Анализ розничного товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Целью розничного товарооборота является создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения широким ассортиментом товаров и услуг, в первую очередь отечественного производства, создание эффективной системы товародвижению.
От степени выполнения плана товарооборота зависит выполнение кассового плана Государственного Банка Республики Беларусь. Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения. В динамике розничного товарооборота находят отражение систематический рост производства, с одной стороны, непрерывный подъём, благосостояние культуры населения с другой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
СУЩНОСТЬ АНАЛИЗА РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА…….…5
Розничный товарооборот, его сущность……………………….…5
Задачи и факторы формирования розничного товарооборота….8
1.3 Краткая характеристика Калинковичского филиал ОАО «ОРС Гомель»………………………………………………………..………….10
2. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА КАЛИНКОВИЧСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «ОРС ГОМЕЛЬ»……………………………..………….17
2.1 Ритмичность розничного товарооборота по периодам и по районам………………………………………………………..………….17
2.2 Ритмичность розничного товарооборота по кварталам года…...19
2.3 Ритмичность розничного товарооборота по месяцам года……..20
2.4 Факторный анализ общего розничного товарооборота………....23
3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА И УВЕЛИЧЕНИЕ ЕГО ОБЪЕМА…………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..29

Файлы: 1 файл

АХД.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

 За 2010-2012г.г.среднегодовой  темп роста товарооборота предприятия  в действующих ценах составил 180,5%, в сопоставимых ценах 109,3%.

 

    1. Ритмичность  розничного товарооборота по кварталам года

 

  По кварталам розничный товарооборот предприятия распределяется неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте  занимает оборот третьего квартала – 28,36%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал – 19,96%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

  Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 2.5

 

  Таблица 2.5 Розничный товарооборот Калинковичского филиала ОАО «ОРС Гомель» по кварталам 

Кварталы

2011 год

2012 год

Отклонение в сумме

(+,-)

2012 в % 2011

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

1

1982,4

14,32

4854,8

19,96

2827,4

244,9

2

2930,3

21,17

5783,7

23,78

2853,4

197,38

3

4101,1

29,63

6898,8

28,36

2797,7

168,22

4

4818,9

34,88

6788,2

27,91

1959,3

140,57

Итого за год

13842,7

100

24325,5

100

10482,8

175,73


 

  Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам. Наиболее напряженным был второй квартал, а наименьшее напряжение – четвертый. Самый низкий темп роста товарооборота 140,57 достиг в четвертом квартале,  а самый высокий в первом и  третьем кварталах (244,9 и 168,22). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес товарооборотов третьего квартала на 1,27% и четвертого – на 6,97% по сравнению с 2011 годом, потому что в этом квартале темп роста оборота ниже, чем в целом за год (175,73%).

Доля оборота первого квартала возросла с 13,43% 2011 году до 19,96% в 2012 году (темп роста оборота в этом квартале 244,9%),  доля оборота второго квартала возросла с 19,85% 2011 год до 23,78% в 2012 году (темп роста оборота в этом квартале 197,38%), доля оборота третьего квартала возросла в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 0,75%. Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался не ритмично.

 

    1. Ритмичность  розничного товарооборота по месяцам года

 

        Более  неритмичное развитие товарооборота по месяцам года (таблица 2.6)

     Таблица 2.6 Розничный товарооборот Калинковичского филиала ОАО «ОРС Гомель» по месяцам

Кварталы, месяца

2011 год

2012 год

Отклонение в сумме (+,-)

