Анализ показателей рентабельности, прибыли и себестоимости на предприятии АО «Вина Комрата»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является анализ показателей рентабельности и факторов их составляющих и разработка мер по эффективному управлению рентабельностью, прибылью и себестоимостью на предприятии АО «Вина Комрата»
Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:
1.Изучение сущности, видов и показателей рентабельности предприятия;
2.Исследование экономической сущности прибыли, ее источников образования и функций, а так же структуры себестоимости и классификации затрат.
3.Проведение анализа показателей рентабельности, прибыли и себестоимости предприятия;
4.Выработка основных резервов снижения себестоимости предприятия и путей увеличения прибыли и показателей рентабельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты показателей рентабельности предприятия и факторов их составляющих………………………………………………….….6
1.1 Рентабельность предприятия, её значение, сущность, виды
и показатели…………………………………………………………………....6
1.2 Экономическая сущность прибыли, её источники образования и функции…...................................................................................................................11
1.3 Структура себестоимости и классификация затрат…………………15
Глава II. Анализ показателей рентабельности, прибыли и себестоимости на предприятии АО «Вина Комрата»…………………………………………20
2.1 Анализ показателей рентабельности предприятия АО «Вина Комрата»………………………………………………………….………………….21
2.2 Анализ прибыли и себестоимости предприятия АО «Вина Комрата»……………………………………………………….…………………….27
2.3 Резервы снижения себестоимости на предприятии АО «Вина Комрата»………………………………………………………………………….….33
2.4 Пути увеличения прибыли и рентабельности на предприятии АО «Вина Комрата»………………………………………………………………..........36
Заключение………………………………………………………………………...39
Список литературы………………………………………………………….........41

Файлы: 1 файл

!!!!Курсовая!!!.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

         I. По методу отнесения на себестоимость продукции различают:

                          1.прямые затраты

                         2.косвенные затраты

К прямым затратам относятся те из них, которые могут быть непосредственно отнесены на определенную продукцию(или другой объект затрат).

Прямые затраты на единицу продукции  определяются путем нормативного счета, т.е. умножение норм расхода(сырья, материалов) на цену их приобретения. К ним относятся:

а) Прямые материальные затраты включают стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых в производстве продукции  вещественно входящих в ее состав и включаемых в ее себестоимость  прямым путем.

В производственных предприятиях прямые материальные затраты включают:

          1. стоимость сырья и материалов, составляющих основу производимой продукции;

          2. комплектующих изделий и продуктов, подвергающихся сборке или дополнительной обработке;

          3. топливо всех видов;

          4.энергии всех видов(электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода);

          5. услуг производственного характера( обработка сырья и материалов, проведение испытаний по определению качества сырья и т.д.)

У предприятий сферы  услуг затраты на материалы включают: вспомогательные материалы, строительные материалы, горюче – смазочные материалы, запчасти для ремонта и т.д.

У торговых предприятий  затраты на материалы не включаются в себестоимость товаров, а относятся  на расходы периода.                     

б) Прямые затраты на оплату труда – это затраты на выплату  заработной платы рабочим, включаемые непосредственно в себестоимость  готовой продукции прямым путем.

На производственных предприятиях в прямые затраты на оплату труда включают:

           1. заработная плата за фактически выполненную работу, начисленная исходя из сдельных расценок, тарифных ставок, должностных окладов, в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда;

           2. оплата дней отдыха (отгулов)  за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени;

           3. надбавки и доплаты к тарифным  ставкам и окладам за работу  в ночное время, в выходные  и праздничные дни, за совмещение  профессий, за работу в тяжелых  и вредных условиях;

           4. оплата очередных и дополнительных отпусков и др.

У предприятий сферы  услуг затраты на оплату труда  состоят из основной и дополнительной заработной платы, различных надбавок, доплат, премий, начисленных персоналу, занятому в сфере услуг.

У торговых предприятий затраты на оплату труда не включаются в себестоимость товаров, а относятся на расходы периода.

