Анализ расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение методики анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками. Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:
- определить цели, задачи и методы анализа состояния расчетов;
- рассмотреть состав и структуру расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить качество, ликвидность и динамику оборачиваемости дебиторской задолженности;
- найти резервы повышения эффективности расчетной дисциплины.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические аспекты учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками 5
1.1. Сущность процесса реализации и его роль в экономике сельскохозяйственной организации 5
1.2. Система показателей оценки качества задолженности, факторы ее определяющие и информационное обеспечение 16
1.3. Методологические подходы к анализу расчетов с покупателями и заказчиками 27
2. Экономико-финансовая характеристика КУП "Дворище-Рос" Россонского района Витебской области 35
3. Анализ расчетов с покупателями и заказчиками 45
3.1. Анализ состава и структура расчетов с покупателями и заказчиками 45
3.2. Анализ динамики оборачиваемости дебиторской задолженности 51
3.3. Факторы и резервы повышения эффективности расчетной дисциплины………………………………………………………………………57
Заключение 63
Список используемой литературы 66

Файлы: 1 файл

Курсовая Расчеты с покупателями и заказчиками.docx

— 123.42 Кб (Скачать файл)

Объем реализации и прибыль  зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия.

 Состояние хозяйственной  деятельности каждого предприятия   состоит в организации производства  и продажи  товара.  В качестве  товара может выступать  продукция,  имеющая натурально – вещественный  характер, выполнение работ или  оказание услуг.  В процессе  продажи своей продукции предприятие  взаимодействует с другими предприятиями  и физическими лицами – покупателями  и заказчиками продукции. [15]

         Основным документом, регулирующим  исполнение обязательств контрагентами,  является заключенный между ними  договор, который по условиям  и заключаемой форме  не  должен противоречить нормам  Гражданского кодекса Республики Беларусь. При этом Гражданский кодекс  обязывает как продавцов, так и покупателей исполнять обязательства   в соответствии с договором, требованиями закона и иных правовых актов  или в соответствии с условиями  делового оборота.  В случае разногласий между сторонами сделки  все возникающие вопросы решаются в судебном порядке. [18]

Покупатели и заказчики  – это организации, приобретающие  продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполняемые  работы. В связи с этим любое  предприятие может выступать  одновременно в роли, как покупателя, так и заказчика. Основным счетом, связанным с учетом реализации, является счет 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками». Это активно-пассивный  счет. На нем в соответствии с  Планом счетов бухгалтерского учета  отражают как расчеты по полученным авансам от покупателей, так и  расчеты с покупателями за отгруженную  им и неоплаченную продукцию. Сальдо этого счета показывается развернуто. Сальдо дебетовое означает договорную (отпускную) стоимость сданных заказчику  работ, услуг, продукции неоплаченных; сальдо кредитовое – сумму полученных авансов; оборот по дебету – отпускную  стоимость сданных работ, услуг, продукции в отчетном месяце и  сумму погашенных авансов; оборот по кредиту – суммы, оплаченные покупателями в отчетном месяце в виде авансов и погашенной задолженности. 

Синтетический и аналитический  учет расчетов с покупателями и заказчиками  за отгруженные товары (оказанные  услуги) при журнально-ордерной форме  бухгалтерского учета (учет операций по счету 62) ведется в журнале-ордере №11 (оборот по кредиту), ведомости отгрузки и реализации товаров в разрезе  каждого дебитора, которые дают возможность  контролировать наличие задолженности  покупателей, сроки оплаты за отгруженный  товар. В зависимости от объема учетной  работы и необходимости получения  данных по различным группировкам можно  вести несколько журналов-ордеров (по отдельным контрагентам, по транзитным операциям). 

Аналитический учет на этом счете ведут в разрезе покупателей  и каждого отгрузочного и платежного документа. При этом целесообразно  выделить субсчета для учета расчетов по авансам в рублях и в валюте и расчетов с покупателями в рублях и в валюте (иностранными покупателями). Покупатели и заказчики должны погасить задолженность по приобретенным  товарно-материальным ценностям в  течение срока и на условиях, определенных в договоре купли-продажи или  поставки. [8]

Развитие рыночных отношений  в нашей стране  привело к  возникновению  различных форм расчетов между предприятиями.  Они  варьируются  в зависимости от ситуации, финансового  положения организации, специфики  ее деятельности, достижения определенных целей и т. д.  Для наглядности формы расчетов показаны на рисунке 1.1. [16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 


















 

Рисунок 1.1.1 - Формы расчетов между предприятиями

  Расчеты между продавцами  продукции и ее покупателями  могут осуществляться как   денежными, так и неденежными  способами.  Появление  неденежных  способов расчетов, как правило,  вызвано  трудностями существующего  финансового положения некоторых  предприятий, кризисом неплатежей, и такая форма погашения долговых  требований и обязательств  облегчает  взаиморасчеты контрагентов путем  использования различных их схем  в рамках действующего законодательства.

         Необходимо отметить, что по оценкам  специалистов  примерно 95 % платежей  в Республике Беларусь осуществляется  платежными поручениями. Платежным  поручением является  оформленное  расчетным документом  распоряжение  владельца счета (плательщика)  обслуживающему его банку на  перевод определенной денежной  суммы на счет получателя денежных  средств. Расчеты платежными поручениями   используются в местных, одногородних  и иногородних расчетах между  организациями за поставленные  товарно–материальные ценности, работы  и услуги.  Платежными поручениями  оформляются  авансовые платежи,  частичные платежи и окончательные  расчеты между предприятиями. 

         Существуют безналичные формы  расчетов с помощью векселей  и ценных бумаг, а также способы  погашения задолженности неденежными  средствами по разным основаниям:  товарообменные операции, перевод  долга, зачет взаимных требований  и т. д.

