Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы - проанализировать влияние себестоимости выпускаемой продукции на финансовый результат деятельности филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод», выявить возможные пути повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции и дать рекомендации по управлению себестоимостью выпускаемой продукции.
Исходя из поставленных целей в работе сформированы следующие задачи:
– оценка динамики важнейших показателей себестоимости;
–определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Теоретический раздел.
Понятие, роль и сущность себестоимости продукции………………….5
Методологические основы анализа себестоимости выпускаемой продукции…………………………………………………………………....9
Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия и пути ее оптимизации………………………17
Аналитический раздел
2.1 Характеристика филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»…………………………………………………………21
2.2 Описание продукции, анализ рынка сбыта филиала «Чеческий» ОАО «Гомельский винодельческий завод»…………………………………………25
2.3 SWOT-анализ филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»……………………………………………………………………………30
2.4. Анализ основных технико-экономических показателей филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»…………………..32
2.5. Анализ себестоимости продукции филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»…………………………………………34
Проектный раздел
3.1. Предложения по снижения себестоимости продукции филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»…………………...40
Заключение……………………………………………………………………...43
Список литературы…………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ РАБОТА ПО афхд.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) может быть рассчитана по следующей формуле 1.4:

П = N - Cрп, (1.4)

где N - выручка  от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов (чистый объем реализации), тыс. руб.;

Срп - затраты  на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.

Подставим значения в формулу 1.4:

Пот. = 28569 – 13328,8 = 15240,2 млн. руб.

Ппр. = 14230 – 9795,4 = 4434,6 млн. руб.

Прибыль в отчетном периоде составила 15240,2 млн. руб., что  на 10805,6 млн. руб. больше чем в прошлом  году. Наблюдается тенденция к  увеличению, за счет более рационального  использования ресурсов предприятия, увеличения производительности рабочих, уменьшения затрат на один рубль товарной продукции и т.д.

Таким образом, все факторы, влияющие на себестоимость  реализованной продукции, сказываются  и на прибыли от реализации и на балансовой прибыли.

Факторный анализ влияния снижения себестоимости на изменение прибыли можно оценить с помощью следующих формул 1.5, 1.6.

Общее изменение  прибыли равно:

П = П1 - П0, (1.5)

Изменение прибыли  в результате снижения (повышения) себестоимости  на единицу продукции:

Пв = В1 - (С0 - С1), (1.6)

 где индексы  «0» и «1» означают соответственно  базовый и отчетный периоды;

П - прибыль от реализации продукции

В1 – выручка  от реализации товаров и т.д.  за отчетный период.

Рассчитаем  общее изменение прибыли. Для  этого нужно использовать формулу 1.5. Подставим значения в формулу 1.5:

П = 1694 – 0 = 1694 млн  руб.

Значение прибыли  в 2011 году значительно выросло, и  составило 1694 млн. руб.  В сравнении, в 2010 году это значение составило 0 (см. приложение «Отчет о прибыли и  убытках»).  Судя по значению прибыли наблюдается положительная тенденция в развитии предприятия.

Рассчитаем  изменение прибыли в результате снижения (повышения) себестоимости на единицу продукции. Для этого нужно подставить значения в формулу 1.6:

Пв = 28569 - (15,4) = 28553,6 млн. руб.

Разность  себестоимости  одной тысячи дал за 2010 и 2011 года привело к снижению выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг на 15.4 млн. руб. Это не значительное изменение на фоне всей  выручки предприятия.

Проведя анализ себестоимости продукции филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод», мы видим, что она выросла в 2011 году, в  сравнении с 2010 годом, в основном за счет роста прочих затрат, затрат на производство продукции, затрат на оплату труда и т.д. В свою очередь выросла и выручка от реализации товаров, работ, услуг, валовая и чистая прибыль – можно сделать вывод о том, что увеличение себестоимости оказало не значительное влияние на прибыль предприятия, а наоборот чистая прибыль в 2011 году возросла и составила 1694 млн. грн., а в 2010 году ее значение составляло 0. Из этого следует, что предприятие динамично развивается и имеет «большой» потенциал.

