Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы - проанализировать влияние себестоимости выпускаемой продукции на финансовый результат деятельности филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод», выявить возможные пути повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции и дать рекомендации по управлению себестоимостью выпускаемой продукции.
Исходя из поставленных целей в работе сформированы следующие задачи:
– оценка динамики важнейших показателей себестоимости;
–определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Теоретический раздел.
Понятие, роль и сущность себестоимости продукции………………….5
Методологические основы анализа себестоимости выпускаемой продукции…………………………………………………………………....9
Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия и пути ее оптимизации………………………17
Аналитический раздел
2.1 Характеристика филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»…………………………………………………………21
2.2 Описание продукции, анализ рынка сбыта филиала «Чеческий» ОАО «Гомельский винодельческий завод»…………………………………………25
2.3 SWOT-анализ филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»……………………………………………………………………………30
2.4. Анализ основных технико-экономических показателей филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»…………………..32
2.5. Анализ себестоимости продукции филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»…………………………………………34
Проектный раздел
3.1. Предложения по снижения себестоимости продукции филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»…………………...40
Заключение……………………………………………………………………...43
Список литературы…………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ РАБОТА ПО афхд.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Цеховая себестоимость, представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная  себестоимость, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные расходы.

Полная себестоимость, отражает все затраты на производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.

Себестоимость продукции представляет собой затраты  организации на производство и реализацию продукции, служит основой соизмерения  расходов и доходов, а также выступают  одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.

Цель анализа  себестоимости продукции заключается  в выявлении возможностей повышения  эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Анализ себестоимости продукции проводится по следующей схеме:

1) определяются  абсолютные и относительные отклонения  показателей себестоимости от  аналогичных показателей прошлых  лет и плана;

2) проводится  оценка изменений структуры себестоимости,  определяются отклонения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель.

3) определяется  уровень затрат на рубль товарной  продукции, характеризующий их  окупаемость, проводится анализ динамики этого показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень.

Большой удельный вес в себестоимости занимают прямые материальные и трудовые затраты. Их размер зависит от влияния многих факторов, основные из которых:

- изменение  объема продукции;

- изменение  структуры затрат;

- изменение  уровня затрат в себестоимости.

Помимо перечисленных  выше факторов на уровень себестоимости  оказывают влияние изменения  в:

- техническом  уровне производства;

- организации  производства и труда;

- объеме, структуре и размещении производства;

- использовании  природных ресурсов;

- развитии производства.

Важнейшую роль в снижении себестоимости продукции  играет оперативный экономический  анализ, с помощью которого своевременно оцениваются складывающиеся хозяйственные ситуации с формированием себестоимости производимой продукции, вовремя вскрываются отрицательные причины и недостатки в работе, внутрихозяйственные резервы улучшения использования производственных ресурсов и оперативно принимаются управленческие решения по устранению отрицательных причин и мобилизации выявленных резервов снижения себестоимости продукции.

Рыночная экономика  предполагает постоянное обновление ассортимента товарной продукции, вследствие чего применяются  разные показатели плановых заданий  по себестоимости.

Анализ себестоимости  производится применительно к единице  продукции того или иного вида, применительно к определенному  объему и составу товарной продукции  отчетного периода, применительно  ко всей товарной продукции предприятия.

Изучение динамики себестоимости и контроль за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости основаны на использовании индексного метода.

Для установления планового задания по снижению себестоимости  единицы продукции необходимо плановую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года, используя формулу 1.1.

С = Сот - Спр, (1.1)

где Сот - себестоимость в отчетном периоде;

Спр - себестоимость прошлом году.

Для измерения  динамики фактического снижения себестоимости  единицы продукции необходимо фактическую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года (базисного года) по формуле 1.2:

i = Сот / Спр, (1.2)

Снижение себестоимости - уменьшение затрат, что приводит к экономии средств. Размер экономии можно определить как разность между знаменателем и числителем.

При многономенклатурном  производстве исчисляются общие  индексы себестоимости продукции  по агрегатной форме.

В условиях рынка  практически все хозяйствующие  субъекты наряду со сравнимой товарной продукцией производят несравнимую  товарную продукцию, так как обновление товарного ассортимента является одним из основных конкурентных преимуществ, при условии спроса на продукцию (работы, услуги).

К сравнимой  товарной продукции относятся все  виды серийного и массового производства, производимые в предшествующем периоде и планируемые на предстоящий период.

К несравнимой  товарной продукции относят все  виды единичного производства, а также  серийного и массового производства, которые впервые запускаются  в серийное или массовое производство. Показателем сравниваемой товарной продукции является себестоимость единицы продукции, а несравнимой - затраты на один рубль товарной продукции. Показатель затрат на один рубль товарной продукции - универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах. Затраты на один рубль товарной продукции рассчитываются по формуле 1.3:

З1ртп = qc/qz, (1.3)

где З1ртп - затраты на один рубль товарной продукции;

q - количество, объем выпуска в натуральном выражении;

с - себестоимость;

z - цена.