В соответствии с Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями  в Республике Беларусь от 29.06.2000г. №359 [21], все расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь осуществляются в белорусских рублях в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренным этим документом.

Безналичные расчеты – это расчеты между  юридическими лицами, а также с  участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через  банк или его филиал в безналичном  порядке, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством Республики Беларусь.

Разрешается  производить расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями - резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте за природный газ, нефть, другое углеводородное сырье, нефтепродукты, уголь, сжиженный газ, электрическую энергию, импортируемые в Республику Беларусь, а также за нефтепродукты и сжиженный газ, произведенные (в том числе на белорусских предприятиях из давальческого сырья) из импортируемых в Республику Беларусь нефти и другого углеводородного сырья, за электрическую и тепловую энергию, выработанную с использованием природного газа и топочного мазута, за калийные удобрения.

Денежные   средства   предприятий   подлежат   обязательному размещению на счетах  в  банке,  за  исключением  наличных  денежных средств,  расходование  которых  разрешено  в  установленном порядке банком в соответствии с законодательными и нормативными актами.

Отношения банков  с предприятиями строятся на договорной основе.

Банк  зачисляет  поступающие  на  счета предприятий денежные  средства,  выполняет   распоряжения   предприятий   и об их перечислении и выдаче со счетов,  о проведении других  банковских  операций,  предусмотренных  нормативными  актами Национального банка Республики Беларусь и договором.

Безналичные расчеты предприятиями производятся платежными требованиями, платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, аккредитивами, банковскими пластиковыми карточками.

Платежное  поручение представляет собой расчетный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя. Поручением производятся расчеты за полученные товары, расчеты  по  нетоварным  операциям, предварительная  оплата, авансовые  платежи, оплата товарных векселей.      

Под  предварительной  оплатой  понимается  оплата   товаров, готовых  к  отгрузке  (отпуску)  покупателям  к  моменту  платежа  и отгружаемых  (вывозимых)  не  позднее  трех  рабочих  дней  со   дня получения  платежа,  если  другие  сроки не определены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен данный порядок расчетов.    

 Авансовый   платеж  - сумма денежных средств, перечисленная, выданная в счет условленного платежа или расходов,  по которым отчет будет дан впоследствии.     

Платежное    требование-поручение - расчетный документ,  содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании  направленных ему,  минуя  обслуживающий  банк,  расчетного,  отгрузочных и других документов,  предусмотренных договором,  стоимость поставленного  по договору товара, произвести платежи по другим операциям. При проведении дебетовых переводов посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма инкассо. Акцептная форма инкассо используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги) и в других случаях по усмотрению сторон.

Аккредитив  представляет  собой  соглашение  между  банком плательщика и  плательщиком,  в  силу  которого  банк-эмитент   по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву обязательство  произвести  платеж против   представленных   в  соответствии  с  условиями  аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным.

Чеки  применяются только для безналичных  расчетов между юридическими лицами,  а  также  между физическими и юридическими, включая предпринимателей без образования юридического лица. Чек  -   это   ценная   бумага,    содержащая   ничем   не обусловленное   распоряжение   чекодателя  банку  произвести  платеж указанной в нем суммы чекодержателю. [Овсейко С., 17]

В настоящее время предприятия  сами выбирают форму расчетов при  оплате за поставленные товары (работы, услуги). 
Для любого предприятия одним из важнейших моментов в деятельности является момент получения сумм за поставленную им продукцию и оплату за оказание услуг.

    1. Система показателей оценки качества задолженности, факторы ее определяющие и информационное обеспечение

В условиях развития рыночных отношений существует риск неоплаты за поставленную продукцию, что приводит к возникновению  дебиторской задолженности. Под  дебиторской понимают задолженность  других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность  покупателей за купленную продукцию, оказанные услуги, подотчетных лиц  за выданные им под отчет денежные суммы и другие). Организации и  лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной  деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений, другая же часть может перейти  в разряд сомнительной. 
Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях покупателями финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

         Задолженность покупателей и  заказчиков может быть классифицирована по различным основаниям (рисунок 1.2):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



 

 




 




 

Рисунок 1.2.1- Классификация задолженности покупателей и заказчиков

Задолженность, срок погашения  которой ожидается в течение 12 месяцев после отчетной даты, считается  краткосрочной. Остальная дебиторская  задолженность является долгосрочной. Исчисление срока задолженности  начинается с первого числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором  этот актив был принят к бухгалтерскому учету.

С целью  управления дебиторской задолженностью проводят анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде [24]. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава текущей дебиторской задолженности предприятия.

На первой стадии анализа с целью отражения реального состояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации в общей ее сумме выделяется чистая реализационная ее стоимость, которая представляет собой сумму текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги, уменьшенную на сумму резерва сомнительных долгов.

Величина  резерва сомнительных долгов определяется исходя из уровня фактической платежеспособности отдельных покупателей-дебиторов (прямой метод) или на основе соответствующей  классификации дебиторской задолженности  этого вида по срокам ее непогашения  с установлением коэффициента сомнительности ее погашения по каждой группе (косвенный  метод). Величина резерва сомнительных долгов при косвенном методе ее расчета  определяется как сумма произведений текущей дебиторской задолженности  соответствующей группы и коэффициента сомнительности ее погашения по данной группе.

На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде. Оценку рекомендуется осуществлять на основе:

а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги. Он рассчитывается по следующей формуле:

   (1.2.1)

где КОАдз - коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;

Информация о работе Анализ расчетов с покупателями и заказчиками