Анализ производства и реализации продукции (на примере СП ОАО «Спартак» )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики возрастает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов, а также возникает потребность в расчете альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительной оценке, выборе наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, то есть их воздействие на конечный финансовый результат деятельности - прибыль.
Ритмичность, слаженность и высокая результативность работы предприятия во многом зависят именно от его правильной оценки выпуска и реализации продукции. И так, как сегодня ни одно государство не может представит своё нормальное функционирование без бесчисленного множества предприятий, организаций, от успешной деятельности которых зависит благополучное развитие экономики страны, то тема данной курсовой работы является актуальной для рассмотрения.
Целью курсовой работы является изучить как осуществляется процесс производства и реализации продукции, определить сильные и слабые стороны данного процесса, а также выявить резервы улучшения работы предприятия в этой области. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: изучить как происходит формирования и выполнения производственной программы предприятия, как осуществляется выпуск продукции (определение ритмичности выпуска), каково качество продукции, каким образом и на каком уровне происходит реализация продукции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Экономическая сущность, задачи и этапы анализа процесса
производства и реализации продукции…………………………………………..5
Экономическая сущность процесса производства и реализации
продукции………………………………………………………………………5
Системный подход к анализу производства и реализации
продукции……………………………………………………………………...7
Место анализа производства и реализации продукции в системе
комплексного анализа ………………………………………………………..9
1.4 Методика анализа производства и реализации продукции………………..10
Анализ процесса производства и реализации продукции
СПОАО «Спартак»……………………………………………………………...13
2.1 Экономико-правовая характеристика предприятия………………………..13
2.2 Анализ объема и ассортимента продукции…………………………………16
2.3 Анализ структуры продукции……………………………………………….19
2.4 Анализ ритмичности выпуска……………………………………………….20
2.5 Анализ качества продукции.………………………………………………...22
2.6 Анализ отгрузки и реализации продукции………………………….……...24
2.7 Оценка влияния факторов, определяющих величину объема производства
продукции………………………………………………………………………..27
3 Обобщение и формирование резервов увеличения объема производства и
реализации продукции…………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………...….33
Список использованных источников……………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

    1. Системный подход к анализу производства

 и  реализации продукции    

 

Система хозяйствования, ориентированная на экономическую самостоятельность предприятий, на активное использование рыночных отношений, предъявляет ряд принципиально новых требований к работе объединений и предприятий, в частности, делает необходимым расчет альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительную оценку, выбор наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, т.е. их воздействие на конечный финансовый результат - прибыль.

Объектом анализа является не просто производственный процесс, а  получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценки рынка (маркетинг) в равной мере влияют друг на друга. На начальном этапе, при ненасыщенности рынка любой производитель может продать то, что он произвел. Однако большую экономическую выгоду получит тот, кто употребит знание рыночной конъюнктуры при формировании производственной программы, ориентированной на продукцию повышенного спроса. Более высокая цена спроса определит большую прибыль. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели предприятия. В конкурентной борьбе предприятие должно производить только то, что оно может продать, или же вообще ничего не производить. Изменение структуры и объема производимой продукции как фактор увеличения прибыли постепенно уступит место росту качества продукции как совокупности новых потребительских свойств товара: надежности, эффективности применения, удобству обслуживания, доступной цене и т. п.

В ходе анализа производства и реализации продукции должны быть решен определенный круг задач.

Задачи анализа:

- охарактеризовать источники  информации, привлекаемые для анализа;

- изучить динамику  и степень выполнения плана  производства и реализации продукции  в действующих и сопоставимых ценах и факторы их изменения;

- обосновать факторы  изменения объема производства  и реализации продукции и провести их количественное измерение;

- изучить методику  приведения в сопоставимые условия  показателей объема производства и реализации продукции;

- оценить выполнение договорных обязательств; показателей ритмичности, качества, эффективности повышения качества продукции;

- оценить выполнение  плана по ассортименту продукции,  по структуре;

        - определить резервы (возможности)  увеличения объема производства и реализации продукции.

Системный подход – это  направление в методологии исследования, которое базируется на изучении объектов как сложных систем, состоящих из отдельных элементов с многочисленными внутренними и внешними связями. Системный подход  позволяет глубже изучить объект, получить более полное представление о нем, выявить причинно-следственные связи между отдельными частями этого объекта.

Главная особенность  системного подхода – это динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы, комплексность, целостность, соподчиненность, выделение ведущего звена. В самом процессе системного анализа можно выделить несколько последовательных этапов.

Первый этап сводится к  анализу динамики выполнения плана  по объему и ассортименту продукции. Выявляются внутренние и внешние причины изменения ассортимента продукции.

 На втором этапе  анализа оценивается влияние  структуры производства на изменение  стоимости выпущенной продукции  и на другие экономические  показатели.

На третьем этапе применяется методика расчета влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия, выявляются причины снижения качества продукции.

 Четвертый этап  связан с анализом ритмичности  производства и определением упущенных резервов увеличения выпуска продукции в связи с неритмичной работой. Выявляются причины аритмичности производства.

На пятом этапе анализа  производства и реализации продукции делается оценка выполнения договорных обязательств по поставкам продукции, изучаются изменения в объемах продаж. Определяются размеры потерь в результате несвоевременного или неполного выполнения обязательств по договорам и степень их влияния на основные экономические показатели деятельности предприятия.

 Заключительный, шестой, этап посвящен обобщению и оценке резервов увеличения объема производства и реализации продукции.

В качестве источников информации используются "Отчет по производству и реализации продукции", месячные, квартальные и годовые отчеты организации о выпуске продукции, бизнес-план производства и реализации продукции, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу и др.