Показатель  затрат на один рубль товарной продукции может быть рассчитан для любого предприятия. Этот показатель применяется для контроля за динамикой себестоимости. Используя данные обобщающего показателя, можно провести межхозяйственные сравнения.

Объектом анализа  является разность между фактическими и плановыми затратами на один рубль товарной продукции. Затраты на один рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукции.

Общая сумма затрат в свою очередь зависит от объема производства, ее структуры, величины постоянных и переменных затрат. Постоянные и переменные затраты в свою очередь зависят от эффективности использования ресурсов и цен на потребленные ресурсы.

Стоимость товарной продукции зависит от объема и структуры выпуска и цен на продукцию.

В целом на отклонение фактических затрат от плановых оказывают  влияние следующие факторы:

- изменение  объема и структуры продукции,

- изменение  себестоимости продукции,

- изменение  цен на продукцию.

При изменении  объема и структуры товарной продукции  в ней происходит увеличение доли одних и уменьшение доли других видов  продукции. Так как затраты по видам изделий различаются, то при  росте удельного веса тех изделий, затраты на рубль которых ниже, чем по всей товарной продукции, величина затрат на один рубль товарной продукции против плана снизится, и наоборот.

Изменение себестоимости  товарной продукции приводит к прямо  пропорциональному изменению затрат на один рубль товарный продукции. Чем меньше полная себестоимость всей товарной продукции, тем меньше показатель затрат на один рубль товарной продукции, и наоборот.

Изменение оптовых  цен оказывает обратное влияние  на величину затрат на один рубль товарной продукции. Если оптовые цены снижаются, то затраты на один рубль товарной продукции растут, и наоборот. Анализ показывает, как и на какую сумму изменилась величина затрат под воздействием каждого фактора. Анализ производится способом цепных подстановок.

Для того чтобы  проанализировать изменение затрат на один рубль товарной продукции, необходимо:

1. Рассчитать  затраты на один рубль товарной  продукции при всех плановых  показателях.

2. Рассчитать  затраты на один рубль товарной  продукции, пересчитанные на фактический  выпуск и ассортимент.

3. Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактическую себестоимость, т. е. фактический выпуск в ценах, принятых в плане.

4. Определить  фактические затраты в ценах,  действовавших в отчетном году.

Изделия, производимые хозяйствующим субъектом, имеют разную прибыль и рентабельность. Чем больше выпуск продукции с высоким уровнем рентабельности, тем ниже уровень затрат.

Изменение уровня себестоимости отдельных изделий  зависит от:

- изменения  цен на сырье, материалы, топливо  и т. д., тарифов на энергию, грузовые перевозки;

- уровня затрат  по отдельным статьям себестоимости.

Снижение оптовых  цен при прочих равных условиях увеличивает  затраты на один рубль товарной продукции, и наоборот.

Для того чтобы  определить фактическую экономию (перерасход) на весь выпуск, необходимо экономию (перерасход) на один рубль товарной продукции умножить на фактический выпуск товарной продукции.

Для того чтобы  определить влияние факторов на изменение  суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты (снижения) затрат на один рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации, выраженный в плановых ценах.

1.3 Оценка  влияния себестоимости продукции  на финансовый результат деятельности  предприятия и пути ее оптимизации.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Прибыль предприятия  получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов  деятельности. Количественно прибыль  представляет собой разность между выручкой и себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Прибыль - это  особый систематически воспроизводимый  ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса.

Объектом особого  внимания на любом предприятии является прибыль от реализации. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции  и определяются факторы изменения  ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от 4-х факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Количественную  оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными  из которых являются:

- изменения  отпускных цен на реализованную продукцию;

- изменения  в объеме продукции (по базовой  себестоимости);

- изменения  в структуре реализации продукции;

- экономия от  снижения себестоимости продукции;

- изменения  себестоимости за счет структурных  сдвигов;

- изменение цен на материалы и тарифов на услуги;

- изменение  цен на 1 руб. продукции.

Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно-пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к  соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Качество прибыли - это обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации.

Высокое качество операционной прибыли характеризуется  ростом объема выпуска продукции, снижением  уровня операционных затрат, а низкое качество - ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях.

Ведущую роль в  повышении качества прибыли играет снижение себестоимости продукции. Это характеризует интенсивный  путь роста прибыли, путь использования  собственных внутренних резервов.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) может быть рассчитана по следующей формуле 1.4:

П=N-CPП, (1.4)

где N - выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов (чистый объем реализации), тыс. руб.;

Срп - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.

Таким образом, все факторы, влияющие на себестоимость реализованной  продукции, сказываются и на прибыли  от реализации и на балансовой прибыли.

Факторный анализ влияния снижения себестоимости на изменение прибыли можно оценить с помощью следующих формул 1.5, 1.6.

Общее изменение прибыли  равно:

П = П1 - П0, (1.5)

Изменение прибыли в результате снижения (повышения) себестоимости  на единицу продукции:

Пв = В1 - (S0 - S1), (1.6)

 где индексы  «0» и «1» означают соответственно  базовый и отчетный периоды;

П - прибыль от реализации продукции

Информация о работе Анализ себестоимости продукции