Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы - проанализировать влияние себестоимости выпускаемой продукции на финансовый результат деятельности филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод», выявить возможные пути повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции и дать рекомендации по управлению себестоимостью выпускаемой продукции.
Исходя из поставленных целей в работе сформированы следующие задачи:
– оценка динамики важнейших показателей себестоимости;
–определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Теоретический раздел.
Понятие, роль и сущность себестоимости продукции………………….5
Методологические основы анализа себестоимости выпускаемой продукции…………………………………………………………………....9
Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия и пути ее оптимизации………………………17
Аналитический раздел
2.1 Характеристика филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»…………………………………………………………21
2.2 Описание продукции, анализ рынка сбыта филиала «Чеческий» ОАО «Гомельский винодельческий завод»…………………………………………25
2.3 SWOT-анализ филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»……………………………………………………………………………30
2.4. Анализ основных технико-экономических показателей филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»…………………..32
2.5. Анализ себестоимости продукции филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»…………………………………………34
Проектный раздел
3.1. Предложения по снижения себестоимости продукции филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»…………………...40
Заключение……………………………………………………………………...43
Список литературы…………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ РАБОТА ПО афхд.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

• монтаж двух емкостей для модернизации и портвейнизации виноматериалов;

•  приобретение радиометра-дозиметра МКС-АТ 6130 А;

•  монтаж линии подачи сока от пресса к емкостям (отделение переработки);

•  монтаж линии подачи виноматериала из отделения фильтрации к линии розлива в упаковку Тетра-Пак;

• монтаж компрессорной установки и подвод коммуникаций к линии розлива вина в упаковку Тетра-Пак;

• ремонт бродильного отделения;

•  выполнение режимных рекомендаций горения форсунок паровых котлов.

     Анализ рынков сбыта

Филиал  «Чечерский винодельческий завод» Государственного предприятия «Гомельский винодельческий завод» специализируется на выпуске вин плодовых с использованием собственных виноматериалов.

Динамика  производства и реализации продукции  предприятия в натуральном выражении  за 2009-2011 гг. отражена на рисунке 2.1.

               

 

 

             

Рисунок 2.1. Динамика   производства   и реализации  продукции за 2009-2011 гг.

       Как видно из рисунка 2.1 объем производства продукции на предприятии в 2011 году  уменьшился  и составил 314 тысяч дал, что на 13,3% меньше по сравнению с соответствующим периодом  прошлого года и 4% меньше уровня 2009 года.   Объем реализации продукции в 2011 году  уменьшился  и составил 310 тысяч  дал.

Конкуренция

Алкогольный рынок Республики Беларусь представлен  следующими группами производителей:

  • предприятия концерна «Белгоспищепром»;
  • предприятия концерна «Белбиофарм»;
  • предприятия Белкоопсоюза;
  • предприятия Минсельхозпрода;
  • предприятия коммунальной формы собственности;

В таких  условиях, только грамотная ассортиментная политика с учетом требований рынка, анализ маркетинговых возможностей предприятия, использование эффективных технологий производства будут способствовать расширению объемов продукции.

          

2.3. SWOT-анализ филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»

 

        Анализ деятельности филиал «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод» показывает, что на предприятии проводятся мероприятия по предотвращению возникновения конфликтных ситуаций. Проведем SWOT-анализ, чтобы выявить слабые и сильные стороны предприятия. Для этого необходимо построить таблицу 1.7.

 

 

 

      SWOT – анализ филиала «Чечерский»                                                                                                   

  Таблица 2.1.

Сильные стороны

Возможности

1. Высокий объем выпуска;

2. Высокое качество продукции;

3. Высокая производительность рабочих.

4. Заказы от государственных организаций

1. Снижение затрат на производство;

2. Расширение рынков сбыта;

3. Внедрение новых технологий; 

4. Выход на новые рынки.

Слабые стороны

Угрозы

1. Моральный и физический износ оборудования; 

2. Сильные конкуренты.

1. Организационно-экономические риски;

2. Экономическая нестабильность;


 

Сильные стороны  и угрозы:

1.Существует организационно-экономический риски, но это компенсируется высоким объемом и качеством продукции.

2.Падение потребительского спроса компенсируется тем, что имеются постоянные заказы  от государственных организаций.

       Слабые стороны и возможности:

1. На предприятии морально и физически износилось оборудование, но сейчас ведется внедрение новых технологий.

2. Сильные конкуренты компенсируются за счёт возможности выхода на новые рынки.

        Из SWOT – анализа видно, что слабыми сторонами предприятия являются моральный и физический износ оборудования, а также сильные конкуренты, но это можно решить путем внедрения новых технологий, что снизит себестоимость продукции, а также путем выхода за новые рынки сбыта, что даст расширение своих рынков сбыта.

 

 

 

2.4. Анализ основных технико-экономических показателей филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»

 

Финансовый  анализ - важнейший инструмент финансового  менеджмента и аудита. Финансовый анализ выступает как часть управленческого  анализа цель которого - принимать  основные управленческие решения по проблемам хозяйственной деятельности. Результаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится финансовый анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т. е. для внутреннего использования и оперативного управления финансами.

Чтобы проанализировать себестоимость продукции, необходимо проанализировать технико – экономические показатели. 

 

  Технико – экономические показатели представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Технико-экономические показатели филиала «Чечерский»

Показатели

Единицы

измерения

Отчетный период

Прошлый

год

Абс-е

Откл. (+,-)

Темп

Роста, %

Выручка от реализации товаров, услуг.