Итак, объектом анализа  является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. Одной из важнейших задач является определение резервов увеличения объема производства и реализации продукции  в целях получения максимальной прибыли, при минимальных затратах. В процессе комплексного целевого анализа производства и реализации продукции можно выделить шесть основных этапов, на каждом из которых производиться та или иная часть работы по  целостному и эффективному анализу данных процессов

 

 

 

 

      

1.3 Место анализа  производства и реализации продукции  в системе 

комплексного  анализа

 

Анализ производства и реализации продукции занимает одно из главных мест в системе комплексного анализа, так как анализ производства и реализации продукции обеспечивает комплексность и целенаправленность исследования,  дает объективную оценку результатов работы предприятия, от точности  такого анализа и его выводов зависят дальнейший план работы предприятия.

Комплексный экономический  анализ хозяйственной деятельности целесообразно  проводить в такой последовательности.

Первый этап - объект исследования рассматривается как система, для которой даются цели и условия функционирования. Хозяйственная деятельность 
предприятия может рассматриваться как система, состоящая из трёх взаимосвязанных элементов, ресурсов, производственного процесса и готовой  
продукции. Входом этой системы являются материально-вещественные потоки 
ресурсов (средств и предметов труда) и потоки трудовых ресурсов, выходом - 
материально-вещественные потоки готовой продукции. Производственный 
процесс переводит вход системы в ее выход, т.е. в результате производственного процесса производственные ресурсы, соединяясь, становятся готовой 
продукцией. Цель работы предприятия - обеспечение либо максимальный 
выпуска при данных затратах ресурсов, либо заданного выпуска продукта 
при их минимальном расходе. На данном этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы;

На втором - разрабатывается  система синтетических и аналитических  показателей, с помощью которых характеризуется деятельность объекта анализа, а также общая схема изучаемой системы;

На третьем - собирается и подготавливается к анализу  необходимая информация, проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.;

Четвертый этап - проводится сравнение фактических  результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий в отрасли, с конкурентами и т.д.;

Пятый этап - выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат;

Шестой этап -выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства;

На седьмом  этапе производится оценка результатов  хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Взаимосвязь и взаимообусловленность показателей  эффективности работы предприятий определяет схему и последовательность комплексного анализа. При его проведении используется вся совокупность экономических показателей. В наиболее общем виде взаимосвязь различных показателей работ предприятия можно отразить в виде блок-схемы (рисунок 1.1).

 

 



Рисунок 1.1 Общая блок-схема  взаимосвязи показателей деятельности предприятия для комплексного анализа

 








 








 

 

  1. Организационно-технический уровень производства
  2. Использование средств труда
  3. Использование предметов труда
  4. Использование труда
  5. Объём производства и реализации продукции
  6. Затраты   на  производство   и   себестоимость продукции
  7. Прибыль и рентабельность продукции
  8. Авансирование производственных фондов
  9. Воспроизводство и  оборачиваемость  производственных фондов
  10. Рентабельность производственных фондов
  1. Финансовое состояние

Как видно  из рисунка, использование средств  труда, предметов труда и использование  труда влияют на объем производства и реализации продукции. В свою очередь, объем производства и реализации продукции  тесно связан и влияет на  прибыль и рентабельность продукции, а также на воспроизводство и оборачиваемость производственных фондов.

 

         1.4 Методика производства и реализации продукции

 

Под методом в широком  смысле слова понимаются пути, способы, средства познания действительности, совокупность органически взаимосвязанных принципов и приемов исследования процессов, явлений и предметов в природе и обществе.

Существуют  различные методы и приемы, используемые в ходе анализа производства и  реализации  продукции.

Первый этап сводится к  анализу динамики выполнения плана  по объему и ассортименту продукции. Выявляются внутренние и внешние  причины изменения ассортимента продукции. Следовательно, на данном этапе используется метод сравнения, который позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы. Вид сравнения, примененный на данном этапе анализа:

- отчетные показатели с показателями предшествующих периодов.


Метод сравнения требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т. д.). Также был использован прием относительных величин. Относительные величины отражают уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и прироста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности.

При анализе структуры  продукции был  использован метод прямого счета. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели  и используется вышеуказанный метод прямого счета.

При использовании этого метода расчет производится по формуле:

,                                     

где - фактический выпуск продукции при фактической структуре (структуре 2006 года);

       - фактический выпуск продукции при структуре 2005года.

Следующий этап связан с  анализом ритмичности производства и определением потерь, связанных с неритмичной работой предприятия. Для этого рассчитывают коэффициент ритмичности, коэффициент вариации и коэффициент аритмичности.

Качество продукции  также оценивается с помощью  метода сравнения и приема относительных  величин при расчете соответствующих показателей.

Анализ отгрузки и  реализации продукции проводится с  помощью балансового метода, который предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

           Объем производства товарной продукции на промышленных предприятиях зависит от многочисленных и разнообразных факторов. По экономическому содержанию их можно объединить в три группы:

- обеспеченность предприятия трудовыми  ресурсами и эффективность их использования;

- обеспеченность предприятия  основными фондами, в том числе  машинами и оборудованием, и эффективность их использования;

- обеспеченность предприятия  сырьем и материалами и эффективность  их использования.

Оценка влияния данных факторов на обьем производства товарной продукции дается с помощью способа цепной подстановки – наиболее универсального из всех способов элиминирования. Он состоит в последовательных промежуточных расчетах (подстановок), в которых происходит последовательная замена базисной величины исследуемого фактора на его фактическую величину, все остальные показатели при этом остаются неизменными. Следовательно, каждая подстановка связана с отдельным расчетом: чем больше показателей в расчетной формуле, тем больше и расчетов.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции (на примере СП ОАО «Спартак» )