Анализ производства и реализации продукции (на примере СП ОАО «Спартак» )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики возрастает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов, а также возникает потребность в расчете альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительной оценке, выборе наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, то есть их воздействие на конечный финансовый результат деятельности - прибыль.
Ритмичность, слаженность и высокая результативность работы предприятия во многом зависят именно от его правильной оценки выпуска и реализации продукции. И так, как сегодня ни одно государство не может представит своё нормальное функционирование без бесчисленного множества предприятий, организаций, от успешной деятельности которых зависит благополучное развитие экономики страны, то тема данной курсовой работы является актуальной для рассмотрения.
Целью курсовой работы является изучить как осуществляется процесс производства и реализации продукции, определить сильные и слабые стороны данного процесса, а также выявить резервы улучшения работы предприятия в этой области. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: изучить как происходит формирования и выполнения производственной программы предприятия, как осуществляется выпуск продукции (определение ритмичности выпуска), каково качество продукции, каким образом и на каком уровне происходит реализация продукции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Экономическая сущность, задачи и этапы анализа процесса
производства и реализации продукции…………………………………………..5
Экономическая сущность процесса производства и реализации
продукции………………………………………………………………………5
Системный подход к анализу производства и реализации
продукции……………………………………………………………………...7
Место анализа производства и реализации продукции в системе
комплексного анализа ………………………………………………………..9
1.4 Методика анализа производства и реализации продукции………………..10
Анализ процесса производства и реализации продукции
СПОАО «Спартак»……………………………………………………………...13
2.1 Экономико-правовая характеристика предприятия………………………..13
2.2 Анализ объема и ассортимента продукции…………………………………16
2.3 Анализ структуры продукции……………………………………………….19
2.4 Анализ ритмичности выпуска……………………………………………….20
2.5 Анализ качества продукции.………………………………………………...22
2.6 Анализ отгрузки и реализации продукции………………………….……...24
2.7 Оценка влияния факторов, определяющих величину объема производства
продукции………………………………………………………………………..27
3 Обобщение и формирование резервов увеличения объема производства и
реализации продукции…………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………...….33
Список использованных источников……………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

 

На основании таблицы 3.7 рассчитаем прямые показатели ритмичности:

1)Коэффициент ритмичности (Критм):

 

                                        Критм= Взач / Впл,                                              (3)

 

где Взач - сумма, зачтенная в выполнение плана по ритмичности;

       Впл - плановый выпуск продукции.

 

Критм = 128417 / 130211= 0,98   или 98%

 

Полученное значение коэффициента ритмичности 98% свидетельствует, что предприятие работает достаточно ритмично. В основном, выпуск продукции  снижается в четвертом квартале. Соответственно причинами такой ситуации могут быть снижение спроса на продукцию, а также значительный объем выпуска продукции по сравнению с 2005 годом в первом, втором и третьем кварталах.

2) Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за квартал к среднеквартальному плановому выпуску продукции:

     

где ∆х2 - квадратическое отклонение от среднеквартального задания;

        n - число суммируемых плановых заданий;

        хпл - среднеквартальное задание   по графику.

       Полученный  результат означает, что выпуск  продукции по кварталам в среднем отклоняется от графика на 4,5%.

        3)Коэффициент аритмичности (Каритм):

 

                                   Каритм =  |1 – Квыпi| ,                                      (5)

 

где Квыпi – коэффициент выполнения плана по выпуску продукции за каждый квартал.

 

          Каритм =|1 – 1,001| + |1 – 1,012| + |1 – 1,085| + |1 – 0,95| = 0,048

 

Значение коэффициента можно расценивать как удовлетворительное. Он позволяет говорить, что у предприятия имеются сбои ритмичной работы, но они незначительны.

К показателям, повлиявшим на ритмичность  выпуска, можно отнести:  наличие оплаты за неотработанное время, уменьшение объемов сбыта и другие.

Общие потери, произошедшие в связи  с неритмичной работойпредприятия, составили (Пнер):

 

                                   Пнер= Впл – Взач                                                           (6)

 

Пнер=130211 –128417  = 1794 тонн

 

Таким образом, общие  потери в связи с неритмичной  работой составили в 2006 году 1794 тонн.

