Анализ расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение методики анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками. Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:
- определить цели, задачи и методы анализа состояния расчетов;
- рассмотреть состав и структуру расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить качество, ликвидность и динамику оборачиваемости дебиторской задолженности;
- найти резервы повышения эффективности расчетной дисциплины.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические аспекты учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками 5
1.1. Сущность процесса реализации и его роль в экономике сельскохозяйственной организации 5
1.2. Система показателей оценки качества задолженности, факторы ее определяющие и информационное обеспечение 16
1.3. Методологические подходы к анализу расчетов с покупателями и заказчиками 27
2. Экономико-финансовая характеристика КУП "Дворище-Рос" Россонского района Витебской области 35
3. Анализ расчетов с покупателями и заказчиками 45
3.1. Анализ состава и структура расчетов с покупателями и заказчиками 45
3.2. Анализ динамики оборачиваемости дебиторской задолженности 51
3.3. Факторы и резервы повышения эффективности расчетной дисциплины………………………………………………………………………57
Заключение 63
Список используемой литературы 66

Файлы: 1 файл

Курсовая Расчеты с покупателями и заказчиками.docx

— 123.42 Кб (Скачать файл)

 ДЗВ - сумма текущей дебиторской задолженности

покупателей, оформленной векселями;

 ЧРСд- сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

РСД - сумма  резерва сомнительных долгов;

 ОА - общая сумма оборотных активов  предприятия.

б) Коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он определяется по следующей формуле:

(1.2.2)

где КВИдЗ  -коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги;

ДЗВ - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем;

ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости  дебиторской задолженности;

РСД - сумма  резерва сомнительных долгов.

На третьей  стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия. Расчет этого показателя производится по следующей формуле:

(1.2.3)

где ПИдз - средний период инкассации текущей  дебиторской задолженности за товары, работы услуги (в днях);

В - средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (расчитанная как средняя хронологическая);

дз - средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности  в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

О- сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

На четвертой  стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее <возрастным группам>, т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

На пятой  стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателями. Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

ЭДЗДЗ - ТЗДЗ - ФПДЗ,          (1.2.4)

где Эдз - сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Пдз -дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

ТЗдз -текущие  затраты предприятия, связанные  с организацией кредитования покупателей  и инкассацией долга;

ФПд- сумма прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателями.

Наряду  с абсолютной суммой эффекта в  процессе этого этапа анализа  может быть определен и относительный  показатель - коэффициент эффективности  инвестирования средств в текущую  дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

   (1.2.5)

где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность  по расчетам с покупателями;

Эдз - сумма  эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую  задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

рп - средний остаток текущей дебиторской  задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

Результаты  анализа используются в процессе последующей разработки отдельных  параметров кредитной политики предприятия.

По Савицкой Г. В. [23], увеличение или уменьшение дебиторской задолженности оказывает большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятия.

Резкое  увеличение дебиторской задолженности  и ее доли в текущих активах  может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия  по отношению к покупателям либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. С другой стороны, предприятие может  сократить отгрузку продукции, тогда  счета дебиторов уменьшатся.

Следовательно, рост дебиторской задолженности  не всегда оценивается отрицательно. Необходимо различать нормальную и  просроченную задолженность. Наличие  последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет  чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы  и др. Кроме того, замораживание  средств в дебиторской задолженности  приводит к замедлению оборачиваемости  капитала.

Просроченная  дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения  долгов и уменьшение прибыли. Поэтому  каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся  ему платежей. Ускорить платежи можно  путем совершенствования расчетов, своевременного оформления расчетных  документов, предварительной оплаты, применения вексельной формы расчетов и т.д.

В процессе анализа нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования  дебиторской задолженности, установить, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым истекают сроки исковой давности. Если такие имеются, то необходимо срочно принять меры по их взысканию (оформление векселей, обращение в судебные органы и др.). Для анализа дебиторской задолженности, кроме баланса, используются материалы первичного и аналитического бухгалтерского учета.

Работник, занимающийся управлением дебиторской  задолженности, должен сосредоточить  внимание на наиболее старых долгах и  уделить больше внимания крупным  суммам задолженности.

Оценивая  состояние текущих активов, важно изучить качество и ликвидность дебиторской задолженности. Одним из показателей, используемых для этой цели, является период оборачиваемости дебиторской задолженности (формула 1.2.6), или период инкассации долгов. Он равен времени между отгрузкой товаров и получением за них наличных денег от клиентов:

    Средние остатки задолженности

Пд.з. =    по счетам дебиторов x Дни периода      (1.2.6)

                                                Сумма кредитового оборота

                                                                 по счетам дебиторов

           

Чтобы показать эффективность управления дебиторской  задолженностью, период ее инкассации можно рассчитать за каждый месяц.

