового проекта является анализ показателей рентабельности и факторов их составляющих и разработка мер по эффективному управлению рентабельностью, прибылью и себестоимостью на предприятии АО «Вина Комрата»
Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:
1.Изучение сущности, видов и показателей рентабельности предприятия;
2.Исследование экономической сущности прибыли, ее источников образования и функций, а так же структуры себестоимости и классификации затрат.
3.Проведение анализа показателей рентабельности, прибыли и себестоимости предприятия;
4.Выработка основных резервов снижения себестоимости предприятия и путей увеличения прибыли и показателей рентабельности.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты показателей рентабельности предприятия и факторов их составляющих………………………………………………….….6
1.1 Рентабельность предприятия, её значение, сущность, виды
и показатели…………………………………………………………………....6
1.2 Экономическая сущность прибыли, её источники образования и функции…...................................................................................................................11
1.3 Структура себестоимости и классификация затрат…………………15
Глава II. Анализ показателей рентабельности, прибыли и себестоимости на предприятии АО «Вина Комрата»…………………………………………20
2.1 Анализ показателей рентабельности предприятия АО «Вина Комрата»………………………………………………………….………………….21
2.2 Анализ прибыли и себестоимости предприятия АО «Вина Комрата»……………………………………………………….…………………….27
2.3 Резервы снижения себестоимости на предприятии АО «Вина Комрата»………………………………………………………………………….….33
2.4 Пути увеличения прибыли и рентабельности на предприятии АО «Вина Комрата»………………………………………………………………..........36
Заключение………………………………………………………………………...39
Список литературы………………………………………………………….........41
Чистая прибыль как в 2010г., так и в 2011 равна прибыли до налогообложения, так как в указанном периоде согласно законодательству Республика Молдова и налоговому кодексу раздел №2 юридические лица не облагались подоходным налогом. И следовательно чистая прибыль в 2011г. превышает чистую прибыль в 2010г. на 188639 леев.
Проведем факторный анализ прибыли от операционной деятельности. Факторный анализ прибыли от операционной деятельности предполагает выявление причин, обусловивших изменение ее величины в динамике и расчет влияния соответствующих факторов на финансовый результат от операционной деятельности.
Из данных, представленных в таблице 2.2.2., можно констатировать, что прибыль, полученная АО «Вина Комрата» от операционной деятельности в 2011 году, увеличилась на 365236 леев по сравнению с результатами 2010 года. Данное увеличение было обусловлено тем, что сократилась величина коммерческих расходов на 907555 леев и уменьшились общие административные расходы на 324128 леев, что и привело к увеличению суммы прибыли от операционной деятельности на 1231683 лея.
Вместе с тем, уменьшение в 2011 году по сравнению с 2010 годом валовой прибыли на 410917 леев, сокращение других операционных доходов на 64510 леев и увеличение других операционных расходов на 391020 леев являются причиной уменьшения прибыли от операционной деятельности на 866447 .
Детальный анализ факторов, обусловивших увеличение прибыли от операционной деятельности, осуществленный на основе данных Приложения к Отчету о финансовых результатах, показал что сокращение коммерческих расходов связано, в основном, с уменьшением транспортных расходов по сбыту на 817567 леев, а также показал что уменьшение общих и административных расходов связано, в основном с уменьшением на 407891 леев прочих общих и административных расходов.
Факторный анализ прибыли от операционной деятельности.
Показатели |
На конец 2010г. |
На конец 2011г. |
Абсолютное отклонение |
Размер влияния |
Валовая прибыль |
3527954 |
3117037 |
-410917 |
-410917 |
Другие операционные доходы |
442863 |
378353 |
-64510 |
-64510 |
Коммерческие расходы |
965329 |
57774 |
-907555 |
+907555 |
Общие и административные расходы |
2009553 |
1685425 |
-324128 |
+324128 |
Другие операционные расходы |
388566 |
779586 |
+391020 |
-391020 |
Прибыль от операционной деятельности |
607369 |
972605 |
+365236 |
Х |
Источник: разработано автором на основании финансовой отчетности АО «Вина Комрата».
