Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:18, курсовая работа
В условиях рыночной экономики возрастает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов, а также возникает потребность в расчете альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительной оценке, выборе наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, то есть их воздействие на конечный финансовый результат деятельности - прибыль.
Ритмичность, слаженность и высокая результативность работы предприятия во многом зависят именно от его правильной оценки выпуска и реализации продукции. И так, как сегодня ни одно государство не может представит своё нормальное функционирование без бесчисленного множества предприятий, организаций, от успешной деятельности которых зависит благополучное развитие экономики страны, то тема данной курсовой работы является актуальной для рассмотрения.
Целью курсовой работы является изучить как осуществляется процесс производства и реализации продукции, определить сильные и слабые стороны данного процесса, а также выявить резервы улучшения работы предприятия в этой области. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: изучить как происходит формирования и выполнения производственной программы предприятия, как осуществляется выпуск продукции (определение ритмичности выпуска), каково качество продукции, каким образом и на каком уровне происходит реализация продукции.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Экономическая сущность, задачи и этапы анализа процесса
производства и реализации продукции…………………………………………..5
Экономическая сущность процесса производства и реализации
продукции………………………………………………………………………5
Системный подход к анализу производства и реализации
продукции……………………………………………………………………...7
Место анализа производства и реализации продукции в системе
комплексного анализа ………………………………………………………..9
1.4 Методика анализа производства и реализации продукции………………..10
Анализ процесса производства и реализации продукции
СПОАО «Спартак»……………………………………………………………...13
2.1 Экономико-правовая характеристика предприятия………………………..13
2.2 Анализ объема и ассортимента продукции…………………………………16
2.3 Анализ структуры продукции……………………………………………….19
2.4 Анализ ритмичности выпуска……………………………………………….20
2.5 Анализ качества продукции.………………………………………………...22
2.6 Анализ отгрузки и реализации продукции………………………….……...24
2.7 Оценка влияния факторов, определяющих величину объема производства
продукции………………………………………………………………………..27
3 Обобщение и формирование резервов увеличения объема производства и
реализации продукции…………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………...….33
Список использованных источников……………………………………………..35
На основании таблицы 3.7 рассчитаем прямые показатели ритмичности:
1)Коэффициент ритмичности (Кри
где Взач - сумма, зачтенная в выполнение плана по ритмичности;
Впл - плановый выпуск продукции.
Критм = 128417 / 130211= 0,98 или 98%
Полученное значение коэффициента ритмичности 98% свидетельствует, что предприятие работает достаточно ритмично. В основном, выпуск продукции снижается в четвертом квартале. Соответственно причинами такой ситуации могут быть снижение спроса на продукцию, а также значительный объем выпуска продукции по сравнению с 2005 годом в первом, втором и третьем кварталах.
2) Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за квартал к среднеквартальному плановому выпуску продукции:
где ∆х2 - квадратическое отклонение от среднеквартального задания;
n - число суммируемых плановых заданий;
хпл - среднеквартальное задание по графику.
Полученный результат означает, что выпуск продукции по кварталам в среднем отклоняется от графика на 4,5%.
3)Коэффициент аритмичности (Ка
где Квыпi – коэффициент выполнения плана по выпуску продукции за каждый квартал.
Каритм =|1 – 1,001| + |1 – 1,012| + |1 – 1,085| + |1 – 0,95| = 0,048
Значение коэффициента
можно расценивать как
К показателям, повлиявшим на ритмичность выпуска, можно отнести: наличие оплаты за неотработанное время, уменьшение объемов сбыта и другие.
Общие потери, произошедшие в связи
с неритмичной
Пнер=130211 –128417 = 1794 тонн
Таким образом, общие потери в связи с неритмичной работой составили в 2006 году 1794 тонн.
Предприятию можно рекомендовать обратить особое внимание на свою маркетинговою политику, а также на заключение договоров по поставкам материалов, выбирая из возможных контрагентов наиболее дисциплинированных и предусмотреть в договоре более жесткие штрафные санкции за срыв поставок.
