Анализ производства и реализации продукции (на примере СП ОАО «Спартак» )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики возрастает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов, а также возникает потребность в расчете альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительной оценке, выборе наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, то есть их воздействие на конечный финансовый результат деятельности - прибыль.
Ритмичность, слаженность и высокая результативность работы предприятия во многом зависят именно от его правильной оценки выпуска и реализации продукции. И так, как сегодня ни одно государство не может представит своё нормальное функционирование без бесчисленного множества предприятий, организаций, от успешной деятельности которых зависит благополучное развитие экономики страны, то тема данной курсовой работы является актуальной для рассмотрения.
Целью курсовой работы является изучить как осуществляется процесс производства и реализации продукции, определить сильные и слабые стороны данного процесса, а также выявить резервы улучшения работы предприятия в этой области. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: изучить как происходит формирования и выполнения производственной программы предприятия, как осуществляется выпуск продукции (определение ритмичности выпуска), каково качество продукции, каким образом и на каком уровне происходит реализация продукции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Экономическая сущность, задачи и этапы анализа процесса
производства и реализации продукции…………………………………………..5
Экономическая сущность процесса производства и реализации
продукции………………………………………………………………………5
Системный подход к анализу производства и реализации
продукции……………………………………………………………………...7
Место анализа производства и реализации продукции в системе
комплексного анализа ………………………………………………………..9
1.4 Методика анализа производства и реализации продукции………………..10
Анализ процесса производства и реализации продукции
СПОАО «Спартак»……………………………………………………………...13
2.1 Экономико-правовая характеристика предприятия………………………..13
2.2 Анализ объема и ассортимента продукции…………………………………16
2.3 Анализ структуры продукции……………………………………………….19
2.4 Анализ ритмичности выпуска……………………………………………….20
2.5 Анализ качества продукции.………………………………………………...22
2.6 Анализ отгрузки и реализации продукции………………………….……...24
2.7 Оценка влияния факторов, определяющих величину объема производства
продукции………………………………………………………………………..27
3 Обобщение и формирование резервов увеличения объема производства и
реализации продукции…………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………...….33
Список использованных источников……………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

 

          Год

Выпуск товарной продукции, тонн

      Темпы роста, %

 базисные

  цепные

  1

                     2

3    

4

2003

34692

100

100

2004

32747

94,4

94,4

2005

28879

83,2

88,2

2006

27622

79,6

  95,6


 

Среднегодовой темп роста  можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной по формуле:

 

                                          ,                                                                                                     

где n - количество лет;

      Т1,Т2,Т3,Т4 – цепные темпы роста.

 

                                     

                                          

Для наглядности изобразим  динамику выпуска товарной продукции  графически (рис.2.1).

Данные таблицы 2.2 показывают, что  в 2006 году у предприятия наблюдался спад производства. Объем производства упал ниже уровня 2004 года.  Средний темп роста за четыре года составил всего 79,6%. Такой результат работы предприятия за последние годы обусловлен, высокими ценами на кондитерские изделия «Спартака», ростом конкуренции на рынке и другими факторами.

 

 

Рисунок 2.1  Динамика выпуска товарной продукции за 2003 – 2006 годы

 

 Далее проведем  анализ  производства продукции  за 2006 год в натуральном и стоимостном выражении. Для этого воспользуемся данными, взятыми из Пояснительной записки к балансу СП ОАО «Спартак»» за 2006 год  и составим таблицу 2.3 (приложение А )

Т а б л  и ц а 2.3 – Анализ производства  продукции за 2005 – 2006 годы в натуральном и стоимостном выражении

 

Показатель

Ед. изм.

12 месяцев

Темп

2005 г.

2006 г.

Производство кондитерских изделий – всего

Тн.

