Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:18, курсовая работа
Цель курсовой работы - на основе анализа себестоимости производства продукции установить факторы, оказывающие влияние на затраты и наметить пути дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Для достижения указанной цели в данной работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции на предприятиях;
дать краткую характеристику деятельности ОАО «Завод «Копир»;
провести анализ себестоимости производства и реализации продукции;
наметить пути оптимизации затрат на производство продукции.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………………………..5
1.1 Содержание, виды себестоимости…………………………………….5
1.2 Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции……...8
1.3 Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции………………………………………………………………………….9
1.4 Группировка затрат по статьям калькуляции………………………21
1.5 Методы учета затрат…………………………………………………24
Глава 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЗАВОД «КОПИР»….29
2.1. Организационная и экономическая характеристика ОАО «Завод «Копир»…………………………………………………………………………..29
2.2 Анализ себестоимости производства и реализации продукции ОАО «Завод «Копир»………………………………………………………………….43
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ЗАВОД «КОПИР………….47
3.1 Пути снижения себестоимости продукции на ОАО «Завод «Копир»…………………………………………………………………………..47
Заключение………………………………………………………………..51
Список использованных источников и литературы……………………54
Из таблицы 1 видим, что и в настоящее время предприятие находится в поиске ассортимента продукции. Группы изделий «Соединители электрические»: «Крокус», «Калибры» и «Изделия коммутационно-установочные» не включаются в производственную программу предприятия, по причине отсутствия спроса на эти виды изделий.
Комплектующие для автотранспортной промышленности в 2011 году стали занимать в общем объеме выпуска продукции 65,0% , к предыдущему периоду объем вырос на 34%. Предприятие поставляет комплектующие для таких автомобильных гигантов России как «ВАЗ», «КАМАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ».
Значительное место в
В настоящее время предприятие получило Лицензию на производство продукции ассортимента автомобильной промышленности.
Рис. 1. Ассортимент выпускаемой продукции в 2010-2011 г.г.
Достаточная обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обеспеченность предприятия
трудовыми ресурсами
и изменение структуры кадров
Категории работников |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
чел. |
в % к итогу |
чел. |
в % к итогу |
чел. |
в % к итогу | |
1. Среднесписочная численность всего, чел. |
1395 |
100,0 |
1423 |
100,0 |
1436 |
100,0 |
в том числе промышленно- |
1373 |
98,4 |
1396 |
98,1 |
1409 |
98,1 |
из них рабочие: |
1009 |
72,3 |
1022 |
71,8 |
1023 |
71,2 |
- основные |
458 |
32,8 |
468 |
32,9 |
468 |
32,6 |
- вспомогательные |
551 |
39,4 |
554 |
38,9 |
555 |
38,6 |
- ученики |
49 |
3,5 |
54 |
3,8 |
60 |
4,2 |
- руководители |
103 |
7,4 |
105 |
7,4 |
106 |
7,4 |
- специалисты |
144 |
10,3 |
144 |
10,1 |
149 |
10,4 |
- служащие |
8 |
0,6 |
8 |
0,6 |
8 |
0,6 |
- охрана |
60 |
4,3 |
63 |
4,4 |
63 |
4,4 |
2. Непромышленный персонал |
22 |
1,6 |
27 |
1,9 |
27 |
1,9 |
из них работники медпункта |
3 |
0,2 |
3 |
0,2 |
3 |
0,2 |
работники базы отдыха |
25 |
1,8 |
24 |
1,7 |
24 |
1,7 |
Вывод: Предприятие ОАО «Завод «Копир" является большим предприятием, наибольшая часть населения города работает на ОАО "Копир". В городе по данным статистики наблюдается 9,5% безработных к трудоспособному населению. В городе имеется 5 общеобразовательных школ, выпускники которых желают работать на этом промышленном предприятии.
Предприятие само организует курсы по подготовке и повышению квалификации кадров рабочих и специалистов. Предприятие не испытывает трудности в достаточности кадров.