Для характеристики качества дебиторской задолженности  определяется и такой показатель, как доля резерва по сомнительным долгам в общей сумме дебиторской задолженности (формула 1.2.7).

 

                 Доля резерва по сомн. долгам = Резерв по сомн.долгам      (1.2.7)

                                                                            Общая сумма деб. зад-ти

 

Рост  уровня данного коэффициента свидетельствует  о снижении качества последней.

Эти показатели сравнивают в динамике, со среднеотраслевыми  данными, нормативами и изучают  причины увеличения продолжительности  периода нахождения средств в  дебиторской задолженности (неэффективная  система расчетов, финансовые затруднения у покупателей, длительный цикл банковского документооборота и т.д.).

Качество  дебиторской задолженности оценивается  также удельным весом в ней  вексельной формы расчетов (формула 1.2.8), поскольку вексель выступает высоколиквидным активом, который может быть реализован третьему лицу до наступления срока его погашения. Вексельное обязательство имеет значительно большую силу, чем обычная дебиторская задолженность. Увеличение удельного веса полученных векселей в общей сумме дебиторской задолженности свидетельствует о повышении ее надежности и ликвидности.

 

                                      УВвекс. = Векселя полученные              (1.2.8)

                                                      Общая сумма деб. зад-ти

 

Особую  актуальность проблема неплатежей приобретает  в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег.

Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной  оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности  вычесть ее сумму, скорректированную  на индекс инфляции за этот срок (минус  полученную пеню), или сумму просроченной дебиторской задолженности умножить на ставку банковского процента рефинансирования за этот период и из полученного  результата вычесть сумму полученной пени.

Савицкая  Г. В. [2] считает, что в процессе анализа составления расчетов нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования задолженности; для анализа дебиторской задолженности используются данные второго раздела актива баланса  и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.

Оценку  состава и структуры задолженности  следует производить по конкретным покупателям. При этом рекомендуется  изучать, какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных  должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия. Целесообразно производить оценку ещё и по срокам образования задолженностей или срокам их возможного погашения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку текущей задолженности: до 30 дней, от 1-го - до 3-х месяцев, от 3-6  месяцев, от 6-12 месяцев, более 12 месяцев.

Итак, от качества оценки расчетов с покупателями и заказчиками зависит эффективность  деятельности предприятия в целом. Правильно организованный учет расчетов позволит решать следующие задачи, стоящие перед предприятием:  
- обеспечение постоянного и действенного контроля за состоянием задолженности, своевременным поступлением достоверной и полной информации о состоянии и динамике задолженности, необходимой для принятия управленческих решений; 
- соблюдение допустимых размеров дебиторской и кредиторской задолженности и их оптимального соотношения; 
- обеспечение своевременного поступления средств по счетам дебиторов, исключающих возможность применения штрафных санкций и нанесения убытков; 
- выявление неплатежеспособных и недобросовестных плательщиков; 
- определение политики предприятия в сфере расчетов, в частности предоставление товарного кредита, скидок и иных льгот потребителям продукции.

По мнению Чернозубенко П. Е. [22], качественная дебиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

Оценка качества дебиторской задолженности лежит в сфере анализа дебиторской задолженности, который включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия. Качество дебиторской задолженности в первую очередь контролируют по наиболее крупным и сомнительным видам дебиторской задолженности, затем средним и мелким кредитам, не оказывающие серьезного влияния на общие результаты деятельности компании.

Улучшение качества дебиторской задолженности не означает снижение величины самой дебиторской задолженности компании. Под улучшением качества дебиторской задолженности понимают: снижение удельного веса просроченных долгов в общей дебиторской задоленности и снижение рисков несвоевременности возврата задолженности.

Вахрушина Н. [26] выделяет проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия:

  • нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;
  • не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;
  • отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;
  • не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;
  • функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.

 

По мнению Вишневской И. [25],  существуют три группы мер по обеспечению полного возврата (или хотя бы максимизации его) дебиторской задолженности, сведя  к минимуму возможные потери: меры по досудебному взысканию задолженности, страхование риска не возврата дебиторской задолженности и факторинговые операции. При этом решения, принимаемые в ходе текущего управления дебиторской задолженностью, должны основываться на оценке эффективности различных методов ее оптимизации, а также оценке реальной стоимости дебиторской задолженности.

Информация о работе Анализ расчетов с покупателями и заказчиками