2012 в %2011

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Январь

660,6

33,32

1547,8

31,88

887,2

234,3

Февраль

626

31,59

1500,1

30,90

873,9

239,56

Март

695,6

35,09

1806,9

37,22

1111,3

259,76

Итого за 1 квартал

1982,4

100

4854,8

100

2872,4

244,90

Апрель

781,4

26,67

1806,6

31,24

1025,2

231,20

Май

1104,3

37,69

1925,9

33,3

821,6

174,4

Июнь

1044,6

35,65

2051,2

35,47

1006,6

196,36

Итого за 2 квартал

2930,3

100

5783,7

100

2853,4

197,38

Июль

1324,2

32,29

2287,8

33,16

963,6

172,77

Август

1329

32,41

2366,7

34,31

1037,7

178,08

Сентябрь

1447,9

35,31

2244,3

32,53

796,4

155

Итого за 3 квартал

4101,1

100

6898,8

100

2797,7

168,22

Октябрь

1621,7

33,58

2280,2

33,59

658,5

140,61

Ноябрь

1554,9

32,2

2176,2

32,06

621,3

139,96

Декабрь

1652,3

34,22

2331,8

34,35

679,5

141,12

Итого 4 квартал

4828,9

100

6788,2

100

1959,3

140,57

Итого за год

13842,7

---

24325,5

---

10482,8

175,73


 

Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от  139,96  (ноябрь) до 259,76% (март).

 Самыми напряженными  периодами реализации товаров  в каждом квартале разнообразна. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 244,9%, а в марте – 259,76%, за второй квартал соответственно 197,38%, а в апреле – 231,2%, за третий квартал – 168,22 %и 178,08% за август, и за четвертый квартал – 140,57% и 141,12% за декабрь. Эта напряженность в работе месяцев каждого квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, неправильная организация торговли, реклама.

Для оценки динамики развития розничного товарооборота по отделам предприятия используем следующую таблицу:

 

Таблица 2.6 Розничный товарооборот по отделам Калинковичского филиала ОАО «ОРС Гомель» 2011-2012 годы

Отделы предприятия

 

Фактический РТ млн.руб.

Отклонение в сумме (+,-)

Отклонение в %

2011

2012

2011

2012

2011

2012

В действующих ценах

В сопоставимых

ценах

В действующих ценах

В сопоставимых

ценах

В действующих ценах

В сопоставимых

ценах

Мясной

683,96

1256,06

758,66

572,1

74,7

183,65

110,92

Колбасные изделия

1360,04

2490,92

1504,52

1130,88

144,48

183,15

110,62

Ликероводочные изделия

3156,54

5781,21

3491,85

2624,67

335,31

183,15

110,62

Соки-воды

234,77

429,98

259,71

195,21

27,94

183,15

110,62

Рыбный

157,27

288,4

173,98

131,13

16,71

183,38

110,63

бакалейный

3233,07

5921,37

3576,51

2688,3

343,44

183,15

110,62

Хлубный

635,55

1164,02

703,07

528,47

67,52

183,15

110,62

Непродовольственные товары

2657

3509,9

2231,97

852,9

-425,03

132,1

84

Общепит

1724,5

3483,64

2060,32

1759,14

335,82

201,01

119,47

Итого по предприятию

13842,7

24325,50

14760,59

10482,8

917,89

175,73

106,63


 

Таблица 2.7 Розничный товарооборот по отделам Калинковичского филиала ОАО «ОРС Гомель» 2011-2012 годы

 

Отделы предприятия

Фактический РТ млн.руб.