Итак, четвертый этап связан с анализом ритмичности производства и определением потерь, связанных с неритмичной работой предприятия. Разрабатываются рекомендации для устранения будущих потерь, связанных с аритмичностью выпуска продукции.
2.5 Анализ качества продукции
Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции – сложное понятие, характеризующие параметрические, потребительские, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации.
Качество характеризуется системой показателей: обобщающие, которые характеризуют качество всей произведенной на предприятии продукции, не зависимо от их вида и назначения; индивидуальные, которые характеризуют одно из свойств продукции (полезность, трудоемкость, энергоемкость); косвенные (количество штрафов за некачественную продукцию). В связи с тем, что большая часть информации о предприятии является коммерческой тайной, провести подробный анализ качества не представляется возможным.
Одним из показателей, характеризующих качество всей произведенной продукции является удельный вес забракованной продукции в общем ее объеме. Поэтому далее проведем анализ объемов забракованной продукции по цехам на основании таблицы 2.8. При этом, будем использовать «Справку о забраковке в цехах готовой продукции службой технического контроля» за два года (приложение Е )
Т а б л и ц а 2.8 – Анализ забракованной продукции
Цех |
Выпуск продукции, т. |
Брак,т |
Удельный вес брака, % |
Отклонения (+,-) | |||
2005 |
2006 |
2005 |
2006 |
2005 |
2006 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1.Конфетно-шоколадный
2.Карамельный
3.Бисквитный
4. Вафельный |
5886
8215
7369
7409 |
6094
9531
5392
6632 |
2,808
0,606
1,389
1,424 |
0,015
0,032
0,199
0,253 |
0,048
0,007
0,019
0,019
|
0,0002
0.0003
0,0003
0,004 |
-2,793
-0,574
-1,19
-1,171 |
Итого |
28879 |
27649 |
6,227 |
0,499 |
0,021 |
0,002 |
-5,728 |
Полученные
показатели свидетельствуют, о
том, что в течение 2006 года
предприятие снизило выпуск
Следующим показателем качества продукции является удельный вес новой продукции в общем ее выпуске. Для анализа воспользуемся данными «Бизнес-плана предприятия» за 2007 и 2006 годы (приложение В ) и составим таблицу 2.9
Т а б л и ц а 2.9 – Анализ выпуска новой продукции за 2005-2006 годы
Показатель |
2005год |
2006 год |
Темп роста, % |
Произведено, тонн |
28879 |
27649 |
95,7 |
В том числе, освоенной продукции, тонн |
28280 |
27465 |
97,1 |
В том числе, новой продукции, тонн |
599,02 |
184,26 |
30,8 |
Удельный вес новой продукции, % |
2,07 |
0,67 |
32,4 |
Рисунок 2.2 Структура продукции СП ОАО «Спартак» за 2005-2006 годы.
Из таблицы видно, что
удельный вес новой продукции
в общем объеме выпуска в 2006 году
снизился и составил 0,67% по сравнению
с аналогичным показателем за
2005 год. Темпы роста по всем остальным
показателям также
Итак, важным показателем деятельности предприятий является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества.
2.6 Анализ отгрузки и реализации продукции
В процессе анализа необходимо изучить изменения не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации. От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д.