Млн.руб.

28569

14230

+14339

200,47

Выручка (за вычетом налогов и сборов)

Млн.руб.

19955

9178

+10777

217,42

Себестоимость реализованной продукции

Млн.руб.

16864

8092

+8772

208,40

Валовая продукция

Млн.руб.

3091

1086

+2005

284,62

Расходы на реализацию

Млн.руб.

1247

1086

+161

114

Прибыль от реализации продукции

Млн.руб.

1844

-

-

100

Прибыль до налогооблажения

 

Млн.руб.

 

2430

 

15

 

2415

 

Чистая прибыль

Млн.руб.

1694

-

-

100


Рассчитав абсолютное отклонение и темп роста, можно заметить, что наблюдается положительная  тенденция роста всех технико  – экономических показателей в отчетном году.

Выручка от реализации товаров, услуг возросла в отчетном году, и темп ее роста составил 200,47 % - это в два раза выше, чем в  прошлом году. В тоже время существенно  возросла себестоимость реализованной  продукции по сравнению с прошлым годом и ее темп роста составил 208,4 %. Это зависит от цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, электроэнергию и т.д.

Прибыль от реализации продукции выросла в отчетном году и составила 1844 млн. руб. – это  говорит о том, что предприятие  начало более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, а также за счет того что имеет запасной ресурс виноматериалов собственного производства.

На валовую  прибыль повлияли выручка от реализации товаров, услуг (за вычетом налогов  и сборов) и себестоимость реализованной продукции, т.е. за счет роста этих двух показателей возросла валовая прибыль, и результате в отчетном году темп роста ее составил 284,62 %.

В отчетном периоде  также возросла прибыль от внереализованных доходов и расходов, за счет роста  внереализованных доходов и расходов. Значение прибыли от внереализованных доходов и расходов в отчетном периоде составило 588 млн.руб.

Рост предыдущих технико - экономических  показателей  повлиял на рост чистой прибыли. Чистая прибыль является одним из главных  показателей, которые влияют на платежеспособность предприятия, т.е. как быстро предприятие может погасить свои краткосрочные обязательства. Чистая прибыль филиала «Чечерский» ОАО «Гомельского винодельческого завода» за отчетный период составила 1694 млн.руб.

2.5. Анализ  себестоимости продукции филиала  «Чечерский» ОАО «Гомельский  винодельческий завод»

Себестоимость - это основной ценообразующий и  прибылеобразующий фактор, поэтому  анализ себестоимости позволяет, с  одной стороны, дать общую оценку эффективности использования ресурсов, с другой - определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.

Анализ себестоимости  проводится в следующих направлениях:

- анализируются  затраты на один рубль товарной  продукции;

-дается анализ  себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода.

Рассчитаем  основные показатели себестоимости  продукции филиала «Чечерский»  ОАО «Гомельский винодельческий завод».

Анализ этого показателя необходим по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли.

Для установления планового задания по снижению себестоимости  единицы продукции необходимо плановую себестоимость изделия сопоставить  с себестоимостью прошлого года, используя  формулу 1.1.

С = Сот-Спр, (1.1)

где Сот - себестоимость в отчетном периоде;

Спр - себестоимость прошлого года.

Подставим значения в формулу 1.1.

С = 42459222 - 27077978 = 15381244 руб.

Себестоимость одной тысячи дал вина в 2011 году, по сравнению с 2010, увеличилась и  составила 42,46 млн. руб., что на 15,4 млн. руб. больше чем в предыдущем периоде. Она увеличилась за счет увеличения затрат на топливо, электроэнергию, заработной платы производственных рабочих, общепроизводственных расходов и т.д. (см. приложение «Анализ структуры затрат»).     

Для измерения  динамики фактического снижения (увеличения) себестоимости единицы продукции необходимо фактическую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года (базисного года) по формуле 1.2:

i = Сот / Спр, (1.2)

Подставим значения в формулу 1.4:

i = 42459222/27077978 = 1,57

Полная себестоимость  одной тысячи дал вина  в 2011 году увеличилась и составила 4245,6 руб., что в полтора раза больше чем в 2010 году. Из расчетов следует, что наблюдается негативная динамика – происходит рост себестоимости единицы продукции.

Показателем сравниваемой товарной продукции является себестоимость  единицы продукции, а несравнимой - затраты на один рубль товарной продукции. Показатель затрат на один рубль товарной продукции - универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах. Затраты на один рубль товарной продукции рассчитываются по формуле 1.3:

З1ртп = qc/qz, (1.3)

где З1ртп - затраты на один рубль товарной продукции;

q - количество, объем выпуска в натуральном выражении;

с - себестоимость;

z - цена.

З1ртп = 0,898 (см. приложение «Анализ структуры затрат»).

Анализ показал, что  затраты на один рубль товарной продукции составляют 0,898 руб. собственных  средств. В 2010 году их значение составило 0,956 руб. (см. приложение «Анализ структуры  затрат»). Отсюда следует, что наблюдается тенденция к уменьшению затрат на один рубль товарной продукции.

Оценка влияния  себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия  и пути ее оптимизации.

Ведущую роль в  повышении качества прибыли играет снижение себестоимости продукции. Это характеризует интенсивный путь роста прибыли, путь использования собственных внутренних резервов.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции