Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:18, курсовая работа
В условиях рыночной экономики возрастает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов, а также возникает потребность в расчете альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительной оценке, выборе наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, то есть их воздействие на конечный финансовый результат деятельности - прибыль.
Ритмичность, слаженность и высокая результативность работы предприятия во многом зависят именно от его правильной оценки выпуска и реализации продукции. И так, как сегодня ни одно государство не может представит своё нормальное функционирование без бесчисленного множества предприятий, организаций, от успешной деятельности которых зависит благополучное развитие экономики страны, то тема данной курсовой работы является актуальной для рассмотрения.
Целью курсовой работы является изучить как осуществляется процесс производства и реализации продукции, определить сильные и слабые стороны данного процесса, а также выявить резервы улучшения работы предприятия в этой области. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: изучить как происходит формирования и выполнения производственной программы предприятия, как осуществляется выпуск продукции (определение ритмичности выпуска), каково качество продукции, каким образом и на каком уровне происходит реализация продукции.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Экономическая сущность, задачи и этапы анализа процесса
производства и реализации продукции…………………………………………..5
Экономическая сущность процесса производства и реализации
продукции………………………………………………………………………5
Системный подход к анализу производства и реализации
продукции……………………………………………………………………...7
Место анализа производства и реализации продукции в системе
комплексного анализа ………………………………………………………..9
1.4 Методика анализа производства и реализации продукции………………..10
Анализ процесса производства и реализации продукции
СПОАО «Спартак»……………………………………………………………...13
2.1 Экономико-правовая характеристика предприятия………………………..13
2.2 Анализ объема и ассортимента продукции…………………………………16
2.3 Анализ структуры продукции……………………………………………….19
2.4 Анализ ритмичности выпуска……………………………………………….20
2.5 Анализ качества продукции.………………………………………………...22
2.6 Анализ отгрузки и реализации продукции………………………….……...24
2.7 Оценка влияния факторов, определяющих величину объема производства
продукции………………………………………………………………………..27
3 Обобщение и формирование резервов увеличения объема производства и
реализации продукции…………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………...….33
Список использованных источников……………………………………………..35
Структура отгрузки на рынок Республики Беларусь в свободно-отпускных ценах представлена данными, находящимися в таблице 2.12, и взятыми из Бизнес-плана организации за 2007 год (приложение ).
Т а б л и ц а 2.12- Анализ структуры отгрузки на рынок Республики Беларусь в свободно-отпускных ценах
Группа |
Сумма, млн.руб. |
|||||
2005 год |
Уд.вес |
2006 год |
Уд.вес |
Темп роста,% |
Откл-ние (+,-) | |
Карамель |
7 065,5 |
7,3 |
6 820,1 |
6,8 |
96,5 |
-245 |
Печенье |
13 720,8 |
14,3 |
14 177,0 |
14,1 |
103,3 |
456 |
Вафли |
20 876,9 |
21,7 |
21 245,2 |
21,1 |
101,8 |
368 |
Конфеты |
32 006,8 |
33,3 |
34 199,1 |
33,9 |
106,8 |
2 192 |
П р о д о л ж е н и е т а б л и ц ы 2.12
Шоколад |
17 551,1 |
18,3 |
18 867,1 |
18,7 |
107,5 |
1 316 |
Торты |
1 106,0 |
1,2 |
912,1 |
0,9 |
82,5 |
-194 |
Баулы |
3 824,3 |
4,0 |
4 530,2 |
4,5 |
118,5 |
706 |
Всего |
96 151,4 |
100,0 |
100 750,8 |
100,0 |
104,8 |
4 599 |
Как видно из представленных выше данных, наибольший удельный вес в отгрузке в денежном выражении занимают конфеты (33,3 % в 2005году и 33,9% в 2006году), темп к уровню прошлого года составил 106,8 %. Удельный вес вафель в отгрузке незначительно уменьшился (с 21,7% в 2005году до 21,1% в 2006году), темп к уровню прошлого года составил 101,8 %. Сократился удельный вес в отгрузке в денежном выражении печенья (14,3 % в 2005 году и 14,1 % в 2006году), связано это со снижением объемов отгрузки печенья в натуральном выражении на рынок РБ на 9,7%, темп к уровню прошлого года - 90,3 %, увеличилась отгрузка шоколадных изделий (с 18,3 % в 2005 году до 18,7 % в 2006 году), темп к уровню прошлого года составил 107,5 %.
Реализация продукции
является завершающей стадией
Баланс
произведенной продукции,
где РП – реализованная продукция;
ГПН, ГПК – остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец периода;
ТП – выпуск продукции;
ОП – отгрузка продукции.
Расчет
влияния данных факторов на
объем реализации продукции
Т а б л и ц а 2.13 – Анализ факторов изменения объема реализации за
2000 – 2001годы, млн. руб.
Показатели |
2005год |
2006год |
Влияние факторов на объем реализации (+,-) |
А |
1 |
2 |
3 |
1.Остаток готовой продукции на начало года 2.Выпуск товарной продукции 3.Остаток готовой продукции на конец года 4 Отгрузка продукции (стр.1+стр.2-стр.3) 5 Остаток товаров отгруженных 5.1 на начало года 5.2 на конец года 6.Реализация продукции за год (стр.4+стр.5.1-стр.5.2) |
11967,3 130211 8933,0 133245,3
14231,3 46513,6
100963 |
8933,1 131224 12228,2 127928,9
46513,6 51479,5
122963 |
-3034,2 1013 3295,2 -5316,4
32282,3 4965,9
220000 |
Из таблицы видно, что
стоимость реализованной
Таким образом, реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.