Структура кадров по категориям работников
за 2009 – 2011 г.г. почти не изменилась.
Среднесписочная численность в 2011
г. увеличилась на 41 человека по сравнению
с 2009 г. Произошло увеличение основных
и вспомогательных рабочих
Основные профессии ОАО «Завод«
Рис.2 Распределение рабочих ОАО «Завод "Копир" по квалификационным группам за 2011 год
Административно-управленческий персонал
имеет высокий уровень
Таблица 3
Образование |
Численность |
Структура (%) |
Высшее Среднее |
232 25 |
90,3 9,7 |
Всего |
257 |
100 |
Из таблицы 3 видно, что большинство руководителей и специалистов имеют высшее образование. И только около 10% имеет среднее специальное образование мастера, специалисты по снабжению и сбыту.
Для мотивации труда в целях
эффективности использования
Таблица 4. Динамика и структура активов ОАО «Завод «Копир» за 2010-2011г. г.
Раздел баланса |
По состоянию на конец года |
Отклонения |
Темп роста,% | |||
2010 год |
2011год |
2011г. к 2010г. |
2011г. к 2010г. | |||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. Вес,% |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. Вес.,% | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I Внеоборотные активы 1.Нематериальные активы 2.Основные средства 3.Незавершенне строительство 4.Долгосрочные финансовые вложения
Итого по разделу I: |
- 48242 10665
118
59025 |
- 21,2 4,7
0,1
26 |
- 57817 15602
118
73537 |
- 19,2 5,2
0
24,4 |
+9575 +4937
0
+14512 |
119,8 146,3
100
124,6 |
Продолжение таблицы 4.
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
II.Оборотные активы 1.Запасы 2.НДС 3.Дебиторская задолженность 4.Краткосрочные финансовые 4.Денижные средства 5.Прочие оборотные активы.
Итого по разделу II: |
93664 1212 63913
2740
6639 -
168168 |
41,2 0,5 28,1
1,2
2,9
73,9 |
130374 1358 82016
1540
12254 -
227542 |
43,3 0,5 27,2
0,5
4,1
75,6 |
+36710 +146 +18103
-1200
+5615
+59374 |
139,2 112 128,3
56,2
184,6
135,3 |
Баланс |
227193 |
100 |
301079 |
100 |
+73886 |
132,5 |
Таблица 5. Динамика и структура пассивов ОАО «Завод «Копир» за 2010-2011г. г.
Раздела баланса |
По состоянию на конец года |
Отклонения |
Темп роста,% | |||
2010 год |
2011год |
2011г. к 2010г. |
2011г. к 2010г. | |||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. Вес,% |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. Вес.,% | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
III. Капитал и резервы 1.Уставной капитал 2.Добавочный капитал 3.Резервный капитал 4.Нераспределенная прибыль(
Итого по разделу III: |
25453 34674 147 14910
75070 |
22,1 30,1 0,1 13,0
65,3 |
25453 34674 1273 36314
97710 |
17,9 24,4 0,9 25,5
68,7 |
- - +1126 +21404
+22640
|
- - 866 243,6
130,2 |
Продолжение таблицы 5.
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
IV.Долгосрочные обязательства 1.Отложенные налоговые Итого по разделу IV: V. Краткосрочные обязательства 1.Займы и кредиты 2.Кредиторская
задолженность
3.Задолженность учредителям 4.Доходы будущих периодов
Итого по разделу V: |
4981
4981
17001 17842 11210
34965 |
4,3
4,3
14,8 15,5 0,10
30,4 |
7443
7443
11303 24509 12868
37106 |
5,2
5,2
8,0 17,2 0,90
26,1 |
+2462
+2462
-5698 +6667 +1174 -2
+2141 |
149,4
149,4
66,5 137,4 1148,2 80
106,1 |
Баланс |
115016 |
100 |
142259 |
100 |
+27243 |
123,7 |
2.2 Анализ себестоимости производства и реализации
продукции ОАО «Завод «Копир»
Себестоимость продукции является
важнейшим показателем
Анализ себестоимости
Информационной базой для
анализа себестоимости
Объектами анализа
- полная себестоимость
- затраты на рубль продукции;
- себестоимость отдельных
- отдельные статьи затрат.
