Анализ производства и реализации продукции (на примере СП ОАО «Спартак» )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики возрастает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов, а также возникает потребность в расчете альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительной оценке, выборе наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, то есть их воздействие на конечный финансовый результат деятельности - прибыль.
Ритмичность, слаженность и высокая результативность работы предприятия во многом зависят именно от его правильной оценки выпуска и реализации продукции. И так, как сегодня ни одно государство не может представит своё нормальное функционирование без бесчисленного множества предприятий, организаций, от успешной деятельности которых зависит благополучное развитие экономики страны, то тема данной курсовой работы является актуальной для рассмотрения.
Целью курсовой работы является изучить как осуществляется процесс производства и реализации продукции, определить сильные и слабые стороны данного процесса, а также выявить резервы улучшения работы предприятия в этой области. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: изучить как происходит формирования и выполнения производственной программы предприятия, как осуществляется выпуск продукции (определение ритмичности выпуска), каково качество продукции, каким образом и на каком уровне происходит реализация продукции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Экономическая сущность, задачи и этапы анализа процесса
производства и реализации продукции…………………………………………..5
Экономическая сущность процесса производства и реализации
продукции………………………………………………………………………5
Системный подход к анализу производства и реализации
продукции……………………………………………………………………...7
Место анализа производства и реализации продукции в системе
комплексного анализа ………………………………………………………..9
1.4 Методика анализа производства и реализации продукции………………..10
Анализ процесса производства и реализации продукции
СПОАО «Спартак»……………………………………………………………...13
2.1 Экономико-правовая характеристика предприятия………………………..13
2.2 Анализ объема и ассортимента продукции…………………………………16
2.3 Анализ структуры продукции……………………………………………….19
2.4 Анализ ритмичности выпуска……………………………………………….20
2.5 Анализ качества продукции.………………………………………………...22
2.6 Анализ отгрузки и реализации продукции………………………….……...24
2.7 Оценка влияния факторов, определяющих величину объема производства
продукции………………………………………………………………………..27
3 Обобщение и формирование резервов увеличения объема производства и
реализации продукции…………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………...….33
Список использованных источников……………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего – второй и т.д. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или иного фактора позволяет элиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя. В первом расчете все величины плановые, в последнем – фактические. Отсюда вытекает правило, заключающееся в том, что число подстановок (расчетов) на единицу больше, чем число показателей (факторов) исходной расчетной формулы.

Практически на всех этапах анализа  используется графический метод, который является средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа. Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы, сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).


Способы табличного отражения аналитической информации используются как на этапе подготовки данных анализа, так и для оформления результатов анализа.

Табличный материал –  это наиболее рациональная и удобная  форма восприятия информации. Аналитические таблицы представляют собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением.  Табличный материал представляет собой определенную группировку и дает возможность охватить анализируемые данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживать связи между изучаемыми показателями.      

       Таким  образом, существуют различные  методы анализа, каждым из которых пользуются в определенных ситуациях, в зависимости от выбранной области их применения.

 

 

 

2. АНАЛИЗ  ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ       ПРОДУКЦИИ  СП ОАО «СПАРТАК»

 

        2.1 Экономико-правовая характеристика  предприятия 

 

 СП ОАО “Спартак”  – это многопрофильное предприятие,  с замкнутым циклом производства, способное гибко реагировать на потребности рынка и специализирующееся на изготовлении карамели, печенья, вафель, конфет, глазированных шоколадом, шоколадных изделий

Совместное Предприятие  Открытое Акционерное Общество "Спартак" (далее - Общество) является коммерческой организацией с иностранными инвестициями.

Общество зарегистрировано  Министерством  внешних  экономических  связей  Республики  Беларусь  29  мая  1998 г. в реестре  общереспубликанской  регистрации  за № 1994.

Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать. Оно вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках.

Место нахождения Общества:   ул. Советская 63, г. Гомель, 246655, Беларусь (BELARUS), факс 56 27 45.

Целью деятельности Общества является  хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.

На предприятии действует  четыре основных цеха:

        -   конфетно-шоколадный

        -   карамельный

        -   бисквитный

        -   вафельный

На   предприятии   производится   более   360   наименований  кондитерских изделий.

СП ОАО «Спартак»  обладает лицензионным правом на следующие  виды деятельности:

  - на осуществление  оптовой торговли;

  - на занятие розничной  торговлей и торгово-производственной  деятельностью;

  - на эксплуатацию  грузоподъемных кранов;

  - на размещение  и хранение под таможенным  контролем товаров;

  - на междугородние перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом;

  - на международные  перевозки пассажиров автомобильным  транспортом;

  - на эксплуатацию  производств и объектов, на которых  возможно образование взрывоопасных сред;

        - на хранение, использование в хозяйственной деятельности, рециклирование озоноразрушающих веществ в соответствии с перечнем регулируемых веществ, согласованным сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим азоновый слой, от 16.09.1987г.;

         - на  занятие внутригородскими перевозками автомобильным транспортом;

         -  на право осуществления розничной  торговли алкогольными напитками;

         - на эксплуатацию оборудования  и приборов высокого давления, паровых котлов, систем газоснабжения  и водоснабжения;

         - на транспортировку опасных грузов (кислород в баллонах, спирт) автомобильным транспортом.

Организационная схема  управления предприятием представлена в Приложении  А1.

  Из данного приложения  видно, что высшим органом   управления   предприятием   является общее собрание акционеров, на котором выбирается наблюдательный совет и ревизионная комиссия.