28 879

27 622

95,6

Производство продукции  в сопоставимых ценах

Млн.руб

125 045

125 908

100,7

Производство продукции в фактических (действующих)  ценах

Млн.руб

    112 464

131 581

117,0

Производство товаров  в отпускных ценах

Млн.руб

130 211

131 224

100,8


 

Согласно проведенному анализу можно сделать вывод  о том, что увеличение производства продукции в сопоставимых ценах 2006 года по сравнению с 2005 годом составило 0,7%, а в действующих ценах – 17,0%. Также  заметно увеличение объема производства продукции в  отпускных ценах по сравнению с прошлым годом. Оно составило 131224 млн. руб. или 0,8%. Полученные результаты говорят о том, что снижение объемов производства в натуральном выражении не повлекло за собой снижения производства продукции в стоимостном выражении, т.е цены за единицу продукции увеличились.

Далее проведем анализ произведенной  продукции по ассортименту. (приложения А,Б )

Т а б л  и ц а 2.4 – Анализ выпуска продукции СП ОАО «Спартак» по ассортименту за 2005-2006 годы.

 

Группы

продукции

Выпуск, тонн

Отклонения, (+ -)

Темп

Засчитывается в выполнение плана по ассортименту

2005

Уд. вес, %

2006

Уд. вес, %

     
  1. Карамель

8214

28,4

9523

34,5

1309

115,9

8214

  1. Торты

185

0,6

135

0,5

-50

73,0

135

  1. Печенье

7238

25,1

5297

19,2

-1941

73,2

5297

  1. Вафли

7113

24,6

6288

22,8

-825

88,4

6288

  1. Конфетно-шоколадные изделия

6129

21,2

6379

23,1

250

104,1

6129

  1. Конфеты

4434

15,4

4275

15,5

-159

96,4

4275

  1. Шоколад

1695

5,9

2104

7,6

409

124,1

1695

Всего

28879

100

27622

100

-1257

95,6

26365


 

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что фабрика увеличила выпуск продукции только по трем наименованиям: карамели 15,9%; конфетно-шоколадных изделий 4,1% и шоколаду на 24,1%. Объемы же по остальным группам  продукции были снижены.  В целом,  по фабрике выпуск продукции различных наименований снизился на 0,4%. Причинами  снижения выпуска продукции определенных групп могли быть срывы выполнения договорных обязательств по поставкам сырья, снижение спроса на продукцию и, как следствие, уменьшение объема производства, остановка предприятия на капитальный ремонт в январе месяце и другие причины.

Важным является увеличение выпуска продукции за счет тех видов, которые дают наибольший доход. Чтобы выявить и проанализировать происходящие изменения в выпуске отдельных видов продукции, проведем анализ ассортимента продукции в стоимостном выражении (таблица 2.5). (приложение А )

 

Т а б л и ц а 2.5 – Анализ выпуска продукции СП ОАО «Спартак» по ассортименту за 2005-2006 годы в стоимостном выражении.

 

Группы

продукции

Сумма в отпускных  ценах, млн.руб

Отклонения, (+ -)

Темп

2005

Уд. вес, %

2006

Уд. вес, %

1. Карамель

22296

17,1

26050

19,9

3754

116,8

2.Торты

1293

1,0

951

0,7

-342

73,5

3.Печенье

19765

15,2

15678

11,9

-4087

79,3

4.Вафли

25734

19,8

23076

17,6

-2658

89,7

5.Конфетно-шоколадные изделия

61123

46,9

65469

49,9

4346

107,1

6.Конфеты

43722

33,6

41501

31,6

-2221

94,9

7.Шоколад

17401

13,4

23968

18,3

6567

137,7

Всего

130211

100

131224

100

1013

100,8


 Если сопоставить  данные таблиц 2.4 и 2.5, то будет   видно, что увеличение выпуска продукции происходит, как раз, за счет тех видов, которые дают наибольший доход. (карамели 16,8%; конфетно-шоколадных изделий 7,1% и шоколаду 37,7%.) Цены на остальные виды продукции имеют тенденцию к снижению. Следовательно, фабрика разумно ведет ценовую политику.

