Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:19, курсовая работа
Себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать общую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.
Анализ себестоимости проводится в следующих направлениях:
- анализируются затраты на один рубль товарной продукции;
-дается анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода;
- анализируется себестоимость конкретных видов продукции;
- проводится анализ себестоимости важнейших видов изделий;
- выявляются резервы снижения себестоимости.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции
промышленного предприятия ……………...……………………………….4
1.1 Понятие, роль и сущность себестоимости продукции …………...…...4
1.2 Методологические основы анализа себестоимости выпускаемой
продукции ………………………………………………………….....…7
1.3 Роль себестоимости продукции в повышении качества прибыли..…12
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Красногорский
завод им. С.А. Зверева» …………………………………………………….16
2.1 Организационная характеристика ОАО «Красногорский завод им.
С.А. Зверева» ……………………………………………………….…..16
2.2 Экономическая характеристика ОАО «Красногорский завод им. С.А.
Зверева» ……………………………………………………………….…19
3. Анализ себестоимости продукции ОАО «Красногорский завод им. С.А.
Зверева» ………………………………………………………………………21
3.1 Диагностика себестоимости продукции ……………………………….21
3.2 Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат
деятельности предприятия ……………………………………………..23
3.3 Экономические факторы, влияющие на снижение себестоимости
продукции ……………………………………………………………….26
Заключение ……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы …………………………
Себестоимость продукции представляет собой затраты организации на производство и реализацию продукции, служит основой соизмерения расходов и доходов, а также выступают одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.
Анализ себестоимости продукции проводится по следующей схеме:
1) определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и плана;
2) проводится оценка
изменений структуры
3) определяется уровень
затрат на рубль товарной
Большой удельный вес в себестоимости занимают прямые материальные и трудовые затраты. Их размер зависит от влияния многих факторов, основные из которых:
- изменение объема продукции;
- изменение структуры затрат;
- изменение уровня затрат в себестоимости.
Анализ себестоимости производится применительно к единице продукции того или иного вида, применительно к определенному объему и составу товарной продукции отчетного периода, применительно ко всей товарной продукции предприятия.
Для установления планового задания по снижению себестоимости единицы продукции необходимо плановую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года, используя формулу 1.1.
±С = Сб-Спл, (1.1)
где Сб — себестоимость базисная;
Спл — себестоимость плановая.
Индекс планового задания по снижению себестоимости (ic) определяется по формуле 1.2:
Iс. пл = Спл / Сб, (1.2)
Для проверки выполнения
плана по себестоимости необходимо
фактическую себестоимость
ic = С1 / Спл, (1.3)
где С1 — фактическая
себестоимость единицы
Для измерения динамики
фактического снижения себестоимости
единицы продукции необходимо фактическую
себестоимость изделия сопостав
i = С1 / Сб, (1.4)
Снижение себестоимости — уменьшение затрат, что приводит к экономии средств. Размер экономии можно определить как разность между знаменателем и числителем.
При многономенклатурном
производстве исчисляются общие
индексы себестоимости
Показатель затрат на один рубль товарной продукции — универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах. Затраты на один рубль товарной продукции рассчитываются по формуле 1.5:
З1ртп = ∑qc/∑qz, (1.5)
где З1ртп — затраты на один рубль товарной продукции;
q — количество, объем выпуска в натуральном выражении;
с — себестоимость;
z — цена.
Показатель затрат на один рубль товарной продукции может быть рассчитан для любого предприятия. Этот показатель применяется для контроля за динамикой себестоимости. Используя данные обобщающего показателя, можно провести межхозяйственные сравнения.
Стоимость товарной продукции зависит от объема и структуры выпуска и цен на продукцию.
В целом на отклонение фактических затрат от плановых оказывают влияние следующие факторы:
- изменение объема и структуры продукции,
- изменение себестоимости продукции,
- изменение цен на продукцию.
При изменении объема и структуры товарной продукции в ней происходит увеличение доли одних и уменьшение доли других видов продукции. Так как затраты по видам изделий различаются, то при росте удельного веса тех изделий, затраты на рубль которых ниже, чем по всей товарной продукции, величина затрат на один рубль товарной продукции против плана снизится, и наоборот.