Анализ себестоимости обычно начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат.
Рассмотрим основные показатели затрат и реализации производства продукции ОАО «Завод «Копир» в таблице 6.
Таблица 6. Основные экономические показатели деятельности ОАО «Завод «Копир»
№ |
Показатели |
Величина показателя |
Изменения | |||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 к 2009 году |
2011 к 2010 году | ||||||||
сумма |
% |
сумма |
% | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||||
1 |
Объем реализованной продукции, тыс. руб. |
283280 |
393439 |
508963 |
110159 |
138,89 |
115524 |
129,36 | ||||
2 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
44277,5 |
45850 |
53029,5 |
1572,5 |
103,55 |
7179,5 |
115,66 | ||||
3 |
Фондоотдача, руб./руб. |
6,4 |
8,58 |
9,6 |
2,18 |
134,12 |
1,02 |
111,85 | ||||
4 |
Фондоемкость, руб./руб. |
0,16 |
0,12 |
0,1 |
-0,04 |
74,56 |
-0,01 |
89,41 | ||||
5 |
Фондовооруженность, руб./чел. |
31,74 |
32,24 |
36,93 |
0,5 |
101,59 |
4,69 |
114,53 | ||||
6 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
236894 |
320133 |
406896 |
83239 |
135,14 |
86763 |
127,1 | ||||
7 |
Полная себестоимость |
231100 |
257071 |
275838 |
25971 |
111,24 |
18767 |
107,3 | ||||
в том числе по элементам затрат, тыс. руб.: - затраты на оплату труда - отчисления от ФОТ - амортизация - прочие затраты - материальные затраты |
68879 17648 4880 21927 117766 |
72137 19134 5291 37054 123455 |
76563 21236 6154 42321 129564 |
3258 1486 411 15127 5689 |
104,73 108,42 108,42 168,99 104,83 |
4426 2102 863 5267 6109 |
106,14 110,99 116,31 114,21 104,95 | |||||
8 |
Финансовый результат от финансово-хозяйственной деятельности (Валовая прибыль), тыс. руб. |
46386 |
73306 |
102067 |
26920 |
158,03 |
28761 |
139,23 | ||||
9 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
42369 |
68928 |
97301 |
26559 |
162,68 |
28373 |
141,16 | ||||
10 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
42356 |
82943 |
105800 |
40587 |
195,82 |
22857 |
127,56 | ||||
1 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
31312 |
62234 |
82074 |
30922 |
198,75 |
19840 |
131,88 | ||||
2 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
1395 |
1422 |
1436 |
27 |
101,94 |
14 |
100,98 | ||||
3 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
75371,9 |
101966,1 |
140496,2 |
26594,2 |
135,28 |
38530,1 |
137,79 | ||||
4 |
Средняя зарплата одного рабочего, руб. |
4503 |
5957 |
6458 |
1454 |
132,29 |
501 |
108,1 | ||||
5 |
Производительность труда, руб./чел. |
204922 |
264718 |
354431 |
59796 |
129,18 |
89713 |
133,89 | ||||
6 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб. |
0,82 |
0,65 |
0,54 |
-0,16 |
80,09 |
-0,11 |
82,95 | ||||
7 |
Рентабельность произведенной |
13,55 |
17,52 |
19,12 |
3,97 |
129,31 |
1,6 |
109,13 | ||||
|
||||||||||||
8 |
Рентабельность продаж, % |
14,96 |
17,52 |
19,12 |
2,56 |
117,13 |
1,6 |
109,12 | ||||
19 |
Рентабельность собственного капитала, % |
29,2 |
58,04 |
76,54 |
28,84 |
198,75 |
18,5 |
131,88 |