Итак, важным элементом  аналитической работы на предприятии  является анализ выполнения плана по объему и ассортименту, который позволяет выявить конкретные причины невыполнения плана выпуска отдельных изделий и выявить резервы роста объема производства.

 

       2.3 Анализ структуры продукции 

 

Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственном уменьшении доли низкорентабельной продукции.

       Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используется метод прямого счета.

При использовании этого  метода (табл.2.6) (приложение А) расчет производится по формуле:

                                         

,                                      (2)

где - фактический выпуск продукции при фактической структуре (структуре 2006 года);

      - фактический выпуск продукции при структуре 2005года.

  

Т а б л и ц  а 2.6-  Анализ структуры продукции и расчета влияния структурных сдвигов методом прямого счета, млн.руб.

 

Виды продукции

Выпуск продукции,млн. руб

Структура продукции, %

Фактический выпуск при структуре 2005года(Всего гр.2×гр. 3:100)

Изменение объема продукции от изменения структуры (+,-) (гр2-гр5)

Засчитывается в выполнение плана по структуре

 

2005

2006

2005

2006

 

 

 


 

 

 

П р о д о л  ж е н и е    т а  б л и ц ы 2.6

А

1

2

3

4

5

6

7

1. Карамель

22296

26050

17,1

19,9

22439,3

3610,696

22296

2.Торты

1293

951

1,0

0,7

1312,24

-361,24

951

3.Печенье

19765

15678

15,2

11,9

19946,05

-4268,05

15678

4.Вафли

25734

23076

19,8

17,6

25982,35

-2906,35

23076

5.Конфетно-шоколадные изделия

61123

65469

46,9

49,9

61544,06

3924,944

61123

6.Конфеты

43722

41501

33,6

31,6

44091,26

-2590,26

41501

7.Шоколад

17401

23968

13,4

18,3

17584,02

6383,984

17401

Всего

130211

131224

100

100

192899,3

-61675,3

118224


 

     

Как видно из таблицы 2.6 если бы предприятие не изменило соотношения различных видов продукции в 2006 году, а оставило их на уровне 2005 года, то оно бы получило на 61675 млн. руб. больше по сравнению с показателем по предприятию за 2005 год.  Увеличение  объема выпуска продукции в стоимостной оценке произошло за счет тех видов, которые дают наибольший доход. (карамели; конфетно-шоколадных изделий  и шоколаду). Снижение удельного веса остальных видов продукции могли быть обусловлены различными причинами: высокими ценами на сырье, низкой загрузке мощностей предприятия, снижением спроса на данный вид продукции и иными факторами.

Можно сделать вывод, что изменение структуры производства  оказывает влияние на многие экономические  показатели,  в том числе, на прибыль и рентабельность предприятия.

 

        2.4 Анализ ритмичности производства

Важное значение при изучении деятельности предприятия  имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Далее проведем анализ ритмичности  производства в отпускных ценах (таблица 2.7). Для этого будем использовать данные «Информации о выпуске продукции ОАО «Спартак» за два года» (приложение Г ).

 

Т а б л  и ц а 2.7 - Исходные данные для расчета ритмичности выпуска продукции по кварталам за 2006 год

 

Квартал

Выпуск продукции, млн. руб.

Удельный вес, %

  %, в сравнении с планом

(к.3/к.2)

Объем выпуска зачтенный в выполнение плана по ритмичности, млн. руб.

план

факт

план

факт

1

2

3

4

5

6

8


 

                               П р о д о л ж е н  и е    т а б л и  ц ы 2.7

1

2

32300

34827

32359

35278

24,8

26,7

24,6

26,9

100,1

101,2

32300

34827

3

4

27088

35996

29385

34202

20,8

27,7

22,4

26

108,5

95

27088

34202

Итого

130211

131224

100

100

100,8

128417

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции (на примере СП ОАО «Спартак» )