Анализ производства и реализации продукции на примере ООО “Ромашка”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Задача курсовой работы состоит в том, чтобы, проанализировав данные показатели, выявить резервы для их увеличения, а также факторы влияющие на эти показатели.
Объектом анализа курсовой работы стало ООО «Ромашка».
В первой части приведена необходимая информация об анализе производства и реализации продукции для того чтобы создать основу для понимания методологии проведения анализа.
Во второй части работы приводятся методические основы анализа объема производства и реализации продукции.
В третей части описывается сам объект исследования и проводится анализ. В этой же части рассматриваются факторы и резервы увеличения производства и реализации продукции на данном предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы производства и реализации продукции 3
1.1. Показатели объемов производства и реализации, их взаимосвязь 5
1.2. Значение, задачи и источники информации анализа производства и реализации продукции 5
2. Методика анализа производства и реализации продукции 12
2.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции 12
2.2. Анализ ассортимента и структуры продукции 16
2.3. Анализ качества произведенной продукции 21
2.4. Анализ ритмичности работы предприятия 24
2.5. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции 26
3. Анализ производства и реализации продукции на примере ООО “Ромашка” 33
3.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Ромашка» 33
3.2. Анализ производства и реализации продукции 34
3.3. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции 44 Заключение 47
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая АФХД Анализ производства и реализации продукции.docx

— 208.97 Кб (Скачать файл)

          Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат:  бизнес – план  предприятия, оперативные планы – графики, отчетность ф. № 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф. № 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф. № 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф. № 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.

 

 

2.  Методика анализа производства и реализации продукции

2.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции  

                       

          Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально – технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

          В процессе анализа производства продукции осуществляется формирование и выполнение производственной программы по стратегическим позициям, дается оценка эффективности перспектив ее реализации, а так же определяются экономические последствия управленческих решений по дальнейшему развитию и регулированию объема производства.

          Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно – натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

           Валовая продукция – это  стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

          Товарная продукция – отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

          Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

           Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

          Условно – натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество  условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

          Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно – натуральные измерители.

          Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Важным в ходе анализа является оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный год.

          Анализ динамики производства и реализации продукции проводится с помощью следующих показателей:

    • базисных темпов роста (прироста) – определяются по отношению к первому году анализируемого периода;
    • цепных темпов роста (прироста) – определяются по отношению к предыдущему периоду;
    • среднегодовых темпов роста (прироста) – рассчитываются по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной:

    (1)

 

          Этот анализ показывает, как изменился объем производства и реализации за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

          Анализируя динамику объема реализации продукции (работ, услуг), необходимо учитывать показатели в сопоставимых ценах. Учет показателей в фактических действующих ценах может привести к искажению результатов анализа, попадающих под воздействие стоимостного фактора.

          Устойчивое состояние производства и реализации продукции характеризуется одинаковыми темпами изменения объемов товарной и реализованной продукции и устойчивым соотношением их абсолютных величин. Значительное отклонение в темпах изменения объемных показателей служит индикатором сбоя в производственном процессе или системе сбыта продукции, что может являться основной причиной неплатежеспособности.

          Превышение объема товарной продукции над объемом реализации продукции свидетельствует о проблемах сбыта на предприятии. Индикатором этого являются увеличивающиеся запасы готовой продукции на складе.

          Превышение объема реализации над товарной продукцией свидетельствует о снижении остатков готовой продукции на складе, об активизации маркетинговой политики или о повышении платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию.

          Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству, а также отклонение от плана.

          Анализ реализации продукции  тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

          Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.

         В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

         Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл)  и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):

Кд.п. = (Оппл – Опн) / ОПпл      (2)

          Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий – смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

При анализе товарной  продукции устанавливают выполнение плана по номенклатуре и ассортименту продукции.

 

2.2. Анализ ассортимента  и структуры продукции

 

          Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

          При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

    • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
    • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
    • изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
    • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

          Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы организация выполняла план не только по объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре).

Номенклатура – это перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов.

          Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. В отличие от перечня наименований продукции (номенклатуры), ассортимент выражается в натуральном измерении по качеству, массе или другой единице измерения.

          В условиях, когда субъект хозяйствования разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов (договоров) на поставку продукции, госзаказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ выполнения плана позволяет оценить следующее:

    • степень выполнения договорных обязательств,
    • качество планирования,
    • качество менеджмента.

          При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что планы выпуска продукции как в общем объеме, так и по ассортименту являются исходной базой для составления планов обеспечения организации необходимым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оснащения соответствующим оборудованием, составления штатного расписания и т. п.

Анализ выполнения плана  выпуска продукции по ассортименту позволяет установить причины неэффективного использования производственного  потенциала организации.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Оценка выполнения плана  по ассортименту может проводиться несколькими способами:

    • По способу наименьшего процента.

          Данный способ является наиболее простым, при котором фактический объем производства каждого вида продукции в натуральном или стоимостном выражении сопоставляется с плановым и определяется выполнением плана (в процентах) по каждой позиции. Наименьший показатель выполнения плана по одной из позиций принимается за уровень выполнения плана или заказа по всему перечню.

    • По удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции.
    • По способу среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции. При этом продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная им не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

          Далее анализируются причины невыполнения плана по ассортименту. Они могут быть как внешние, так и внутренние.

К внешним причинам относятся:

    • конъюнктура рынка,
    • изменение спроса на отдельные виды продукции,
    • состояние материально-технического обеспечения,
    • несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по не зависящим от него причинам и др.

Внутренние причины связаны:

    • с недостатком в организации производства, системе управления и материального стимулирования,
    • с плохим состоянием оборудования и его простоями,
    • авариями,
    • нехваткой электроэнергии,
    • низкой культурой производства и т.п.

          В процессе анализа следует провести оценку структурных сдвигов в составе продукции и их влияние на экономические показатели.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции на примере ООО “Ромашка”