БВФ: 972605-607369 = (-410917)+(-64510)+907555+
Предприятие АО «Вина Комрата» обладает внутренними резервами увеличения прибыли от операционной деятельности в будущем за счет увеличения валовой прибыли, других операционных доходов и сокращения других операционных расходов, т.е. более эффективного управления расходами периодов. Деятельность предприятия на данном этапе можно оценить положительно.
Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом. [2.6.стр.122]
Анализ себестоимости продаж на предприятии АО «Вина Комрата»
Показатели |
На конец 2010г. |
На конец 2011г. |
Отклонения |
Себестоимость реализованной готовой продукции |
15659616 |
13095558 |
-2564058 |
Себестоимость проданных товаров |
139577 |
0 |
-139577 |
Себестоимость продаж |
15799193 |
13095558 |
-2703635 |
Источник: разработано автором на основании финансовой отчетности АО «Вина Комрата».
Из данных представленных в таблице 2.2.3. видно, что себестоимость продаж в 2011 году равная 13095558 леев сократилась на 2703635 леев по сравнению с себестоимостью продаж в 2010 году. Данное уменьшение себестоимости продаж произошло за счет влияния следующих двух факторов: снижения себестоимости реализованной готовой продукции в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 2564058 леев и сокращением себестоимости проданных товаров в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 139577, т.е. себестоимость проданных товаров в 2011 году равна нулю.
2.3 Резервы снижения себестоимости предприятия на предприятии АО «Вина Комрата».
Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия. Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
Определение резервов снижения себестоимости - это конечная цель анализа. При этом резервы делятся на две группы:
1.Непроизводительные расходы - потери от брака, потери от простоев, недостача и порча материалов, увеличение расходов запасных частей, деталей;
2.Неоправданные перерасходы
В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных. Снижения трудоемкости продукции и роста производительности труда можно достичь различными способами. Наиболее эффективные из них :
1.Повышение технического уровня производства.
2.Улучшение организации производства и труда.
3.Изменение объема, структуры и размещения производства.
4.Улучшение использования природных ресурсов.
5.Развитие производства.
Экономия, обусловливающая фактическое снижение себестоимости,
рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов:
1. Повышение технического
уровня производства. Это
внедрение новой, прогрессивной
технологии, механизация и
автоматизация производственны
2. Совершенствование
организации производства
и труда. Снижение себестоимости
может произойти в
производства; совершенствования управления производством и сокращение затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных затрат; прочих факторов повышающих уровень организации производства.
3. Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства (например, развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции).
4. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных затрат (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные затраты не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.
5.Улучшение использования
природных ресурсов. Здесь учитывается:
изменение состава и качества
сырья; изменение
6.Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы. Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимости в результате ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на более высокой технической основе, с лучшими экономическими показателями. [2.13]
Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.
Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажно и повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.
Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достичь путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.
Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией, и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывныйтехнический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных материалов позволяют значительно снизитьсебестоимость продукции.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является
расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.
В сочетании с традиционными
путями снижения затрат на производство
продукции вновь возникшие
2.4 Пути увеличения прибыли и рентабельности на предприятии АО «Вина Комрата».
В ходе анализа прибыльности и рентабельности важно выявить основные резервы предприятия, повышение прибыли и рентабельности, и наметить мероприятия по использованию резервов.
К внешним факторам, влияющим на прибыль относятся следующие:
характер производственной деятельности; конъюнктура рынка; инфляция; уровень цен на материально – технические ресурсы; кредитно-налоговая политика государства.
На прибыль предприятия оказывают влияние факторы, обусловленные специфическими особенностями отрасли, к которой оно относится. От того, действует ли предприятие в материало-, фондо – или трудоемкой отрасли, зависит уровень и структура издержек производства, пути их снижения и норма прибыли.