Анализ себестоимости продукции (работ и услуг) на примере ПО «Хлебокомбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия.
В курсовой работе необходимо решить следующие задачи: показать значение, задачи и источники анализа себестоимости продукции; провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия; провести анализ динамики себестоимости продукции; провести факторный анализ себестоимости продукции предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Организационно-экономическая и правовая характеристика организации
1.1. Правовой статус организации
1.2. Организационная и экономическая характеристика
2. Анализ общей суммы затрат и себестоимости отдельных видов продукции
2.1. Анализ состава и структуры затрат
2.2. Факторный анализ изменения общей суммы затрат
2.3. Анализ затрат на 1 рубль произведенной продукции
2.4. Анализ себестоимости отдельных видов продукции и факторов, влияющих на ее уровень
3. Анализ прямых и косвенных затрат
3.1. Анализ прямых материальных затрат
3.2. Анализ прямых трудовых затрат
3.3. Анализ косвенных затрат
4. Подсчет и обобщение резервов снижения себестоимости продукции
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Анализ себестоимости продукции Хлебозавод с балансами-сайт.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

 

У предприятия имеется  недостаточно высоколиквидных активов  для погашения наиболее срочных  обязательств (разница составляет 1012 тыс. руб. – в 2008 гг. и 540 тыс. руб. – в 2007 г., 123 тыс. руб. – в 2006 г.). В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств. В данном случае у предприятия недостаточно быстрореализуемых активов для полного погашения среднесрочных обязательств.

Поскольку соблюдаются  не все условия ликвидности баланса  предприятия, то данный баланс нельзя признать абсолютно ликвидным.

Для оценки платежеспособности предприятия рассчитывают относительные показатели: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент текущей ликвидности (табл. 4).

Эти показатели представляют интерес не только для руководства  предприятия, но и для внешних  субъектов анализа; коэффициент  абсолютной ликвидности – для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности – для банков, коэффициент текущей ликвидности – для инвесторов.

 

Таблица 4 – Коэффициенты платежеспособности ПО «Хлебокомбинат»  за 2006–2008 годы

Коэффициенты ликвидности

Норматив

2006

2007

2008

Изменение

2007 от 2006

2008 от 2007

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,1–0,2

0,05

0,05

0,05

0

0

Коэффициент текущей  ликвидности

2

0,5

0,25

0,24

-0,25

-0,01

Коэффициент критической  ликвидности

1

1,15

1,06

1,16

-0,09

0,1


 

Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств  и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия.

Данный коэффициент  показывает, какая часть краткосрочных  обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам. Поэтому каких-либо общих нормативов и рекомендаций по уровню данного показателя не существует. Дополняет общую картину платежеспособности предприятия наличие или отсутствие у него просроченных обязательств, их частота и длительность.

Коэффициент абсолютной ликвидности имеет значение значительно  ниже нормы в 2006–2008 гг.

Итак, в случае поддержания  остатка денежных средств на уровне отчетной даты (в основном за счет обеспечения  равномерного поступления платежей от партнеров по бизнесу) имеющаяся краткосрочная задолженность не может быть погашена за 2–5 дней.

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности – отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской  задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7–1.

Значение коэффициента быстрой (промежуточной) ликвидности  не соответствует норме – 0,5; 0,25; 0,24 в 2006–2008 гг. при норме 1,0 и более. Это говорит о недостатке у ПО «Хлебокомбинат» ликвидных активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства.

Коэффициент текущей  ликвидности – отношение всей суммы оборотных активов, включая  запасы, к общей сумме краткосрочных обязательств; он показывает степень покрытия оборотными активами оборотных пассивов.

Превышение оборотных  активов над краткосрочными финансовыми  обязательствами, что наблюдается  у ПО «Хлебокомбинат», обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше этот запас, тем больше уверенность кредиторов в том, что долги будут погашены.

Проводя анализ себестоимости  продукции предприятия, необходимо осуществлять анализ ее динамики и структуры. В наглядном виде динамика себестоимости проданных товаров, продукции, услуг предприятия ПО «Хлебокомбинат» представлена на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Динамика себестоимости проданных товаров, продукции, услуг ПО «Хлебокомбинат» в 2006–2008 гг.

 

Из рисунка 1 видно, что  основная тенденция изменения полной себестоимости продукции и услуг  ПО «Хлебокомбинат» – тенденция  к возрастанию с 13096 тыс. руб. до 19259 тыс. руб

 

 

 

2. Анализ  общей суммы затрат и себестоимости  отдельных видов продукции 11

2.1. Анализ состава и структуры затрат 

2.2. Факторный анализ изменения общей суммы затрат 

Факторный анализ себестоимости  продукции позволяет выявить  причины изменения ее общей суммы и отдельных элементов. Факторный анализ позволяет определить резервы и пути снижения себестоимости продукции.

Прежде всего определим  показатель «затраты на рубль товарной продукции», проанализируем его динамику и дадим оценку повлиявшим на него факторам.

2006 год: 13096/13398 = 0,977, или  97,7%

2007 год: 7841/8023=0,977, или 97,7%.

2008 год: 19259/19734=0,976, или  97,6%.

Затраты на рубль товарной продукции предприятия ПО «Хлебокомбинат»  являются весьма высокими. Так, в 2006–2007 г. они составили 0,977, в 2008 г. несколько сократились и составили до 0,976.

