Анализ себестоимости производства и реализации продукции промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основе анализа себестоимости производства продукции установить факторы, оказывающие влияние на затраты и наметить пути дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Для достижения указанной цели в данной работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции на предприятиях;
дать краткую характеристику деятельности ОАО «Завод «Копир»;
провести анализ себестоимости производства и реализации продукции;
наметить пути оптимизации затрат на производство продукции.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………………………..5
1.1 Содержание, виды себестоимости…………………………………….5
1.2 Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции……...8
1.3 Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции………………………………………………………………………….9
1.4 Группировка затрат по статьям калькуляции………………………21
1.5 Методы учета затрат…………………………………………………24
Глава 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЗАВОД «КОПИР»….29
2.1. Организационная и экономическая характеристика ОАО «Завод «Копир»…………………………………………………………………………..29
2.2 Анализ себестоимости производства и реализации продукции ОАО «Завод «Копир»………………………………………………………………….43
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ЗАВОД «КОПИР………….47
3.1 Пути снижения себестоимости продукции на ОАО «Завод «Копир»…………………………………………………………………………..47
Заключение………………………………………………………………..51
Список использованных источников и литературы……………………54

Файлы: 1 файл

Курсовая по анализу cебестоимости.doc

— 127.40 Кб (Скачать файл)

Из таблицы 6 видно, что рентабельность произведенной продукции увеличилась  в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 3,97 %, а  рентабельность продаж – на 2,56 %. В 2011 году по сравнению с предыдущими  годами значительно увеличилась себестоимость как произведенной, так и проданной продукции.

Следует отметить, что темпы роста  себестоимости продукции не опережают  темпы роста объемов реализованной  продукции. Если темпы роста объема реализованной продукции составляют в среднем 1,65, то себестоимости произведенной  продукции 1,60.

Прирост объема выпуска продукции  в 2011 году по сравнению с 2009 годом  определяется влиянием повышения эффективности  использование основных производственных фондов в размере 141688 тыс. руб. (3,2 * 44277,5). Положительное влияние на прирост объема выпуска продукции оказало увеличение (среднегодовой стоимости ОПФ) производственного потенциала в размере 83995 тыс. руб. (8752 * 9,597).

Доля влияния расширения основных производственных фондов на  объема выпуска продукции составляет 141688/225683=0,628, а доля влияния фондоотдачи – 83995/225683=0,372. Сложившееся соотношение влияния двух факторов на выпуск продукции служит предпосылкой повышения рентабельности производства.

Снижение фондоемкости продукции  свидетельствует о наличии относительной  экономии средств, вложенных в основные фонды. Сумма относительной экономии составит: (0,1-0,16) * 508963 = -30537,78 тыс. руб. Главным фактором экономии средств, вложенных в основные фонды – рост фондоотдачи.

Рост себестоимости проданных  товаров, продукции, работ, услуг объясняется увеличением затрат на оплату труда, что непосредственно связанно с увеличением среднесписочной численности работников в 2009г. по сравнению с 2011г. на 41 человека; увеличением средней зарплаты одного работающего за этот же период на 1955 рубля.

Предприятие имеет за 2009-2011 г. интенсивный  путь развития, рост объемов производства происходит за счет производительности труда, если в 2009 г. производительность труда составляла 204922 р., то уже в 2011 году – 354431 р., то есть производительность труда увеличилась на 149509 р.

Фондовооруженность увеличивается, это означает, что предприятие  выводит основные фонды, предприятие  освобождается от старой не производительной техники, сдает ее в аренду, рассчитывается ею с поставщиками. Стратегия предприятия направлена на ввод новой производительной техники. Принятую стратегию по движению основных средств предприятию следует продолжить и в последующие годы, чтобы показатель фондоотдачи довести до среднего его уровня отрасли.

Вся продукция основного производства изготавливается только под конкретного заказчика с заключением договоров о поставках, что обеспечивает гарантированный сбыт продукции.

Технологический уровень выпускаемой  продукции достаточно высок, на некоторые  виды продукции имеется патент. Соотношение  цены и качества изделий позволяет сегодня успешно конкурировать на внутреннем рынке как с отечественными, так и с зарубежными фирмами. Все изделия поступают в розничную сеть для реализации, имеются сертификаты. Резкое увеличение рентабельности собственного капитала в 2010 г. по сравнению с 2009 на 28,84 % и значительное увеличение прибыли в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 30922 тыс. руб. и в 2011г. по сравнению с 2010г. на 19840 тыс. руб. позволяет сделать вывод о стабильном финансовом положении предприятия.