Косвенные затраты –  это затраты, которые не могут  быть прямым путем отнесены на конкретную продукцию или объект затрат. К  ним относятся:

Косвенные производственные затраты – это затраты, связанные с обслуживанием производственных подразделений и их управлением. Они не могут быть включены в себестоимость прямым путем и распределяются в особом порядке(пропорционально продолжительной стоимости каждого продукта на этапе производственного процесса). Сюда входят:

           1. затраты на поддержание основных средств производственного назначения в рабочем состоянии(технический осмотр, проведение текущего и капитального ремонта);

           2. затраты на содержание и обслуживание технических средств управления, связи, средств сигнализации и др. относящихся к производственному процессу;

           3. износ основных средств производственного назначения;

            4. амортизацию нематериальных активов;

            5. стоимость материалов, используемых в процессе производства для обеспечения нормального технологического процесса, для упаковки продукции в цехах;

           6. заработная плата вспомогательных  производственных рабочих, а также  управленческого и прочего персонала производственных подразделений;

           7. затраты по обеспечению нормальных  условий труда и техники безопасности;

           8. охрана цехов (включая противопожарную);

           9. затраты на командировки работников, занятых производственным процессом;

          10. обязательное страхование работников, занятых в производстве и др.

II. По признаку зависимости от изменения объема производства продукции затраты группируются на:

                1. переменные

                2. постоянные

Переменные затраты – это затраты, которые изменяются пропорционально объему продукции, выполненных работ, оказанных услуг(материальные затраты на оплату труда производственных рабочих).

Постоянные затраты  – это такие затраты, которые  остаются в определенном диапазоне  изменений постоянными, независимо от изменений объема производства или деловой активности управленческого персонала(начисленный износ, аренда помещений, отопление, освещение помещений).

Полупеременные затраты  представляют собой затраты, меняющиеся скачкообразно, т.е. стабильные при изменении объема выпуска в некотором интервале и меняющиеся при выходе объема производства за пределы данного интервала (например: транспортные расходы). Их называют вместе с постоянными затратами условно – постоянные.[2.7. стр.205-208]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           ГлаваII: Анализ показателей рентабельности, прибыли и себестоимости на предприятии АО «Вина комрата»

  АО«Вина Комрата» - старейшее винодельческое предприятие, расположенное на юге Молдовы. На протяжении более 100 лет виноделы Комрата сохраняют и передают из поколения в поколение классические традиции изготовления уникальных южных молдавских виноградных вин. Вина изготовлены из натурального сырья, без применения синтетических добавок и ароматизаторов  что несомненно придает комратским винам природную свежесть. [3.1.]

Группы товаров АО «Вина Комрата».

Описание: Вина виноградные, Вина виноградные красные, Вина виноградные белые, Вина виноградные розовые, Вина виноградные молодые, Вина виноградные столовые, Вина виноградные десертные, Услуги обработки и розлива алкогольных и безалкогольных напитков, Услуги розлива вин, Напитки (торговые поставки), Вина столовые - торговые поставки, Вина крепленые и десертные - торговые поставки, Ликеры - торговые поставки, Спиртные напитки крепкие - торговые поставки.[3.2]

Стратегия АО «Вина Комрата» — умелый маркетинг и экономия 
Простой покупатель, может быть, не сумеет, как дегустатор, определить, что в запахе того или иного комратского вина «ярко выражены ароматы паслена и сафьяна», что вкус у него «бархатистый», но уверенно скажет: вино это — насыщенное, густое, настоящее.

В общем, сделано на совесть! Не случайно многие сорта комратских вин занимают престижные места на специализированных выставках и  конкурсах. Только за последние годы «Вина Комрата» завоевали 11 наград на международных выставках. Два вида «Комратского красного» удостоены золотых медалей. В феврале нынешнего года в рамках конкурса «Лучший продукт 2012 года», проходившего в Москве на Международной выставке «Продэкспо», вино «Ауриу» получило золотую медаль. Годом раньше серебряной медали был удостоен комратский «Кагор». В мае в номинации Гагаузии на «Лучшее предприятие в отрасли перерабатывающей промышленности» второе место было присуждено АО «Вина Комрата», где директор — Анатолий Хмелевский.

За более чем 115-летний период существования  АО «Вина Комрата» его продукция  не раз подтверждала свое качество. Около 80 процентов её экспортируется   в  Белоруссию, Украину, Польшу, страны Балтии. Наибольшим спросом за рубежом  пользуются красные вина. Предприятие располагает пятью производственными линиями и способно перерабатывать 10 тысяч тонн винограда в год. 
В течение двух последних лет завод открыл 12 фирменных магазинов в разных городах Молдовы.[3.3]

2.1 Анализ показателей  рентабельности предприятия АО «Вина Комрата».

Рентабельность (нем. rentabel — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.[3.6.]

Данные таблицы 2.1.1. показывают, что в исследуемых периодах наблюдается положительная динамика показателей рентабельности, однако также можно утверждать, что все показатели рентабельности занижены и не соответствуют необходимым нормам.

