Анализ производства и реализации продукции (на примере СП ОАО «Спартак» )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики возрастает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов, а также возникает потребность в расчете альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительной оценке, выборе наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, то есть их воздействие на конечный финансовый результат деятельности - прибыль.
Ритмичность, слаженность и высокая результативность работы предприятия во многом зависят именно от его правильной оценки выпуска и реализации продукции. И так, как сегодня ни одно государство не может представит своё нормальное функционирование без бесчисленного множества предприятий, организаций, от успешной деятельности которых зависит благополучное развитие экономики страны, то тема данной курсовой работы является актуальной для рассмотрения.
Целью курсовой работы является изучить как осуществляется процесс производства и реализации продукции, определить сильные и слабые стороны данного процесса, а также выявить резервы улучшения работы предприятия в этой области. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: изучить как происходит формирования и выполнения производственной программы предприятия, как осуществляется выпуск продукции (определение ритмичности выпуска), каково качество продукции, каким образом и на каком уровне происходит реализация продукции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Экономическая сущность, задачи и этапы анализа процесса
производства и реализации продукции…………………………………………..5
Экономическая сущность процесса производства и реализации
продукции………………………………………………………………………5
Системный подход к анализу производства и реализации
продукции……………………………………………………………………...7
Место анализа производства и реализации продукции в системе
комплексного анализа ………………………………………………………..9
1.4 Методика анализа производства и реализации продукции………………..10
Анализ процесса производства и реализации продукции
СПОАО «Спартак»……………………………………………………………...13
2.1 Экономико-правовая характеристика предприятия………………………..13
2.2 Анализ объема и ассортимента продукции…………………………………16
2.3 Анализ структуры продукции……………………………………………….19
2.4 Анализ ритмичности выпуска……………………………………………….20
2.5 Анализ качества продукции.………………………………………………...22
2.6 Анализ отгрузки и реализации продукции………………………….……...24
2.7 Оценка влияния факторов, определяющих величину объема производства
продукции………………………………………………………………………..27
3 Обобщение и формирование резервов увеличения объема производства и
реализации продукции…………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………...….33
Список использованных источников……………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

Структура   отгрузки на  рынок  Республики  Беларусь  в свободно-отпускных ценах  представлена    данными, находящимися в таблице 2.12, и взятыми из Бизнес-плана  организации за 2007 год (приложение   ).

 

Т а б л и ц  а 2.12- Анализ структуры   отгрузки на  рынок  Республики  Беларусь  в свободно-отпускных ценах

 

Группа     

Сумма, млн.руб.

       

2005 год

Уд.вес

2006 год

Уд.вес

Темп роста,%

Откл-ние

(+,-)

Карамель

7 065,5

7,3

6 820,1

6,8

96,5

-245

Печенье

13 720,8

14,3

14 177,0

14,1

103,3

456

Вафли

20 876,9

21,7

21 245,2

21,1

101,8

368

Конфеты

32 006,8

33,3

34 199,1

33,9

106,8

2 192


 

 

П р о д о л  ж е н и е    т а б л и ц ы 2.12

Шоколад

17 551,1

18,3

18 867,1

18,7

107,5

1 316

Торты

1 106,0

1,2

912,1

0,9

82,5

-194

Баулы

3 824,3

4,0

4 530,2

4,5

118,5

706

Всего

96 151,4

100,0

100 750,8

100,0

104,8

4 599


 

 

Как   видно из представленных выше данных, наибольший удельный  вес в отгрузке  в денежном выражении занимают конфеты  (33,3 % в 2005году и 33,9% в 2006году), темп к уровню прошлого года  составил 106,8 %. Удельный  вес вафель в отгрузке   незначительно уменьшился  (с 21,7% в 2005году до 21,1% в 2006году),  темп к уровню прошлого года  составил 101,8 %. Сократился удельный вес  в отгрузке в денежном выражении  печенья   (14,3 % в 2005 году и 14,1 % в 2006году), связано это со снижением объемов отгрузки печенья в натуральном выражении на рынок РБ на 9,7%, темп  к уровню прошлого года - 90,3 %, увеличилась отгрузка шоколадных изделий  (с 18,3 % в 2005 году до 18,7 % в 2006 году), темп к уровню  прошлого года  составил  107,5 %.

Реализация продукции  является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.

       Баланс  произведенной продукции, отражающий  взаимосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остатков  нереализованной продукции, имеет вид:

 

                                РП = ГПН + ТП – ГПК, ОП = РП,                          (7)

 

где РП – реализованная продукция;

      ГПН, ГПК – остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец периода;

     ТП – выпуск продукции;

     ОП – отгрузка продукции.