Сравним темпы  роста полной себестоимости производимой продукции и темп роста товарной продукции филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод». Этот анализ проводится за счет сравнения темпов роста полной себестоимости и товарной продукции предприятия. Если темп роста товарной продукции выше, чем темп роста полной себестоимости – это положительная динамика развития, а если наоборот, то отрицательная динамика. Для этого построим таблицу 2.3. (значения взяты из приложения «Анализ структуры затрат».)

                                                                                              Таблица 2.3.

Сравнение темпов роста полной себестоимости и товарной продукции.

Показатели

Ед. изм.

2011

2010

Абсолютное  отклонение

Темп роста, %

Товарная продукция

Млн.руб.

14847,7

10249,5

+ 4598,9

144,9

Полная себестоимость

Млн.руб.

13328,9

9795,4

+ 3533,5

136,07


 

Расчеты показали, что темп роста товарной продукции в 2011 году составил 144,9 %, а значение темпа роста полной себестоимости продукции в отчетном году равно 136,07 %. Из этого следует, что темп роста товарной продукции выше, чем темп роста полной себестоимости продукции –  наблюдается положительная динамика развития филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод».

 

 

 

 

3.1. Предложения по снижения себестоимости продукции филиала «Чечерский» ОАО «гомельский винодельческий завод»

 

Себестоимость – это один из основных показателей прибыли предприятия. От нее зависит какую прибыль получит предприятие, как эффективно оно использует свои ресурсы, заемный капитал.

Чтобы разработать  мероприятия по уменьшению себестоимости  нужно провести  анализ себестоимости по статьям расходов, удельный вес которых в отчетном периоде существенно возрос. В нашем случае к ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы. (см. приложение «Анализ структуры затрат»).

 Удельный  вес общепроизводственных расходов  в полной  себестоимости   вырос в 2011 году  на 2,83 %. В основном за счет роста таких показателей: (см. приложение «Факт.  смета по общепроизводственным расходам»).

1. Роста расчетов  с поставщиками и подрядчиками, его удельный вес в общепроизводственных расходах составил в отчетном периоде 16,06 %, что значительно выше, чем в прошлом году. Удельный вес этого показателя можно снизить за счет:

- экономии потребления  электроэнергии, воды  и т.д.

- заключить  договора с теми поставщиками, которые смогут продавать предприятию сырье, материалы по более низкой цене;

- увеличить  собственные запасы виноматериалов.

2.Затрат на содержание транспорта. Удельный вес  в общепроизводственных расходах вырос на 7,41 %. Снижения этого показателя  можно добиться за счет экономии топлива, списания не нужной техники, своевременного обслуживания  и правильной эксплуатации транспорта и т.д.

3. Роста затрат  на приобретение строительных  материалов. В 2011 году этот показатель  вырос на 4,17 %. Уменьшить затраты  можно за счет покупки стройматериалов  по более низким ценам, своевременного  обслуживания зданий и сооружений  предприятия.

Удельный вес общехозяйственных расходов в полной себестоимости продукции в отчетном периоде вырос на 7,68 %, и составил 26,72 %. Это серьезное увеличение, которое оказывает значительное влияние на себестоимость продукции. Увеличение удельного веса этого показателя происходит,  за счет увеличения таких показателей: (см. приложение «Фактическая смета по общехозяйственным расходам»).

1. Хозяйственных расходов направленных на выплаты ОАО «Гомельский винодельческий завод», их удельный вес в общехозяйственных расходах составил 21,89 %. Снизить этот показатель в ближайшие 2-3 года не получится, т.к. между двумя предприятиями заключен договор, по которому филиал «Чечерский» арендовал имущество у ОАО «Гомельский винодельческий завод».