 

 

 

Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ЗАВОД «КОПИР»

3.1 Пути снижения себестоимости  продукции на ОАО «Завод «Копир»

 

      Снижение себестоимости продукции - важнейший показатель повышения эффективности производства и роста прибыли. Основные направления снижения себестоимости следующие:

- уменьшение материальных  и энергетических затрат;

- снижение затрат на  заработную плату;

- сокращение накладных  расходов по обслуживанию и  управлению производством.

Для производств ОАО «Завод «Копир», большинство из которых материалоемкие, а многие и энергоемкие, важнейшим направлением снижения себестоимости является экономия материалов и энергетических средств. Каждый процент снижения материальных затрат приводит к снижению себестоимости продукции на 0,6-0,8 %, тогда как снижение на 1 % затрат на заработную плату основных рабочих снижает себестоимость примерно на 0,01 %, а сокращение накладных расходов на 1 % дает снижение себестоимости на 0,15-0,2 %.

Снижение затрат на заработную плату в себестоимости продукции  обеспечивается опережающим ростом производительности труда за счет интенсификации производства по сравнению с ростом средней заработной платы рабочих.

Сокращению накладных  расходов (как условно-постоянных) способствует рост объемов производства за счет реконструкции и технического перевооружения предприятий, улучшения использования  основных фондов, а также уменьшение численности административно-управленческого  персонала и вспомогательных рабочих за счет совершенствования управления и обслуживания производства.

На снижение себестоимости  продукции оказывают влияние  ряд важнейших внутренних и внешних  технико-экономических факторов. Изучение влияния этих факторов при планировании снижения себестоимости позволяет  установить связь между изменениями  в техническом уровне и организации  производства и себестоимостью продукции.

Решающее влияние на уровень  и изменение себестоимости продукции  оказывают факторы повышения  техническое уровня производства: внедрение  передовых и совершенствование  действующих технологий и оборудования, механизация и автоматизация  производственных процессов, использование  новых видов сырья и т. п.

Внедрение новой техники  повышает уровень механизации труда  и автоматизации производства, что  оказывает существенное влияние  на рост производительности труда и, следователь но, на снижение затрат на заработную плату в себестоимости  продукции. Особенно большие резервы  снижения себестоимости за счет этих факторов имеются на погрузо-разгрузочных, складских и других вспомогательных  работах, являющихся наиболее трудоемкими  на предприятиях.

Существенное влияние  на снижение себестоимости оказывают  факторы улучшения организации  производства и труда: совершенствование  управления производством, увеличение норм обслуживания и расширение зон  обслуживания, сокращение потерь рабочего времени, улучшение организации  материально-технического снабжения, сокращение потерь от брака и т. п.

С предыдущими группами внутренних факторов тесно связаны факторы  роста объема производства и изменения  структуры производственной программы. Рост объема производства приводит к  уменьшению накладных (условно-постоянных) расходов в себестоимости единицы  продукции и является важным резервом ее снижения. Экономия накладных расходов достигается непосредственно по месту их возникновения, т. е. в цеховом или заводском масштабе. Изменение структуры производственной программы (номенклатуры, ассортимента) приводит к изменению себестоимости всей продукции, но не оказывает влияния на себестоимость единицы продукции.

Наряду с внутренними  факторами на изменение себестоимости  продукции могут оказывать влияние  и внешние факторы (централизованное изменение цен и тарифов на потребляемые топливо и энергию, норм амортизации, ставок заработной платы  и т. п.). Все перечисленные технико-экономические  факторы используют при планировании снижения себестоимости.

ОАО «Завод «Копир» как один из ключевых производителей продукции комплектующих для автотранспортной промышленности является крупным потребителем энергоресурсов среди промышленных предприятий республики Марий-Эл. На фоне роста тарифов на энергоносители энергосбережение является одним из факторов управления рентабельностью деятельности предприятия.

Общество осуществляет внедрение  соответствующих мероприятий в  соответствии с Программой энергосбережения ОАО «Завод «Копир» на 2007-2010 годы.

В целях сокращения энергозатрат в себестоимости продукции в 2007 году предприятием велась работа по энергосбережению по следующим направлениям:

- реконструкция производственных  установок с внедрением новых  технологий;

- контроль и учет потребляемых  энергоресурсов;

- замена устаревшего оборудования  на оборудование с улучшенными  характеристиками;

- увеличение доли использования  вторичных энергоресурсов.