Предприятию можно рекомендовать  обратить особое внимание на свою маркетинговою  политику, а также на заключение договоров по поставкам материалов, выбирая из возможных контрагентов наиболее дисциплинированных и предусмотреть в договоре более жесткие штрафные санкции за срыв поставок.

Итак, четвертый этап связан с анализом ритмичности производства и определением потерь, связанных с неритмичной работой предприятия. Разрабатываются рекомендации для устранения будущих потерь, связанных с аритмичностью выпуска продукции.

 

 

        2.5 Анализ  качества  продукции

 

Важным показателем  деятельности предприятий является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции  – сложное понятие, характеризующие  параметрические, потребительские, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации.

Качество характеризуется системой показателей: обобщающие, которые характеризуют качество всей произведенной на предприятии продукции, не зависимо от их вида и назначения; индивидуальные, которые характеризуют одно из свойств продукции (полезность,  трудоемкость, энергоемкость); косвенные (количество штрафов за некачественную продукцию). В связи с тем, что большая часть информации о предприятии является коммерческой тайной, провести подробный анализ качества не представляется возможным.

Одним из показателей, характеризующих качество всей произведенной продукции  является удельный вес забракованной продукции в общем ее объеме. Поэтому далее проведем анализ объемов забракованной продукции по цехам на основании таблицы 2.8. При этом, будем использовать «Справку о забраковке в цехах готовой продукции службой технического контроля» за два года (приложение Е )

Т а б л  и ц а 2.8 – Анализ забракованной продукции

 

Цех

Выпуск продукции, т.

Брак,т

Удельный вес  брака, %

 Отклонения (+,-)

2005

2006

2005

2006

2005

2006

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Конфетно-шоколадный

 

2.Карамельный

 

3.Бисквитный

 

4. Вафельный

 

5886

 

8215

 

7369

 

7409

 

6094

 

9531

 

5392

 

6632

 

2,808

 

0,606

 

1,389

 

1,424

 

0,015

 

0,032

 

0,199

 

0,253

 

0,048

 

0,007

 

0,019

 

0,019

 

 

0,0002

 

0.0003

 

0,0003

 

0,004

 

-2,793

 

-0,574

 

-1,19

 

-1,171

Итого

28879

27649

6,227

0,499

0,021

0,002

-5,728


      Полученные  показатели свидетельствуют, о  том, что в течение 2006 года  предприятие снизило выпуск забракованной  продукции на 5,728 тонн, что является хорошим показателем работы предприятия. Больше всех снизил выпуск брака конфетно-шоколадный цех 2,793 тонн, что составляет 0,0002% удельного веса в общем объеме продукции, в сравнении с аналогичным периодом 2005 года. Заметно снизился данный показатель у карамельного и бисквитного цехов. В целом, удельный вес забракованной продукции снизился до 0,002%, по сравнению с 2005 годом, в котором он составил 0,021%.

Следующим показателем  качества продукции является удельный вес новой продукции в общем  ее выпуске. Для анализа воспользуемся данными «Бизнес-плана предприятия» за 2007 и 2006 годы (приложение В ) и составим таблицу 2.9

Т а б л  и ц а 2.9 – Анализ выпуска новой продукции  за 2005-2006 годы

 

Показатель

          2005год 

          2006 год

Темп роста, %

Произведено, тонн

28879

27649

95,7

В том числе, освоенной продукции, тонн

28280

27465

97,1

В том числе, новой продукции, тонн

599,02

184,26

30,8

Удельный вес  новой продукции, %

2,07

0,67

32,4



Рисунок 2.2  Структура  продукции СП ОАО «Спартак» за 2005-2006 годы.

 

Из таблицы видно, что  удельный вес новой продукции  в общем объеме выпуска в 2006 году снизился и составил 0,67% по сравнению  с аналогичным показателем за 2005 год. Темпы роста по всем остальным  показателям также отрицательны. Снижение удельного веса новой продукции могло быть обусловлено нехваткой сырья, недостаточными финансовыми ресурсами для покупки нового оборудования, снижением спроса на продукцию в целом.