2. Увеличения  расходов на содержание легкового транспорта. Удельный вес этого показателя в 2011 году составил 11,36 % , что на 6,17 % выше, чем в прошлом году. Уменьшение этого показателя можно достичь при помощи реализации таких мероприятий:

- экономия топлива;

- своевременного  обслуживания и правильной эксплуатации легкового транспорта и.д.

 

При проведении анализа себестоимости по статьям  расходов в филиале «Чечерский»  ОАО «Гомельский винодельческий завод», были выявлены элементы, удельный вес в себестоимости которых значительно возрос – это общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

В ходе анализа  себестоимости по статьям расходов были предложены основные  мероприятия  по уменьшению себестоимости, за счет уменьшения общехозяйственных и  общепроизводственных расходов.

Также руководству  филиала «Чечерский», на перспективу, следует принять во внимание такие мероприятия по снижению себестоимости, как повышение технического уровня производства; совершенствование организации производства и труда; улучшение использования имеющихся ресурсов.

Это основные мероприятия которые я предлагаю филиалу «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод» и они помогут предприятию снизить себестоимость производимой продукции.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции - это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

Анализ и  оценка влияния себестоимости продукции  на финансовый результат деятельности предприятия является неотъемлемой частью финансового анализа деятельности предприятия, позволяющей своевременно выявлять основные факторы снижения себестоимости и роста прибыли предприятия.

В ходе проведенного анализа филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод» были выявлены основные моменты, кратко характеризующие основные положения проведенного исследования.

Проведенные исследования показали, что себестоимость продукции в отчетном периоде возросла, но это никак не отразилось на прибыли предприятия. В данном случае увеличение себестоимости компенсируется ростом выручки от товаров, работ, услуг, валовой продукции, чистой прибыли и т.д. (см. приложение «Отчет о прибылях и убытках»).

Также проведенный анализ позволил рекомендовать филиалу «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод» такие мероприятия по снижению себестоимости производимой продукции, как:

1.Снизить удельный  вес общепроизводственных расходов  в полной себестоимости производимой  продукции, т.к. в отчетном периоде  наблюдается значительный рост  этого показателя.

2.Снизить удельный вес общехозяйственных расходов в полной себестоимости производимой продукции.

Мероприятия по снижению этих показателей прописаны в пункте  3.1 «Предложения по снижения себестоимости продукции филиала «Чечерский» ОАО «Гомельский винодельческий завод»

Также руководству филиала  «Чечерский», на перспективу, следует  принять во внимание такие мероприятия  по снижению себестоимости, как повышение  технического уровня производства; совершенствование  организации производства и труда; улучшение использования имеющихся ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического  анализа: Учебник - 4-е изд. доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Глухов В.В., Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент. - С.-Петербург: Специальная литература, 2005.

3. Ковалев В.В.  Финансовый анализ. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2006.

5. Кохно А.П., Микрюков В.А., Комаров СЕ. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006.

6. Кочович Е.  Финансовая математика. Теория и  практика финансово-банковских расчетов. - М.: Финансы и статистика, 2006.

7. Масленченков  Ю.С. Финансовый менеджмент в  коммерческом банке: технология  финансового менеджмента клиента. - М.: Перспектива, 2005.

8. Перар Ж.  Управление финансами: с упражнениями/Пер, с франц. -М.: Финансы и статистика, 2004.

9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: / Г.В. Савицкая. - Минск: ООО «Новое знание», 2004.

10. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб.пособие. - М.: Юнити-Дана, 2002.

11. Современный маркетинг / Под ред. Хрупкого В.Е. - М.: Финансы и статистика, 2004.

12. Стоянов Е.А., Стоянова Е.С. Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия. - М.: Перспектива, 2004.

13. Финансовое управление компанией / Общ. ред. Е.В.Кузнецовой. - М.: Фонд «Правовая культура», 2005.

14. Чечевицина Л.Н. Экономический анализ: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

15. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа предприятия. - М.: Инфра-М, 2006.

16. Экономика и статистика фирмы. / Под ред. Ильенковой СД. - М.: Финансы и статистика, 2006.

 


Информация о работе Анализ себестоимости продукции