Розничный товарооборот

Отклонение в сумме

Отклонение в %

2011

2012

В действ. ценах

В сопост. Ценах

В действ. Ценах

В сопост. Ценах

В действ. ценах

Уд. Вес

В действ. ценах

Уд. вес

В сопост.ценах

Уд.вес

Непрод. товары

2657

19,19

3509,9

14,43

2231,97

15,12

852,9

-425,03

132,1

84

Общепит

1724,5

12,46

3483,64

14,32

2060,32

13,96

1759,14

335,82

201,01

119,47

Мясо и птица

683,96

4,94

1256,06

5,16

758,66

5,14

572,1

74,7

183,65

110,92

Колбасные изделия

1325,61

9,58

2488,94

10,23

1503,27

10,18

1163,33

177,66

187,76

113,4

Рыба

157,27

1,14

288,04

1,18

173,98

1,18

130,77

16,71

183,15

110,63

Масло животное

268,43

1,94

340

1,4

205,35

1,39

71,57

-63,08

126,66

76,50

Молочные продукты

596,68

4,31

1120,32

4,61

676,65

4,58

523,64

79,97

187,76

113,4

Яйцо

249,08

1,8

263,39

1,08

159,08

1,08

14,31

-90

105,75

63,87

Сахар

259,38

1,87

487

2

294,14

1,99

227,62

34,76

187,76

113,4

Кондитерские изделия

332,88

2,4

625

2,57

377,49

2,56

292,13

44,61

187,76

113,4

Хлеб

635,55

4,59

1164

4,79

703,07

4,76

528,47

67,52

183,15

110,62

Мука, макаронные изделия

295,78

2,14

555,36

2,28

335,43

2,27

259,58

39,64

187,76

113,4

Водка и ликероводочные ихделия

857,43

6,19

1609,89

6,62

972,34

6,59

752,46

114,91

187,76

113,4

Вины, шампанское

636,17

4,6

1194,46

4,91

721,43

4,89

558,29

85,26

187,76

113,4

Соль

9,62

0,07

18,06

0,07

10,91

0,07

8,44

1,29

187,76

113,4

Табачные изделия

1036,93

7,49

1946,93

8

1175,91

7,97

910

138,97

187,76

113,4

Прочие прод. Товары

2116,43

15,29

3974,49

16,34

2400,6

16,26

1858,06

284,17

187,79

113,43

Всего товаров

13842,7

 

100

 

24325,5

100

14760,59

 

100

 

10482,8

9170,9

175,73

106,63


 

Розничный товарооборот в действующих ценах возросло по всем товарным группам, особенно значительный рост достигнут по реализации колбасных изделий, молоко, сыр и молочные продукты, мясо и птица, хлеб и хлебобулочные изделия, водка и ликероводочные изделия, вина, шампанское, табачные изделия и прочих продовольственных товаров.

 Однако в сопоставимых  ценах темпы роста товарооборота  по товарным группам значительно  ниже, и это говорит о том, что  большой заслуги предприятия  в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазины заботятся мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров), по таким товарным группам, как непродовольственные товары – на 16%, масло животное – на 23,5%, яйцо – на 36,13%.

 Неравномерность развития  розничного товарооборота в ассортиментном  разрезе привела к изменению  его структуры. В частности, по  сравнению с 2011 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продаж водки и ликероводочных изделий; молоко и молочных продуктов; сахара, кондитерских изделий, мука, крупа и макаронные изделия; вина, шампанское, коньяк; соль при относительном снижении реализации непродовольственных товаров; масло животное, яйцо. Это говорит о том, что стала ухудшаться структура розничного товарооборота предприятия.

 

    1. Факторный анализ общего розничного товарооборота

 

      На развитие розничного товарооборота предприятия оказали влияние следующие факторы:

- обеспеченность трудовыми  ресурсами и эффективность труда  торговых работников;

- состояние и эффективность  использования материально-технической  базы предприятия;

- главный фактор успешного  развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

      Рассмотрим  движение товарных ресурсов по  предприятию в целом (таблица 2.8)

 

Таблица 2.8 Движение товарных ресурсов в целом по предприятию

Показатели

2011

2012

Отклонение (+,-)

Влияние изменения товаров

Запасы товаров на начало года

1201,1

1278,5

77,4

77,4

Поступление товаров

14120,9

25263,8

11142,9

11142,9

Прочее выбытие товаров

200,8

193,8

7

7

Запасы товаров на конец года

1278,5

2023

-744,5

 

-744,5

Розничная реализация товаров

13842,7

24325,5

10482,8

10482,8

Информация о работе Анализ розничного товарооборота