Методом цепной подстановки  определим влияние изменения  себестоимости и выручки от продаж на затраты на рубль товарной продукции (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Влияние  факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции ПО «Хлебокомбинат» в 2007–2008 гг.

 

Расчет влияния изменения  себестоимости продукции:

19259/8023 – 0,977 = 2,40–0,977 = 1,423 руб.

Вследствие роста себестоимости  продукции затраты на рубль товарной продукции выросли на 1,423 руб., или 142,3%.

Расчет влияния изменения  выручки от продаж:

0,976 – 2,4 = -1,424, или -142,4%.

За счет роста выручки  от продаж затраты на рубль товарной продукции сократились на 1,424, или 142,4%.

Общее влияние факторов: 1,423–1,424 = -0,001.

Совместное влияние факторов привело к снижению затрат на рубль товарной продукции на 0,001, или 0,1%. Выявленная тенденция является положительной.

В таблице 5 представлена информация для факторного анализа  общей суммы затрат ПО «Хлебокомбинат».

 

Таблица 5 – Информация для факторного анализа общей суммы затрат ПО «Хлебокомбинат» в 2007–2008 гг.

Затраты, тыс. руб.

Факторы изменения затрат

объём выпуска продукции

структура продукции

переменные затраты

постоянные затраты

Затраты 2007 г.: 7841

2007

2007

2007

2007

2007 г., пересчитанный на объём производства продукции 2008 г.:

8010

2008

2007

2007

2007

По уровню 2007 г. на выпуск продукции 2008 г.: 12400

2008

2008

2007

2007

2008 г. при уровне постоянных затрат 2007 г.: 15705

2008

2008

2008

2007

Затраты 2008 г.: 19259

2008

2008

2008

2008


 

Расчет влияния объема выпуска продукции на общую сумму  затрат:

8010–7841 = 169 тыс. руб.

Расчет влияния изменения  структуры продукции на затраты:

12400–8010 = 4390 тыс. руб.

Расчет влияния изменения  переменных затрат:

15705–12400 = 3305 тыс. руб.

Расчет влияния изменения  постоянных затрат:

19259–15705 = 3554 тыс. руб.

Общее влияние факторов: 169+4390+3305+3554 = 11418 тыс. руб.

В наглядной форме  влияние факторов на общую сумму  затрат предприятия ПО «Хлебокомбинат»  показано на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Влияние  факторов на изменение общей суммы  затрат ПО «Хлебокомбинат» в 2007–2008 гг.

 

Из расчетов и рисунка 4 ясно, что все факторы привели  к росту общей суммы затрат предприятия на 11418 тыс. руб. Наиболее сильное влияние оказало изменение структуры продаж, в результате чего затраты предприятия повысились на 4390 тыс. руб. Вторым по силе был фактор роста постоянных затрат, действие которого вызвало рост общей суммы затрат предприятия на 3554 тыс. руб.

2.3. Анализ затрат на 1 рубль произведенной продукции 12

2.4. Анализ себестоимости отдельных  видов продукции и факторов, влияющих  на ее уровень 

Под себестоимостью продукции (работ и услуг) понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты  всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими организациями (предприятиями) [10, c. 24].

3. Анализ  прямых и косвенных затрат 13

3.1. Анализ прямых материальных затрат 17

3.2. Анализ прямых трудовых затрат 18

3.3. Анализ косвенных затрат 19

4. Подсчет  и обобщение резервов снижения  себестоимости продукции

21

Выводы  и предложения 23

Список  использованной литературы 25

 

 

 

 

.

В таблице 6 представлена информация для анализа операционного  рычага ПО «Хлебокомбинат».

Операционный рычаг  уменьшился на 0,5 в 2008 г. по сравнению с 2106 г. Сила воздействия операционного рычага составила 0,02 и 0,03 в 2007 и 2008 гг. соответственно.

Таблица 6 – Операционный рычаг ПО «Хлебокомбинат» в 2006–2008 годах

Показатель

Годы

Изменение

2006

2007

2008

+,-

Темп роста, %

2007 от 2006

2008 от 2007

2007 к 2006, %

2008 к 2007, %

Выручка от продажи товаров, тыс. руб.

13398

8023

19734

-5375

11711

59,9

246,0

Прибыль от продаж, тыс. руб.

302

182

475

-120

293

60,3

261,0

Себестоимость проданной продукции, тыс. руб., в том числе:

13096

7841

19259

-5255

11418

59,9

245,6

– сумма переменных затрат, тыс. руб.

10740

6430

15792

-4310

9362

59,9

245,6

– сумма постоянных затрат, тыс. руб.

2356

1411

3467

-945

2056

59,9

245,7

Сумма маржинального дохода, тыс. руб.

2658

1593

3942

-1065

2349

59,9

247,5

Доля маржинального  дохода в выручке, %

0,20

0,20

0,20

0

0

100,0

100,0

Безубыточный объем  продаж, тыс. руб. (постоянные расходы / доля маржинального дохода)

11780

7055

17335

-4725

10280

59,9

245,7

Операционный рычаг (маржинальный доход / прибыль от продаж)

8,8

8,8

8,3

0

-0,5

100,0

94,3

Сила воздействия операционного  рычага (изменение прибыли от продаж / изменение выручки от продаж)

Х

0,02

0,03

Х

Х

Х

Х

Информация о работе Анализ себестоимости продукции (работ и услуг) на примере ПО «Хлебокомбинат»