2.7Оценка влияния факторов, определяющих величину объема
производства продукции
Объем производства товарной продукции на промышленных предприятиях зависит от многочисленных и разнообразных факторов. По экономическому содержанию их можно объединить в три группы:
- обеспеченность предприятия
- обеспеченность предприятия основными фондами, в том числе машинами и оборудованием, и эффективность их использования;
- обеспеченность предприятия
сырьем и материалами и
Каждый из перечисленных обобщающих факторов влияет на объем производства через систему частных факторов. Изучим влияние некоторых факторов. Для этого будем использовать «Пояснительную записку к балансу СП ОАО «Спартак» за 2006 год», форма №5-з «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг» за 2006 год, «Отчет предприятия (организации)» за два изучаемых года (приложения А,Д ) соответственно. Исходные данные для анализа представлены в таблице 2.14.
Т а б л и ц а 2.14 – Исходные данные для анализа влияния факторов на
объем производства продукции.
Показатели |
Условные обозначения |
2005 год |
2006 год |
Отклонение (+,-) |
Темп роста, % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
- в действующих ценах |
Vд |
112464 |
131581 |
19117 |
117 |
- в сопоставимых ценах |
Vс |
125045 |
125908 |
863 |
100,7 |
2. Среднесписочная численность работающих, человек |
Ч |
2199 |
2217 |
18 |
100,8 |
3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. |
ОФ |
27197 |
32820 |
5623 |
120,7 |
4. Материальные затраты, млн. руб. |
МЗ |
75060 |
73851 |
-1209 |
98,4 |
5. Выработка на одного работника, тыс. руб. |
В |
61146,5 |
60942,8 |
-203,7 |
99,7 |
6. Фондоотдача, руб. |
ФО |
4,1 |
4,0 |
-0,1 |
97,6 |
7. Материалоотдача, руб. |
МО |
1,5 |
1,8 |
0,3 |
120 |
На основании
данных таблицы 2.8 рассчитаем
влияние среднесписочной
V=Ч*В
V (Ч) = Ч*В2005 = 18 *61146,5 = 1100637 тыс. руб.
V (В) = В*Ч2006= -203,7* 2199= - 447936,3 тыс. руб.
Построим баланс отклонений:
1100637- 447936,3 = 652700,7 тыс. руб. или 652,7 млн. руб.
На основании проведенного расчета можно сделать вывод, что объем производства в сопоставимых ценах увеличился на 863 млн. руб. При этом за счет увеличения численности работающих на 18 человек объем производства увеличился на 1100,6 млн. руб., а за счет снижения выработки на одного работника объем производства снизился на 4479,3 млн. руб.
V (ФО) = ФО*ОФ2005 = - 0,1* 3282000000= - 328,2 млн. руб.
V (ОФ) = ОФ*ФО2006 = 5623000000 * 4,1= 23054,3 млн. руб.
Баланс отклонений: - 328,2 + 23054,3 = 22726,1 млн. руб.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рост выручки от реализации продукции в действующих ценах на 19117млн. руб. был обеспечен ростом среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 5623 млн. руб, что привело к выручке от реализации на 23054,3 млн. руб. В то же время, снижение фондоотдачи на 0,1 руб., привело к снижению выручки на 328,2 млн.руб.
V (МО) = МО*МЗ2005 = 0,3 * 73851000000 = 22155,3 млн. руб.
V (МЗ) = МЗ*МО2006=1209000000 * (- 1,5) = - 1813,5 млн. руб.
Баланс отклонений: 22155,3 - 1813,5= 20341,8 млн. руб.
Проведенные расчеты показывают, что рост объема производства продукции в 2006 году был обеспечен ростом материалоотдачи на 0,3 руб., что привело к росту выручки на 22155,3 млн. руб. и снижением материальных затрат на 1209 млн. руб., что привело к снижению выручки на 1813,5 млн. руб.
3 ОБОБЩЕНИЕ
И ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ
На основании всего проведенного анализа можно сделать вывод, что в настоящее время у СП ОАО «Спартак» существуют ряд проблем в области производства и реализации продукции. Они связанны с повышением цен на продукцию при жесткой конкуренции на рынке кондитерских изделий, что и привело к снижению объемов производства и реализации. Выходом из сложившейся ситуации является снижение себестоимости продукции и расширение рынков сбыта.
В ходе анализа были выявлены следующие резервы: если бы предприятие не изменило соотношения различных видов продукции в 2006 году, а оставило их на уровне 2005 года, то оно бы получило на 61675 млн. руб. больше по сравнению с показателем по предприятию за 2005 год, следовательно, предприятию следует пересмотреть структуру выпускаемой продукции. В основном, выпуск продукции снижается в четвертом квартале, следовательно, надо пересмотреть план работы предприятия на четвертый квартал следующего года. Предприятию можно рекомендовать обратить особое внимание на свою маркетинговою политику, так как имеются сбои ритмичной работы, следует увеличить выпуск новой продукции, за счет уменьшения производства невостребованной продукции.
В условиях спада спроса на
продукцию создание
Увеличить объем реализации продукции в условиях спада спроса на продукцию возможно только за счет расширения рынков сбыта, расширения рекламной деятельности, повышения качества продукции и т.д. Мобилизация внутренних резервов может привести к росту объема реализации только при снижении затрат на производство, а значит и цен на продукцию.
Снижение себестоимости
Таким образом, к основным
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции (на примере СП ОАО «Спартак» )