     Расчет  влияния данных факторов на  объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции (табл. 2.13).  Таблица составлена на основании Пояснительной записки к балансу СП ОАО «Спартак» за 2006 год, Отчета предприятия за 2006 год (приложения А,Д )

 

Т а б л  и ц а 2.13 – Анализ факторов изменения объема реализации за

                          2000 – 2001годы, млн. руб.

 

 

         Показатели

 

   2005год

 

   2006год

Влияние факторов на объем реализации (+,-)

А

1

2

3


    

 

 

                                  П р о д о л ж е н  и е    т а б л и ц ы 2.13

1.Остаток готовой  продукции на начало года

2.Выпуск товарной  продукции

3.Остаток готовой  продукции на конец года

4 Отгрузка продукции  (стр.1+стр.2-стр.3)

5 Остаток товаров  отгруженных

5.1 на начало  года

5.2 на конец  года

6.Реализация  продукции за год (стр.4+стр.5.1-стр.5.2)

11967,3

130211

8933,0

133245,3

 

14231,3

46513,6

 

100963

8933,1

131224

12228,2

127928,9

 

46513,6

51479,5

 

122963

-3034,2

1013

3295,2

-5316,4

 

32282,3

4965,9

 

220000


 

Из таблицы видно, что  стоимость реализованной продукции  выросла на 220000 млн. руб.  Наибольшее влияние на такое изменение оказал рост стоимости  выпуска товарной продукции на 1013 млн. руб. Остаток на начало года  товаров отгруженных привел к увеличению объема реализации. Рост остатков готовой продукции на складе предприятия на конец года на 3295,2 млн. руб. и остатков товаров отгруженных на конец года на 4965,9 млн. руб. отрицательно повлияло на объем реализации. Также видно, что заметно снизился остаток готовой продукции на начало 2006 года, по сравнению с 2005 годом на 3034,2 млн. руб., также снизилась отгрузка продукции на 5316,4 млн. руб., что привело к уменьшению объема реализации.

Таким образом, реализация продукции является завершающей  стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.

2.7Оценка  влияния факторов, определяющих  величину объема 

производства продукции

 

        Объем производства товарной  продукции на промышленных предприятиях зависит от многочисленных и разнообразных факторов. По экономическому содержанию их можно объединить в три группы:

- обеспеченность предприятия трудовыми  ресурсами и эффективность их использования;

- обеспеченность предприятия  основными фондами, в том числе машинами и оборудованием, и эффективность их использования;

- обеспеченность предприятия  сырьем и материалами и эффективность  их использования.

Каждый из перечисленных  обобщающих факторов влияет на объем  производства через систему частных факторов. Изучим влияние некоторых факторов. Для этого будем использовать  «Пояснительную записку к  балансу СП ОАО «Спартак» за 2006 год», форма №5-з «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг» за 2006 год, «Отчет предприятия (организации)» за два изучаемых года (приложения А,Д ) соответственно. Исходные данные для анализа представлены в таблице 2.14.

Т а б л  и ц а 2.14 – Исходные данные для анализа влияния факторов на   

                        объем производства продукции.

Показатели

Условные обозначения

2005 год

2006 год

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

А

1

2

3

4

5

  1. Объем продукции, млн. руб.

-    в  действующих ценах

 

 

 

 

112464

 

 

131581

 

 

19117

 

 

117

-    в сопоставимых  ценах

125045

125908

863

100,7

2. Среднесписочная численность работающих, человек

 

Ч

 

2199

 

2217

 

18

 

100,8

3. Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, млн. руб.

 

ОФ

 

27197

 

32820

 

5623

 

120,7

4. Материальные затраты,  млн. руб.

МЗ

75060

  73851

-1209

98,4

5. Выработка на одного  работника, тыс. руб.

В

 

61146,5

 

60942,8

 

-203,7

 

99,7

6. Фондоотдача, руб.

ФО

4,1

4,0

-0,1

97,6

7. Материалоотдача, руб.

МО

1,5

1,8

0,3

120


 

      На основании  данных таблицы 2.8 рассчитаем  влияние среднесписочной численности  работающих и выработки на  одного работника на объем производства в сопоставимых ценах:

 

V=Ч*В 

 V (Ч) =  Ч*В2005  = 18 *61146,5 = 1100637 тыс. руб.

 

V (В) =  В*Ч2006=  -203,7* 2199= - 447936,3 тыс. руб.

 

Построим баланс отклонений:

 

         1100637- 447936,3 = 652700,7 тыс. руб. или 652,7 млн. руб. 

        На основании проведенного расчета можно сделать вывод, что объем производства в сопоставимых ценах увеличился на 863 млн. руб. При этом за счет увеличения численности работающих на 18 человек объем производства увеличился на 1100,6 млн. руб., а за счет снижения выработки на одного работника объем производства снизился на 4479,3 млн. руб.