В 2011 году показатель рентабельности активов на 0,146 процентных пункта больше, чем в предыдущем периоде. Росту  рентабельности активов в 2011 году способствовал  такой фактор, как увеличение прибыли до налогообложения на 188639 леев по сравнению с 2010 годом, который увеличился за счет роста прибыли от финансово- хозяйственной деятельности на 188639 леев, вызванное увеличением прибыли от операционной деятельности на 365326 леев, который в свою очередь увеличился за счет сокращения коммерческих расходов  на 907555 леев и  сокращение общих административных расходов на  324128 леев. Но не смотря на рост в 2011 году, рентабельность активов также как и в 2010 году не соответствует норме равной 10-15 %, а это значит, что в 2010 году предприятие обеспечивает получение на каждый лей стоимости имущества всего лишь 2,327 бань прибыли, а в 2011 году 2,473 бань прибыли.                                                           

                                                                                                                Таблица 2.1.1.

                    Расчет показателей рентабельности  АО «Вина Комрата».

                                                                                                                          (%)

Показатели

На конец 2010г.

На конец 2011г.

Отклонения

Рентабельность активов

2,327

2,473

+0,146

Рентабельность собственного капитала

4,308

5,856

+1,548

Рентабельность инвестиций

1,905

2,278

+0,373

Рентабельность валовой прибыли

18,254

19,226

+0,972

Рентабельность операционной прибыли

3,143

5,999

+2,856

Рентабельность продаж

2,326

3,937

+1,611


Источник: разработано автором на основании финансовой отчетности АО «Вина Комрата».

  В 2011 году коэффициент рентабельности собственного капитала по сравнению с 2010 годом увеличился на 1,548 процентных пункта. На рост рентабельности собственного капитала в 2011 году повлиял такой фактор, как увеличение чистой прибыли на 188639 леев по сравнению с 2010 годом. Данное увеличение произошло за счет роста прибыли до налогообложения на 188639 леев, которое произошло за счет роста прибыли от операционной деятельности на 365326 леев. Данный коэффициент рентабельности также не соответствует норме равной 10 %  ни в 2010 году, ни в 2011.Это значит что каждый лей инвестированный в собственный капитал в 2010 году приносит прибыль в размере 4,308 лея, а в 2011 году каждый лей инвестированный в собственный капитал приносит 5,856 леев чистой прибыли.

Показатель рентабельности инвестиций в 2011 году составил 2,278 %, что на 0,373 процентных пункта больше, чем в 2010 году, Показатель рентабельности инвестиций в 2011 году возрос по сравнению с 2010 годом, за счет увеличения чистой прибыли на 188639 леев, который увеличился благодаря росту прибыли до налогообложения на 188639 леев, вызванный увеличением прибыли от операционной деятельности на 365326 леев.  Коэффициент рентабельности инвестиций также очень занижен.

Из всех показателей  рентабельности, коэффициент рентабельности валовой прибыли самый высокий. Но он  так же ни в 2010 , ни в 2011 годах не соответствует норме равной 25-30%. В 2011 году показатель рентабельности валовой прибыли на 0,972 процентных пункта больше, чем в 2010 году. Отрицательное влияние уменьшения валовой прибыли на показатель валовой рентабельности  в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 410917 леев было компенсировано за счет уменьшения объема чистых продаж в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 3114552 лея.

Рентабельность операционной прибыли в 2011 году так же выше показателя рентабельности операционной прибыли в 2010 году на 2,856 процентных пункта. Несмотря на то, что произошло увеличение данного коэффициента рентабельности в 2011г. по сравнению с 2010г.он все таки еще низкий. Заметная положительная динамика связана с увеличением операционной прибыли в 2011г. по сравнению с 2010г. на 365236 леев, которое произошло за счет сокращения коммерческих расходов на 907555 леев и уменьшением общих административных расходов на 324128 леев.

Рентабельность продаж в 2011 году и 2010 году составили 3,937% и 2,323% соответственно. В данном случае также наблюдается положительная динамика.  В 2011г. по сравнению с 2010г. данный показатель увеличился на 1,611 процентных пункта. На данное увеличение повлияли такие  факторы, как увеличение чистой прибыли на 188639 леев. Данный рост произошел за счет увеличения прибыли от финансово- хозяйственной деятельности, который в свою очередь увеличился за счет роста прибыли от операционной деятельности на 365236 леев, вызванное сокращением коммерческих расходов и общих административных расходов на 907555 леев и 324128 леев соответственно. Коэффициент рентабельности продаж также очень низок.

Информация о работе Анализ показателей рентабельности, прибыли и себестоимости на предприятии АО «Вина Комрата»