Итак, важным показателем  деятельности предприятий является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества.

 

        2.6 Анализ отгрузки и реализации  продукции

В процессе анализа  необходимо изучить изменения не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации. От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д.

        Для анализа отгрузки продукции СП ОАО «Спартак» воспользуемся данными Бизнес-плана  организации за 2007 год (приложение В  ) и составим таблицу 2.10

Т а б л  и ц а 2.10- Анализ отгрузки кондитерских изделий за 2005-2006 гг. на внутренний рынок и за пределы  РБ

 

Наименование

группы

Всего отгружено, тн.

В то числе на рынок РБ

               Экспорт

2005

2006

Откние,  (+,-)

Темп роста %

2005

2006

Отк-ние, (+,-)

Темп роста, %

2005

2006

Отк-ние, (+,-)

Темп роста, %

Карамель

8146

8542

396

105

2678

2452

-226

92

5468

6090

622

111

Печенье

7119

5734

-1385

81

5528

4994

-534

90

1591

741

-850

47

Вафли

6956

6350

-606

91

6250

6044

-206

97

706

306

-400

43

Конфеты

4238

4149

-89

98

3735

3870

134

104

503

279

-223

56

Шоколад

1811

1886

4.6

100

1772

1783

11

101

109

103

-5

95

Торты

186

135

-51

72

182

133

-49

73

4

2

-2

45

Баулы

350

416

66

119

348

407

60

117

2

9

7

450

Всего

28877

27213

-1664

94

20493

19682

-811

96

8383

7531

-852

90


           Рисунок 2.3 Структуа экспорта  СП ОАО «Спартак» за 2005-2006 годы.

Как видно из таблицы, отгрузка за  2006 год составила  27 213 тонн, что составляет 94,0 % к уровню отгрузки соответствующего периода прошлого года, произошло снижение поставок на внутренний рынок на  4,0%, уменьшилась  отгрузка на экспорт на 10,0 %. В целом,  такую тенденцию можно  охарактеризовать  как положительную, по причине того, что реализация на экспорт осуществляется по ценам, не покрывающим затрат на производство.

Cтруктуру  отгрузки  по областям  Республики  Беларусь  в  натуральном и денежном  выражении представляет следующая таблица 2.11, также основанная на данных Бизнес-плана  организации за 2007 год (приложение В )

 

Т а б л и ц  а 2.11- Анализ отгрузки кондитерских изделий за 2005-2006 гг. на  внутренний рынок и за пределы  РБ

 

Отгрузка,тн.

2005г.

2006г.

Отклонение,%

Темп

Уд. вес региона, % 2005год

Уд. вес региона, % 2005год

Брестская обл.

2 967,8

2 967,8

-16,8

99,4

10,3

10,8

Витебская обл.

2 636,6

2 636,6

51,7

102,0

9,1

9,9

Гомельская обл.

5 667,6

5 667,6

124,1

102,2

19,6

21,3

Гродненская обл.

1 585,7

1 585,7

504,9

131,8

5,5

7,7

Минская обл.

5 775,5

5 775,5

-2191,3

62,1

20,0

13,2

Могилевская обл.

1 859,9

1 859,9

716,3

138,5

6,4

9,5

Республика Беларусь

20 493,1

20 493,1

-811,1

96,0

71,0

72,3

Россия

7 828,8

7 828,8

-704,9

91,0

27,1

26,2

Другие страны

554,4

554,4

-147,5

73,4

1,9

1,5

Всего

28 876,3

27 212,8

-1663,5

94,2

100,0

100,0


 

Итак, что касается географии  отгрузок, то за рассматриваемый период в разрезе регионов Республики Беларусь сохраняется  та же тенденция, что  и в прошлом году,  роста  к уровню прошлого года  достигли несколько  областей. При сокращении   удельного веса экспорта уменьшилась отгрузка в страны дальнего зарубежья на 148 тонн, однако удельный вес в общей отгрузке невелик составляет в 2006 году 1,5%.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции (на примере СП ОАО «Спартак» )