Для анализа отгрузки продукции СП ОАО «Спартак» воспользуемся данными Бизнес-плана организации за 2007 год (приложение В ) и составим таблицу 2.10
Т а б л и ц а 2.10- Анализ отгрузки кондитерских изделий за 2005-2006 гг. на внутренний рынок и за пределы РБ
Наименование группы |
Всего отгружено, тн. |
В то числе на рынок РБ |
Экспорт | |||||||||
2005 |
2006 |
Откние, (+,-) |
Темп роста % |
2005 |
2006 |
Отк-ние, (+,-) |
Темп роста, % |
2005 |
2006 |
Отк-ние, (+,-) |
Темп роста, % | |
Карамель |
8146 |
8542 |
396 |
105 |
2678 |
2452 |
-226 |
92 |
5468 |
6090 |
622 |
111 |
Печенье |
7119 |
5734 |
-1385 |
81 |
5528 |
4994 |
-534 |
90 |
1591 |
741 |
-850 |
47 |
Вафли |
6956 |
6350 |
-606 |
91 |
6250 |
6044 |
-206 |
97 |
706 |
306 |
-400 |
43 |
Конфеты |
4238 |
4149 |
-89 |
98 |
3735 |
3870 |
134 |
104 |
503 |
279 |
-223 |
56 |
Шоколад |
1811 |
1886 |
4.6 |
100 |
1772 |
1783 |
11 |
101 |
109 |
103 |
-5 |
95 |
Торты |
186 |
135 |
-51 |
72 |
182 |
133 |
-49 |
73 |
4 |
2 |
-2 |
45 |
Баулы |
350 |
416 |
66 |
119 |
348 |
407 |
60 |
117 |
2 |
9 |
7 |
450 |
Всего |
28877 |
27213 |
-1664 |
94 |
20493 |
19682 |
-811 |
96 |
8383 |
7531 |
-852 |
90 |
Рисунок 2.3 Структуа экспорта СП ОАО «Спартак» за 2005-2006 годы.
Как видно из таблицы, отгрузка за 2006 год составила 27 213 тонн, что составляет 94,0 % к уровню отгрузки соответствующего периода прошлого года, произошло снижение поставок на внутренний рынок на 4,0%, уменьшилась отгрузка на экспорт на 10,0 %. В целом, такую тенденцию можно охарактеризовать как положительную, по причине того, что реализация на экспорт осуществляется по ценам, не покрывающим затрат на производство.
Cтруктуру отгрузки по областям Республики Беларусь в натуральном и денежном выражении представляет следующая таблица 2.11, также основанная на данных Бизнес-плана организации за 2007 год (приложение В )
Т а б л и ц а 2.11- Анализ отгрузки кондитерских изделий за 2005-2006 гг. на внутренний рынок и за пределы РБ
Отгрузка,тн. |
2005г. |
2006г. |
Отклонение,% |
Темп |
Уд. вес региона, % 2005год |
Уд. вес региона, % 2005год |
Брестская обл. |
2 967,8 |
2 967,8 |
-16,8 |
99,4 |
10,3 |
10,8 |
Витебская обл. |
2 636,6 |
2 636,6 |
51,7 |
102,0 |
9,1 |
9,9 |
Гомельская обл. |
5 667,6 |
5 667,6 |
124,1 |
102,2 |
19,6 |
21,3 |
Гродненская обл. |
1 585,7 |
1 585,7 |
504,9 |
131,8 |
5,5 |
7,7 |
Минская обл. |
5 775,5 |
5 775,5 |
-2191,3 |
62,1 |
20,0 |
13,2 |
Могилевская обл. |
1 859,9 |
1 859,9 |
716,3 |
138,5 |
6,4 |
9,5 |
Республика Беларусь |
20 493,1 |
20 493,1 |
-811,1 |
96,0 |
71,0 |
72,3 |
Россия |
7 828,8 |
7 828,8 |
-704,9 |
91,0 |
27,1 |
26,2 |
Другие страны |
554,4 |
554,4 |
-147,5 |
73,4 |
1,9 |
1,5 |
Всего |
28 876,3 |
27 212,8 |
-1663,5 |
94,2 |
100,0 |
100,0 |
Итак, что касается географии отгрузок, то за рассматриваемый период в разрезе регионов Республики Беларусь сохраняется та же тенденция, что и в прошлом году, роста к уровню прошлого года достигли несколько областей. При сокращении удельного веса экспорта уменьшилась отгрузка в страны дальнего зарубежья на 148 тонн, однако удельный вес в общей отгрузке невелик составляет в 2006 году 1,5%.
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции (на примере СП ОАО «Спартак» )