Изменение себестоимости
товарной продукции приводит к прямо
пропорциональному изменению
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности. Количественно прибыль представляет собой разность между выручкой и себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль — это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Объектом особого внимания на любом предприятии является прибыль от реализации. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от 4-х факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:
- изменения отпускных
цен на реализованную
- изменения в объеме
продукции (по базовой
- изменения в структуре реализации продукции;
- экономия от снижения себестоимости продукции;
- изменения себестоимости за счет структурных сдвигов;
- изменение цен на материалы и тарифов на услуги;
- изменение цен на 1 руб. продукции.
Себестоимость продукции
и прибыль находятся в обратно-
Качество прибыли — это обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации.
Высокое качество операционной прибыли характеризуется ростом объема выпуска продукции, снижением уровня операционных затрат, а низкое качество — ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях.
Ведущую роль в повышении качества прибыли играет снижение себестоимости продукции. Это характеризует интенсивный путь роста прибыли, путь использования собственных внутренних резервов.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) может быть рассчитана по следующей формуле 1.6:
П=N-CPП, (1.6)
где N - выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов (чистый объем реализации), тыс. руб.;
Срп - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.
Таким образом, все факторы, влияющие на себестоимость реализованной продукции, сказываются и на прибыли от реализации и на балансовой прибыли.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж.
Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆ПС) рассчитывается по формуле 1.7:
∆ПС = С2,1 – С2, (1.7)
где C2,1 - себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитанная в ценах и условиях базисного периода, руб.;
С1 - фактическая себестоимость реализованной продукции анализируемого периода.
Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (∆Поб.пр), т.е. собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости определяется по формуле 1.8:
∆Поб.пр = Пб - К1 – Пб = Пб - (К1 – 1), (1.8)
где Пб - прибыль базисного периода;
К1 - коэффициент роста объема реализации продукции, который равен отношению С2,1/С2.
Расчет влияния на
прибыль изменений
∆Пс.сд = С1 - К2 – С2,1, (1.9)
где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам.
Факторный анализ влияния снижения
себестоимости на изменение прибыли
можно оценить с помощью
Общее изменение прибыли равно:
∆П = П1 – П0 = В1 - (1 – S1) – В0 - (1 – S0), (1.10)
Изменение прибыли в результате роста объема реализации:
∆Пв = ∆- (1 – S0), (1.11)
Изменение прибыли в результате снижения (повышения) себестоимости на единицу продукции:
∆Пв = В1 - (S0 – S1), (1.12)
где индексы «0» и «1» означают соответственно базовый и отчетный периоды;
П - прибыль от реализации продукции
, (1.13)
В - объем реализации;
И - издержки на производство продукции;
S - себестоимость на один руб. продукции.
Отдельным расчетом определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и прочие ресурсы, а также причин, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины. В первом случае расчет проводится по данным бухгалтерского учета себестоимости продукции. Оценка влияния на прибыль нарушений хозяйственной дисциплины проводится с помощью анализа отклонений, образовавшихся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.п.
Общее изменение затрат на 1 руб. продукции выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом перечисленных выше факторов.
Наименование предприятия |
ОАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» |
Род деятельности |
Производство оптико- |
Расположение |
Россия, Московская обл., г. Красногорск |
Год основания |
1942 г. |
Продукция |
Фотоаппаратура, прицелы, дальномеры, приборы ночного видения |
Оборот |
4,368 млрд руб. (2011 год) |
Чистая прибыль |
46,9 млн руб. (2011 год) |
Число сотрудников |
4182 человека |
Открытое акционерное общество ОАО «Красногорский завод им. С.А Зверева» учреждено на основании Федерального закона «Об акционерных обществах». ОАО «Красногорский завод им. С.А Зверева» является открытым акционерным обществом.
Общество является коммерческой организацией. Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
ОАО «Красногорский завод имени С. А. Зверева», ранее —Красногорский механический завод (КМЗ) — крупное машиностроительное предприятие, расположенное в городе Красногорске, Московской области. Входит в состав холдинга ОАО «НПК „Оптические системы и технологии“» государственной корпорации «Ростехнологии».
Специализируется на
выпуске оптических и оптико-электронных
приборов (аэрокосмической
Управление предприятием строится на базе определенной организационной структуры.
Рис. 2 Организационная структура ОАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева»
Основными направлениями деятельности ОАО КМЗ являются разработка и создание:
- обзорно-прицельных авиационных систем;
- систем управления огнём бронетанковой техники;