  

 

  V (ФО) =   ФО*ОФ2005 = - 0,1* 3282000000= - 328,2 млн. руб.

 

  V (ОФ) =   ОФ*ФО2006 = 5623000000 * 4,1= 23054,3 млн. руб.

 

Баланс отклонений: - 328,2 + 23054,3 = 22726,1 млн. руб.

 

 

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рост выручки от реализации продукции в действующих ценах на 19117млн. руб. был обеспечен ростом среднегодовой стоимости основных производственных фондов на  5623 млн. руб, что привело к выручке от реализации на 23054,3 млн. руб. В то же время, снижение фондоотдачи на 0,1 руб., привело к снижению выручки на 328,2 млн.руб.

 

 

 

V (МО) =   МО*МЗ2005 = 0,3 * 73851000000 = 22155,3 млн. руб.

 

V (МЗ) =   МЗ*МО2006=1209000000 * (- 1,5) = - 1813,5 млн. руб.

 

Баланс отклонений: 22155,3 -  1813,5= 20341,8 млн. руб.

Проведенные расчеты  показывают, что рост объема производства продукции в 2006 году был обеспечен ростом материалоотдачи на 0,3 руб., что привело к росту выручки на 22155,3 млн. руб. и снижением  материальных затрат на 1209 млн. руб., что привело к снижению выручки на 1813,5 млн. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОБОБЩЕНИЕ  И ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ  ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОДУКЦИИ

 

На основании всего  проведенного анализа можно сделать  вывод, что в настоящее время у СП ОАО «Спартак» существуют ряд проблем в области производства и реализации продукции. Они  связанны с повышением цен на продукцию при жесткой конкуренции на рынке кондитерских изделий, что и привело к снижению объемов производства и реализации. Выходом из сложившейся ситуации является снижение себестоимости продукции и расширение рынков сбыта.

В ходе анализа были выявлены следующие резервы: если бы предприятие не изменило соотношения различных видов продукции в 2006 году, а оставило их на уровне 2005 года,  то оно бы получило на 61675 млн. руб. больше по сравнению с показателем по предприятию за 2005 год, следовательно, предприятию следует пересмотреть структуру выпускаемой продукции. В основном, выпуск продукции  снижается в четвертом квартале, следовательно, надо пересмотреть план работы предприятия на четвертый квартал следующего года. Предприятию можно рекомендовать обратить особое внимание на свою маркетинговою политику, так как имеются сбои ритмичной работы, следует увеличить выпуск новой продукции, за счет уменьшения производства невостребованной продукции.

В то же время, повышение  уровня производства и снижение затрат на производство за счет выявления и вовлечения внутренних резервов нужно рассматривать как самостоятельное направление наряду с традиционными путями развития – новым строительством и реконструкцией. По существу речь идет о повышении эффективности действующего производства за счет выбора наиболее рациональных режимов функционирования предприятия в целом. В условиях спада объемов продаж это одна из основных задач предприятия, связанная в первую очередь с изысканием возможностей снижения затрат и повышения объемов продаж.

 Основными  направлениями поиска резервов являются:

  • ликвидация потерь рабочего времени;
  • повышение производительности труда;
  • улучшение структуры кадров, рост квалификации;
  • создание дополнительных рабочих мест;
  • укомплектование новых рабочих мест оборудованием;
  • ликвидация потерь времени работы оборудования;
  • улучшение структуры основных фондов;
  • снижение норм расхода материалов;
  • внедрение прогрессивных видов сырья и материалов;
  • снижение сверхплановых остатков товаров отгруженных;
  • снижение сверхплановых запасов готовой продукции.

        В условиях спада спроса на  продукцию создание дополнительных  рабочих мест и укомплектование  их оборудованием является не  актуальным для предприятия. Для него целесообразно было бы использовать резервы роста объема производства за счет ликвидации потерь рабочего времени, повышения производительности труда, улучшения структуры кадров, ликвидации потерь времени работы оборудования и других видов резервов, которые не требуют дополнительных затрат.

       Увеличить  объем реализации продукции в  условиях спада спроса на продукцию возможно только за счет расширения рынков сбыта, расширения рекламной деятельности, повышения качества продукции и т.д. Мобилизация внутренних резервов может привести к росту объема реализации только при снижении затрат на производство, а значит и цен на продукцию.

        Снижение себестоимости продукции  может быть достигнуто за счет  выхода на прямые поставки ресурсов от производителей без использования услуг посредников, оптимизации производственной программы и других мер.

        Таким образом, к основным направлениям  деятельности предприятия по  повышению объема производства  и реализации продукции можно  отнести:

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции (на примере СП ОАО «Спартак» )