 Исполнительным   органом  предприятия  является  дирекция  во главе с генеральным директором, который решает самостоятельно все вопросы деятельности, за исключением отнесенных Уставом общества и законодательством к компетенции наблюдательного совета и собрания акционеров. Дирекцию  представляют  заместители  генерального директора, коммерческий директор, директор по продажам и маркетингу, главный инженер, главный   бухгалтер, главный экономист, начальник юридического отдела,  которые   осуществляют   функции  организации   и  управления  работой структурных  подразделений  по направлениям  производственно- хозяйственной деятельности предприятия. Общая численность персонала предприятия - свыше 2400 человек.

Основные экономические  показатели деятельности СП ОАО «Спартак»  представлены в таблице 2.1 (приложениеА)

 

 Т а б л и  ц а 2.1- Основные экономические показатели  СП ОАО «Спартак» за 2005-2006годы

 

Показатели

Ед. изм.

2005 год

2006 год

Темп роста,%

Производство кондитерских изделий 

Тн.

28 879

27 622

95,6

Продукция  промышленности

Млн.руб

125 045

125 908

100,7

Производство продукции  в фактических ценах

Млн.руб

    112 464

131 581

117,0

Потребительские товары

Млн.руб

130 211

131 224

100,8

Производительность труда  на 1 чел. ППП

Тыс.руб.

61 146,5

60 942,8

99,7

Среднесписочная численность  работающих – всего

Чел.

2 199

2 217

100,8

Среднесписочная численность  ППП

Чел.

2 045

2 066

101,0

Среднемесячная зарплата

Тыс.руб.

464,7

607,1

130,6

Отгружено  кондитерских  изделий

Тн

28 877

27 213

94.2

 в т.ч. Республика  Беларусь

Тн

20 493

19 682

96.0

 Экспорт 

Тн

8 384

7 528

89.8

 Удельный вес экспорта

%

29,0

27,7

-

Внешнеторговый баланс:

Тыс. $

     

Экспорт

Тыс. $

8 618,8

8 631,7

100,1


 

П р о д  о л ж е н и е    т а б л и ц ы 2.1

Показатели

Ед. изм.

2005 год

2006 год

Темп роста,%

Импорт

Тыс. $

16 059,1

15 271,96

95,1

Сальдо

Тыс. $

-7 440,4

- 6 640,26

89,2

Выручка от реализации продукции

Млн.руб

117 046,0

141 732,7

121,1

Себестоимость реализованной  продукции

Млн.руб

95 450,2

109 273,9

114,5

Прибыль от реализации

Млн.руб

4 558,8

12 900,2

283,0

Рентабельность реализованной  продукции

%

4,8

11,8

-

Выручка от реализации работ,услуг  по форме 5-ф

Млн.руб

118 125

142 599

120,7

Затраты  от реализации работ,услуг 

Млн.руб

95 936

109 921

114,6

Прибыль о от реализации работ,услуг 

Млн.руб

4 288

12 504

291,6

Рентабельность от реализации работ,услуг

%

4,5

11,4

-

Бухгалтерская  прибыль

Млн.руб

1 600

6 976

436,0

   

На 01.01.06

На 01.01.07

 

Дебиторская  задолженность

Млн.руб

31 573

27 038

85,6

Кредиторская  задолженность

Млн.руб

29 581

24 454

81,7

Остатки  готовой  продукции : конд.изделия

Тн

2 342

2 774

118,4

                                           в отпускных  ценах

Млн.руб

8 933

12 229

136,9


 

Из данной таблицы  видно, что производство кондитерских изделий в тоннах, снизилось на 4,4%. Увеличение производства продукции в сопоставимых ценах 2006 года по сравнению с 2005 годом составило 0,7%, а в действующих ценах – 17,0%. Также заметно увеличение объема производства продукции в  отпускных ценах по сравнению с прошлым годом. Оно составило 0,8%. Полученные результаты говорят о том, что снижение объемов производства в натуральном выражении не повлекло за собой снижения производства продукции в стоимостном выражении, т.е цены за единицу продукции увеличились.

Увеличение  среднесписочной численности рабочих  ППП на 1%, привело к снижению производительности труда на одного человека на 0,3%.

 Все показатели  по отгрузке продукции снизились, а удельный вес экспорта снизился на 1,3%, что является негативом для предприятия.

Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса  удалось уменьшить на 800,14 тысяч  долларов, что является хорошим показателем  для СП ОАО «Спартак». Выручка  и прибыль от реализации продукции возросла на 21,1% и 183,0% соответственно, однако, себестоимость реализованной продукции также возросла на 14,5%.

Выручка  и  прибыль от реализации работ, услуг  увеличилась на 20,7% и 191,6% соответственно, но затраты от реализации работ, услуг также повысились на 14,6%.

Следует отметить произошедший рост рентабельности реализованной  продукции и рентабельности от реализации работ, услуг.

Бухгалтерская прибыль увеличилась на 336,0%. Кредиторская задолженность снизилась на 18,3%, в то же время, дебиторская задолженность также снизилась на 14,4%.

Увеличение  остатков готовой продукции на складах  предприятия на 18,4% говорит о том, что снижается спрос на производимую продукцию. 

На основании  проведенного анализа можно сделать  вывод, что в настоящее время у СП ОАО «Спартак» существуют ряд проблем в области производства и реализации продукции. Они  связанны с повышением цен на продукцию при жесткой конкуренции на рынке кондитерских изделий, что и привело к снижению объемов производства и реализации.

 

        2.2 Анализ объема и ассортимента  продукции

 

Для СП ОАО «Спартак»  важным является проведение анализа  производства продукции, так как  изменения в объеме производства продукции и ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность.

Анализ объема производства начнем с изучения динамики выпуска товарной продукции за последние годы (Таблица 2.2). (приложениеБ )

Та б л  и ц а 2.2 – Динамика выпуска товарной продукции за 2003 – 2004 годы

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции (на примере СП ОАО «Спартак» )