Обществом были разработаны и осуществлены следующие мероприятия:

- выполнена реконструкция  узла учета пара в цехе №  09, которая позволила повысить  точность учета потребляемого  пара. В результате получена экономия  тепловой энергии 1300 Гкал на  сумму 481 тыс. рублей;

- начаты работы по внедрению  информационной системы, позволяющей  осуществлять сбор и анализ  данных о расходах энергоносителей,  планировать мероприятия по оптимизации  энергопотребления;

- оснащены электронной  пускорегулирующей аппаратурой  (ЭПРА) светильники в административных  и бытовых помещениях, что кроме  прочего увеличивает срок службы  люминесцентных ламп. За счет  использования ЭПРА получена  экономия электроэнергии;

- оснащены электроприводами  с частотным регулированием вентиляторы  градирни ЭЛОУ АВТ-7, в результате  была получена экономия электроэнергии 280 тыс кВт/ч в год.

Полученная экономия от энергосберегающих  мероприятий за 2007 год составила 2 950 000 рублей.

Работы ОАО «Завод «Копир» по энергосбережению ведутся по программе, рассчитанной на реализацию энергосберегающих мероприятий на 2007-2010 гг.

Реализация планов мероприятий  по энергосбережению в отчетном году проводилась в следующих направлениях:

- реконструкция производственных  установок с внедрением новых  технологий;

- совершенствование систем  контроля и учета потребляемых  энергоресурсов;

- замена устаревшего оборудования  на оборудование с улучшенными  характеристиками;

- увеличение доли использования  вторичных энергоресурсов;

- внедрение и совершенствование  информационной системы, позволяющей  собирать, анализировать данные  о расходах энергоносителей, планировать  мероприятия по оптимизации энергопотребления.

Сдана в опытную эксплуатацию система коммерческого учета  электроэнергии, позволяющая вести  контроль за потреблением электроэнергии. На заводе проведен энергоаудит, результаты которого подтвердили эффективность использования ОАО «Завод «Копир» энергоресурсов.

В отчете, составленном по результатам  обследования, определен потенциал  энергосбережения, предложены мероприятия  по его реализации, которые Общество намерено осуществить в дальнейшем.

Заключение

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции является составной частью рентабельной хозяйственной деятельности предприятии, так как между себестоимостью и прибылью имеется обратная функциональная зависимость.

Для правильного определения себестоимости  каждого вида продукции, организации  внутризаводского хозрасчета и контроля, затраты на производство группируются по технологическим процессам (производствам), переделам или установкам, цехам  и другим обособленным частям предприятия. Все затраты на производство и  реализацию продукции в конечном счете включаются в себестоимость  отдельных видов готовой (товарной) продукции (работ, услуг) или групп  однородной продукции.

Также необходимо отметить, что одним  из условий рентабельной деятельности предприятия является снижение себестоимости. Анализ использования сырья производится по отдельным технологическим процессам (переделам) или установкам. Конкретные мероприятия по улучшению использования  сырья и снижению безвозвратных  потерь должны предусматриваться по отдельным технологическим процессам (производствам).

Завод ОАО «Завод «Копир» включает в себя основное производство:

Поставка  комплектующих для таких автомобильных гигантов России как «ВАЗ», «КАМАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ».

Данная курсовая работа посвящена анализу себестоимости  производства и реализации продукции на примере ОАО «Завод «Копир». 

В процессе ее написания была сделана  попытка проанализировать себестоимость производства и реализации продукции. В теоретической части данной курсовой работы была описана методика затрат на выпуск и реализацию продукции.

         Также в данной курсовой работе была сделана попытка проанализировать сущность и основный анализ себестоимости  производства и реализации продукции на заводе, а также пути уменьшения себестоимости продукции.

Объемы, как товарной продукции, так  и реализованной продукции растут с каждым годом. Причем объемы реализованной продукции превышают объемы товарной. Этому очевидно способствуют остатки готовой продукции и товаров для перепродажи на складах предприятия. Рентабельность произведенной продукции увеличилась в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 3,97 %, а рентабельность продаж – на 2,56 %. В 2011 году по сравнению с предыдущими годами значительно увеличилась себестоимость как произведенной, так и проданной продукции.

Следует отметить, что темпы роста  себестоимости продукции не опережают  темпы роста объемов реализованной  продукции. Если темпы роста объема реализованной продукции составляют в среднем 1,65, то себестоимости произведенной  продукции 1,60.

Прирост объема выпуска продукции  в 2011 году по сравнению с 2009 годом  определяется влиянием повышения эффективности  использование основных производственных фондов в размере 141688 тыс. руб. (3,2 * 44277,5). Положительное влияние на прирост объема выпуска продукции оказало увеличение (среднегодовой стоимости ОПФ) производственного потенциала в размере 83995 тыс. руб. (8752 * 9,597).

Информация о работе Анализ себестоимости производства и реализации продукции промышленного предприятия